Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Оспаривание кадастровой оценки объектов недвижимости: вектор развития и новые правила

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

VSEON.com

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Закон

Новые правила кадастровой оценки недвижимости

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Читайте также:  В России учителя и врачи смогут получать бесплатные земельные участки

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали», – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

У нас

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

24 Декабря 2018

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Читайте также:  Сокращение штата и численности работников

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Оспаривание кадастровой стоимости по новым правилам

Юристы фирмы «АЛРУД» (Андрей Жарский, Партнер, руководитель практики Недвижимость; Станислав Веселов, старший консультант; Алексей Калинкин, старший юрист), раскрывают детали нового режима проведения оценки недвижимости для целей налогообложения.

В 2019 г. в Москве и Московской области закончился переходный период к государственной кадастровой оценке. Напомним, что в соответствии с положениями закона о государственной кадастровой оценке («Закон о ГКО») был введен новый режим проведения оценки недвижимости для целей налогообложения. В соответствии с новыми нормами полномочия по проведению кадастровой оценки были переданы государственным бюджетным учреждениям субъектов РФ.

С 1 января 2019 г. вступили в силу результаты оценки, выполненные уполномоченными учреждениями Москвы и Московской области, которые учитываются при определении налоговой базы за период с 2018 г. С этого момента эти субъекты перешли также на новый режим оспаривания кадастровой стоимости, существенно отличающийся от порядка, существовавшего до 2019 г. В связи с тем, что зачастую результаты кадастровой оценки не соответствуют реальной рыночной цене объекта, собственникам и арендаторам полезно знать, как они могут быть оспорены по новым правилам.

Получение информации о результатах оценки

В качестве первого шага по оспариванию необходимо получить актуальную информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Сделать это можно несколькими способами. Во-первых, заинтересованное лицо может получить выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости в бумажном или электронном виде. Соответствующие заявления могут быть поданы на сайте Росреестра или в МФЦ. Такая выписка предоставляется бесплатно.

Более оперативным способом получения информации является обращение к электронному ресурсу «Справочная информация по объектам недвижимости в режим онлайн». Используя его, можно мгновенно получить данные о текущей кадастровой стоимости объекта. Тем не менее, для дальнейшего оспаривания потребуется получение выписки из ЕГРН, которая прикладывается к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости.

Причины расхождения между кадастровой и рыночной стоимостями

В качестве возможных причин несоответствия между кадастровой и рыночной стоимостями могут быть следующие обстоятельства:

  1. наличие ошибок в сведениях, использованных при проведении кадастровой оценки;
  2. массовый характер оценки, не позволяющий учесть особенности конкретного объекта недвижимости.

Оценить причину несоответствия помогут материалы государственной кадастровой оценки, размещенные на сайте Росреестра. Заинтересованное лицо может скачать отчет об оценке, в котором указаны параметры (площадь, этажность, вид разрешенного использования и т.п.), из которых исходило бюджетное учреждение при оценке отдельного объекта недвижимости.

Исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости

Если при анализе материалов кадастровой оценки будут выявлена техническая или методологическая ошибка, то стоимость может быть скорректирована в упрощенном порядке. К техническим ошибкам относятся описки, арифметические ошибки и т.п., к методологическим – нарушение методических указаний при проведении кадастровой оценки. Для проверки наличия методологической ошибки могут быть привлечены оценочные организации, обладающие соответствующей компетенцией.

После выявления ошибки заинтересованное лицо может обратиться с заявлением об ее устранении в бюджетное учреждение или МФЦ, приложив документы, подтверждающие наличие ошибки. К заявлению может прилагаться декларация об объекте недвижимости, форма которой утверждена Минэкономразвития. Заявление рассматривается в течение 30 дней, при этом срок рассмотрения может быть продлен до 60 дней. Если бюджетное учреждение удовлетворяет заявление заинтересованного лица, оно обеспечивает устранение допущенной ошибки.

В случае отказа в удовлетворении заявления заинтересованное лицо вправе передать спор в суд, который проанализирует законность отказа и примет решение относительно допущенной ошибки.

Установление кадастровой стоимости в размере рыночной

Если при проведении государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение не допустило никаких ошибок, но ее результаты тем не менее являются завышенными, заинтересованное лицо вправе оспорить кадастровую стоимость путем приведения ее в соответствие с рыночной.

Данный способ защиты уже достаточно хорошо известен и проработан судебной практикой, т.к. его использование допускалось законом об оценочной деятельности, который регулировал вопрос проведения кадастровой оценки и ее оспаривания до Закона о ГКО. Закон о ГКО сохранил основные правила установления кадастровой стоимости в размере рыночной в судебном порядке, что обеспечивает преемственность подходов судебной практики к данной категории споров.

Читайте также:  Сила самовнушения и реальность ее воздействия на человека

Основной новеллой Закона о ГКО является отмена обязательного досудебного порядка рассмотрения спора в комиссии Росреестра, который во многих регионах стал простой формальностью, не обеспечивающей защиту прав заявителей.

Теперь заинтересованное лицо может сразу обратиться в суд с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по правилам Кодекса об административном судопроизводстве, приложив к заявлению отчет о рыночной оценке объекта недвижимости, подготовленный независимым оценщиком.

Инициируя судебную процедуру оспаривания, необходимо иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев по делу будет назначена судебная оценочная экспертиза. В рамках такой экспертизы будет проверяться представленный отчет, и при наличии каких-то нарушений, допущенных оценщиком, рыночная стоимость будет определена повторно. Суды при рассмотрении споров ориентируются на результате именно судебных оценочных экспертиз, поэтому нет никаких гарантий, что в конечном итоге кадастровая стоимость будет снижена до цены, определенной оценщиком на досудебном этапе. В случае неблагоприятных результатов судебной оценки истец может ходатайствовать о проведении повторной экспертизы, представив рецензию на отчет судебного оценщика. Тем не менее суд вправе по своему внутреннему убеждению отказаться от проведения повторной экспертизы, решив, что судебная оценка выполнена корректно.

После вступления решения суда в силу кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается в соответствии с решением суда и действует до новой массовой кадастровой оценки.

Возможные изменения действующих правил

Изложенные выше рекомендации могут частично утратить свою актуальность в случае принятия разработанного Минэкономразвития проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки». Он пока не внесен в Государственную Думу. Исходя из комментариев представителей Министерства, это должно быть сделано весной этого года. Данным законопроектом вносятся существенные коррективы в процедуру оспаривания кадастровой стоимости.

Так, предлагаемая к включению в Закон о ГКО статья 22 предусматривает, что заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной будет рассматривать не суд, а бюджетное учреждение, выполнившее оценку. Таким образом, предлагается вернуть обязательный досудебный порядок рассмотрения таких споров. При этом если учреждение откажет в удовлетворении заявления, такое решение может быть оспорено в суде. Однако предметом судебного рассмотрения будет не вопрос рыночной стоимости, как сейчас, а вопрос законности принятого учреждением решения.

Результатом предлагаемых изменений может стать формальная проверка судами таких решений на предмет соблюдения процедур, что может негативного отразиться на возможности заинтересованных лиц по эффективному оспариванию кадастровой стоимости. Поскольку данным законопроектом вводится принцип персональной ответственности руководителей бюджетных учреждений за результаты оценки, учреждения будут крайне заинтересованы в максимальном ограничении случаев пересмотра кадастровой стоимости в досудебном или судебном порядках по любым основаниям.

Если рассматриваемый законопроект будет внесен в Госдуму, мы рекомендуем оценить целесообразность скорейшего инициирования процедуры оспаривания кадастровой стоимости до вступления поправок в силу. В этом случае спор будет рассматриваться по действующим нормам Закона о ГКО, которые в большей степени гарантируют права заинтересованных лиц при рассмотрении споров об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Оспаривание кадастровой стоимости в 2020 году

В 2019 году в налоговом законодательстве Российской Федерации произошли существенные изменения. Одно из главных новшеств касается процедуры оценки кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

  • жилых и нежилых помещений,
  • водных и воздушных суден,
  • строений и зданий разного предназначения,
  • парковочных стоянок,
  • земельных участков различного типа.

Изменения затрагивают порядок исчисления кадастровой стоимости и касаются юридических и физических лиц. Главное новшество связано с методологией исчисления налоговой базы, которая раньше рассчитывалась на основании рыночной стоимости. С 2019 года сумма налогов исчисляется с применением кадастровой стоимости. Этот показатель вносится в государственный реестр недвижимости (ЕГРН), определяется на основании оценки государственного оценщика.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости недвижимости в 2020 году также претерпела некоторые изменения. Главное состоит в том, что стало необязательным рассмотрение вопроса в Комиссии, как это было до 2019 года. То есть при желании истец имеет право сразу обращаться в суд, в судебном порядке можно снизить кадастровую стоимость до 90 %.

Особенности оспаривания и уменьшения кадастровой стоимости в 2020 году

Как и раньше, у юридических и физических лиц есть право оспорить кадастровую стоимость, если они считают, что ее размер завышен или рассчитан с нарушениями. Причин появления неточностей в расчетах немало, например:

  • не принималось во внимание месторасположение, исторический статус и тип объекта недвижимости;
  • не были учтены инженерные коммуникации, геофизические данные, инфраструктура;
  • не совпадает дата установления кадастровой и рыночной стоимости;
  • рыночная цена и цена кадастра слишком различаются;
  • при расчете не учитывался размер рыночной стоимости аналогичных объектов, расположенных в данной местности и другие.

Во всех перечисленных случаях физическое или юридическое лицо имеет право на уменьшение кадастровой стоимости в 2020 году, но факты нарушения необходимо доказать. Сделать это может опытный, профессиональный юрист, который хорошо знает требования нового законодательства, нюансы и возможные «подводные камни». Компания «Максилайн» предлагает свои услуги в решении подобных вопросов. Мы гарантируем вам положительный результат.

Особенности процесса

Чтобы начать оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году, прежде всего, нужно провести независимую оценку объекта, подкрепить доказательства видео, аудиоматериалами и соответствующими расчетами. Затем нужно запросить копию отчета о государственной оценке из Росреестра, провести анализ, выявить ошибки, которые повлияли на размер кадастровой стоимости объекта.

После подготовительных работ подается заявление либо иск (в зависимости от того, какой способ решения вопроса вы выбрали) в Комиссию или суд. К нему нужно приложить следующие документы:

  1. отчет о независимой оценке объекта недвижимости, обязательно на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН;
  2. документы о праве собственности с нотариальным заверением;
  3. справку-выписку из реестра недвижимости (в электронном виде с сайта Росреестра);
  4. доказательства, полученные при проведении независимой экспертной оценки.

Кроме судебного разбирательства, возможен упрощенный вариант пересмотра кадастровой стоимости. Какой из них выбрать в том или ином случае, подскажет юрист. Обращайтесь в компанию «Максилайн», мы гарантируем положительный результат и решение вопроса в пользу клиента!

Максилайн

Лучшим показателем качества нашей работы является то, что суды сами выбирают наших экспертов, что подтверждает высокое качество судебных экспертиз и доверие судебных органов к нашим специалистам.

Запрос коммерческого предложения

Ключевые преимущества

Максилайн честно выполняет свою работу и может подтвердить каждый оспоренный объект оригиналами документов с данными наших оценщиков и экспертов, указанных в Решениях Комиссии при Росреестре или судах общей юрисдикции.

Квалификация наших экспертов подтверждена сертификатами и аттестатами по всем видам независимой экспертизы

Мы работаем с лучшими юристами Москвы, у которых нет отрицательных решений Комиссии и самый высокий процент выигранных судов

Обширная сеть четко контролируемых представительств по всей России

Ссылка на основную публикацию