Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ребенок в частные руки: плюсы и минусы негосударственного образования

Детские сады — в частные руки.

Встреча была посвящена развитию негосударственного сектора дошкольного образования. В обсуждении приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» Лев Якобсон, а также губернаторы и участники рынка.

Одной из основных тем обсуждения стало преодоление административных барьеров, которые, по мнению экспертного сообщества, препятствуют развитию негосударственного сектора, в частности:

  • отсутствие возможности коммерческой организации оказывать услуги по дошкольному образованию в качестве основной деятельности;
  • отсутствие четкой региональной практики предоставления субсидий негосударственным дошкольным организациям на компенсацию затрат в тех же параметрах, что и государственным дошкольным организациям при условии установлении одинаковой родительской платы;
  • отсутствие практики учета из очереди детей, посещающих негосударственные дошкольные организации, при условии получения такими организациями субсидий со стороны государства.

Именно эти вопросы являются предметом разногласий с разработчиками «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» и затягивают процесс внесения документа в Правительство Российской Федерации.

Руководитель рабочей группы Лев Якобсон сообщил, что к реализации мероприятий «дорожной карты» уже подключились отдельные регионы.

Среди тех, кто решил использовать механизмы предоставления социальных услуг негосударственными организациями — губернатор Омской области Виктор Назаров. На примере практики развития частных детских садов он продемонстрировал эффективность оптимизации бюджетных расходов при субсидировании части затрат негосударственным организациям.

«Во-первых, за счёт дополнительных услуг частных детских садов мы улучшим конкуренцию между организациями, которые предоставляют эту услугу. Второе — это экономия бюджетных средств. Если говорить об Омской области, создать одно место в муниципальном образовании стоит 820 тыс. рублей. Если я беру частный детский сад, который арендует помещение, то затраты у частного детского сада будут в пределах 100 тыс. рублей. Если сегодня в 20 частных детских садах 2600 детей уже есть, и умножить на эту цифру, я получаю серьёзную экономию бюджета до 1,5 млрд рублей. И третье – это, конечно же, обеспечит дополнительный вклад в экономику. У нас уважаются те родители, которые могут приложить свои силы к работе в регионах. Вот три таких основных постулата, которые, наверное, говорят сами за себя, сегодня нужно брать за основу, создавая частные детские сады», — отметил Виктор Назаров.

Заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова подчеркнула, что по итогам встречи «удалось сблизить ряд позиций между экспертным сообществом и курирующим социальный блок вице-премьером и Министром образования, что должно помочь нам при прохождении согласительных процедур по «дорожной карте» в Правительстве».

Не находит ответа вопрос: если частному бизнесу удается делать детсады выгодными для себя, а бюджету при этом удается даже сэкономить, то что мешает созданию государственных детсадов по тому же принципу?

Ребенок в частные руки: плюсы и минусы негосударственного образования

Чтобы позволить себе обучать детей в негосударственных школах, нужно быть как минимум представителем среднего класса. В обмен на щедрое вознаграждение частники обещают отличное качество образования, высокий уровень преподавательского состава и связи с лучшими университетами России и зарубежья. Также в комплект приманок входит индивидуальный подход к каждому ребенку и прекрасная культурно-развлекательная программа.

«РБК.Личные финансы» расскажут о том, стоит ли игра свеч, а если точнее, стоит ли частное образование потраченных денег.

Знания в обмен на деньги

Образовательный бизнес в России начал активно развиваться с 1991 года. В основном это касается столичного региона. Здесь работает почти триста негосударственных школ, причем половина из них начала свою работу в период до 1993 года. Примечательно, что почти пятьдесят процентов частных учебных заведений имеют собственные детские сады.

Негосударственные школы обычно имеют специализацию. Так, большинство из них целенаправленно занимается обучением иностранным языкам (наиболее популярный — английский, далее немецкий и французский), различным гуманитарным наукам. Меньше четверти из их числа специализируются на физико-математических дисциплинах, примерно столько же — на юриспруденции.

Существует даже ограниченное число заведений, которые могут предоставить обучающимся возможность проживания.

Менеджер по связям с общественностью «АльфаСтрахования» Валентин Благовещенский отмечает положительные стороны получения образования в частной школе: «Обучение в частной школе достаточно благотворно воздействует на будущее ученика, в том числе его дальнейшее трудоустройство. В первую очередь ученик частной школы имеет относительно лучшую стартовую позицию в жизни – его родители достаточно обеспечены и могут создать условия для его активного развития, могут делиться собственными знаниями, опытом. Во-вторых, система обучения в частной школе отличается от стандартной — каждому ученику уделяется большее внимание как в процессе самой учебы, воспитания, так и в решении личных вопросов (хотя бы потому, что учеников в частной школе меньше), в ряде школ с ранних лет воспитывается дух лидерства».

Но не стоит забывать и том, что будущее трудоустройство ребенка зависит во многом от того, удастся ли ему получить качественное образование в вузе. «Выстраивать корреляцию между обучением в частной школе и последующим успешным трудоустройством, под которым большинство понимает, наверное, работу в крупной компании или активно развивающемся проекте, мне кажется, не до конца корректно. Хотя она, разумеется, есть. Не стоит этого делать хотя бы потому, что выпускник попадает на рабочее место не сразу после школьной скамьи, а после дальнейшего обучения: чаще в вузе, реже — в техникуме или колледже. Школа — это институт первичного накопления знаний, вуз или техникум – институт профессиональной подготовки», — подчеркивает эксперт.

Самый острый вопрос при выборе частной школы — это оплата. Чаще всего в подобных учебных заведениях оплата строго фиксируется на протяжении всего периода обучения. Очень малое число частных школ (менее пяти процентов) ставят оплату в зависимость от успеваемости ученика.

Читайте также:  Незаконные и заказные налоговые проверки: как бороться?

Как и в случае с платной медициной, учебный бизнес базируется на репутации. При выборе школы мало осмотра здания и знакомства с учителями и директором. Важно знать мнение тех, кто уже окончил это заведение, и тех, кто находится в процессе обучения. Если есть возможность, обратите внимание на то, как проходит жизнь людей, выпустившихся из конкретной частной школы. Как правило, образовательные организации гордятся своими успешными учениками, и найти о них информацию не составит труда.

Внимательно проанализируйте официальный сайт частной школы. Конечно, за деньги можно сделать сайт невиданной красоты и удобства, но все-таки постоянно обновляющийся и аккуратный ресурс поможет составить правильное впечатление.

Так, к примеру, было очень странно обнаружить на сайте одного из многочисленных учебных заведений забавную ошибку в названии одного из разделов. Слово «интеллект» было написано с одной буквой «л». Крупным красным шрифтом. Это, конечно, ничего не говорит об уровне преподавания, и школа может быть просто замечательной, но такие досадные промахи свидетельствуют о недостаточном внимании к работе.

Платиновое образование

Одна из самых дорогих и престижных столичных школ — Ломоносовская. Она работает уже двадцать лет. Среди основных достижений числится очень высокий результат по сдаче ЕГЭ. Учебное заведение принимает в ряды своих учеников детей в возрасте от двух лет. С этого момента ребенка начинают методично готовить к школе по государственной программе РФ и обучать его английскому языку.

Ломоносовская школа тесно сотрудничает с такими вузами, как НИУ ВШЭ, МГЮА им. О. Е. Кутафина, МГИМО и МГУ.

Чтобы отдать своего ребенка в это учебное заведение, придется пройти довольно жесткую конкурсную борьбу. Стоит отметить, что вступительных взносов здесь нет, так что при поступлении будут оцениваться именно интеллектуальные и психологические качества детей.

Обучение делится на три периода. Программа начальной школы (с первого по четвертый класс) включает в себя русский язык, литературу, английский язык, математику и информатику, физическую культуру и музыку, изобразительное искусство. Основная школа (с пятого по девятый класс) добавляет к списку дисциплин естественные науки. В старшей школе ребенок два года занимается по индивидуальной программе с наличием профильных предметов.

С 1 июня этого года стоимость обучения составляет 963 тыс. руб. в год. Плата проводится раз в месяц с сентября по май. Не забывайте, что для оплаты обучения можно использовать материнский капитал.

Частная школа «Ступени» была основана в 1992 году. Образовательная деятельность основана на применении нетрадиционных форм обучения. Например, проводятся выездные уроки в музеях и на выставках, ученики принимают участие в серьезных конференциях и т. д. Количество детей в одном классе — не более четырнадцати, что позволяет реализовывать индивидуальный подход.

Английский язык изучается со второго класса, и школа отправляет учеников на стажировку за рубеж. Важной частью образовательного процесса является профориентация ребенка. С ним работают психологи, проводятся регулярные тесты и мониторинг успеваемости по различным дисциплинам. На основании этого родители получают полную информацию и рекомендации по выбору вуза. Обучение в частной школе «Ступени» стоит 60 тыс. рублей в месяц.

Международная школа «Приоритет» расположена в парковой зоне на берегу Москвы-реки. Отдать ребенка сюда можно уже с двух лет, поскольку школа имеет свой детский сад. В классах «Приоритета» детей еще меньше — максимум двенадцать. Частная школа специализируется на изучении иностранных языков. Английский изучают уже начиная с дошкольной ступени, далее в учебный план включается обязательный второй язык (немецкий, французский или испанский). Годовая стоимость обучения — до 375 тыс. в год.

Частное образование: плюсы и недостатки

Частные учебные учреждения в России появились несколько сотен лет назад. Сейчас, коммерческие школы также распространены, но отношение к ним негативное у большинства потребителей. Недоверие к учреждениям обосновано самой системой такого образования. Несмотря на предвзятость большинства, частное образование имеет свои положительные особенности.

Частные образовательные учреждения

Частная школа — заведение, которое не имеет государственной аккредитации. Администрация оставляет за собой право изменять стандартную форму обучения, вносить коррективы. Однако кардинальные перемены недопустимы.

Большинство частных систем направлено на углубленное обучение конкретной специальности. Ученики изучают науки, учрежденные Министерством образования, но некоторые предметы подаются в более профессиональной форме.

Некоторые частные школы имеют собственные общежития. Школьники учатся и живут на одной территории. Время обучения и выходные планируются при записи ребенка в учреждение.

Для сдачи государственных экзаменов, обязательных для зачисления в ВУЗ, ученики обращаются в общественную школу, чтобы была возможность написать ОГЭ и ЕГЭ.

Родители обязаны своевременно оплачивать учебу. Если оплата задерживается, администрация имеет право расторгнуть договор, условия которого описаны при зачислении.

Преимущества частного образования

  • Небольшое количество учеников. В частных школах классы не превышают 15 человек. В государственных учреждениях встречаются группы по 30-35 учеников. Учителям гораздо легче донести материал, если в классе небольшое количество детей. В государственных заведениях учеба направлена на количество обучающихся, а не на качество знаний. В коммерческих учреждениях у учителей больше времени на индивидуальную работу с каждым учеником. Так, дети находятся на одинаковом интеллектуальном уровне. Небольшое количество учеников снижает заболеваемость, когда целые классы и параллели уходят на карантин.
  • Оборудование и материал. Коммерческие заведения получают бюджет с родительских выплат. На эти деньги администрация приобретает оборудование и материалы, которые будут слишком дорогими для государственных школ. К красивому и дорогому материалу дети испытывают больший интерес, чем к старой технике, которая работает с перебоями. Так, вырастает школьное любопытство и желание исследований, что способствует развитию специализации.
  • Расширенная система образования. Коммерческие заведения имеют право изменять стандартную систему обучения, по профессиональному усмотрению. Чаще всего, используются современные специализированные обучающие программы, направленные на более глубокое получение знаний.
  • Оснащение здания и коммуникации. Большой бюджет позволяет сделать капитальный ремонт. Многие общеобразовательные школы не располагают комфортными условиями обучения: отсутствуют коммуникации или работают со сбоями (отопление, водоснабжение, освещение и пр.), установлены деревянные окна, пропускающие холодный воздух. Отремонтированные государственные школы встречаются редко. Отделочные работы проходят постепенно. У коммерческих организаций гораздо больше возможностей. Все частные школы не только имеют дорогостоящее оборудование, но и отремонтированные помещения. Обучение проходит в комфортных условиях, ученики не отвлекаются на посторонние вещи. Учреждение нанимает профессиональную охрану, в отличие от общественных школ, где на пост берут, как правило, не компетентных людей, контролирующих поведение учеников, а не проходимость.
  • Учебный график. Так как родители платят большие деньги за обучение детей, учителя лучше относятся к ученикам, чем в общественном заведении (но там тоже есть прирожденные специалисты). Педагоги готовы работать с детьми во внеурочное время, если они плохо освоили материал.
  • Специализация. Частные общеобразовательные школы имеют такую же программу, как в государственных учреждениях. Однако многие коммерческие заведения занимаются специализированным обучением. Дети, практически, сразу могут определиться с будущей профессией и изучать любимые науки. Человек получает цель обучения, что редко происходит в общественных школах, где школьники изучают одинаковый материал, а потом резко должны определиться с будущей профессией.
Читайте также:  На сколько России хватит денег и терпения?

Недостатки коммерческого обучения

  • Оплата. Частное образование стоит очень дорого. Позволить такое обучение могут немногие семьи. Помимо оплат за учебу, родителей просят делать взносы и пожертвования. Администрация сотрудничает с фирмами, которые проводят экскурсии. За посещение таких заведений также приходится платить. Питание в частных школах гораздо выше, но и качество лучше. В коммерческих заведениях нередко процветает коррупция. Однако такое явление встречается во многих учреждениях. За все походы в кино, театр и другие общественные заведения, администрация получает проценты. Когда учителя проводят жесткую агитацию на посещение различных развлекательных мест — это основной признак коррупции в школе.
  • Избалованность. Позволить частное образование могут только богатые семьи. Избалованные дети не имеют достойного воспитания. Риск конфликтов гораздо выше, чем в общественных заведениях, где большинство семей находятся в одном финансовом положении.
  • Сложность. Коммерческое образование направлено на углубленное обучение. Такая система обучения может быть слишком сложной для большинства детей.
  • Оценивание. Так как родители вносят большие денежные суммы, многие учителя ставят положительные оценки, не соответствующие действительности.

Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?

Если позволяет семейный бюджет, можно попробовать получить углубленные знания. Необходимо учитывать интеллектуальный уровень ребенка. Если дети не предрасположены для изучения наук, не нужно растить из них великих ученых и специалистов. Важно посоветоваться с ребенком, чем он хочет заниматься, но нельзя давать ему полную свободу действий.

Частные вузы: зачем они нужны и кто в них поступает

Частные вузы заняли достаточно прочное место в системе высшего российского образования. Однако между студентами, преподавателями, родителями и работодателями не утихают споры об эффективности обучения в данных учреждениях. Одни считают, что негосударственный вуз дает возможность получить вожделенный диплом, не прикладывая особенных усилий. Другие уверены, что именно там студенты получают наиболее актуальные и востребованные знания. Рамблер/Семья разбирается, как же обстоят дела на самом деле.

История вопроса

Развитие частного высшего образования в России было достаточно сложным. В 1990-е годы негосударственные вузы возникали быстро, как грибы после дождя, и так же стремительно исчезали: их «корочки» оказывались невостребованными, а уровень знаний, который они давали, был недостаточным даже для самых нетребовательных работодателей.

Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова , отмечает: «Частные вузы были прибежищем для тех, кто не смог поступить в государственные по желаемой специальности. Требования к абитуриентам в частных вузах всегда были ниже, а стоили они, как правило, намного дешевле, нежели платные программы в государственных вузах. Правда, такая политика в основном и привела к их частичному вымиранию: знаний как таковых они не давали, качество специалистов, которых они выпускали, оставляло желать лучшего. По нашим оценкам, среди выпускников частных вузов в период с 1993 по 2005 год порядка 90% вынуждены были получать второе высшее образование».

Тем не менее, действительно сильные частные вузы, которые работали ради результата, а не ради получения прибыли, не только выжили в этот сложный период, но и завоевали свое место под солнцем. Сегодня негосударственный вуз предоставляет своим студентам те же права, что и обучающимся в государственном учебном заведении. Пройдя аттестацию, частный вуз получает право вести образовательную деятельность по аккредитованным специальностям, выдавать дипломы государственного образца и даже предоставлять отсрочки от армии.

Кроме того, если раньше обучение в негосударственном вузе подразумевало получение знаний на платной основе, то сегодня абитуриенты, имеющие высокий балл по ЕГЭ, могут рассчитывать на бюджетные места, в том числе по самым востребованным направлениям — информатика, туризм и гостиничное дело, управление персоналом, менеджмент и другие. В свою очередь, не секрет, что в государственных вузах платное обучение — совсем не редкость: так, по данным Минобрнауки, на них приходится более половины всех «коммерческих» студентов. Так что это различие сегодня уже потеряло свой принципиальный характер.

Частные школы: плюсы и минусы негосударственных образовательных учреждений

В последнее время частное образование в Самаре приобретает все большую популярность – даже растущее предложение уже не может покрыть спрос, и многие школы вынуждены ограничивать набор. Однако даже несмотря на то, что негосударственные образовательные учреждения имеют множество преимуществ, они никогда не смогут стать гарантией успешного будущего ребенка. Почему? Попробуем разобраться.

В последнее время частное образование в Самаре приобретает все большую популярность – даже растущее предложение уже не может покрыть спрос, и многие школы вынуждены ограничивать набор. Однако даже несмотря на то, что негосударственные образовательные учреждения имеют множество преимуществ, они никогда не смогут стать гарантией успешного будущего ребенка. Почему? Попробуем разобраться.

Читайте также:  Как предлагать свой товар

Идти «на учителя»
Вопрос выбора школы для ребенка неизбежно встает перед каждым родителем. И лучше задаться им заранее – сегодня в некоторых школах подготовительные курсы для поступающих рассчитаны на два года. И для начала нужно определиться, чего вы хотите от школы: чтобы она находилась в шаговой доступности от дома или чтобы ребенок ходил в лучшую школу города. Возможно, необходимо, чтобы ребенок углубленно изучал отдельные предметы, занимался творчеством или спортом. В любом случае, выбирая специализацию, ориентируйтесь не на свои мечты, а на таланты и возможности ребенка. Он сам выберет занятие по душе.
А вообще, при выборе школы для первоклассника нужно смотреть не столько на само учреждение, сколько на первого учителя малыша. Он должен быть требовательный, строгий, но в то же время добрый, уравновешенный и справедливый. И учтите, что переполненные классы, даже в хорошей школе, ни к чему хорошему не приведут. А вот дефицит внимания и отсутствие свободного пространства скажутся на вашем чаде только отрицательно. Именно поэтому многие родители склоняются к выбору частной школы. Они бывают многопрофильными или с углубленным изучением отдельных предметов.
Основной плюс частной школы — это возможность индивидуального подхода к ребенку, создание комфортной среды обучения. Наполняемость классов здесь всего 10-12 человек. В среднем в каждой самарской негосударственной школе сегодня обучается одновременно не более 200 детей.

Все включено
Программа образования в частных школах обычно та же, что и в обычных, поскольку и там и там используется единая государственная программа. Но разница в уровнях образования заметна: в большинстве общеобразовательных школ у преподавателей нет стимула «выкладываться по полной», их цель — дать всем ученикам oбщий планoвый гocминимум oбpазoвания. И если вы планируете поступление в престижный вуз, то в любом случае придется нанимать репетиторов и посещать дополнительные занятия.
Конечно, далеко не всегда частная школа – синоним словосочетания «лучшие педагоги», так же как и в государственной, там все еще можно встретить не ушедших на пенсию талантливых преподавателей старой закалки. И все же в негосударственных школах действует своеобразный «естественный отбор»: учебное время строго структурировано, детям дается масса дополнительных предметов, нагрузка большая, и ребенок, не справляющийся с ней, быстро выпадает из процесса. Получается, что школьники с детства растут в среде, которая подразумевает развитие лидерских качеств и нацеленность на успех.
Важны и чисто технические моменты. «Частники» работают в основном за счет финансирования от родителей, поэтому в них обычно нет дефицита учебных материалов, пособий, хорошо оборудованы кабинеты и спортивный зал, улучшенное питание. Здесь развиты пcиxoлoгичеcкая и медицинская службы, организована охрана, можно быть уверенным в безопасности детей.

Дорогое удовольствие
Основной особенностью, а для большинства родителей — главным минусом частной школы является высокая стоимость обучения. В Самаре она составляет около 20 тысяч рублей в месяц и зависит от учреждения, класса (чем старше ребенок, тем дороже его обучение обойдется родителям) и выбранных дополнительных услуг. Также в большинстве частных школ существует разовый вступительный взнос.
Базовая сумма оплаты услуг учебного заведения зависит от учебного плана и условий содержания ребенка. Обязательный минимум обычно включает непосредственно обучение, а также содержание с трехразовым питанием и прогулкой. Для маленьких детей в начальных классах и подготовительных дошкольных группах предусмотрен дневной сон.
В оплату включается и стоимость дополнительных занятий – ребенок в определенном объеме часов может посещать кружки и спортивные секции при школе. Помимо этого, в сумму входит предоставление всех необходимых учебных пособий, а также доставка в школу и из школы специальным транспортом.
Учебная программа подразумевает, помимо обязательного государственного стандарта, и ряд дополнений. Их перечень варьируется в зависимости от направленности образовательного учреждения и пожеланий учеников и родителей.

Не без сюрпризов
Частные школы зачастую выбирают инновационные методы преподавания и пристально следят за новинками в этой сфере. В этом подходе есть свои плюсы и минусы – с одной стороны, хорошо, когда преподаватель идет в ногу со временем и использует самые актуальные методики, с другой – иногда программы, «обкатываемые» годами, оказываются эффективнее новшеств, которые еще не прошли проверку временем.
Выпускники частных школ в качестве их минусов, помимо оплаты, также называют довольно напряженные отношения между учениками. В классах мало сверстников, а значит, шансов обзавестись настоящими верными друзьями не так много. Здесь дети растут словно «под колпаком», отрезаны от многих реалий мира. Кроме того, бывает, что учителя, пытаясь угодить родителям, несколько завышают оценки, и при поступлении в вуз получается неприятный сюрприз.

Ориентируемся на рекомендации

Сегодня в Самаре работает 8 частных школ с государственной аккредитацией. В Тольятти – 14. Традиционно наибольшей популярностью пользуются те, которые уже давно присутствуют на рынке и хорошо зарекомендовали себя. Так, в областном центре к числу наиболее известных НОУ относятся частные школы «Творчество», «Альтернатива», «Радуга» и «Эврика», в Тольятти — «Рикос», «Лада», «Радиант», «Образовательный центр «Школа» и «Ступени».
Так как же не ошибиться с выбором? Как и в случае с платной медициной, учебный бизнес базируется на репутации. При выборе школы мало просто осмотреть здание и познакомиться с учителями и директором. Лучше всего заранее узнать мнение тех, кто уже окончил это заведение, и тех, кто находится в процессе обучения. Если есть возможность, обратите внимание на то, как проходит жизнь выпускников конкретной частной школы. Внимательно проанализируйте официальный сайт частной школы. Причем не с точки зрения красоты и «наворотов». У хорошего учебного заведения он должен быть удобным, информативным, аккуратным и постоянно обновляться. Кроме того, образовательные организации гордятся своими успешными учениками, и найти о них информацию не составит труда.

Ссылка на основную публикацию