Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Музей как бизнес

Бизнес-план музея

Финансовая модель музея

1. Краткий инвестиционный меморандум

Музеи — важная часть культурного и исторического наследия времени. Они хранят память о прошлом, позволяя окунуться в другую эпоху и представить, как жили раньше. Однако сохранение культурного наследия не единственная цель — существуют тематические музеи, которые посвящены эпохам, всевозможным коллекциям и личностям.

Логичным расположением станет историческое здание в центре города — культурные места преображают городскую среду, а туристы и прохожие легко найдут музей.

Оптимальная площадь для открытия музея — 350 м2.

Число сотрудников для работы в музее — 13 человек.

В независимости от формата, музеи работают по типовой финансовой модели — продают билеты, экскурсии и сувениры.

При условном ежемесячном числе посетителей 2100 человек, из которых 1300 купят билеты для свободного посещения, а 800 закажут экскурсию с гидом, и цене за билет в 250-400 рублей.

  • Сумма первоначальных инвестиций — 1 892 000 рублей
  • Ежемесячные затраты — 901 500 рублей
  • Ежемесячная прибыль — 134 364 рублей
  • Срок окупаемости — 18 месяцев
  • Точка безубыточности — 4 месяца
  • Рентабельность продаж — 18%

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

В музеях обычно выставляют частные коллекции, научные и познавательные материалы, переданные фондом музея и людьми в виде пожертвований. Гости посещают выставки и экспозиции, лекции и покупают сувениры в музейной лавке.

Помещение будет включать выставочный зал, кассу, гардероб и санузел. Ремонт и оформление музея должны быть стилизованы под формат. Основатель обязан выполнить все требования пожарной безопасности и получить разрешение от пожарной инспекции на ввод помещения в эксплуатацию.

  • Свободные посещения
  • Экскурсии и лекции
  • Билеты в кинотеатр
  • Продажа сувениров

Уникальной особенностью музея будет кинотеатр. В кинотеатре будут идти тематические фильмы. Арендовать фильмы можно у прокатных компаний. Средний срок аренды фильмов — 2 года.

  • Касса
  • Стойки для экспонатов
  • Скамейки
  • Проектор
  • Световое оборудование
  • Гардеробная зона
  • Прилавок
  • Зеркало
  • Мебель для кассы
  • Мебель для администрации
  • Форма для сотрудников
  • Компьютер

3. Описание рынка сбыта

В музеи ходят: родители с детьми, школьники, студенты, туристы, любители истории и искусства. Однако формат и тема музея могут повлиять на аудиторию. Дом шоколада, например, будет привлекательным досугом для детей и взрослых, а музей истории вина, станет познавательным развлечением в основном для ценителей.

Актуальная план-программа и система-скидок для детей и пенсионеров станет фактором, повышающим лояльность посетителей.

4. Продажи и маркетинг

Для рекламирования и продвижения музея лучше обратиться в рекламную компанию или найти маркетолога. Он поможет определить и настроить эффективные рекламу.

  • Контекстная реклама
  • Социальные сети
  • ТВ и медиа
  • Реклама на баннерах
  • Яркая вывеска
  • Сарафанное радио

5. План производства

Для открытия музея потребуется:

  • Зарегистрировать юридическое лицо
  • Подобрать и заключить договор аренды на помещение
  • Сделать ремонт
  • Закупить оборудование
  • Подобрать персонал
  • Получить разрешения от надзорных органов
  • Начать работать

На открытие музея займёт 7 недель.

Сначала нужно зарегистрировать юридическое лицо в формате ИП со ставкой 15% — ОКВЭД: 91.02 «услуги музеев» и 52.24. «Розничная торговля».

После оформления документов, подберите помещение и оформите договор аренды.

Если нужно, сделайте ремонт в помещении. И подберите оборудование.

Затем наймите сотрудников.

Когда помещение будет готово, обратитесь в пожарную инспекцию и получите разрешения на ввод помещения в эксплуатацию.

Затраты на покупку оборудования

Бизнес-идея открытия частного музея

  • 1 Какие документы нужны для открытия частного музея
  • 2 Выбор помещения для музея
  • 3 Какое оборудование выбрать для частного музея
  • 4 Формы работы с посетителями в музее
  • 5 Сколько можно заработать на частном музее
  • 6 Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • 7 Какой ОКВЭД указать при регистрации
  • 8 Какие документы нужны для открытия музея
  • 9 Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности
  • 10 Нужно ли разрешение на деятельность
  • 11 Технология открытия музея
  • 12 Новичку в открытии частного музея

Если Вы увлекаетесь коллекционированием, то бизнес-идея организации частного музея — один из лучших вариантов извлечь из собственного хобби финансовую выгоду.

В нашей стране деятельность музеев не лицензируется, поэтому задачи, которые необходимо будет решить для открытия частного музея , будут немногим отличаться от задач, стоящих перед будущим владельцем магазина.

Какие документы нужны для открытия частного музея

Необходимо выбрать юридическую форму, в которой будет существовать музей, для небольшого учреждения можно обойтись и ИП.

Часто регистрируют ООО. Известны случаи создания музеев в форме некоммерческой организации.

Это не лишает владельца возможности вести коммерческую лояльность, но повышает шансы при получении финансовой помощи от государства.

Выбор помещения для музея

Желательно чтобы оно находилось в собственности владельца.

Переезд для музея равноценен даже не пожару, а извержению вулкана.

И сложности возникают не только из-за транспортировки хрупких экспонатов и оборудования.

Музей не может себе позволить кочевать, так как посетители привязываются именно к месту. И с переездом можно большую часть их потерять.

Другими важными требованиями к помещению являются:

  • отсутствие соседей в здании или сведение их к минимуму (это убережет от затоплений и других коммунальных приключений);
  • подходящие условия для приема больших групп посетителей (должны быть соответствия пожарным требованиям и т.д.);
  • наличие охраны и сигнализации (слово «музей» привлекает мошенников);
  • расположение в доступном месте, где музей с легкостью найдут и местные жители и туристы (наличие удобной парковки обязательно).

Какое оборудование выбрать для частного музея

Большинство музеев демонстрируют экспонаты в витринах.

Они защитят коллекцию от грязи пыли и солнечного света, от прикосновений посетителей. Витрины бывают напольные, настенные, снабженные зеркалами и так далее.

Обязательно приобретайте оборудование, которое можно запереть на замок.

Не менее важно освещение. Придется позаботиться о точечной подсветке экспонатов и общем освещении зала. Это необходимый минимум.

Кроме этого в музейной деятельности используют:

  • голограммы;
  • диорамы;
  • проекторы;
  • плазмы;
  • звуковое оборудование;
  • информационные киоски.

Все это позволит сделать экспозицию яркой и запоминающейся.

Если возникнет желание стереть грань между посетителем и экспонатом, конечно можно сделать открытую демонстрацию и разрешить трогать музейные предметы, но при большом потоке посетителей они долго не продержаться.

Лучше организовать отдельную интерактивную зону, где посетители смогут вдоволь фотографироваться со специальными экспонатами, отданными в жертву.

Формы работы с посетителями в музее

Не стоит думать, что найдя помещение и красиво разложив вещи по витринам можно сесть и ждать посетителей.

Вряд ли кто-то придёт. Посетителя нужно привлекать и предлагать ему разные формы досуга.

Обязательно организуйте сайт, вложитесь в рекламу. Заранее придумайте, как Вы будете принимать посетителей.

Особенно важно проработать маршрут и содержание экскурсии. В штате должен быть специалист, отвечающий только за это направление работы.

Решите, будут ли у Вас экскурсии проходить постоянно по графику или их можно будет заказать на удобное время.

Кроме этого музеи проводят и разные другие мероприятия:

  • свадьбы;
  • дни рождения;
  • мастер-классы;
  • новогодние елки;
  • тематические вечера;
  • публичные лекции.

Необходимо постоянно создавать информационные поводы, говорить о себе.

Активно участвовать в городских событиях, посещать туристические выставки, музейные фестивали и конференции.

В экспозиции обязательно должен быть выставочный зал, в котором хотя бы 3 – 4 раза в год нужно открывать новую выставку.

Например, если музей посвящен утюгам, открыть вставку самых маленьких утюгов или показать предметы, которые заменяли утюг нашим предкам.

Новая выставка всегда привлекает в музей даже тех, кто в нем уже не раз бывал.

Музей может приносить своему владельцу солидный доход.

Однако в отличие от многих других видов бизнеса он первое время может приносить только дополнительные расходы.

Прежде чем посетители узнают о нем и полюбят его.

Прежде чем туристические фирмы начнут доверять и заключать договора и включать новый музей в свои маршруты, может пройти не один год. Музей — дело для терпеливых.

Пошаговый план открытия частного музея

  • Поиск и аренда просторного помещения.
  • Выполнение ремонтных работ.
  • Покупка мебели.
  • Поиск выставочных экземпляров.
  • Регистрация.
  • Открытие.

Сколько можно заработать на частном музее

На частном музее можно заработать свыше 100 тыс. Руб. Чистой прибыли. Средний чек составляет 500 руб. Привлекать клиентов можно скидками для школьников и студентов, индивидуальными предложениями в выходные дни. Окупаемость бизнеса – до 2-х лет.

Читайте также:  Стартап в реальном времени. «Кнопка жизни» для пожилых людей

Сколько нужно денег для старта бизнеса

Первоначальные капиталовложения составляют порядка 1 млн. руб.:

  • Мебель и инвентарь – 200 тыс. Руб.;
  • Стеллажи для размещения экспонатов – 100 тыс. Руб.;
  • Выполнение ремонтных работ в помещении, организация вытяжки, отопления – 200 тыс. Руб.;
  • Покупка экспонатов – 500 тыс. Руб.

Какой ОКВЭД указать при регистрации

Деятельность музеев регулируется ОКВЭД 92.52.

Какие документы нужны для открытия музея

Для музея, площадью не более 100 кв. м оптимальным вариантом выбора организационной формы является ИП. Для открытия крупного частного музей регистрируют ООО.

Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности

При подаче документов в налоговой инспекции необходимо написать заявление на переход на упрощенную систему налогообложения: подходит для обеих организационно-правовых форм. УСН является самой простой в учете. Музейная деятельность – льготный вид, и для нее предусмотрено снижение процентной ставки по страховым взносам ПФР, ФСС и ФОМС.

Нужно ли разрешение на деятельность

Для получения статуса музея необходимо получить специальную оценку представленной коллекции: она должна иметь культурную/историческую ценность.

Технология открытия музея

Частный музей может стать интересным коммерческим проектом при условиях:

  • Выбора интересной темы;
  • Грамотного расположения в туристической зоне города;
  • Постоянного привлечения клиентов: проведение тематических недель, показ новых коллекций.

Существует огромное количество незаезженных тем для заведения: представление сказочных персонажей, народных промыслов, мыла ручного изготовления, шоколада, частных картин и т. д. Проявив креативность и индивидуальный подход к бизнесу можно создать предприятие, которое длительный период будет успешным.

Новичку в открытии частного музея

Ответить Отменить ответ

Лучшие бизнес-идеи 2020 года

Новый бизнес план доходного дома – 5 отличий на рынке в 2020

andrewmerkulov

Андрей Меркулов
Гора IGTV и опыта
Покупаю и продаю источники дохода
Материалы для подписчиков:

Игры разума: как превратить музей в бизнес с выручкой 100 млн рублей

«А почему кровь течет по сосудам и куда она течет? А если бы вампиры существовали, то какие законы физики и биологии нарушались бы? А как бы выглядел человек, если бы он мог летать?» — сыплет вопросами вице-президент по кредитным рискам Пробизнесбанка Ярослав Алексеев, выбравшись из офиса в соседнее кафе на встречу. В руках у 38-летнего банкира — обычный городской рюкзак. На время он превращается в любознательного школьника, каким когда-то и был. Все в порядке: Алексеев — соучредитель музея занимательных наук «Экспериментаниум».

Музей открылся в Москве в марте 2011 года, а уже в 2012 году его выручка, по оценке Forbes (учредители «Экспериментаниума» этот показатель не раскрывают), составила не менее 100 млн рублей. «Экспериментаниум» — не классическая экспозиция предметов и образцов, а интерактивная выставка, где все можно трогать руками. В выходной день ее посещают до 2000 взрослых и детей. У музея уже есть три филиала: в Белгороде, Саратове и Киеве. В столице скоро появится второй «Экспериментаниум». А в планах Алексеева и его партнеров — открыть филиалы еще в трех-четырех городах.

«Когда мы обсуждали проект, то договорились, что наша цель — создать бренд занимательного досуга, увести людей из виртуального компьютерного мира в реальный, — рассказывает финансист. — Но и коммерческая самостоятельность музея была обязательным условием. Иначе нет речи о развитии». Идея пришла к Алексееву и его друзьям Константину Сулоеву и Филиппу Самарцу в начале 2010 года во время праздничных посиделок. Они более 15 лет проработали вместе в банковской сфере. Алексеев на тот момент был председателем совета директоров «Банка24.ру» и членом советов двух других банков группы Life. Самарец возглавлял казначейство группы, а Сулоев был его заместителем.

Трое менеджеров-банкиров ностальгировали по дворцам пионеров, школьному увлечению точными науками с запойным чтением «Занимательной физики» Перельмана и сожалели, что в современной Москве почти нет мест, где родители могли бы показать детям, что учиться на самом деле интересно. Стали вспоминать европейские научные музеи — вот где можно интересно и весело провести время. Сразу же набросали бизнес-план: объект — познавательно-занимательное пространство, охват — три города, аудитория — семьи и дружеские компании, источник инвестиций — собственные средства, окупаемость — в течение трех-пяти лет.

Четвертым соучредителем «Экспериментаниума» стала однокурсница Алексеева Наталия Потапова, в прошлом управлявшая недвижимостью в «Интерросе» и ВТБ. Она взяла на себя вопросы аренды и оборудования помещений, Алексеев — стратегические вопросы, Самарец — финансовые, а на Сулоева возложили заботы о развитии и пополнении экспозиции музеев. Их доли в ЗАО «Вердант», управляющей компании проекта, распределились так: по 25,5% у Алексеева и Самарца, по 24,5% у Сулоева и Потаповой.

Осенью 2010 года партнеры сняли 2000 кв. м на территории закрывшегося завода. Сделав капитальный ремонт, занялись поиском экспонатов. Изначально предполагалось закупить все в Европе, США и Китае. Оказалось, это дорого: средняя цена экспоната — €15 000, а «Экспериментаниуму» их требовалось порядка двухсот. Тогда было решено создать собственную мастерскую: цена таким образом снижалась примерно втрое. Некоторые экспонаты сделали нарочито простыми — затраты невелики, а наглядности предостаточно. Например, «Ровно миллион»: ворота, на которых наклеена пленка с миллионом маленьких звездочек, дают ответ на детский вопрос: «А миллион — это много?»

Постепенно на двух этажах бывшего цеха расположились девять тематических экспозиций, игровая зона для самых маленьких, лаборатория, сферический кинотеатр, комната мыльных пузырей и два лектория. Часть предметов все-таки пришлось заказывать за рубежом: увеличенные анатомические макеты эмбрионов, действующую модель торнадо и т. п. Один из самых дорогих экспонатов — «Фредди», огромная кабина американского грузовика Freightliner. За нее заплатили $20 000. Общая стоимость экспозиции не раскрывается. Учитывая число экспонатов (сейчас 250, из них 80% собственного производства) и рыночные данные, ее можно оценить в 40 млн рублей. Ярослав Алексеев не опровергает эту цифру.

В первый день работы «Экспериментаниум» посетили около ста человек. За первую неделю — примерно 3000. «Хотя мы этого и добивались, все равно было удивительно, — вспоминает Наталия Потапова. — Так мы поняли, что не ошиблись с идеей». Помогло еще и сарафанное радио: за неделю до открытия владельцы позвали друзей с детьми — протестировать музей, за три дня — журналистов с семьями. В декабре 2011 года филиал «Экспериментаниума» появился в Саратове (небольшой, на 800 кв. м). Менее чем через год — в Белгороде (тоже на 800 кв. м) и Киеве (2000 кв. м). Открывались, реагируя на запросы «с мест», рассказывает Ярослав Алексеев. Местные предприниматели становились соинвесторами: в Киеве им принадлежит 25% долей в музее, в Саратове — 40%.

Мастерская, где сейчас работают 50 человек (чуть меньше, чем в центральном музее), оказалась для проекта большим плюсом. Как обнаружили основатели, главное правило — все можно трогать, вертеть и крутить — приводит к тому, что крутят слишком сильно, и срок жизни экспоната не превышает трех месяцев. По словам Алексеева, нынешние экспонаты столичного музея —

пятое или шестое поколение. Мастерская даже дает доход: например, прошлой зимой сделала коллекцию экспонатов для петербургского «ЛабиринтУма», открывшегося чуть раньше, в конце 2010 года.

Крупнейшим музеем в сети «Экспериментаниумов» остается московский — его площадь недавно увеличили на 700 кв. м. Расходов на рекламу почти нет, он и так пользуется популярностью — около 240 000 проданных билетов в 2012 году (среднемесячная посещаемость провинциальных и киевского музеев пока недотягивает и до половины московского). В залах постоянно стоит го-мон — дети забрасывают экскурсоводов вопросами, носятся по зеркальному лабиринту, играют на музыкальной установке. Здесь много платных шоу и лекций, есть магазин занимательных товаров, в конце 2011 года открылся киноклуб. Средний чек с учетом цены билета составляет 450 рублей. У других музеев он почти вдвое ниже. Выручка всех четырех музеев покрывает операционные расходы, и, как утверждают основатели, остается еще на развитие проекта. Его рентабельность, как и точную величину вложений и выручки, они назвать отказываются. По словам Ярослава Алексеева, им пришлось скорректировать первоначальный план. Чтобы к 2016 году выйти на окупаемость начальных инвестиций, придется открыть еще три-четыре филиала, чтобы годовая посещаемость сети выросла до 1,3 млн человек. Поскольку фундаментальная инвестиция — мастерская по производству экспонатов — уже сделана, то выручка и прибыль, поясняет Алексеев, будут расти без существенных капитальных вложений. Инвестировать учредители «Верданта» по-прежнему будут собственные средства. Банковская работа приносит им, судя по всему, достаточный доход (известно, что у Алексеева и Самарца есть компания Siminvest, летом 2012 года купившая у обанкротившегося Latvijas Krājbanka брокерскую фирму IBS Renesource Capital за 14 700 латов, или 850 000 рублей).

Читайте также:  Франшиза банка: как открыть филиал?

«Владельцы «Экспериментаниума» вовремя отреагировали на тренд: включение игры и анимации в научную деятельность», — одобрительно говорит Владимир Дукельский, ведущий сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии. Он уверен, что число таких интерактивных музеев будет множиться. Они, например, уже есть в Уфе, Иркутске, Троицке, Челябинске. Открытие уфимского «Интеллекетуса», по словам соучредителя музея Андрея Коршенкова, обошлось в 8 млн рублей (60 экспонатов, по большей части собственного изготовления).

Конкуренты множатся, но учредители «Верданта» намерены осваивать другие сегменты музейно-развлекательного рынка. Они уже присматривают помещение для Музея человека, подумывают над созданием Музея финансов. Ярослав Алексеев, в начале беседы выглядевший изрядно уставшим, оживляется и даже признается, что в долгосрочной перспективе может оставить банковское дело ради музейного. Жонглирует новыми вопросами: «А почему дети пиво не любят и оно кажется им горьким, а взрослые любят? А отчего в разных странах пьют разные сорта пива?» В мае «Вердант» открывает в Москве очередной музей — пивной науки и культуры, с собственной пивоварней. На этот раз — только для взрослых.

Как опытный предприниматель развивает в Москве музей истории техники

Начав свой предпринимательский путь еще в 1990-х, Владимир Архипов успел поработать в торговле, производстве, консалтинге и даже был владельцем успешного торгового центра. Но сегодня его главное детище — интерактивный музей истории техники «Комптометр», коллекция которого насчитывает 12 000 экспонатов.

О бизнесе 1990-х и нулевых, интерактивном музее и трех составляющих успешной компании Владимир Архипов рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Солидный багаж

Я родился в 1965 году в Москве, тогда еще на глухой окраине — в Мещанском переулке. Застал еще то время, когда вокруг стояли деревянные дома и бегали куры. В 1990 году я окончил факультет прикладной математики Московского института электроники и математики (ныне МИЭМ НИУ ВШЭ). В математику я пошел «по любви»: сразу после выпуска работал по специальности — программистом, на одном этаже с Борисом Березовским, который тогда только создавал «ЛогоВАЗ».

Через пять лет я сменил сферу деятельности, зарплата айтишника не позволяла мне кормить семью, и я стал менеджером, а затем и директором советско-американского предприятия «СЮЮС», торгово-производственной фирмы по выпуску компьютеров и оргтехники. Работать в «СЮЮС» меня позвал сосед по даче, один из совладельцев компании.

Первый самостоятельный бизнес продолжил мой коммерческий опыт. Начал работать там, где было понятно — в торговле. Денег не было, но они были очень нужны, поэтому работал без инвестиций: закупал технику в Москве и продавал в регионах. Компания жила несколько лет, но в 1998 году закрылась из-за роста конкуренции.

В конце 1990-х моих технических знаний стало не хватать для успешного ведения бизнеса. Я посчитал, что лучшая возможность научиться — преподавать самому. Защитил кандидатскую по экономике в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики и преподавал там 15 лет, до его объединения с РЭУ им. Плеханова. Читал лекции по нескольким экономическим дисциплинам: денежные потоки, оценка бизнеса и др.

В начале 2000-х я запустил производство продуктов быстрого приготовления «ПоварОК». В ассортимент входило порядка 50 позиций. В начале нулевых этот сектор был на подъеме, да и рынок продуктов питания — привлекательный.

В 2005 году этот бизнес закончился провалом и был продан за копейки. Сильно подвели партнеры, а именно их неумение эффективно работать и воровство. Это стало для меня хорошим уроком по учету и грамотному юридическому оформлению документов.

Параллельно с компанией «ПоварОК» я организовал фирму по оказанию финансовых и консалтинговых услуг предприятиям. В эту сферу попал совершенно случайно: предложили товарищи, и я решил попробовать. А попробовал — и получилось. Это был бизнес «на чужих деньгах», без стартовых инвестиций. Проект просуществовал 12 лет, и в 2012 году закрылся в силу ряда экономических и организационных причин.

В 2009 году я стал владельцем крупнейшего торгового центра в одном маленьком провинциальном городке. Через семь лет этот проект мне удалось очень успешно продать. Торговый центр функционирует до сих пор.

Социальный бизнес

Идея моего текущего проекта — интерактивного музея истории техники «Комптометр» — родилась в 2011 году. Тогда мне подарили одну из первых моделей ноутбука и бобину с магнитной лентой от больших ЭВМ. Мой младший сын, пошедший по моим стопам в сферу ИТ, тогда сказал мне, что «это пишущая машинка и фильм». А ведь этим вещам на тот момент было всего лишь 40 лет! Так я понял, что необходимо собирать эту устаревшую технику, чтобы у наших детей и внуков было представление об эволюции гаджетов, произошедшей за последние полвека. Сегодня эти вещи выбрасываются или сдаются на цветмет, а через сто лет станут настоящим раритетом.

Постепенно в моей коллекции скопилось около 12 000 единиц различной старой техники: от первых персональных компьютеров, советских телевизоров до старых швейных машинок.

В меню «Комптометра» сегодня 15 постоянных экспозиций — 100 лет развития техники с начала и до конца прошлого века. Главная изюминка музея — интерактивность. Все экспонаты в нашем пространстве можно потрогать: сделать селфи, поработать за устаревшей техникой. Большая часть экспонатов куплена на российских и международных интернет-площадках, блошиных рынках, многое дарили друзья и знакомые.

Оценить первоначальные вложения трудно: всю технику я покупал и собирал своими силами, учета инвестиций не вел. Я понимаю, что музей — это больше социальный бизнес, для души, серьезной финансовой отдачи от этого начинания я не жду. На операционную окупаемость, по моим расчетам, мы сможем выйти через полгода. Зарабатывать музей может на продаже билетов (200 — 350 руб.) и проведении мастер-классов — 5 000 руб. за группу не более 10 человек.

Основная аудитория музея — школьники с 4 по 8 класс, пенсионеры, которые посещают нас из ностальгических соображений, энтузиасты всех возрастов, а также иностранные и российские туристы. Клиентов мы привлекаем через интернет и социальные сети, стараемся запустить и сарафанное радио. Так, к нашей последней выставке «История Счислителей», которая проходила в апреле — мае 2018 года в ДК «Рублево», нам удалось привлечь внимание СМИ: о нас написали в трех газетах и показали ролик по телевидению.

Кроме нас в Москве функционирует еще четыре и в регионах еще два публичных музея по вычислительной технике, мы сильно обходим их по объему коллекции. Спрос на услуги музеев, по моим ощущениям, растет. Про кризис я слышу только по радио, зато явно вижу увеличивающийся поток туристов и желание родителей дать детям хорошее образование.

Самая большая проблема нашего музея — помещение. Пока что у нас нет постоянной площадки. Проект социальный и коммерческую ставку аренды, особенно в Москве, конечно, не тянет.

Пока мы активно ведем переговоры по этому вопросу. В команде музея работает шесть человек. Многие из них пенсионеры. Их я нанимал и обучал самостоятельно. В будущем рассматриваю и возможность трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

В планах на ближайшее время — поиск помещения, пополнение коллекции историческими артефактами и моделями, увеличение количества экспозиций.

Мой богатый предпринимательский опыт подсказывает: любой проект состоит из трех основных частей — экономика, юридические аспекты и люди. При расчете экономики надо брать один вариант сценария — пессимистический: расходы большие, доходы так себе. Грамотное составление документов и построение корректной схемы работы — базовый фактор работы любой компании. Хорошая команда может вытянуть плохой проект, плохая провалит любой. Просчитать все невозможно, главное — интуиция, везение и постоянная работа. Нельзя расслабляться при первых успехах, надо иметь достаточный запас прочности.

Читайте также:  Патентная система налогообложения вводится в Санкт-Петербурге

Как открыть частный музей с нуля: бизнес-план с расчетами

В этом материале:

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.
  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

ВНИМАНИЕ: предпринимателям-новичкам рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения (УСН).

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Ссылка на основную публикацию