Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Несколько практических методов быстрого завершения конфликтов

Несколько практических методов быстрого завершения конфликтов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Несколько практических методов быстрого завершения конфликтов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Производственный конфликт может также возникнуть вследствие недостаточного обеспечения управленческого аппарата информацией, неквалифицированных управленческих решений, воплощаемых в жизнь, может быть обусловлен необоснованностью норм выработки, низкой квалификацией работников, не отвечающей квалификации выполняемой работы, и т.п.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.

Целью данной работы является изучение конфликтов и переговоров, как способа разрешения конфликтных ситуаций.

Самый эффективный способ решения конфликтов

Вставьте пропущенные слова, которые описывают стратегию пове- дения человека в конфликтных ситуациях.
При и конфронтация является необхо- димым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предпо- лагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль реализует данную задачу полностью.

Запишитесь на консультацию по скайпу уже сегодня и получите всю нужную вам информацию и психологическую помощь. Уверен, что смогу вам помочь.

Иначе комбинируя различные варианты, можно сказать, что конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, приостанавливается «до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение.

С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии противоборства, считая ее наиболее эффективной в ситуации конфликта.

Конфликты. Способы разрешения конфликта

Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку».

Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Важным фактором в переговорном процессе, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны — медиатора [1]. В роли медиатора при урегулировании конфликтов могут выступать: один человек, группа из двух-трех и более человек, государства. Медиация [2] — один из древних способов разрешения конфликта.

Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

2. Метод уступок и приспособления

Проведите анализ конфликтной ситуации и предложите способы ее разрешения, учитывая Вашу преобладающую стратегию.

Степень контроля медиатора за принимаемым решением может быть различна. В связи с этим выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте.
Очень важным компонентом почти каждого из рассмотренных выше методов является переговорный процесс. Без него невозможна реализация никакой стратегии конфликта.

Суть его — в управлении конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

Практические методы управления конфликтами

Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов.

Она исследует конфликт всесторонне, пытаясь понять, почему люди конфликтуют, необходимо ли им конфликтовать, каковы классические темы конфликтов, как конфликтовать конструктивно, как предотвращать и гасить конфликты.

Наиболее вероятный результат применения метода «быстрого решения» — это обоюдный выигрыш сторон. Однако следует помнить, что самым главным условием его применения является взаимное согласие сторон.

С теоретической точки зрения конфликт понимается как столкновение сторон, мнений, сил, целей, взглядов, интересов и позиций. Разворачиваться это противодействие может в разных плоскостях (поведение, общение и деятельность) и масштабах (природа, общество, взаимодействие индивидов, внутренний мир личности).

Для реализации метода скрытых действий используются как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия: кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание разного рода помех. Результат использования метода зависит от опыта и способностей стороны, его использующей. Итог может колебаться от варианта обоюдного выигрыша до варианта обоюдного проигрыша.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Измерение результатов использования гибких методик

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки компромиссов, а также в некоторых случаях может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.
Рассматривая эти формы и средства разрешения конфликтов, И.А. Ильяева приводит следующий пример. Назрела забастовка на транспортном предприятии.

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника «Информио» является бесплатным.

Опыт практической деятельности показывает, что для разрешения конфликта, как правило, приходится прилагать более или менее значительные усилия. Было бы безнадежным делом уповать на «саморазрешимость» конфликта. Конечно, конфликт можно стараться вообще не замечать, игнорировать, а в лучшем случае объяснять.

Известно высказывание Генри Форда: «Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем 25 лет технических нововведений». Однако конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются не в разрешении, а в грамотном управлении, так как способны приносить пользу.

Решение о применении метода принимается очень быстро. Метод используется, когда конфликт не нужен, он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или если издержки возможного конфликта будут очень высоки.

Наши главные убеждения и ценности формируют индивидуальные карты реальности, и если в них не встраиваются механизмы творческого реагирования на особенности других карт реальности, тут и возникают конфликты, которые выражаются в спорах, агрессии и борьбе.

Практика показала, что сложились три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов.

При применении этого метода проигравшая сторона, не имея возможностей решить собственные проблемы, может прибегнуть к различным формам скрытой и открытой конфликтности.

Гибкие методики – упреки и заблуждения

Приходится конфликтовать? Порой чувствуете себя скандалистом? Переживаете из-за этого? Сильно волнуетесь во время конфликтов? Zillion начинает цикл статей о конфликтологии и аккумулирует полезные рекомендации, которые помогут эффективнее вести себя в конфликтах и мудрее к ним относиться.

Психологическая наука выработала подход, согласно которому конфликты выступает в качестве непременных спутников жизнедеятельности индивидов и их организаций, способствующих их развитию. Безусловно, подразумеваются только конструктивные конфликты, что в отличие от деструктивных конфликтов не замедляют, а наоборот, ускоряют личностное и общественное развитие.

В современной организации деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия.

В основе каждого конфликта, независимо от уровня его разворачивания, лежат организационные, производственные и межличностные причины.

3. Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила проведения

Собственно, этот эволюционный продукт конфликтологии – ЕТС – способен конструировать рабочую модель конфликта, оценивать, объяснять, предсказывать, создавать стратегии разрешения и проверять их на практике, попутно тестируя гипотезы.

Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Конфликты в семье, их причины, виды и способы решения

Но очень часто конфликты несут для организации только негативные разрушительные последствия. В таком случае имеет место деструктивный конфликт, в основе которого могут находиться: выбор эгоистических целей отдельными членами коллектива, искажённое понимание действительности, в т.ч. целей организации, расхождения в интересах, мнениях людей.
Психологами установлено, что 15% рабочего времени теряется из-за конфликтов и связанных с ними переживаний, включая те, что продолжаются после завершения противостояния. При этом производительность труда падает на 20%.

Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Типичным в ходе применения этого метода является следующее поведение:

  • отрицается существование проблемы вообще в надежде на то, что она исчезнет сама собой;
  • затягивается решение проблемы;
  • применяются пролонгированные процедуры для подавления конфликта;
  • обращаются к существующим бюрократическим и юридическим нормам как основе разрешения конфликта.

Полностью принимаются все условия оппонента, невыгодные для другой стороны, т.е. интересы оппонента учтены на 100%, а собственные – на 0%.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

Конфликтологией интересуются не только «очевидные» области знания и социальные науки, такие как философия, психиатрия и психология, социология, правоведение, политология, история, социобиология, военное дело и педагогика, но также искусствоведение, математика и экономика.

Основные способы завершения конфликта

(по А.И. Шипилову)

в другой конфликт (схема 7). Разрешение конфликта яв­ляется наиболее желательной и вместе с тем наиболее сложной формой завершения борьбы оппонентов. Разре­шение конфликта — это совместная деятельность его уча­стников, направленная на взаимовыгодное решение про­блемы, которая привела к столкновению, на снятие про­тиворечия, вызвавшего столкновение оппонентов.

Разрешить межличностный конфликт достаточно слож­но, так как обычно оба оппонента считают себя правыми. Рациональная, объективная оценка конфликтной ситуации каждым оппонентом сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих. Рассмотрим 17-тишаговую пос­ледовательность действий одного из оппонентов, решивше­го взять инициативу разрешения конфликта на себя.

1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.

2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реаль-

нее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по крайней мере, не проиграю.

3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по от­ношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, то потребуются определен­ные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оп­понент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защи­та мною собственных интересов.

6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойни­ков. Для этого необходимо мысленно выйти из конфликт­ной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двой­ник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны, частичную неправоту в позиции моего двойника.

Читайте также:  Проверка Госавтонадзора. Часть 1. Полномочия проверяющих

7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оп­понента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хо­чет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной кон­фликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Опреде­лить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. По­нять, в чем главная причина конфликта, если не учиты­вать индивидуальные особенности его участников.

10-й шаг. Продумать и разработать программу-макси­мум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с уче­том не только моих интересов, но и интересов оппонента. Если совсем игнорировать интересы оппонента, то програм­ма разрешения конфликта останется лишь благим поже­ланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, сниже­ние его остроты создают хорошую основу для последующе­го разрешения противоречия. Следует помнить, что начать

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

конфликт легко и быстро, разрешить же противоречия — дело почти всегда трудное, медленное и поэтапное. Частич­ное решение проблемы все же гораздо лучше борьбы на вза­имное уничтожение. Подготовить 3-4 варианта частично­го решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные кри­терии разрешения конфликта.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные дей­ствия оппонента и мои реакции на них по мере развития конфликта. Если верен мой прогноз развития конфликт­ной ситуации, то это окажет позитивное влияние на мое поведение, сделает его конструктивным.

Прогноз на один шаг. Я сделала ей плохо, и мне стало хорошо.

Прогноз на два шага. Я — Она ответила на мои действия.

Прогноз на три шага. Я — Она — Я ответила на ее ответ.

Прогноз на четыре шага. Я — Она — Я — Она.

Прогноз на пять шагов. Я — Она — Я — Она — Я.

Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика такого разговора может быть следующей:

конфликт нам обоим невыгоден, работать и жить все равно придется вместе. Это гораздо лучше, нужно помо­гать, а не вредить друг другу;

предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;

признать свои ошибки, приведшие к конфликту;

сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;

в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;

обсудить взаимные уступки;

полностью или частично разрешить конфликт;

если разговор не удался, не обострять ситуацию нега­тивными эмоциями. Предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего по­ведения в соответствии с конкретной ситуацией.

16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить! что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

17-й шаг. Оценить поведение других участников конфликта, тех кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенноети, которые до этого были скрыты.

Каждый конфликт своеобразен, и важно видеть его специфику. Однако приведенный выше 17-тишаговой алгоритм разрешения межличностных конфликтов все же мо­жет помочь старшему школьнику, учителю и директор! найти более конструктивный выход из сложных ситуаций.

В школе нередко бывают ситуации, когда учитель, клас­сный руководитель или директор вынуждены вмешивать­ся в конфликты учеников (учителей) в роли третьей сто­роны с целью их урегулирования. Учитель или директор, как правило, не должны занимать позицию стороннего наблюдателя при возникновении конфликтов в школьных коллективах. Практика показывает, что своевремен­ное вмешательство в конфликт более опытных коллег мо­жет препятствовать деструктивным сценариям развития конфликтов. Вместе с тем урегулирование чужих конф­ликтов — довольно сложное дело. Возможно такое разви­тие событий, когда арбитр и проблему не решит, и отно­шения с обоими оппонентами испортит.

Предлагаем возможную схему действий учителя или ди­ректора при разрешении конфликтов в школьных коллек­тивах в роли третьей стороны. Она так же, как и алгоритм саморазрешения конфликта, включает 17 шагов. Предла­гаемая последовательность действий может уточняться и изменяться с учетом особенностей конкретной конфлик­тной ситуации.

1-й шаг. Попытаться представить общую картину конф­ликта и проникнуть в его суть, анализируя ту ограничен­ную информацию, которой располагаем. Ориентировочно оценить особенности конфликта, позиций и скрытые инте­ресы обеих сторон.

2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, которого ориентировочно будем считать в данном конфликте более правым. Выявить его представления о причинах конфлик-

—Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе —

та, узнать, чего он хочет добиться от оппонента и чего опа­сается. Установить его мнение об основных интересах и опа­сениях второго оппонента.

3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонен­том. Типичная грубейшая ошибка — вмешательство в кон­фликт на основе информации, полученной только от одной из конфликтующих сторон.

4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфлик­та с друзьями первого оппонента. Они дадут новую и, ско­рее всего, более объективную информацию об интересах и опасениях первого оппонента. Полезно выяснить их пред­ставления об интересах и опасениях второго оппонента.

Необходимо обсудить с друзьями первого оппонента перс­пективы развития конфликта и возможные способы его уре­гулирования. Не стоит экономить время на общении с дру­зьями первого оппонента, поскольку в последующем они мо­гут оказать существенную помощь в разрешении конфликта.

5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способах урегулирования конфликта с друзьями второго оппонен­та. Содержание разговора с ними такое же, как с друзьями первого оппонента.

6-й шаг. Обсудить причины, перспективы развития и спо­собы урегулирования конфликта с неформальными лиде­рами коллектива, в котором развивается конфликт между первым и вторым оппонентами.

7-й шаг. При необходимости обсудить проблему конф­ликта с руководителями обоих оппонентов и выяснить их отношение к этой проблеме.

8-й шаг. Понять, в чем заключается главная причина конфликта и не учитывать индивидуальные особенности всех его участников, а представить, что в конфликте дей­ствуют абстрактные люди.

9-й шаг. Определить, каковы глубинные, подсознатель­ные мотивы, скрытые за внешними поводами, вызвавши­ми противостояние оппонентов. Постараться максималь­но точно выявить скрытое содержание конфликта, то, о чем все молчат.

10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем неправ. В последующем, не увязая самому в конф­ликте, поддержать каждого оппонента в том, в чем его требо­вания справедливы, и показать уязвимые позиции каждого.

11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий, а также ситуацию, при которой третья сторона в конфликт активно вмешиваться не будет, лишь постарается добиться от оппонентов, чтобы они сами пришли к компромиссу.

12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченньм и перспективные последствия вмешательства в конфликт третьей стороны. Следует помнить, что каждый из оппонентов, как правило, видит в третьей стороне своего союзника, а не бесстрастного арбитра. Если не оправдать и ожиданий, можно из друга превратиться во врага.

13-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на полное или частичное разрешение конфликта. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам и совместных действий по реализации этой программы

14-й шаг. Продумать и разработать, программу-минимум нацеленную на то, чтобы по возможности смягчить остро ту противостояния и деструктивные последствия конфликта. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонента и совместных действий по реализации этой программы.

15-й шаг. Обсудить программу-максимум и программу-минимум с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости — и с руководителя­ми. После обсуждения внести коррекцию в планы общи действий по разрешению конфликта.

16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать к посред­ничеству друзей каждого из оппонентов, неформальных ли­деров, при необходимости — руководителей. Они могут по­рой оказывать на оппонентов более заметное влияние по срав­нению с нами. Лучше разрешать конфликт их руками. Если позволяет время и есть возможность, нам лучше играть роль координатора в процессе урегулирования конфликта.

17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, при­обретенный в результате вмешательства в данный конфликт.

Предложенная выше последовательность действий учи­теля или директора при урегулировании конфликтов есте­ственно может упрощаться, когда речь идет о простых конфликтных ситуациях.

ГЛАВА 6. КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА

ИЛИ УЧИТЕЛЯ БЕЗ КОНФЛИКТА

В процессе взаимодействия люди постоянно оце­нивают друг друга. Такая оценка является необходи­мым и важным компонентом при любом социальном взаимодействии. Оценка другого человека может быть осознанной или частично осознанной, проходить на уровне подсознания или вообще не осознаваться.

Совместная деятельность является наиболее интен­сивным типом социального взаимодействия. В этом случае взаимооценки людей более осознаны, глубоки и дифференцированы, что оказывает существенное влияние как на результативность совместной деятель­ности, так и на взаимоотношения людей.

Пять способов оценки

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8999 — | 7653 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Несколько практических методов быстрого завершения конфликтов

Под завершением конфликта понимается всякое его окончание, прекращение. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и постепенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Основная предпосылка завершения конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Конфликты в значительной степени влияют на весь производственный и управленческий процесс в организации. Известно высказывание Генри Форда: «Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем 25 лет технических нововведений».

Однако конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются не в разрешении, а в грамотном управлении ими, так как способны приносить пользу.

1. Метод ухода от конфликта

Это наиболее популярный метод управления. Его суть: стороны стремятся избежать конфликта, «покидая сцену» экономически, физически или психологически. Решение о применении метода принимается очень быстро. Метод используется, когда конфликт не нужен, он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или если издержки возможного конфликта будут очень высоки.

Среди других причин применения данного метода можно назвать:

  • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • давление более важных обстоятельств;
  • «охлаждение» разгоревшихся страстей;
  • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
  • ситуацию, когда предмет конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или указывает на другие, более глубокие причины;
  • страх перед противоположной стороной;
  • неудачное время надвигающегося конфликта.

Типичным в ходе применения этого метода является следующее поведение:

  • отрицается существование проблемы вообще в надежде на то, что она исчезнет сама собой;
  • затягивается решение проблемы;
  • применяются пролонгированные процедуры для подавления конфликта;
  • обращаются к существующим бюрократическим и юридическим нормам как основе разрешения конфликта.
Читайте также:  Практика эффективных продаж

Метод неприменим в следующих случаях:

  • важность проблемы;
  • перспектива длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод эффективен лишь при скоротечных конфликтах;
  • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

Считается, что результат конфликта при использовании такого метода вмещается в схему «выигрыш — проигрыш».

Разновидностью метода «уход от конфликта» является метод бездействия. Его суть: никаких действий не производить вообще. Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода предсказуемы и могут быть выгодными для конфликтанта.

2. Метод уступок и приспособления

Конфликтант идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Данный метод используется в случаях, когда:

  • конфликтант обнаруживает свою неправоту и когда ему полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, т. е. показать свою рассудительность;
  • предмет столкновения более важен для одной стороны (т. е. когда важнее удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
  • происходит формирование и накопление стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;
  • существует явное превосходство одной из сторон;
  • наиболее важна стабильность.

Наиболее вероятный результат применения этого метода — «проигрыш — выигрыш».

3. Метод сглаживания

Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе.

Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку».

Вероятный результат этого метода предполагает наличие двух вариантов взаимодействия: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш».

4. Метод быстрого решения

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно. Данный метод используется:

  • при лимите времени для принятия решения;
  • когда одна из сторон конфликта меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
  • когда обе стороны желают участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений;
  • когда отсутствует явное (опасное) обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений.

Наиболее вероятным результатом применения метода является формирование модели «выигрыш — выигрыш», но для этого потребуется взаимное согласие сторон.

5. Метод силы

Его суть в стремлении одной стороны навязать другой свое решение. Данный метод применяется:

  • когда необходимо быстрое, решительное действие (в условиях чрезвычайных обстоятельств);
  • в случае введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
  • в жизненно важных для организации обстоятельствах;
  • когда одна из сторон имеет заведомо больше ресурсов для разрешения конфликта.

Вероятными моделями поведения при использовании этого метода являются:

  • навязывание стратегий типа «выигрыш — проигрыш»;
  • использование конкуренции;
  • использование властных ресурсов;
  • требование подчинения.

Важным фактором, который влияет на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация.

6. Метод компромисса

Под компромиссом понимается такой вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений по предмету конфликта. Его суть сводится к управлению конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. Данный метод используют, когда:

  • цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение или усиление нет необходимости;
  • оппоненты действуют с равными усилиями во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • необходимо достижение временных соглашений по комплексным проблемам;
  • необходимо достижение целесообразных решений в условиях ограниченного времени;
  • обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа «дай — возьми»;
  • ресурсы конфликтантов ограниченны;
  • результат типа «выигрыш — проигрыш» нежелателен.

Ограничения для применения метода компромисса:

  • нереалистичность первоначально занятой позиции по причине ее неадекватной оценки;
  • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
  • в случае оспаривания участниками конфликта принятых ими обязательств.

Достоинства метода компромисса:

  • возможность определения и решения спорных вопросов для обеих сторон;
  • фокусирование внимания на взаимных интересах;
  • использование объективного критерия в ходе переговоров;
  • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
  • разработка взаимовыгодных решений.

К недостаткам можно отнести трудоемкость процесса поиска компромисса. Результат компромисса — нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

Практические способы разрешения конфликта

Конфликт является противостоянием между двумя или более людьми. Практические способы разрешения конфликта позволяют найти выход из сложившейся ситуации. В предыдущих статьях мы обозначили научное определение конфликта, а также рассмотрели способы его разрешения руководителем.

Но чаще всего бывает так, что вам нужна помощь в решении конфликта, при этом у вас нет поддержки со стороны. Такие конфликтные ситуации могут возникнуть, как на работе, так и дома или просто на улице с незнакомым человеком.

Необходимо отметить, что большинство противоречий оставляют неприятное впечатление и могут испортить настроение на весь день, а иногда способны сильно повлиять на вашу жизнь. Но что же может сделать человек, чтобы конфликтная ситуация разрешилась благоприятным для него образом? Именно на этот вопрос мы постараемся ответить в статье «Практические способы разрешения конфликта».

Однако прежде чем приступить к рассмотрению практических методов, необходимо понять из-за чего возникает конфликт. В любой конфликтной ситуации всегда есть ее инициатор – это именно тот человек, который проявляет недовольство по отношению к другому человеку или группе людей. Инициатором конфликта может быть также группа лиц, но во главе ее всегда есть определенный лидер.

Таким образом, конфликт возникает по вине инициатора и выражается в недовольстве и претензиях к другой стороне. Поэтому необходимо помнить, что за негативным отношением и претензиями инициатора всегда стоят весомые для этого человека причины, которые его тяготят, мучают и доставляют неудобства.

Например, руководитель на работе просит подчиненных выполнить задание в указанный срок, но каким-то причинам они про него забывают и упускают сроки исполнения указания руководителя. В следствии данной ситуации компания несет финансовые убытки.

В свою очередь руководитель вступает в конфликтную ситуацию с подчиненными, при этом указывая на их не профессиональность. Так причиной конфликта может выступить не просто не выполненная работа, отсутствие которой в другой ситуации руководитель мог бы и не заметить, а понесенные финансовые потери. При этом руководитель, скорее всего, в разговоре с подчиненными будет обращать внимание на их несостоятельность как специалистов, нежели раскроет истинную причину его недовольства. Этот небольшой пример демонстрирует нам, что большинство конфликтных ситуаций имеют скрытые причины их возникновения.

Поэтому, когда вас обвиняют в чем-либо или пытаются втянуть вас в конфликт, постарайтесь выяснить у инициатора истинную причину конфликта. Это позволит вам выбрать правильное направление для разрешения конфликтной ситуации.

Самое основное в регулировании любой конфликтной ситуации – это контроль эмоционального состояния участников, чем меньше задействованы отрицательные эмоции в разговоре между людьми, тем больше шанс найти совместный выход из сложившейся ситуации.

Когда люди говорят на эмоциях, они практически друг друга не слышат, чем усложняют и того не простую ситуацию. Поэтому большинство методов регулирования конфликтной ситуации сводятся к влиянию на эмоциональное состояние инициатора конфликта.

И так, рассмотрим практические способы разрешения конфликта:

1. Если инициатор конфликта из-за недовольства и претензий к вам перешел на повышенный тон, то в данной ситуации самое главное вам сохранить психологическое равновесие и не поддастся эффекту эмоционального заражения. Для этого вы можете абстрагироваться от данной ситуации и не воспринимать оскорбления и претензии на свой счет.

Одним из психологических приемов является так называемый «Рюкзак». Он заключается в том, что вы мысленно представляете у себя за спиной рюкзак, в который складываете все оскорбления и плохое слова инициатора конфликта, высказанные в вашу сторону. Вы не пропускаете их через себя, а просто «скидываете в рюкзак». Когда ваш оппонент закончит, вы просто снимаете рюкзак и откладываете его в сторону.

Второй способ, о котором я узнала совсем не давно, но он уже доказал свою состоятельность – это нацеленность на результат. Прежде всего наши эмоции – это реакция на происходящие события, но если вы переключите свое внимание с настоящего в будущее и сосредоточитесь на результате, которого хотите добиться, то эмоции не смогут вас захлестнуть, и поменяют свой знак с отрицательного на положительный. Однако вы должны четко представлять, чего вы хотите добиться взаимодействуя с этим человеком и результат должен доставлять вам удовольствие.

Еще одним способом является сознательное переключение эмоций с отрицательных на положительные. Когда инициатор конфликта начинает на вас кричать и высказывать оскорбления в ваш адрес, вы испытываете негативное эмоциональное состояние.

Однако, если вы представите, что оппонент имеет какой-нибудь причудливый и смешной вид, то вы уже не сможете воспринимать его слова в серьез. Например, какая-нибудь ворчливая и быстро говорящая женщина пытается вступить с вами в конфликтную ситуацию в автобусе, представьте, что просто лающая собачонка со смешным бантиком на голове, которая прыгает вокруг вас и хочет обратить на себя ваше внимание. Уверяю вас, что в такой ситуации у вас не возникнут негативные чувства, и вы не станете вступать с ней в контакт.

2. Когда вы справились со своим эмоциональным состоянием, необходимо взять под свой контроль эмоциональное состояние инициатора конфликта, тем более если он уже разгорячился. Если вы совладали с собой, то это непременно почувствует ваш собеседник, и не получив негативного эмоционального подкрепления с вашей стороны, его эмоциональный потенциал начнет самостоятельно уменьшаться.

Но до того, как человек войдет в свое обычное состояние, необходим контроль его эмоций с вашей стороны. Для этого соблюдайте несколько простых правил:

— не повышайте тон голоса, а наоборот постарайтесь говорить чуть тише, чем обычно.

— постарайтесь держать дистанцию между вами и оппонентом, чем меньше дистанция, тем сильнее конфликт, но при этом не стоит убегать от собеседника или отстраняться о него на большие расстояния – это не повлияет положительно на разрешение конфликта.

— не перебивайте оппонента и дайте ему выговориться.

Соблюдая эти правила, вы сможете направить конфликт в сторону сотрудничества.

3. Когда эмоции утихли, в игру вступает разум. Прежде всего необходимо выяснить истинную причину конфликта. Чтобы не ходить кругам и не погрязнуть в пучине не понимания вам стоит грамотно выстроить беседу с оппонентом. Наиболее часто конфликтные ситуации возникают из-за того, что люди друг друга не понимают. Поэтому, когда вы позволите высказать собеседнику свои претензии, прежде чем пускать в ход свои аргументы, спросите у оппонента «Правильно ли я вас понял, вы недовольны тем, что…» и перескажите основные моменты вашего разговора.

Если оппонент ответил вам согласием, то попробуйте высказать свою позицию по данному вопросу. Если конфликт не находит решения, то необходимо предложить собеседнику совместными усилиями решить сложившуюся ситуацию, обращая внимание, что вы заинтересованы в разрешении конфликта. Например, «Я вас понимаю…», «Я понимаю ваши чувства», «Нам вместе выгодно решить эту проблему», «Давайте попробуем совместно решить эту задачу».

Если собеседник не идет вам навстречу, то вы можете прибегнуть к лести, отметив положительные качества инициатора конфликта, вы подсознательно добьетесь его расположения. Прибегая к практическим способам разрешения конфликта, вы сможете добиться положительных результатов в общении с людьми.

Читайте также:  Как заработать на торговле, начиная с нуля?

4. После завершения конфликта у его участников вполне может остаться негативный осадок, даже при благоприятном стечении обстоятельств. В этом случае очень важно отпустить проблему и эмоциональное состояние, которое связано с ней.

Для этого вы можете использовать следующее упражнение: мысленно представьте желтый огненный шар, парящий напротив вас, который вытягивает из вас все негативные чувства и мысли о произошедшем конфликте. Почувствуйте, как вместе с мыслями вас покидают болезненные ощущения.

Проблема, которая недавно имела значение оставляет вас в покое. Когда вы ощутите, что негативные чувства перешли в шар, то мысленно забросьте его куда-нибудь подальше в глубь Вселенной. Больше вас не потревожит эта ситуация и вы сможете адекватно реагировать на происходящие события.

Другой, не менее эффективный способ снять эмоциональное напряжение, является письменная регистрация своих мыслей и чувств. Для этого, возьмите лист бумаги и напишите время дату составления записи, теперь проведите под ними черту от одного края листа до другого и начните писать всё, что приходит вам в голову. Когда ваши мысли иссякнут подведите под ними еще одну черту, поставьте время и дату. Лист бумаги можно разорвать, смять или сжечь, но хранить его и перечитывать не стоит. Все, что на нем написано – это уже в прошлом!

Таким образом, мы рассмотрели основные практические способы разрешения конфликта. Применяя их, вы сможете добиться поставленных задач как в личной жизни, так и на работе. Но не в коем случае не забывайте, что любой участник конфликта – это прежде всего человек, который имеет свои чувства и эмоции. Если вы будете считаться с ними, то возможно вам будет проще найти общий язык.

Если статья «Практические способы разрешения конфликта» была вам полезна, то не забудьте поделиться ее с друзьями в соц. сетях или поставить лайк. Подписывайтесь также на нашу рассылку и вступайте в группы вконтакте и facebook.

Разрешение конфликтов

  • Социальная психология
  • Психология групп и коллективов
  • Межличностные отношения в коллективе
  • Формальные и неформальные организации
  • Управление неформальными группами

Методы разрешения конфликтов

Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)

Управленческая деятельность включает конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях.

Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.

Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:

  • уходу от конфликта;
  • подавлению конфликта;
  • управлению конфликтом.

Есть детальные изложения применяемых методов.

В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.

Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:

  • планирование социального развития;
  • информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
  • использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
  • организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
  • наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
  • адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.

Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:

и три производные тактики:

Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.

Тактические методы управления конфликтом К. Томаса

Юридические способы разрешения конфликтов

Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.

Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права.

Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.

Можно утверждать, что не каждый конфликт — юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.

Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака:

  • Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
  • Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права.

Методы управления конфликтом

Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.

1. Уход от конфликта — наиболее популярный метод управления

Суть данного метода управления конфликтом: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.

Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.

Показание к его применению — очень высокая цена издержек возможного конфликта.

Причины применения данного метода:

  • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • давление более важных обстоятельств;
  • охлаждение разгоревшихся страстей;
  • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
  • более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;
  • ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины;
  • страх перед противоположной стороной;
  • неудачное время надвигающегося конфликта.

Типичное поведение в случае разрешения конфликта методом ухода от него:

  • чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
  • затягивание решения проблемы;
  • применение замедленных процедур для подавления конфликта;
  • использование секретности во избежание конфликта;
  • обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.

Метод неприменим в случаях:

  • важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение);
  • перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;
  • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».

2. Метод бездействия — разновидность метода «ухода от конфликта»

Суть данного метода управления конфликтом: никаких действий и расчетов не производится вообще.

Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.

Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.

3. Метод уступок и приспособления

Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.

Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов:

  • когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
  • когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (следует удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
  • когда формируется стратегический потенциал для будущих спорных ситуаций;
  • когда наблюдается явное превосходство другой стороны и Вы ей проигрываете;
  • когда стабильность наиболее важна;
  • когда в результате разрешения конфликта данным методом повышается управленческая квалификация подчиненных и изучаются собственные ошибки.

Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».

4. Метод сглаживания

Данный метод разрешения конфликта, используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.

Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.

Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а на общих чертах делается акцент: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку».

Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

5. Метод скрытых действий

Данный метод разрешения конфликта, применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

Причины выбора данного метода:

  • стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
  • нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;
  • невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;
  • отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).

Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех).

Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».

Негативные последствия метода:

  • скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
  • акты саботажа;
  • распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
  • возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.

6. Метод «быстрого решения»

Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

Данный метод разрешения конфликта используется:

  • при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
  • когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
  • когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
  • когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
  • при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.

Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.

7. Метод компромисса

Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.

В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.

Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

Метод компромисса применяется в случаях:

  • когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
  • когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
  • достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
  • достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
  • выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
  • когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»;
  • если обе стороны имеют достаточно времени;
  • ограниченности ресурсов;
  • нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».

Технология метода:

  • переговоры;
  • каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
  • поиск приемлемых решений.

Ограничения для применения метода компромисса:

  • нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
  • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
  • в случае оспаривания участниками принятых обязательств.

Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

Достоинства метода:

  • возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
  • фокусирование внимания на взаимных интересах;
  • использование объективного критерия в ходе переговоров;
  • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
  • разработка взаимовыгодных решений.

8. Метод сотрудничества — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации

Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.

Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.

9. Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение

Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками.

Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».

Ссылка на основную публикацию