Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

План-2020. Наша экономика через 13 лет

«Для экономики, которую создал Кремль, людей в России должно быть в 10 раз меньше»

В стране постоянно бесследно исчезают триллионы наличных денег, рассчитанных на улучшение жизни

Согласно данным Банка России, по состоянию на 1 января 2019 года объем наличных денег в обращении на территории РФ составил в общей сложности 10,3 триллиона рублей (+775,2 миллиарда к аналогичному периоду 2018 года). Однако уже через 6 месяцев мегарегулятор отметил — объем «налички» в стране уменьшился на 315,3 миллиарда рублей. Таким образом к 1 июля 2019 года наличные деньги в обороте вне банковского сектора составили чуть больше 9,9 триллиона рублей.

При этом, согласно данным отчета международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), в период с 2010 по 2018 годы в России был зафиксирован практически тридцатикратный рост числа безналичных транзакций — с 5,8 до 172 раз в год на человека. Такие темпы позволили даже назвать его «феноменальным».

Это позволило ряду экспертов прийти к следующим выводам: в стране стремительно развивается цифровая экономика (в том же отчете BCG отмечается, что Россия стала мировым лидером по числу платежных операций с помощью банковских карт, интегрированных в мобильные устройства), а отечественные потребители лучше воспринимают новые технологии, поскольку «во многих аспектах жизни свободны от унаследованных традиций» и «смогли „перепрыгнуть“ сразу через несколько этапов».

В связи с этим, заявляют они, вопрос «тотального эквайринга» России — дело самое позднее двух ближайших лет. Причем в будущем все материальные платежные носители могут заменить биометрические технологии, когда платеж будет списываться путем аутентификации человека, например, по лицу или голосу.

Однако среди экспертного сообщества находятся и те, кто в стройном хоре дифирамб «светлому цифровому будущему России» видит серьезную угрозу благосостоянию жителей страны.

— Утвержденный на 2020 год федеральный бюджет по расходам достигает отметки в 19,5 триллиона рублей, а по доходам — отметки в 20,4 триллиона рублей, — обращает внимание председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Объем ВВП при этом составляет 112,86 триллиона рублей. Таким образом получается, что наличная денежная масса, находящаяся в обращении, составляет менее 10% от ВВП и почти в два раза меньше объема анонсированных доходов бюджета.

«СП»: — Что плохого вы усматриваете в этом соотношении? Как известно, цифровая экономика — один из основных приоритетов государства, а она подразумевает в том числе и переход на безналичные расчеты.

— В Китае, на минуточку, соотношение наличной денежной массы к объему ВВП составляет 200%. И при этом китайцы считают, что такая оснащенность внутренней экономики наличными деньгами недостаточна! По сравнению с Китаем оснащенность наличкой нашей экономики, понятное дело, просто никакая. А, между тем, сумма всех нефтегазовых доходов весьма велика. Взять только один лишь газ — просто умножьте среднюю стоимость тысячи кубометров газа в 235 долларов на США на среднегодовой объем экспортных поставок на уровне 190−200 миллиардов кубометров, а потом на 20. Российской нефти ежегодно экспортируется в среднем на 7 триллионов рублей. Получается, весь имеющийся в обороте объем наличности сопоставим с годовым оборотом от нефтегазового экспорта.

Но, во-первых, внешняя торговля нефтью и газом в России очень хорошо идет как минимум последние 20 лет. А, во-вторых, кроме нефти и газа также неплохо экспортируются те же алмазы и алюминий, никель, сталь, древесина. Даже если не брать в расчет весь остальной экспорт, возникает вопрос — а куда делась наличность от этой деятельности за эти два десятка лет? Рубль же имеет очень ограниченное хождение в мире…

«СП»: — Когда информационные агентства озвучивали общую сумму ходящей на внутреннем рынке наличности по состоянию на 1 декабря 2018 года, уточнялось, что ее объем в 9,78 триллиона рублей дан без учета наличных рублей, находящихся в кассах ЦБ РФ. Логично предположить, что эти средства находятся там же.

— Тогда получается, что эти средства вообще ничем не обеспечены. Не будем забывать про уставный капитал мегарегулятора, который, согласно федеральному закону № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», составляет всего 3 миллиарда рублей. А речь-то идет о деньгах в размере примерно 200 триллионов рублей.

«СП»: — Ну и куда же, по вашему мнению, уходят эти средства? Это же не сахар, чтобы бесследно раствориться в воде…

— Куда конкретно уходят эти средства и в чьих карманах они оседают, поинтересоваться, конечно, лучше у тех людей. кто непосредственно контролирует эти денежные потоки. Да, есть у нас еще золотовалютные резервы, внешние инвестиции и государственные кубышки вроде Фонда национального благосостояния. Но меня, как председателя национального союза защиты прав потребителя, интересует другой момент — почему же средства уходят за рубеж на покупку американских ценных бумаг? Почему они не вкладываются в российскую экономику? Почему при таких экспортных прибылях мы так бедно живем?

«СП»: — Так ведь все страны, в том числе и Россия, со дня на день ждут очередного финансового кризиса. Вот как раз на «крайний случай» и создаются подобные закрома.

— Да, такова официальная версия. Но на самом деле все очень просто — чем меньше денег в экономике, тем дешевле обходится наш труд. Наша нищета очень выгодна как раз нефтегазовым корпорациям, для которых стоимость рабочей силы становится практически копеечной.

«СП»: — А как же быть, например, с рекомендациями Всемирного банка для России — повышать производительность труда как главный источник устойчивого роста доходов населения? Мы на нее наплюем? Хотя почему-то на рекомендации этого же института о повышении пенсионного возраста мы практически моментально ответили людоедской пенсионной реформой…

— Ну почему же наплюем, тоже отреагируем. Дальнейшим понижением стоимости труда через вот такое искусственное вытеснение денежной массы из внутренней экономики страны. Потому что если стоимость труда увеличивать, то вдруг окажется, людям нужно будет платить большие зарплаты, пенсии. Это, соответственно, нефтегазовому сектору не выгодно, это увеличивает себестоимость экспортируемого товара. Нельзя скидывать со счетов и оптимизацию с роботизацией. В такой экономике люди просто окажутся лишним звеном. Вот в этом вся российская экономика, не предполагающая для нас никаких иных альтернатив.

Перспектива для россиян в этом случае одна — становиться бомжами, лишаясь каких бы то ни было средств к нормальному существованию, а также пособий и пенсий. Такой экономике, какая у нас имеется, людей требуется в 10 раз меньше, чем есть сейчас.

«СП»: — С учетом вышесказанного, пожалуй, наивно полагать, что в ходе предстоящего 15 января оглашения президентского послания Федеральному собранию Владимир Путин заявит о распечатывании главной государственной «кубышки» — Фонда национального благосостояния — ради повышения доходов россиян? Хотя многие политологи ждут от главы государства именно этого, учитывая проявляемую им в последние месяцы озабоченность низким уровнем дохода наших граждан…

— Да не нужно никому распечатывать никакие кубышки и повышать наш уровень благосостояния, потому что себестоимость добычи углеводородов моментально увеличится. Чем лучше люди будут жить, тем больше будет появляться дополнительных затрат на внешнюю торговлю. Ну, в самом деле, зачем, по сути, рабам, платить больше? Чтобы снижать свою прибыль?

«СП»: — То есть что бы ни говорил гарант Конституции, какую бы озабоченность ни высказывал, уровень доходов по-прежнему будет падать?

— У нас с вами, у простых россиян — безусловно. Потому что если учесть, что за последние 20 лет тот же баррель нефти зашкаливал и за сотню долларов, а прибыли от экспорта так внушительны, возникает вопрос — а что, собственно, мешало государству увеличить их два года назад, три года назад, пять или десять лет назад? Если текущая конъюнктура международного рынка сохранится, россияне в массе своей окажутся просто никому не нужны.

Естественно, обещания о том, что когда-нибудь россияне будут жить лучше, будут даваться весьма щедро. Несомненно, пообещают к какому-нибудь году повысить что-нибудь процентов на 5. Разговоры о том, что это главная забота и приоритет государства, которое делает для этого все возможное, конечно же, будут вестись. Однако как раньше на каждый появившийся в российской экономике рубль неизвестно куда исчезало целых 20, так будет исчезать и дальше.

«СП»: — По вашим словам выходит, что у государства практически в любой момент времени, включая последние 6 лет, были все возможности для того, чтобы улучшить жизнь россиян и поднять их доходы?

Читайте также:  Экономия магазина при использовании энергосберегающих технологий - от 35%

— Имелись тогда, имеются сейчас и будут иметься дальше. И еще какие. Ну сравните, что мы имеем сейчас, с бешеной скоростью оперируя этими жалкими десятью триллионами наличности, включая монеты мелкого достоинства, и что могло бы быть, не вытесняйся из обращения эти сотни триллионов. Китайцы, напомню, с их двумястами процентами насыщения внутренней экономики наличностью, сейчас живут в двадцать-тридцать раз лучше нас!

«СП»: — Ну так мы же строим цифровую экономику! Может, когда мы ее построим наконец, все эти триллионы туда как раз и вернуться?

— Да ничего никуда не вернется! Что нам мешает уже сейчас увеличить эту самую денежную массу пусть не в десять и даже не в пять раз, а хотя бы вдвое? Кто или что этому мешает? Никто и ничего — ни американцы с их санкциями, на Всемирный банк с Международным валютным фондом. Элементарно даже обыкновенный здравый смысл этому не мешает. Но между тем деньги продолжают искусственно выводиться во всякие фонды. Просто чтобы снижать себестоимость основного экспортируемого товара, не нарушать баланс такой замечательной торговли.

«СП»: — То есть наше государство продолжит скатываться в бедность?

— Понимаете, у государства, а вернее — у тех людей, которые называют себя государством, все на самом деле хорошо. А вот у нас с вами, у всех остальных россиян, имеются серьезные проблемы — с деньгами, с выживаемостью. Но поскольку мы не участвуем в этой нефтегазораспределительной цепочке, то мы им не интересны, поскольку никакого влияния на данный бизнес-процесс не оказываем. А раз так, то кто по поводу наших бед будет, собственно, особенно заморачиваться?

План-2020. Наша экономика через 13 лет

Объем российской экономики к 2020 г должен вырасти в почти четыре раза – до 5 трлн долл. А наша страна войдет в пятерку крупнейших экономических держав мира, наравне с Китаем, США, Индией и Японией и выйдет на передовые позиции в Европе.

Также мы выбьемся в лидеры в нескольких высокотехнологичных нишах мирового рынка. Все эти достижения станут реальностью, если экономический курс России сменится с нынешнего экспортно-сырьевого на инновационный.

Каким образом «сказка будет становиться былью», Минэкономразвития прописало в долгосрочной концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Правительству уже удалось добиться макроэкономической стабильности, теперь мы уже созрели до того, чтобы определить, каким будет будущее России. «Нужно придумать не просто образ, но и как его создать», — пояснил на пресс-конференции директор департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач.

Концепция рассматривает инерционный, энерго-сырьевой, инновационный сценарии развития экономики. Все они основаны на конкурентных преимуществах российской экономики. В каждом варианте прописаны сферы, которые будут развиваться в приоритетном порядке. Энерго-сырьевой сценарий, например, предполагает, что Россия остается энергетической сверхдержавой, и государство сосредоточится на модернизации энергетического и транспортного секторов.

За основу же Минэкономразвития берет инновационный вариант развития, в котором ставятся самые амбициозные задачи. Наряду с модернизацией и развитием инфраструктуры, мы реализуем преимущества инновационного развития и становимся конкурентоспособными и в этой сфере.

Россия должна выйти на лидерские позиции в 5-6 нишах мирового рынка. Так, у нас еще сохраняются шансы стать первыми в строительстве региональных и грузовых самолетов, вертолетов и производстве и запуске космических аппаратов и разработке программного обеспечения. Нельзя оставить без внимания и атомную энергетику. Кроме того, Россия из импортера мяса превратиться в экспортера, и останется одним из лидеров по производству и экспорту зерна в мире.

Согласно инновационному сценарию, ВВП до 2020 г будет ежегодно прирастать на 6,6%, а промышленное производство – в пределах 5–5,2%. Инфляцию же к этому периоду удастся снизить лишь до 3%. «Стране, которая претендует на динамический рост и на интенсивные структурные изменения плюс сталкивается с проблемой сближения внутренних цен на энергоносители и на многие сырьевые товары с мировым уровнем, обеспечить крайне низкие темпы инфляции очень сложно», — признал А.Клепач.

Сейчас объем ВВП на душу населения в России равен 5-6 тыс долл. По плану Минэкономразвития, к 2020 г этот показатель достигнет уже 30 тыс долл, а это 70% от уровня жизни в Евросоюзе и 50% – от США.

«За этими цифрами стоит создание другого образа экономики», – полагает А.Клепач. В первую очередь, повысится энергоэффективность экономики — энергоемкость ВВП должна снизиться больше, чем на 40%. Во-вторых, уровень инновационной продукции в экономике возрастет почти в десять раз – с нынешних 2,5% до 40% к 2020 г. Сейчас разрыв между Россией и европейскими странами составляет 20 раз. Экспорт машиностроительной продукции за этот период увеличится в 7-8 раз до 125-130 млрд долл.

Кардинально изменится и жизнь простых россиян. Средний класс будет составлять половину населения страны. В случае успешной реализации программы нам удастся преодолеть и неблагоприятную демографическую тенденцию. Уже с 2015 г сокращение населения России сменится его ростом. К 2020 г население России будет составлять 140-142 млн человек.

Средняя продолжительность жизни наших соотечественников, по расчетам Минэкономразвития, к 2020 г увеличится до 75 лет с нынешних 65-66 лет. «Сейчас в России крайне высокая смертность людей трудоспособного возраста. Концепция предполагает, что средняя продолжительность жизни в РФ к 2020 году вырастет до 75 лет», — сказал директор департамента.

Реализовывать инновационный вариант развития экономики государство рассчитывает в основном на деньги бизнеса. «Инновации должны в большей степени развиваться за счет частных средств, а государство будет создавать бизнесу благоприятные условия», — считает чиновник. Главная проблема, по мнению А.Клепача, заключается в налоговом администрировании и недостаточном уровне собираемости НДС. Так, в России сейчас в лучшем случае собираемость НДС составляет 60-70%, а в Европе достигает 80-90%. Поэтому концепция подготовлена на основе действующих налоговых правил. «Концепция строилась, исходя из того, что мы меняем сам механизм функционирования налоговой системы, повышаем комфортность и собираемость, а не меняем налоговые ставки», — констатировал он. Однако в рамках%едуры согласования документа, Минэкономразвития и Минфин к февралю следующего года планируют разработать механизмы по совершенствованию налоговых ставок.

После доработки и согласования концепция будет внесена в правительство, которое рассмотрит ее до президентских выборов.

Путин предложил план выхода из «демографической ловушки»

Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию связал будущее России с преодолением демографического кризиса, назвав низкие доходы населения прямой угрозой. Чтобы «выбраться из демографической ловушки», повысить рождаемость и поддержать семьи с детьми, президент объявил новый пакет демографических мер.

Маткапитал на первенца и новое детское пособие

Перед Россией стоит задача увеличить суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной) к 2024 году до 1,7 против нынешних 1,5, сказал президент, предложив ряд шагов для ее решения.

  • С 1 января 2020 года материнский капитал начнут выплачивать при рождении первого ребенка, а сама программа будет продлена до 2026-го (сейчас она распространяется только на второго ребенка и действует до 2021 года). Размер маткапитала на первого ребенка составит 466,6 тыс. руб. «Такая поддержка даст возможность семье подготовиться к рождению второго ребенка», — объяснил президент.
  • При рождении второго ребенка семьям, получившим маткапитал на первого, добавят еще 150 тыс. руб. Таким образом, общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616,6 тыс. руб. Те семьи, где к началу 2020 года уже был один ребенок, при рождении второго получат сразу столько же. Сумма будет индексироваться в соответствии с инфляцией во время действия программы.
  • После рождения третьего ребенка семьи могут получить от государства 450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита.
  • Суммарно молодые семьи смогут потратить на улучшение жилищных условий более 1 млн руб. «Для целого ряда регионов, городов, даже областных центров это почти половина стоимости квартиры или дома», — отметил Путин.
  • Семьи с детьми от трех до семи лет, живущие на доходы ниже прожиточного минимума на человека, получат право на ежемесячную выплату. Размер выплаты будет зависеть от уровня прожиточного минимума в регионе: в 2020 году такие семьи получат в среднем 5,5 тыс. руб. (50% ПМ), а с 2021-го — в среднем 11,5 тыс. руб. на ребенка.

Раскачка на пять-шесть лет

Ожидать роста суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 к 2024 году, как поручил президент, вряд ли стоит, считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Какое-то время уйдет на «раскачивание» — население должно оценить будущие финансовые поступления, далее требуется время уже непосредственно на беременность женщин и рождение детей. Это может растянуться на пять-шесть лет, рассуждает он. Затем, как правило, наступает обратный процесс: население уже «привыкает» к выплатам, растут цены и запросы.

Читайте также:  Как уволиться из МВД: порядок увольнения

При принятии решения о рождении второго ребенка семья всегда думает о жилищных условиях: маткапитала на первого ребенка даже при условии увеличения размера суммы при появлении второго недостаточно для покупки достойной квартиры, а при низких доходах накопить самостоятельно не получится, полагает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Для сокращения бедности необходимо обеспечить рост реальных зарплат и поддерживать нуждающиеся семьи на протяжении всего жизненного цикла — предоставлять социальное жилье многодетным семьям, вводить налоговые вычеты и целевые платежи на образование детей, полагает он.

По оценкам Минэкономразвития, пакет озвученных президентом мер приведет к дополнительному росту реальных располагаемых расходов населения примерно на 0,5 п.п. уже в 2020 году, то есть доходы россиян вырастут на 2% (против 1,5% в действующем прогнозе министерства). Уровень бедности же может сократиться до 10,4% (по сравнению с ориентиром в 11,7% без учета объявленных инициатив). В целом пакет экономических стимулов направлен на преодоление «ловушки слабого спроса»: Минэкономразвития рассчитывает, что финансовая поддержка позволит семьям нарастить потребительские расходы (причем преимущественно на отечественные товары), а налоговые льготы для бизнеса обеспечат рост доходов работников соответствующих предприятий.

Но снижение уровня бедности не будет значительным, полагает проректор Государственного университета управления Ксения Екимова, поскольку во многих малоимущих семьях дети уже пошли в школу и не смогут претендовать на пособие. По данным за девять месяцев 2019 года, за чертой бедности живут 19,2 млн россиян, или 13,1% населения.

Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

«В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)», — говорилось в концепции.

  • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.
  • По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

Читайте также:  Приехал в Росию и стал фермером, производящим экологически чистый сыр

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» [до 2008 года]. Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.

План-2020. Какой будет российская экономика через 13 лет

Объем российской экономики к 2020 г должен вырасти в почти четыре раза – до 5 трлн долл. А наша страна войдет в пятерку крупнейших экономических держав мира, наравне с Китаем, США, Индией и Японией и выйдет на передовые позиции в Европе. Также мы выбьемся в лидеры в нескольких высокотехнологичных нишах мирового рынка. Все эти достижения станут реальностью, если экономический курс России сменится с нынешнего экспортно-сырьевого на инновационный.

Каким образом «сказка будет становиться былью», Минэкономразвития прописало в долгосрочной концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Правительству уже удалось добиться макроэкономической стабильности, теперь мы уже созрели до того, чтобы определить, каким будет будущее России. «Нужно придумать не просто образ, но и как его создать», — пояснил на пресс-конференции директор департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач.

Концепция рассматривает инерционный, энерго-сырьевой, инновационный сценарии развития экономики. Все они основаны на конкурентных преимуществах российской экономики. В каждом варианте прописаны сферы, которые будут развиваться в приоритетном порядке. Энерго-сырьевой сценарий, например, предполагает, что Россия остается энергетической сверхдержавой, и государство сосредоточится на модернизации энергетического и транспортного секторов.

За основу же Минэкономразвития берет инновационный вариант развития, в котором ставятся самые амбициозные задачи. Наряду с модернизацией и развитием инфраструктуры, мы реализуем преимущества инновационного развития и становимся конкурентоспособными и в этой сфере.

Россия должна выйти на лидерские позиции в 5-6 нишах мирового рынка. Так, у нас еще сохраняются шансы стать первыми в строительстве региональных и грузовых самолетов, вертолетов и производстве и запуске космических аппаратов и разработке программного обеспечения. Нельзя оставить без внимания и атомную энергетику. Кроме того, Россия из импортера мяса превратиться в экспортера, и останется одним из лидеров по производству и экспорту зерна в мире.

Согласно инновационному сценарию, ВВП до 2020 г будет ежегодно прирастать на 6,6 проц, а промышленное производство – в пределах 5–5,2 проц. Инфляцию же к этому периоду удастся снизить лишь до 3 проц. «Стране, которая претендует на динамический рост и на интенсивные структурные изменения плюс сталкивается с проблемой сближения внутренних цен на энергоносители и на многие сырьевые товары с мировым уровнем, обеспечить крайне низкие темпы инфляции очень сложно», — признал А.Клепач.

Сейчас объем ВВП на душу населения в России равен 5-6 тыс долл. По плану Минэкономразвития, к 2020 г этот показатель достигнет уже 30 тыс долл, а это 70 проц от уровня жизни в Евросоюзе и 50 проц – от США.

«За этими цифрами стоит создание другого образа экономики», – полагает А.Клепач. В первую очередь, повысится энергоэффективность экономики — энергоемкость ВВП должна снизиться больше, чем на 40 проц. Во-вторых, уровень инновационной продукции в экономике возрастет почти в десять раз – с нынешних 2,5 проц до 40 проц к 2020 г. Сейчас разрыв между Россией и европейскими странами составляет 20 раз. Экспорт машиностроительной продукции за этот период увеличится в 7-8 раз до 125-130 млрд долл.

Кардинально изменится и жизнь простых россиян. Средний класс будет составлять половину населения страны. В случае успешной реализации программы нам удастся преодолеть и неблагоприятную демографическую тенденцию. Уже с 2015 г сокращение населения России сменится его ростом. К 2020 г население России будет составлять 140-142 млн человек.

Средняя продолжительность жизни наших соотечественников, по расчетам Минэкономразвития, к 2020 г увеличится до 75 лет с нынешних 65-66 лет. «Сейчас в России крайне высокая смертность людей трудоспособного возраста. Концепция предполагает, что средняя продолжительность жизни в РФ к 2020 году вырастет до 75 лет», — сказал директор департамента.

Реализовывать инновационный вариант развития экономики государство рассчитывает в основном на деньги бизнеса. «Инновации должны в большей степени развиваться за счет частных средств, а государство будет создавать бизнесу благоприятные условия», — считает чиновник. Главная проблема, по мнению А.Клепача, заключается в налоговом администрировании и недостаточном уровне собираемости НДС. Так, в России сейчас в лучшем случае собираемость НДС составляет 60-70 проц, а в Европе достигает 80-90 проц. Поэтому концепция подготовлена на основе действующих налоговых правил. «Концепция строилась, исходя из того, что мы меняем сам механизм функционирования налоговой системы, повышаем комфортность и собираемость, а не меняем налоговые ставки», — констатировал он. Однако в рамках процедуры согласования документа, Минэкономразвития и Минфин к февралю следующего года планируют разработать механизмы по совершенствованию налоговых ставок.

После доработки и согласования концепция будет внесена в правительство, которое рассмотрит ее до президентских выборов.

Ссылка на основную публикацию