Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В ТК закреплен наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда (разд. X «Охрана труда», разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др.*(8)

Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160*(9) утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее — Положение).

Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

— организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

— федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Подготовленные проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минздравсоцразвития России и издаются им после рассмотрения проектов названных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в подзаконные акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минздравсоцразвития России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека, среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека и др. (п. 1-3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554*(10)). Так, например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. N 58 утверждены СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»*(11). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. N 30 утверждены санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»*(12).

При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Для работников организации работодателем разрабатываются инструкции по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются в инструкции применительно к должности, профессии или виду выполняемой работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда):

— при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

— при изменении условий труда работников; внедрении новой техники и технологии;

— по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК). Работники обязаны соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях или определяются приказами руководителей.

Систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники этой службы вправе потребовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.

Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда. Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ч. 3 комментируемой статьи дополнена положением, относящим стандарты безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда. Необходимость внесения указанного дополнения обусловлена тем, что в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» утратил силу Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I «О стандартизации»*(13), определявший статус государственных стандартов как обязательных к применению нормативных правовых актов.

После введения в действие поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании» социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия в сфере охраны труда были выведены из сферы действия законодательства о техническом регулировании. Внесенные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ изменения в ТК позволили определить стандарты, выведенные из сферы действия законодательства о техническом регулировании, как обязательные к применению, и сохранить их значение и место в уже сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Читайте также:  Принципы выбора выгодного вклада

Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о технических регламентах, документах национальной системы стандартизации, международных стандартах, правилах стандартизации, нормах стандартизации и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения создан федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Правила пользования указанным федеральным информационным фондом определены Положением о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500*(14).

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязаны соблюдать и работодатели, и работники. Как нормативка помогает сохранить здоровье и трудоспособность работающих, расскажем в нашей статье.

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

Важно! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государственным нормативным требованиям охраны труда:

  • Государственные нормативные требования охраны труда – это содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, установленные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

  • при про­ектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
  • при разработке технологических процессов;
  • при организации производства и труда.
Читайте также:  Структура отдела продаж

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

  1. Стандарты безопасности труда.
  2. Правила и типовые инструкции по охране труда.
  3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

  • Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);
  • Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ);
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);
  • Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);
  • Типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);
  • Правила безопасности (ПБ);
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
  • Инструкции по безопасности (ИБ);
  • Строительные нормы и правила (СНиП);
  • Своды правил по проектированию и строительству (СП);
  • Санитарные правила (СП);
  • Гигиенические нормативы (ГН);
  • Санитарные правила и нормы (СанПиН);
  • Санитарные нормы (СН).

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

  1. Государственные нормативные требования охраны труда носят императивный характер, т.е. не допускают никаких отступлений от установленного ими правилами поведения, действуя неза­висимо от усмотрения субъектов трудового права.
  2. Государственные нормативные требования охраны обладают большей юридической силой по от­ношению к требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда.
  3. Требования охраны груда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, разрабатываются па основе государственных нормативных требований охраны труда.
  4. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в законах и подзаконных актах Российской Федерации и субъектов РФ, к которым относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.
  5. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими ли­цами при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, тогда как требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, носят местный характер (разработан­ные органами местного самоуправления или у конкретного работодателя) либо распространяются на отдельные субъекты трудового права.

Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

  1. При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.
  2. По результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  3. По результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда.
  4. На основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий.
  5. По предложениям федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопасности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к продукции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регу­лирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
  • «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Государственные нормативные требования охраны труда

Требования по охране труда регламентированы главой 34 ТК РФ.

Государственные требования по охране труда установлены статьей 211 ТК РФ. В соответствии с этой статьей государственными требованиями по охране труда, отраженными в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.

Требования по охране труда распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда. Требования по охране труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее — Постановление Правительства №399) установлено, что:

«в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда».

Государственные нормативы по охране труда разрабатываются и принимаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства №399 в следующем порядке:

«а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

Читайте также:  Сколько платят в банках

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации».

Постановлением Правительства №399 также утвержден «Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»:

Минтруд Российской Федерации разрабатывает межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают отраслевые правила по охране труда (ПО Т Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О);

Госгортехнадзор Российской Федерации, Госатомнадзор Российской Федерации (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) разрабатывают правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

Госстандарт Российской Федерации, Госстрой Российской Федерации разрабатывают государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

Госстрой Российской Федерации разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

Минздрав Российской Федерации разрабатывает государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления Правительства №399 государственные нормативные требовании по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

при внедрении новой техники и технологий;

по результатам анализа производственного травматизма;

по результатам анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

Пересмотр государственных нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.

Органы власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов власти, принимают свои правовые акты, регулирующие вопросы в сфере охраны труда.

Более широкий спектр трудовых прав и гарантий по сравнению с федеральным законодательством обеспечивается за счет бюджетных средств субъекта федерации.

Правила по охране труда обязательны как для работодателя, так и для работников.

Бывают случаи, когда в нормативных актах, принятых на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве определенных работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодателю, с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников, следует принять необходимые меры, в целях создания безопасных условий труда для своих работников, принимая во внимание конкретные обстоятельства.

Нельзя передавать в серийное производство образцы нового оборудования без соблюдения указанных правил.

Работодатель должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.

В инструкции по охране труда следует изложить требования по обеспечению безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются и утверждаются работодателем в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, указанных в межотраслевых или отраслевых инструкциях по охране труда, и должны быть согласованы с представительным органом работников.

Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, на работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем один раз в 5 лет.

Исключение составляют случаи, рассмотренные выше – о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасными условиями труда своих работников, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать требования охраны труда.

Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Государственные нормативные требования охраны труда

Государством устанавливаются нормативные стандарты безопасности труда и требования охраны труда. Такие требования должны быть учтены работодателем при разработке в своей компании соответствующих инструкций и правил.

Общие требования охраны труда

Руководство компании обязано обеспечить своим сотрудникам охрану их труда и безопасные условия для работы.

Конкретные обязанности работодателя по соответствующему направлению

Работодатель обязан обеспечить:

Основные требования
Направление
Обеспечение безопасных условий труда— безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
— применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
— соответствующие условия на каждом рабочем месте;
— выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
— проведение спецоценки условий работы;
Контроль за соблюдением норм охраны труда— организацию системы управления и контроля за соблюдением и состоянием условий труда;
Соблюдение прав работников в сфере охраны труда— режим отдыха и труда сотрудников по трудовому законодательству;
— информирование всех сотрудников о возможном риске для здоровья, причитающихся им компенсациях и гарантиях;
— оказание пострадавшим на рабочем месте сотрудникам первой помощи, принятие мер по сохранению здоровья и жизни коллег;
— принятие мер по недопущению аварий на производстве;
— медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание;
— доставку сотрудника в медучреждение, если он заболел на рабочем месте;
— оказание работникам неотложной медицинской помощи (при такой необходимости);
— ознакомление всего штата с действующими в компании требованиями;
— обязательное соцстрахование сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев;
— учёт и расследование профзаболеваний и несчастных случаев;
Обучение и инструктаж по охране труда— обучение безопасным приёмам и методам выполнения работ;
— обучение оказанию первой помощи тем, кто пострадал на работе;
— проведение инструктажа;
— проведение стажировки;
— проверку полученных знаний;
— недопущение к труду сотрудников, которые не прошли инструктаж и обучение;
Медицинские осмотры— в предусмотренных законом случаях организацию за свой счёт прохождения обязательных медосмотров;
— недопущение к труду лиц без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, обязательных медосмотров и если установлено наличие медицинских противопоказаний;
Госконтроль по условиям безопасности и охраны труда— предоставление госорганам, осуществляющим контроль (надзор) в этой сфере, информации и документов, необходимых для реализации этими органами своих полномочий;
— беспрепятственный допуск госпроверяющих и представителей общественного контроля при проведении ими проверок;
— рассмотрение представлений и выполнение предписаний в установленные законами сроки;
Разработка нормативных правовых актов по охране труда— наличие документов, включающих в себя все установленные требования;
— разработку и утверждение правил и инструкций (при их составлении нужно учитывать мнение профсоюзной организации).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

  • федеральных законах и нормативных правовых актах РФ;
  • законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Такие требования направлены на сохранение здоровья и жизни сотрудников. Они регламентируют критерии, процедуры, правила и нормативы по охране труда.

Эти требования обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их вида деятельности, в том числе:

  • при строительстве, проектировании, эксплуатации и реконструкции объектов;
  • разработке технологических процессов;
  • конструировании механизмов, машин и иного оборудования;
  • организации труда и производства.

Подробно разработка, изменение и утверждение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регламентированы Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

Требования охраны труда перед началом работы

Для некоторых видов производств и работ утверждены инструкции, в которых подробно регламентированы требования, которые должны быть соблюдены работниками перед началом работ. Например, разработана подробная Инструкция, что должен выполнить слесарь перед тем, как приступить к ремонту электропоездов (ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013 ). Также действует Инструкция, в которой прописаны обязательные условия, которые должны быть выполнены перед работами на высоте (ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013 ).

В каждой компании разрабатываются и утверждаются свои правила. Такие правила составляются с учётом специфики деятельности конкретной организации.

Ссылка на основную публикацию