Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Таможенные платежи: порядок уплаты

Таможенные платежи — нюансы оплаты, расчёта и возврата излишне уплаченных платежей

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Виды таможенных платежей

Под таможенными платежами подразумеваются всевозможные пошлины, сборы и налоги, взимание которых возложено на работников таможни. Обязанность их уплаты возникает при перемещении транспортных средств и грузов через границу с применением различных таможенных процедур и режимов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством. Они регулярно пересматриваются. Теперь, подробнее о разновидностях таможенных платежей.

  1. Вывозная таможенная пошлина. Позволяет регулировать цены на продукцию внутри государства. Из РФ, по большей части, экспортируется сырьё и природные ресурсы. Бремя оплаты этого вида пошлин ложится на участников ВЭД, решивших работать в этой сложной нише рынка.
  2. Ввозная таможенная пошлина. Платёж, обязательный для импортёров. Его размер зависит от того, с какой целью ввозится продукция. Если это готовые товары, то импортная пошлина выше, если это сырьё, необходимое для производства, — ниже. Есть перечень товаров, освобождаемых от ввозных таможенных пошлин.
  3. Таможенные сборы. Это плата за таможенные услуги: оформление, сопровождение и хранение грузов.
  4. Акцизы. Чтобы узнать виды и ставки акцизов по налоговой базе, загляните сюда. В статье есть примеры расчётов суммы акцизов на самые «ходовые» импортные товары.
  5. Создан специальный счёт таможни, предназначенный для этих целей, можно оплачивать в кассу. Оплата производится по кодам, классифицирующим вид пошлины, сбора или налога. После чего у плательщика должен остаться на руках один из двух экземпляров подтверждения платежа. Второй останется в таможенном органе.

    Статья 190 ТК ТС указывает, что таможня не имеет права на отказ в принятии декларации, если лицо не предъявило платёжные документы. То есть, декларацию можно подавать до оплаты таможенных платежей.

    Выпуск грузов возможен только после погашения таможенных платежей, как указано в подп. 3, пункта № 1, 195 статьи ТК.

    Исключение составляет выпуск грузов под определённые гарантии со стороны декларанта . То есть, при обеспечении уплаты таможенных платежей по ТК ТС.

    Ему необходимо знать код товара ТН ВЭД, а остальные действия смотрите в примере расчёта таможенных платежей. Кстати, таможенные платежи взимаются и с физических лиц в форме таможенных сборов.

    Важную роль играет валютные курсы на день расчёта, что усложняет авансовую форму расчёта с таможенными органами. Кто и как может распоряжаться суммами авансовых платежей, узнайте тут. В этой статье вы найдёте интересную информацию о целесообразности такой формы расчётов и уплаты таможенных платежей в 2015 году.

    Сроки уплаты

    Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

    • Ввоз. 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
    • Вывоз. Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
    • Изменение таможенного режима. Оплата производится в день завершения изменения.
    • Нецелевое использование товаров после выпуска. Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
    • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам. Также в день совершения нарушения.
    • Незаконный ввоз грузов. Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

    Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

    Процедура возврата переплат по таможенным платежам

    При выявлении переплаты таможенных платежей, плательщику необходимо обратиться к сотрудникам таможни с документами, подтверждающими этот факт. Как составить заявление на возврат таможенных платежей смотрите прямо тут.

    Предусмотрены сроки возврата переплат, которые нужно учитывать, если конечно, вы не желаете, чтобы ваши деньги ушли в бюджет безвозвратно.

    Уклонение от уплаты

    Мы не сомневаемся в том, что наши читатели не планируют уклоняться от уплаты налогов, пошлин и сборов, но никто не застрахован от просрочек, возникающих в результате сбоев в организации расчётов с контрагентами или других проблем.

    Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

    • производится списание необходимых средств со счетов юрлица;
    • оплата осуществляется за счёт имущества, в том числе товаров, в отношении которых образовалась задолженность;
    • уплата выполняется в судебном порядке.

    Если денег на счетах плательщика недостаточно, то таможенный орган наделён правом взыскания сумм с денежного залога или с авансового платежа.

    Таможенные платежи отправляются в бюджет РФ. Установление ставок на таможенные сборы, пошлины и налоги — прерогатива Правительства России, а их выплата ложится на плечи участников ВЭД.

    Внешнеэкономическая деятельность, теоретически, выглядит крайне привлекательно. Этот бизнес позволяет создавать рабочие места, расширять и укреплять предприятие, увеличивать доходы предпринимателей. Но на деле, международная торговля в нашей стране — очень сложное поле деятельности.

    Вот информация о новом снижении ввозных таможенных пошлин на некоторые товары:

    Вывод: начинающим участникам ВЭД нужно просчитать все риски, анализировать состояние экономической и политической ситуации в стране, быть гибкими и готовыми мгновенно отреагировать на изменения на рынке.

    Бесплатная консультация по телефону:

    Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

    Уплата таможенных платежей: размер и способы оплаты

    Тема таможенных пошлин и законодательства начинает интересовать граждан в связи с необходимостью ввозить или вывозить товары через границу, и предстает перед ними запутанной и трудной для восприятия. Когда происходит возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, в каких размерах взимаются платежи и от каких критериев зависят, куда уплачивать пошлины и какие способы предусмотрены. Обо всём этом в статье.

    Законодательная база

    Несмотря на сущность таможенных пошлин, как государственных фискальных платежей, их регламентация приводится в обособленном блоке юридических норм, действующем не только на территории России, но и в странах-участниках экономической интеграции.

    Основные источники таможенного права:

    • международное законодательство;
    • Таможенный кодекс Таможенного Союза;
    • закон «О таможенном тарифе» 1993 года;
    • закон «О таможенном регулировании» 2010 года;
    • закон «О службе в таможенных органах» 1997 года;
    • другие законы и нормативно-правовые акты.

    В апреле 2017 года был подписан договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Однако документ ещё не обрёл юридическую силу и ожидает выполнения всеми участниками: Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, необходимых условий кодекса.

    Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

    +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

    Основы

    Чтобы разобраться в теме уплаты таможенных пошлин, необходимо для начала упрощённо понять, как работает вся таможенная система.

    ЕАЭС — единая геоэкономическая территория, на которой действует общее таможенное законодательство. В рамках этого союза существуют единые таможенные платежи и их виды.

    Ввозные, или импортные платежи:

    • Таможенная пошлина, обязанность уплаты которой связана с перемещением товаров через внешнюю границу союза;
    • Акцизы — касаются узко ограниченного круга товаров (алкогольная и табачная продукция, продукты нефтепереработки и др.);
    • НДС — один из объектов этого налога — импорт; в зависимости от того, на территорию какого члена союза ввезён товар, применяются нормы соответствующего налогового законодательства (для России это Налоговый кодекс, в частности, его 21-ая глава);
    • Таможенный сбор — уплачивается как компенсация за действия органов таможни по контролю, сопровождению и отпуску товаров.

    Экспортные, или вывозные платежи:

    1. таможенная пошлина;
    2. таможенный сбор.

    Экспорт не облагается налогами в силу значимости и поощрения его для национальной экономики. Но и для операций импорта члены интеграции предусматривают льготы, квоты и преференции, касающиеся отдельных стран.

    Теперь перейдём к вопросу конкретных случаев уплаты пошлин.

    Когда возникает обязанность по уплате таможенных платежей?

    Ответ на этот вопрос содержится в Таможенном кодексе:

    • незаконный ввоз и вывоз товаров на территорию ЕАЭС через таможенную границу; причём норма касается не только непосредственных участников нелегального перемещения, но и лиц, осведомленных об этом и покупателей импортного товара;
    • поступление товаров в пределы интеграции — по пересечении границ перевозчиком;
    • выбытие заграничных товаров с территории интеграции — также возникает у перевозчика;
    • процедура выпуска в отношении некоторых товаров;
    • процедура выпуска в отношении некоторых товаров для внутреннего потребления;
    • временное хранение заграничных товаров в ЕАЭС;
    • процедура экспорта;
    • процедура транзита импортных товаров;
    • процедура переработки импортных товаров;
    • процедура переработки импортных товаров за пределами интеграции;
    • процедура переработки импортных товаров для внутреннего потребления;
    • временный допуск импорта;
    • временных вывоз;
    • реэкспорт;
    • беспошлинная торговля импортными товарами;
    • перемещение товаров для личного употребления.

    Все эти случаи являются отдельными таможенными процедурами и имеют правила и условия применения.

    Каждое лицо вправе:

    1. Выбрать таможенную процедуру, которая ему наиболее удобна, соблюдая её порядок и заявляя о выборе в декларации.
    2. Изменить одну процедуру на другую по правилам таможенного законодательства.

    При импорте моментом начала процедуры считается непосредственное перемещение через таможенную границу.
    При экспорте — с момента размещения товара на территории таможенного контроля, т. е. с начала оформления процедуры. Однако дата уплаты платежей и форма устанавливаются каждой страной-участником интеграции самостоятельно.

    Валюта таможенных пошлин

    Уплата таможенного налога производится в валюте, действующей в стране-члене ЕАЭС, таможенную границу которой пересекают с товарами.

    Способы уплаты таможенных платежей

    Помимо уплаты пошлин, непосредственно в ходе процедуры перемещения товаров, законодательство предоставляет возможность обеспечения уплаты. По сути, обеспечение уплаты таможенных платежей ТК ТС — это разрешение на перемещение товара в данный момент с обязательством уплаты фискальных платежей позже, в течение срока обеспечения. Такая мера обусловлена важностью сроков в экономических операциях и поощрением экономической деятельности.

    В 86-ой статье Таможенного кодекса приведены нормы обеспечения уплаты таможенных платежей. Это:

    • денежное обеспечение;
    • поручительство;
    • банковская гарантия;
    • и залог имущества.

    Каждое лицо вправе выбрать любой из приведенных способов по своему усмотрению.

    Дополнительно каждая страна из интеграции может устанавливать другие пути обеспечения уплаты — например, заключение договора страхования. А если у таможенного органа нет сомнений в уплате пошлины лицом, он может даже не требовать обеспечения.

    О некоторых способах уплаты и обеспечения подробнее.

    Банковская гарантия

    Поручительство — это гражданско-правовое мероприятие, когда одна сторона соглашается погасить обязательство второй стороны, если вторая сторона не способна выполнить его самостоятельно. В случае таможенной сферы — это:

    • Гарант, т. е. банк, кредитная или страховая организация, кредитор;
    • Принципал, т. е. участник ВЭД;
    • Бенефициар — таможенный орган.

    По просьбе принципала гарант выдаёт письменное согласие на выступление в качестве поручителя.

    Таможенные органы принимают поручительства только тех банков и организаций, которые включены в реестр банков таможенной службы.

    Нормы гарантийного способа уплаты определяются с учётом особенностей законодательства страны таможенного объединения. В случае России необходимо обратить внимание на положения Гражданского кодекса.

    Авансовые таможенные платежи

    Авансы учтены законодательством в интересах участников ВЭД. Такие платежи вносятся на счёт таможенного органа за будущие таможенные платежи и не связаны с конкретной партией товаров или процедурой.

    На практике часты случаи, когда таможенный орган списывает сумму авансов в бюджетную систему, если авансодатель некоторое время не распоряжается ею.

    Какие есть способы распоряжения авансом? Это:

    Таможенные органы часто отказывают в зачёте авансовых платежей, выдвигая различные, иногда неправомерные претензии к документации и условиям зачета или возврата.

    Удалённая уплата таможенных платежей

    Не раз говорилось об особенностях таможенного законодательства стран-участников ЕАЭС. Где содержатся нормы российского таможенного права? Основной их источник это федеральный закон о таможенном регулировании.

    В 116-ой статье этого закона рассматривается возможность удалённой уплаты таможенных пошлин через банкоматы, платежные и электронные терминалы. Обязанность по предоставлению и обеспечению аппаратных и программных средств ложится на таможенные органы.

    Суть способа заключается в формировании электронной декларации, заверяемой цифровой подписью, и уплатой пошлины по удалённому каналу. А во время прохождения таможенного контроля перевозчик всего лишь предоставляет в качестве подтверждения чек, сформированный технологией.

    Такой способ существенно упрощает и облегчает прохождение таможни.

    Порядок уплаты таможенных платежей в различных таможенных процедурах

    Уплата таможенных платежей при таможенном транзите

    После регистрации транзитной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до завершения срока процедуры транзита.

    Суть порядка уплаты — оплата в том порядке, который применяется для процедуры экспорта, но с последующим возвратом или зачётом средств.

    Обязанности по уплате таможенных платежей при временном хранении

    После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

    Уплата при экспорте

    После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

    При выпуске для внутреннего потребления

    После регистрации таможенной декларации возникает обязанность уплатить пошлину, которую необходимо исполнить до выпуска товаров с территории таможенного контроля.

    Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей

    Пошлины уплачиваются либо в кассу наличными средствами, либо на счета бюджетной системы:

    • банковским переводом,
    • по удалённой схеме,
    • способами обеспечения уплаты, о которых упоминалось выше.

    В любом случае плательщику выдаётся подтверждающий платёжный документ — чек или квитанция, один экземпляр которого предоставляется в таможенный орган, а другой остаётся у плательщика.

    Отсутствие квитанции и даже выявление факта неуплаты пошлины не служат основанием для отказа в приёме декларации, однако для выпуска товаров необходимо исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, так как законом предусмотрена ответственность за неуплату таможенных платежей.

    В заключение предлагаем посмотреть видеоинструкцию по удалённой уплате платежей через платёжную систему «Таможенная карта»:

    Уплата таможенных пошлин имеет различные нюансы — выбор процедуры пересечения границы, компетентное заполнение и представление документов, своевременная оплата пошлин до выпуска товаров, выбор способа оплаты. Руководство таможенным законодательством, в первую очередь Таможенным кодексом ЕАЭС и законом о таможенном регулировании, обеспечит сведение к минимуму процессуальных и фактических ошибок.

    Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

    Бесплатная консультация по телефону:

    +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

    Таможенные платежи

    Виды таможенных платежей

    В статье 70 ТК ТС расписаны платежи, которые законом отнесены к таможенным:

    1. НДС, который начисляется при ввозе товаров на территорию таможенного союза – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза (в апреле 2017 года в состав стран-участниц таможенного союза входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
    2. Акциз (акцизы), начисленный по тем же причинам, что и НДС – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза.
    3. Ввозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при ввозе товаров на территории России.
    4. Вывозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при вывозе товаров из страны.
    5. Таможенные сборы (например: сбор за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, сбор за таможенное сопровождение товаров).

    Таким образом, при использовании термина «таможенный платеж» могут подразумевать каждый из перечисленных видов. Это основной перечень платежей, однако на практике встречаются выплаты к казну государства, связанные с перевозом товаров через границу, которые не прописаны в ТК ТС. Такие платежи можно отнести к сопутствующим таможенным платежам. К ним относятся: оплата консультаций, сбор за лицензию, оплата за участие в таможенных аукционах и т.д.

    Большую долю в бюджете государства любой страны являются оплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин, а так же НДС и акциза на импорт (ввоз) товаров через границу страны. Соответственно, можно сделать вывод, что эти платежи будут основной составляющей расходной части, в результате перевоза товара через границу. В результате чего, судебная практика распространена среди неуплаты (или уклонения от уплаты) этих таможенных платежей.

    Порядок уплаты таможенных платежей

    В остальных случаях заполнения декларации обязательно. В случае, когда товар завозится на территорию страны, ввозные пошлины оплачивает импортер – сторона, которая привезла этот товар в Россию. Когда товар, напротив, вывозится из страны, то вывозные пошлины оплачивает стороны, которая вывозят товар.

    При ввозе товаров на территорию таможенного союза, начисленные таможенные пошлины подлежат перечислению на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой пользу которой он начисляется. После чего общая сумма ввозных таможенных пошлин распределяется между государствами-участниками таможенного союза в пропорциях, установленных договорными соглашениями. На сегодняшний день пропорции таковы:

    • Республика Казахстан – 7,33%;
    • Республика Беларусь – 4,70%;
    • Российская Федерация – 87,97%.

    Если речь идет о временном ввозе товара на территорию РФ, то в этом случает ввозную таможенную пошлину платить не надо. В некоторых случаях импортер уплачивает этот вид платежа, но при дальнейшем вывозе товара с территории России, эта пошлина возвращается. Так же освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин товары российского производства, которые ранее были вывезены с территории страны и по каким-либо обстоятельствам возвращаются обратно, без изменения качественных характеристик товара.

    Но для физических лиц существуют возможность наличного расчета в кассу таможенного органа.

    Примечательным аспектом является возможность запроса у таможенных органов отчета о расходовании авансовых отчетов. Отчет предоставляется в письменной форме. Но оплата авансов по таможенным платежам – это редкость, потому что очень часто платежи списываются в Федеральный бюджет в составе прочих доходов. Чаще всего это происходит в случаях, когда таможенными органами признается окончание периода «хранения» платежа на своих счетах, хоть законом и не предусмотрены сроки для авансовых платежей. При расчете суммы таможенного платежа декларант стакивается с тремя видами ставок:

    • адвалорная – это ставка, установленная в виде процента от таможенной стоимости товара;
    • специфическая – это ставка, установленная в виде фиксированной суммы за единицу измерения товара (литр, килограмм и т.д.);
    • комбинированная – это ставка, объединяющая в себе характеристика адвалорной и специфической ставок.

    Структура таможенных платежей

    Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

    • ввозная таможенная пошлина – 0,1 млрд. рублей;
    • вывозная таможенная пошлина – 1 609,30 млрд. рублей;
    • таможенный сбор – 13,8 млрд. рублей;
    • НДС – 1 545,90 млрд. рублей;
    • акциз – 45,90 млрд. рублей;
    • прочие таможенные платежи – 3,50 млрд. рублей.

    В данной ситуации следует помнить, что ввозная таможенная пошлина распределяется в виде долей между странами-учасниками таможенного союза.

    Ответственность за неоплату таможенных платежей

    Неуплата таможенных платежей предусматривает административную и уголовную ответственность.

    • На граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
    • На должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
    • На юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
    • Стоит отметить, что уголовную ответственность при неуплате таможенных платежей возникает только в том случае, если сумма задолженности превышает один миллион рублей.
    • Если эта сумма более трех миллионов рублей уклонение от уплаты таможенных платежей признается в особо крупных размерах. Наказание в этих случаях назначается от штрафа в размере от 100 000,00 до 500 000,00 рублей, до лишения свободы на срок до двух лет.
    • В случае незаконного перемещения товара через границу таможенного союза существует практика принудительного начисления всех, полагающихся, помаженных платежей с указанием виновного лица, которое будет уплачивать их.

    Обязанность по оплате начисленной пошлины, в этом случае, признается лица осуществлявшее незаконное перемещение товара.

    Статья 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

    Статья 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 116 настоящего Федерального закона

    ГАРАНТ:

    Часть 1 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    1. Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

    ГАРАНТ:

    Часть 2 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    2. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации. Распоряжение суммами ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации, осуществляется применительно к порядку, предусмотренному статьей 121 настоящего Федерального закона, с учетом положений международного договора государств — членов Таможенного союза.

    ГАРАНТ:

    Часть 3 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза.

    ГАРАНТ:

    Часть 4 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    4. Предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам указанного расследования принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат зачислению на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза.

    ГАРАНТ:

    Часть 5 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    5. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона.

    ГАРАНТ:

    Часть 6 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.

    ГАРАНТ:

    Часть 7 не применяется со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    7. Налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

    ГАРАНТ:

    Часть 8 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    8. Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в частях 1, 3 — 7 настоящей статьи, за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары.

    9. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    10. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    11. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    12. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    13. Утратила силу с 4 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    ГАРАНТ:

    Часть 14 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 14 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    14. Уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов в соответствии с настоящим Федеральным законом может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее — электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.

    ГАРАНТ:

    Часть 15 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 15 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    15. При уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов информационный обмен между участниками расчетов осуществляют юридические лица, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства. Требования к указанным юридическим лицам, порядок организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, определяются Правительством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    Часть 16 не применяется в отношении возврата таможенных сборов со дня начала применения положений статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 — 70 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ часть 16 статьи 116 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    16. Порядок и технологии совершения операций по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

    >
    Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
    Содержание
    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

    Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

    Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

    Виды таможенных платежей

    Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

    Ввозные (импортные) таможенные платежи

    В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

    1. Ввозная таможенная пошлина. 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
    2. Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
    3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
    4. Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

    Вывозные (экспортные) таможенные платежи

    1. Вывозная таможенная пошлина. Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
    2. Таможенные сборы. Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

    Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

    Таможенные льготы, квоты и преференции

    Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

    Тарифные преференции, или преференциальные ставки

    Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

    • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
    • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
    • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

    Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

    При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

    Тарифные квоты

    Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

    Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

    В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

    Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

    Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

    1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
    2. Действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
    3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара;
    4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
    5. Существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

    Размер таможенных пошлин

    Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

    Виды ставок таможенных пошлин

    Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

    Адвалорная ставка

    Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

    Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

    Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

    Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

    СТП – сумма таможенной пошлины;
    ТС – таможенная стоимость товара;
    СП – ставка таможенной пошлин.

    Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

    Специфическая ставка

    Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

    Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

    СТП – сумма таможенной пошлины;
    ФХ – физическая характеристика товара;
    СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
    КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

    Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

    Комбинированная ставка

    Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

    Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

    Особые виды ввозных таможенных пошлин

    Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

      • Специальные. Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
      • Антидемпинговые. Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
      • Компенсационные. Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

    В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

    • Сезонные. Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

    Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

    Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

    Читайте также:  Как вести себя при проверках трудовой инспекцией?
Ссылка на основную публикацию