Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сфера услуг в России вступает в полосу кризиса

Новости Москва

02.10.08

Темы дня , Новости дня , Новости кратко , Интервью

Архив
Строительная отрасль России вступила в полосу кризиса

Строительная сфера России, ежегодный объем инвестиций в которую в последние годы увеличивался на 30%, вступает в полосу кризиса. Как говорится в аналитическом докладе Ассоциации строителей России (АСР), на ситуацию в особенности в секторе жилищного строительства действует ряд факторов, связанных с последними негативными событиями, в том числе, в финансовой сфере, что является серьезной угрозой как для развития стройкомплекса, так и для экономики страны в целом.

«В настоящее время в российском жилищно-финансовом секторе складывается весьма не простая и противоречивая ситуация, усугубленная разразившимся кризисом на международных финансовых рынках», – констатируют эксперты Ассоциации.

На ситуацию оказывают влияние несколько факторов. Один из них связан с реализацией государственной программы «Доступное жилье».

Как отмечают в АСР, начало реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2005 году совпало по времени с масштабной реорганизацией всей системы государственного управления и принятием пакета законов, существенно изменивших правовые основы реализации инвестиционно-строительных проектов.

«Это не могло не оказать негативного влияния на темпы ввода жилья. Поскольку длительность инвестиционно-строительных циклов составляет не менее 3-4 лет (включая оформление исходно-разрешительной документации), влияние законодательных новаций стало существенно сказываться в 2008 году. Об этом свидетельствуют данные Росстата за первую половину 2008 г., согласно которым произошло значительное, почти в 5 раз по сравнению с 2007 годом, снижение темпов жилищного строительства», – отмечают в АСР.

По мнению экспертов Ассоциации, этот фактор будет оказывать влияние в среднесрочной перспективе, поскольку перестройка работы девелоперов в соответствии с нормами закона о долевом строительстве и подготовка муниципалитетами земельных участков к аукционам проходят очень трудно.

Второй фактор, который влияет на ситуацию в строительной отрасли, связан с серьезным дисбалансом между (платежеспособным) спросом и предложением в сторону спроса, усиленный механизмами реализации национального жилищного проекта, что привело к сохранению высокой динамики роста цен в 2005-2006 годах на жилую недвижимость.

Ситуация усугубляется возросшей инфляцией и ужесточением требований по ипотечным кредитам. В результате – снизилась доступность жилья даже для обладающего стабильными доходами достаточно узкого слоя населения. Об этом свидетельствует замедление в 2007 году темпов роста цен на жилье по реально совершенным сделкам купли-продажи на свободном рынке и сокращение количества сделок (включая покупки в кредит) как минимум на 30-50%. Эта тенденция сохраняется и в 2008 году, несмотря на некоторое сезонное оживление продаж.

На сокращение количества продаж (в том числе, так называемых «инвестиционных квартир») также влияет ожидание снижения цен на жилье, вызванное общей нервозностью на финансовых рынках, усилившееся после обвала котировок акций на российских финансовых площадках 16-17 сентября 2008 года.

Следствием этого впервые за последние годы стал рост рисков не реализации построенного жилья на рынке, – констатируют в АСР.

Третий фактор, который оказывает влияние на ситуация в строительной отрасли, связан с тем, что в 2007-08 годах у девелоперов возникли проблемы с кредитованием строительных проектов со стороны банков.

Как отмечают в АСР, этот негативный фактор, обусловленный ситуацией в банковском секторе в сочетании с увеличивающимися рисками не реализации построенного жилья, породил серьезные трудности у профессиональных участников по всей цепочке инвестиционно-строительной деятельности, к которым особо чувствительны малые и средние компании, имеющие меньший запас прочности.

Снижение объемов и увеличение стоимости банковского кредитования, а также сокращение продаж жилья у девелоперов привели к дефициту средств для финансирования жилищного строительства и снижению рентабельности их деятельности. Как следствие, одни девелоперы вынуждены замораживать начало строительства новых жилищных объектов, другие – выставлять на продажу ранее приобретенные площадки под застройку, третьи – ограничивать объемы и увеличивать сроки строительства, – считают в Ассоциации.

Четвертый фактор, влияющий на ситуацию, связан с тем, что высокая динамика продажных цен на жилье в 2005-2006 годах вызвала резкое подорожание основных строительных материалов в 2007 году, что в свою очередь привело к росту себестоимости строительства. В первую очередь, подорожание коснулось цемента, цены на который выросли более чем в 2 раза (и достигли 7-8 тыс. рублей за тонну), и отчасти металла.

Слишком большой скачок цен на строительные материалы перекроил все планы строителей и стал еще одним фактором снижения рентабельности девелоперской деятельности, усиливающим тенденцию снижения темпов ввода жилья, – констатируют в АСР.

Эксперты отмечают, что строители попали «в вилку» – с одной стороны рост стоимости кредитных ресурсов и их острая нехватка, с другой – рост себестоимости построенного жилья.

Тем не менее, как считают в АСР, действие приведенных выше факторов не позволяет сделать однозначного прогноза развития ситуации на жилищном рынке в краткосрочной перспективе, поскольку есть существенная зависимость как от внешней среды, так и от глубины кризисных явлений на российском финансовом рынке, в первую очередь в его банковском сегменте (от уровня ликвидности кредитных организаций), от поведения потребителей, а также от запаса прочности и финансовой устойчивости девелоперов и других профессиональных участников рынка.

«В любом случае можно однозначно констатировать, что рынок лихорадит, что таит в себе потенциальные значимые угрозы неблагоприятного развития ситуации, – заявляют в АСР.

В Ассоциации считают, что в связи с нынешней обстановкой на рынке государству и стройкомплексу необходимо выработать такие пути, которые, не нарушая рыночных принципов функционирования жилищной сферы, не повышая рисков для деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, строительных компаний, предприятий строительной индустрии и других профессиональных участников рынка, позволили бы решать проблемы доступности жилья для граждан России. Это возможно только на принципах государственно-частного партнерства с использованием государственных и муниципальных финансов, – считают в АСР.

Стоит отметить, что подтверждением кризисной ситуации в сфере строительства стали сообщения о массовых увольнениях рабочих в строительных компаниях Москвы. В Революционной рабочей партии, которая занимается, в том числе, трудоустройством своих соратников в строительных компаниях, заявляют, что несмотря на опровержения, два дня назад только с одного из объектов в Москве было уволено порядка 150 человек в связи с минимальными продажами квартир.

«Понятно, что в компаниях сейчас отрицают любые факты увольнения и сокращения числа строительных проектов. Кто будет говорить, что фирма переживает большой кризис», – сообщили «Новому Региону» активисты партии.

Читайте также:  Стартап — что это такое: определение и значение термина

Вместе с тем ряд крупных банков уже заявили о сворачивании ипотечных программ, что еще в большей степени негативно отражается на перспективах отрасли. В то же время косвенным подтверждением негативного развития ситуации стали последние данные о существенном снижении спроса на жилье.

По оценкам бюро недвижимости «Агент 002», в сентябре снижение цен в различных сегментах до 2.5%. При этом спрос на жилье в Москве снизился по сравнению с началом 2008 года на 30-40% в зависимости от сегмента.

Аналитики полагают, что дальнейшее снижение спроса и сокращение долгосрочных инвестиций может привести к обвалу цен и кризису в строительной сфере.

«Дальнейшая пролонгация сложившегося положения с финансированием жилищного строительства чревата угрозами обвального падения цен, существенного увеличения объемов незавершенного строительства, появления новой волны обманутых дольщиков, банкротств застройщиков и подрядных организаций, невозвратами строительных кредитов, – считают в АСР.

От правительства РФ требуют вмешаться в ситуацию с массовыми увольнениями на стройках Москвы >>>

Банкиры отказываются от ипотечного кредитования новостроек >>>

На московских стройках начались массовые увольнения >>>

«Дон-Строй» опровергает информацию о массовых увольнениях >>>

Концерн «КРОСТ» опровергает информацию о массовых сокращениях рабочих >>>

Москва, Андрей Романов

Москва. Другие новости 02.10.08

Железнодорожные билеты резко подорожали с 1 октября. / В милицию поступил звонок о заложенной бомбе в торговом комплексе Москвы. / Четверть россиян не читает книг. Читать дальше

Строительная отрасль России вступила в полосу кризиса

Последние новости

Рассылка

Строительная сфера России, ежегодный объем инвестиций в которую в последние годы увеличивался на 30%, вступает в полосу кризиса. Как говорится в аналитическом докладе Ассоциации строителей России (АСР), на ситуацию в особенности в секторе жилищного строительства действует ряд факторов, связанных с последними негативными событиями, в том числе, в финансовой сфере, что является серьезной угрозой как для развития стройкомплекса, так и для экономики страны в целом. «В настоящее время в российском жилищно-финансовом секторе складывается весьма не простая и противоречивая ситуация, усугубленная разразившимся кризисом на международных финансовых рынках», – констатируют эксперты Ассоциации.

На ситуацию оказывают влияние несколько факторов. Один из них связан с реализацией государственной программы «Доступное жилье». Как отмечают в АСР, начало реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2005 году совпало по времени с масштабной реорганизацией всей системы государственного управления и принятием пакета законов, существенно изменивших правовые основы реализации инвестиционно-строительных проектов.

«Это не могло не оказать негативного влияния на темпы ввода жилья. Поскольку длительность инвестиционно-строительных циклов составляет не менее 3-4 лет (включая оформление исходно-разрешительной документации), влияние законодательных новаций стало существенно сказываться в 2008 году. Об этом свидетельствуют данные Росстата за первую половину 2008 г., согласно которым произошло значительное, почти в 5 раз по сравнению с 2007 годом, снижение темпов жилищного строительства», – отмечают в АСР. По мнению экспертов Ассоциации, этот фактор будет оказывать влияние в среднесрочной перспективе, поскольку перестройка работы девелоперов в соответствии с нормами закона о долевом строительстве и подготовка муниципалитетами земельных участков к аукционам проходят очень трудно.

Второй фактор, который влияет на ситуацию в строительной отрасли, связан с серьезным дисбалансом между (платежеспособным) спросом и предложением в сторону спроса, усиленный механизмами реализации национального жилищного проекта, что привело к сохранению высокой динамики роста цен в 2005-2006 годах на жилую недвижимость. Ситуация усугубляется возросшей инфляцией и ужесточением требований по ипотечным кредитам. В результате – снизилась доступность жилья даже для обладающего стабильными доходами достаточно узкого слоя населения. Об этом свидетельствует замедление в 2007 году темпов роста цен на жилье по реально совершенным сделкам купли-продажи на свободном рынке и сокращение .

Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

«В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции.

  • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
  • По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).
Читайте также:  Как выбрать аудитора?

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» [до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Читайте также:  Как создать федеральную компанию «с нуля»?

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

Публикации в СМИ

Сфера услуг в России вступает в полосу кризиса

Результаты опроса Росстата, которые проанализировал Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показали, что на рынке услуг в конце прошлого года наблюдался спокойный инфляционный фон. Сайт бизнес-журнала «Знак качества» также приводит данные МЭР, свидетельствующие о том, что деловой климат в сфере услуг в минувшем году существенно ухудшился — такие и связывает это прежде всего с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения. Рост доходов тормозит и обесценивание рубля, которое происходит на фоне неопределенности в оценке экономической ситуации. В итоге все это вынуждает потенциальных потребителей услуг экономить.

Они считают возможным расходовать деньги только на самое необходимое. И потому такие виды услуг, как организация похорон в Москве, неизменно остается делом востребованным. Но в итоге по многим другим направлениям снижаются объемы бизнеса. Сокращается прибыль сервисных компаний. Предприятия сферы услуг идут по пути сокращения персонала. Они теряют свой конкурентный потенциал.

Однако опрос, проведенный центром конъюнктурных исследований и экономики знаний ВШЭ, показал, что на рынке услуг в конце прошлого года наблюдался спокойный инфляционный фон. Данные Росстата свидетельствуют о том, что индекс цен на услуги в декабре прошлого года составил 110,2% к соответствующему периоду года предыдущего. Однако при этом он был ниже потребительской инфляции в целом (115,5%). Совокупное действие всех этих факторов привело к тому, что за минувший год объем платных услуг населению уменьшился по сравнению с годом предыдущим на 2,1%, тогда как оборот розничной торговли стал меньше на 10%.

Россияне готовятся к длительному экономическому кризису

Мы вступаем в кризис

— 79% участников опроса считают, что Россия втягивается в экономический кризис,

— 12% придерживаются, противоположной точки зрения.

Он будет долгим и глубоким (ответы тех, кто ожидает кризис)

— кризис продлится не менее двух лет (21%),

— год или полтора (19%),

— кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет (16%),

— кризис продлится полгода (8%),

— два-три месяца (4%),

— затруднились с ответом (12%).

Россияне начали экономить (допускается несколько ответов)

— 38% приходится покупать более дешевые товары длительного пользования или вообще отказываться от их приобретения,

— 37% экономят на питании и повседневных расходах,

— 22% сократили затраты на развлечения и отдых,

— 11% отказались от крупных покупок (автомобиль, жилье, загородная недвижимость),

— 4% сократили затраты на образование, лечение,

— 7% начали тратить сбережения,

— 27% респондентов не пришлось делать ничего из перечисленного.

Рост цен на продукты заметило более половины населения

— 58% опрошенных сообщили о росте цен на продукты, которые они обычно покупают,

— 22% из-за роста цен отказываются от некоторых привычных продуктов,

— 11% заметили рост цен, но на продукты, которые редко или вообще не покупают,

— 6% не увидели изменений в ценах.

Дальше будет хуже

По мнению 55% опрошенных, в течение ближайших месяцев цены на продукты будут расти привычными темпами, хотя 36% боятся, что рост цен будет катастрофическим. Еще 6% полагают, что цены будут колебаться на нынешнем уровне, 1% верит в их снижение.

Аналогичная ситуация будет складываться, по мнению респондентов, с ценами на одежду, обувь, бытовую технику, а также с тарифами на услуги ЖКХ и транспорт.

— 53% считают, что цены на одежду будут расти привычными темпами,

— 52% полагают, что так же будет происходить с тарифами ЖКХ и транспортом,

— 30% считают, что цены на эти товары и услуги «будут катастрофически расти»,

— 11-12% — будут колебаться на нынешнем уровне,

— 1% верит в их снижение.

Импортозамещение в действии

В ходе опроса 61% респондентов сообщили, что в местах их проживания импортные продовольственные товары замещены в продаже отечественными практически полностью или в значительной мере (26% — продукты замещены в незначительной части, 2% — отечественных продуктов почти нет).

Между тем с обувью и одеждой, а также с товарами длительного пользования/предметами домашнего обихода замещения не произошло: только 35% опрошенных сказали, что импортную одежду вытеснили отечественные марки, 34% сообщили об аналогичном процессе в отношении товаров длительного пользования.

Почему упал рубль

Опрос также показал, что рост курса доллара к рублю беспокоит 70% россиян.

— 35% респондентов считают, что главная причина нынешнего резкого падения рубля связана с санкциями Запада в отношении РФ,

— 34% указали на проблемы российской экономики,

Ссылка на основную публикацию