Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Основные права и обязанности проверяющих

Обязанности проверяющих и права проверяемых при проведении проверки

координационный план проверка контролирующий

— проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

— требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

— уведомлять под роспись проверяемого субъекта или его представителя об использовании при проведении проверки технических средств (аппаратуры, позволяющей вести звуко- и видеозапись, ксерокопирование и т.д.);

— производить осмотр в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых (п. 39 Положения).

Проверяемый субъект (его представитель) вправе:

— присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— заявлять отвод эксперту, специалисту (отметим, что основания для отвода этих лиц законодательством не предусматриваются), а также ходатайствовать об их назначении из числа указанных им лиц;

— давать свои объяснения и заявлять возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 47 Положения);

— представлять список дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

— присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

— знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

— не выполнять требования проверяющего, если они не относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 7 Положения).

По окончании проверки составляется справка (если в ходе проверки не выявлено нарушений законодательства).

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может составляться протокол об административном правонарушении и (или) выноситься постановление по делу об административном правонарушении.

Если проводилась совместная проверка, акт проверки (справку проверки) должен составить каждый контролирующий орган (ч. 1 — 3 п. 59 Положения).

Требования к акту проверки:

— ясность и точность изложения выявленных фактов;

— недопустимость включения в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. Нарушение данного требования нередко становится основанием для признания недействительными решений, вынесенных по актам проверки (см., например, Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.10.2011 (дело №154-11/2011/50А/727К), Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.01.2012 (дело №269-11/2011/96А/1144К));

— недопустимость неоговоренных исправлений (ч. 4 п. 59 Положения).

РУКОВОДИТЕЛЮ ПРОВЕРЯЕМОГО СУБЪЕКТА

При наличии возражений по акту проверки следует сделать соответствующую запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) в письменном виде представить возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган (ч. 1 п. 71 Положения).

Проверяющим (руководителем проверки) изучается обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (ч. 2 п. 71 Положения)

На основании акта каждый контролирующий орган выносит решение по акту проверки или требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения.

Обжалование действий (бездействия) проверяющих в ходе проверки или ее результатов

Могут быть обжалованы:

— решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки;

— требования (предписания) об устранении нарушений;

— действия (бездействие) проверяющих.

Порядок обжалования проверяемый субъект определяет самостоятельно.

Орган рассмотрения жалобы

Срок для подачи жалобы

Последствие пропуска срока для подачи жалобы

Восстановление пропущенного срока

Общий суд (при обжаловании действий (бездействия) проверяющих должностным лицом организации, права которого как физического лица были нарушены в ходе проверки)

Один месяц со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права(ч. 1 ст. 355 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК))

Отказ в рассмотрении жалобы (ч. 2 п. 79 Положения, ч. 2 ст. 155 ГПК)

Возможно по заявлению при наличии уважительных причин (ч. 2 ст. 355 ГПК)

Хозяйственный суд (в иных случаях)

В течение года со дня вынесения решения, требования (предписания) (ч. 3 п. 78 Положения)

Не предусмотрено законодательством

Вышестоящий контролирующий орган; при его отсутствии, а также при обжаловании действий (бездействия) проверяющих — вышестоящее должностное лицо, которому проверяющие непосредственно подчинены (ч. 3 п. 79 Положения)

В течение 30 календарных дней со дня вынесения решения, требования (предписания) (совершения действий (бездействия)) (ч. 1 п. 79 Положения)

Возможно по заявлению при наличии уважительных причин (ч. 2 п. 79 Положения)

Подача жалобы на рассмотрение во внесудебном порядке не исключает подачи (в том числе и одновременно) жалобы в суд. Внесудебный порядок не является обязательным до обращения в суд.

Решения контролирующих органов и действия (бездействие) проверяющих, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса, обжалуются в порядке, установленном в гл. 7, 11 и 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В.4. Функции, права и обязанности работников организаций, деятельность которых проверяется

Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

Проверяемые субъекты — организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

заявить отвод эксперту, специалисту;

просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;

получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;

обжаловать решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения);

обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;

обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;

изготавливать в случаях, предусмотренных в пункте 42 настоящего Положения, за свой счет копии изымаемых документов;

возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;

содействовать проверяющим в проведении проверки;

давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;

являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;

представить проверяющему затребованные у них в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;

предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;

Читайте также:  Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»

принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.

Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица при проверке вверенных ему ценностей, контрольных обмерах и других действиях проверяющий вправе провести такие действия без участия указанного лица с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) с участием не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении проверки, также подписывают документы, составленные по ее результатам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9691 — | 7545 — или читать все.

2. Права, обязанности и ответственность проверяющих

Общие требования по правам и обязанностям сторон проверки определены Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 .

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

• при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки;

• при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

• в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);

• истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости — проводить встречныепроверки;

• истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

• привлекать экспертов, специалистов;

• получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации и защите информации;

• вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

• при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

• изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;

• проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;

• изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование;

• в случаях и порядке, установленных законодательством, при про-ведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование;

• требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

• в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее — банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;

• в случаях предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

• проводить проверки фактического наличия документов и (или) Имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

• осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяющий не имеет права участвовать в проверке если:

— является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

— является близким родственником проверяемого субъекта — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;

— являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

— имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

— проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

— предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

— внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при их представлении);

— проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов; требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения;

— соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

— при проведении проверки соблюдать служебную этику;

— ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

— заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вы­зывать в контролирующий (надзорный) орган представителей прове­ряемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

— требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законода­тельства и контролировать исполнение этих требований;

— соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

— принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законода­тельства;

— принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненно­го государству, иным лицам;

— передавать, материа­лы проверок в органы уголовного преследования и суды;

— вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыска­ния к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодатель­ными актами.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убыт­ки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанно­стей. Причиненные убытки возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица налоговых и таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную Ответственность в соответствии с законодательством (ст. 84 Налогово­го кодекса).

Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

  • при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты), входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;
  • при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
  • истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
  • истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
  • привлекать экспертов, специалистов;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
  • изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;
  • проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
  • изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
  • требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
  • в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
  • в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
  • проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Читайте также:  Уроки самовоспитания. Как побороть страх и сомнение в себе?

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

  • проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
  • предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
  • внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);
  • проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
  • требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
  • соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
  • при проведении проверки соблюдать служебную этику;
  • ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
  • заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
  • требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
  • соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
  • принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
  • принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
  • передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
  • вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:

  • получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
  • требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
  • отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
  • не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (за исключением случаев, когда проверка начинается с проведения контрольной закупки);
  • не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • заявить отвод эксперту, специалисту;
  • просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
  • присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
  • указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
  • требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
  • получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
  • обжаловать в соответствии с законодательством решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

  • выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнал производства работ – в случае, проведения проверки соблюдения технических нормативных правовых актов при строительстве);
  • обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
  • обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
  • обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
  • обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;
  • изготавливать за свой счет копии изымаемых документов в случаях изъятия оригиналов документов;
  • возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
  • содействовать проверяющим в проведении проверки;
  • давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
  • являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
  • представить проверяющему затребованные в установленном законодательством порядке информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
  • предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
  • принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Читайте также:  Жадный маркетинг: персональный подход против скидок

Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных обмерах, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.

Выездная проверка: права и обязанности организации

Далеко не каждый бухгалтер в своей карьере сталкивается с выездной проверкой. Однако никто от нее не застрахован. А если уж инспектор приходит в организацию для проведения подобного мероприятия, то количество забот у бухгалтерии возрастает в разы, и неподготовленные бухгалтеры с ними вряд ли справится. Так что знать права инспектора и обязанности компании при выездных проверках не помешает, даже если применить эти знания на практике и не придется.

К кому придут

Очевидно, что проводить выездные налоговые проверки у каждого налогоплательщика невозможно налоговикам не хватит ни сил, ни времени. Да и запреты с ограничениями, о которых мы расскажем чуть ниже, не способствуют тотальному выездному контролю. Поэтому выездные проверки проходят лишь у «избранных» налогоплательщиков. К чести налоговых органов надо заметить, что они давно уже перестали делать секрет из тех критериев, которые ложатся в основу отбора «счастливчиков». Любой желающий может ознакомиться с документом под названием «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Из этого документа следует, что основными кандидатами для выездных проверок будут компании, показатели деятельности которых отклоняются от «средней температуры по больнице». Например, заработная плата персонала ниже, чем у персонала других компаний той же сферы деятельности. Или компания постоянно заявляет большие суммы вычетов по НДС. Либо сумма уплаченных налогов слишком уж несоразмерна с оборотом средств, проходящих через счета организации.

Кроме этого, под прицел могут попасть компании, которые пренебрегают общением с налоговыми органами (не представляют затребованных пояснений или объяснений), часто переезжают, ведут деятельность через посредников и т.п.

Кого пускать

О назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик, как правило, узнает от пришедших с этой самой проверкой контролеров. Они должны предъявить руководству организации свои служебные удостоверения, а также решение о проведении выездной проверки. Причем, с последним документом инспекторы должны ознакомить руководителя организации (или другого уполномоченного уставом или доверенностью сотрудника) под роспись. А вот про обязанность вручить налогоплательщику копию решения о проведении проверки Налоговый кодекс не говорит. Поэтому прежде чем поставить подпись об ознакомлении с решением, надо обязательно проверить следующие данные:

— решение вынесено именно в отношении вашей компании, то есть правильно указаны ее наименование (как полное, так и сокращенное) и ИНН/КПП;
— решение вынесено именно «вашей» налоговой инспекцией;
— в решении перечислены фамилии инспекторов, которые будут проводить проверку и эти фамилии совпадают с фамилиями тех, кто пришел с проверкой;
— в решении указано какие именно налоги будут проверять, либо указано, что проверка будет по всем налогам и сборам;
— в решении указан период, за который будут проверять налоги;
— решение подписано руководителем или заместителем руководителя инспекции, либо лицом, выполняющим их обязанности (в случае сомнения, можно позвонить в инспекцию и уточнить данную информацию);
— на решении стоит гербовая печать инспекции.

Куда пускать

В действующей редакции Налогового кодекса прямо не зафиксирована обязанность организации предоставлять проверяющим для работы специальное помещение. В Кодексе говорится: если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). Из этого следует, что предоставление помещения под проверку все же входит в компетенцию проверяемого, но каких-либо требований к этому помещению кодекс не устанавливает. Более того, даже если налогоплательщик не предоставит такого помещения, каких-либо неблагоприятных последствий не будет. Правда, при условии, что непредставление помещения вызвано объективными причинами (п. 1 ст. 89 НК РФ). В противном случае можно говорить уже о воспрепятствовании проверке, а это влечет штраф по ст. 19.4 КоАП РФ.

Инспекторы могут производить осмотр производственных, складских и торговых помещений налогоплательщика. Кроме того, проверяющие могут поинтересоваться и другими помещениями и территориями, которые организация использует для извлечения дохода, или теми, на которых содержатся объекты налогообложения (п. 13 ст. 89 НК РФ). Тут важно помнить, что осмотр любых помещений проводится в присутствии налогоплательщика, под протокол и с участием понятых (ст. 92 НК РФ). В противном случае использовать полученную информацию для доначисления налогов и штрафов инспекторы не смогут (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Что проверят

В рамках выездной проверки инспекторы могут проверять любые документы налогоплательщика, относящиеся к тем налогам, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить ознакомление контролеров с подобными документами (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание, что на территории налогоплательщика инспекторы вправе изучать подлинники документов, но выносить их за пределы организации они могут, только если оформили протокол выемки данных документов (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Подбирая документы для предоставления их инспекторам, надо помнить о периоде проверки, указанном в решении. Период проверки не может превышать трех календарных лет, не считая текущего налогового периода (п. 4 ст. 89 НК РФ). Проще говоря, в 2009 году инспекторы могут проверить как текущий год, так и периоды 2008-2006 годов. Причем, глубина проверки не зависит от того, какой именно налоговый период установлен для проверяемого налога. Ведь в норме Налогового кодекса, которая устанавливает глубину проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), речь идет именно о календарных годах. То есть о периоде с 1 января по 31 декабря (ст. 6.1 НК РФ). Так что в 3 квартале 2009 года инспекторы вполне могут назначить выездную проверку по НДС за 2 квартал 2006 года.

Помимо запрета на проверки за пределами трехлетнего срока, Налоговый кодекс установил и другие ограничения. Так, налоговики не вправе проверять налоги и периоды, которые уже однажды были предметом выездной проверки (п. 5 ст. 89 НК РФ). Это значит, что если в конце 2007 года инспекторы уже проводили выездную проверку по НДС и изучали документы вплоть до 3 квартала, то в 2009 году они могут проверить НДС только начиная с 4 квартала 2007 года.

Как долго будут проверять

Теперь в Налоговом кодексе установлены четкие сроки, в которые должны уложиться проверяющие. Так, по общему правилу, выездная налоговая проверка должна закончиться в течение двух месяцев с даты вынесения решения о ее проведении (п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Окончание проверки фиксируется специальной справкой, после составления которой инспекторы уже не могут проводить контрольные мероприятия и появляться на территории организации*.

Налоговый кодекс также устанавливает механизмы продления или приостановления срока проверки. Так, если инспекторы назначили и экспертизу, встречную проверку, либо запросили документы за границей, то руководитель инспекции может вынести решение о приостановлении проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Во время приостановления инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать документы и т.п. Другими словами, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.

Что касается продления сроков проверки, то решение об этом принимает вышестоящий налоговый орган по мотивированному ходатайству инспекторов. Так, Управление ФНС по субъекту Федерации может продлить срок проверки сначала до 4 месяцев, а потом (по повторному ходатайству) до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков уже не допускается. Все доказательства, полученные за пределами этих сроков, будут недействительными (п. 6 ст. 89 и п. 4 ст. 101 НК РФ).

Завершение проверки

Как уже упоминалось, окончание проверки фиксируется специальной справкой, где налоговый орган указывает предмет проверки и ее реальные сроки. Данная справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ). В дальнейшем на основании этой справки инспекция составляет акт проверки, где указываются все выявленные нарушения, а также предложения по их устранению. Акт также вручается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ). С момента получения этого акта у организации появляется возможность обжаловать результаты проверки. О том, как это сделать читайте в следующей статье «Как бороться с доначислениями».

__________
* Единственное исключение — вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые фактически возобновляют проверку. Эти мероприятия не могут длиться более месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию