Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Муниципальные органы власти: определение, особенности и функции

Понятие и виды функций местного самоуправления

Функции местного самоуправления – понятие, классификация и характеристика

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов местного самоуправления, выраженных в лице органов, должностных лиц, а также населения.

Функции муниципалитета предопределены его юридической природой, местом в системе демократии, задачами и целями, к достижению которых стремится деятельность органов местного самоуправления.

Различают следующие функции органов местного самоуправления:

  • Социально-целевые подразумевающие собой основные направления, цели, а также содержание определенной управленческой деятельности;
  • Организационные – процессуальные действия организационно и организационно-распорядительного характера, объединение которых представляет собой процесс управления.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы муниципального характера, объединяя интересы местного и общегосударственного характера с целью достижения эффективного воплощения социально-экономического потенциала территориальных единиц, находящихся на самостоятельном управлении. Будучи частью демократической управленческой системы общества и государства, местное самоуправление, самостоятельно решая вопросы местного значения, воплощают задачи по обеспечению жизненно важных интересов населения и социальной защите граждан.

Муниципальные функции характеризуются определенной устойчивостью и стабильностью, поскольку осуществляют постоянное, целенаправленное влияние населения и органов местного самоуправления на возникающие взаимоотношения с целью эффективного принятия решений вопросов местного характера.

Своим единством они проявляют возможность и эффективность муниципальной системы, характеризуют социальное назначение местного самоуправления, а также процесс его реализации.

Социально-целевые функции органов местного самоуправления

Учитывая место местного самоуправления в рамках организации и реализации народной власти, а также задач, которые решаются при осуществлении муниципальной деятельности и возложенных полномочий, социально-целевые функции самоуправления можно классифицировать следующим образом:

  • Обеспечивают участие населения при решении вопросов местного характера. согласно Федеральному закону органы местного самоуправления уполномочены принимать уставы, вносить корректировки в положения, осуществлять контроль их исполнения: определять формы, порядок и предоставлять гарантии непосредственного принятия участия граждан в процессе решения вопросов местного значения; создавать выборные и другие муниципальные органы, а также определять их структуру и наделять полномочиями; проводить выборы депутатов как представительных органов, так и их должностных лиц; устанавливать условия и порядок организации муниципальной службы;
  • Управления собственностью и финансовыми средствами, принадлежащими органам местного самоуправления. Муниципальные органы реализуют от имени местного образования права владельца относительно имущества и местных финансовых средств, которые входят в состав муниципальной собственности. Представительными органами устанавливается порядок управления и пользования муниципальной собственностью, а также порядок и условии приватизации; утверждается местный бюджет и подготавливается отчет об исполнении; устанавливаются налогообложения; разрабатываются планы и программы развития учреждений местного самоуправления и принимаются отчеты об исполнении данных программ; принимаются общие правила по вопросам местного значения для исполнения в обязательном порядке; учреждаются хозяйственные общества, объединяемые в себе несколько муниципальных образований; контролируется осуществления деятельности других муниципальных органов и должностных лиц согласно уставу органа местного самоуправления. Иными муниципальными органами и должностными лицами осуществляется оперативное и текущее управление собственностью и финансами, принадлежащим органам местного самоуправления. Согласно законодательству они имеют право передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное распоряжение физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, проведения с имуществом местных органов сделки, определения в договорах условий пользования приватизируемых объектов или объектов, передаваемых в распоряжение. Ими обеспечивается надлежащее распоряжение муниципального бюджета. Местным населением могут приниматься решения о одноразовых сборах денежных средств с целью финансирования вопросов, возникающих при осуществлении муниципальной деятельности;
  • Обеспечение комплексного развития территории самоуправления. Это означает право владения, пользования, распоряжения собственностью, принадлежащей муниципальному образованию; управление местными финансовыми средствами; создание, утверждение и распоряжение местным бюджетом; установление налогов и сборов на местном уровне; решение иных финансовых вопросов на местном уровне; хозяйственная деятельность, формирование и управление местными предприятиями, учреждениями, организациями; полноценное обеспечение социально-экономического развития органов местного самоуправления; создание необходимых условий для осуществления развития производства в сельскохозяйственной сфере, увеличение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, а также сырья и продовольствия; оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса; поддержка некоммерческих организаций социальной направленности в осуществлении благотворительной деятельности; реализация экономической деятельности согласно законодательству;
  • Обеспечение прав и интересов местного населения и органов. Является самой важной функции в рамках муниципалитета исходя из правовых норм статей 1, 2, 7, 18, 130 Конституции Российской Федерации. Данная функция в уставах определенных муниципальных образований указывается в качестве приоритетной. Самая важная функция – создание и обеспечение условий жизнедеятельности населения. В ее состав включены: обеспечение граждан, которые нуждаются в повышении качества жилищных помещений; процесс организации строительства и содержания жилищного фонда местного уровня; формирование условий, необходимых для начала строительства; организация, содержание, а также развитие местных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создание условий для детского отдыха во время каникул; обустройство и озеленение муниципальных территорий; создание условий и организация сбора мусора и вывоза бытовых отходов; обеспечение транспортными средствами для достойного обслуживания местного населения; предоставление жителям услуг связи, торговли и бытового обслуживания; обеспечение культурное развитие местного населения посредством создания культмассовых мероприятий; принятие участия в возрождении народного художественного промысла; созданий условий, необходимых для развития спортивной сферы; формирование, развитие и обеспечение условий здравоохранения (лечебно-оздоровительные комплексы и местные курорты); обеспечение условий организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ); создание архивных фондов муниципального уровня;
  • Обеспечение охрана общественного порядка и безопасности населения. Данная функция включает в себя вопросы по:
    • организации охраны общественного порядка территории, являющейся муниципальной;
    • принятия участия в мероприятиях по профилактике террористических и экстремистских актов,
    • сокращению и устранению последствий проявления терроризма и экстремизма;
    • разработке списка мер укрепления межнационального и межрелигиозного согласия, поддержке и развития языков и культуры народов, проживающих на территории муниципального образования;
    • реализации прав национальных меньшинств;
    • созданию условий социальной и культурной адаптации мигрантов;
    • участия в предупреждении и устранении последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечению мер пожарной безопасности;
    • реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения на водных объектах;
    • здравоохранения;
    • созданию необходимых условий для осуществления деятельности добровольных формирований населения в сфере органы общественного порядка;
  • защита прав и интересов муниципалитета, которые гарантируются Конституцией Российской Федерацией и законами федерального уровня. Реализация данной функции возложена на муниципальные органы и должностные лица при сотрудничестве с государственными органами власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального Закона, принятого 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных государственных органов власти», представительные органы уполномочены правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации. При наличии установленных законом случаев, муниципальные органы и должностные лица имеют право обращаться в органы государственной власти относительно соблюдения прав муниципалитета, учета интересов населения при принятии решений вопросов в сфере общественной и государственной жизни. Обращения такого рода подлежат обязательному рассмотрению. Местное население принимает участие в осуществлении этой функции, руководствуясь, прежде всего, правовыми институтами и формами прямого народовластия, в отдельных случаях государственными органами в обязательном порядке должно быть учтено мнение населения. Гражданами могут предъявляться в суд общей юрисдикции иски о признании недействительными акты государственной власти, должностных лиц, предприятий, нарушающие муниципальные права. при нарушении конституционных прав и свобод, граждане имеют право подавать иски в Конституционный Суд Российской Федерации.

Организационной формой, благодаря которой реализуется функция защиты муниципальных прав и интересов, является совет органов местного самоуправления, а также других межмуниципальных образований. Представительство и защита муниципальных прав и интересов обеспечены также и на международном уровне.

К таким организациям можно отнести Конгресс региональных и местных европейских властей, куда органы местного самоуправления могут обращаться.

При этом в состав палаты местных властей Конгресса входит 18 представителей, которые были избраны в муниципальные органы Российской Федерации.

Их состав устанавливается исходя из принципа географического представительства местного управления, представительства органов различных муниципальных формирований, представительства разнообразных политических партий, представленных на уровне муниципальных органов, представительства мужчин и женщин.

Социально-организационные функции местного самоуправления

Реализация местного самоуправления не может быть осуществлена без социально-организационных функций. К числу таких функций относится:

  • Осуществление сбора и анализа информации. Полнота информации и точность ее анализа влияют на степень обоснованности принятия решений управленческого характера и эффективности их применения. Для местного самоуправления данная функция представляет особую важность, так как при решении вопросов местного характера, реализации отдельных государственных полномочий, муниципальные органы ссылаются на интересы населения и важность изучения мнения населения по различным вопросам. Для решения осуществления этой задачи и применяются методы сбора и анализа информации. Этой функцией предполагается организация местной информационной службы, создание и обширное применение статистики в сфере самоуправления;
  • Выработка и принятие решений управленческого характера. Решение управленческого характера может представлять собой нормативно-правовой акт, который принимается в результате проведения местного референдума, выборов в органы местного самоуправления и других форм прямого изъявления воли граждан, или документ, принятый муниципальным органом или его должностным лицом. Согласно Федеральному закону, названия и виды правовых документов муниципальных органов, должностных лиц, а также порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются Уставом органа местного самоуправления;
  • Организация – влияние на поведение и сознание людей. В деятельности муниципальных органов объединяются правовые и не правовые формы, а также публично-правовые и частноправовые управленческие методы. Как специфический метод организации деятельности муниципальных органов можно рассматривать административный договор, который подписывается муниципальными органами с государственными органами власти, а также органами других муниципальных формирований;
  • Регулирование – внесение корректировок в уже принятые решения управленческого характера, ликвидация причин и условий, которые приводят к нарушению нормального управленческого процесса;
  • Координация – обеспечение согласования и сотрудничества участников деятельности по вопросам управления;
  • Контроль и учет – проверка качества деятельности органов местного самоуправления путем осуществления сопоставления уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, которые устанавливается нормативно-правовыми актами муниципальных органов и должностных лиц. Характерной особенностью данной функции является применение форм общественного контроля. Контроль по решению вопросов местного уровня относится к компетенции муниципальных органов и их должностных лиц. Контроль осуществляется, согласно уставу муниципальных формирований, представительным муниципальным органом. Населением, в свою очередь, осуществляется контроль соблюдения уставов муниципальных формирований.
Читайте также:  Что делать, если с вас требуют взятку

Муниципальные органы власти: определение, особенности и функции

Понятия «органы местного самоуправления» и «муниципальные органы» считаются тождественными. Появление этих институтов обусловлено изменившимися потребностями общества. Рассмотрим далее, что собой представляют муниципальные органы власти.

Общие сведения

Как известно, в России действует разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную ветви. При этом Конституция устанавливает несколько уровней реализации полномочий институтов, формирующих каждое направление. Так, существуют региональные, государственные и муниципальные органы. Законодательство определяет сферу компетенции структур каждого уровня. Муниципальные органы власти выступают как относительно самостоятельные институты. Их наименования, порядок создания, сроки полномочий, компетенция устанавливаются Уставами МО.

Современная модель местной власти

Она существенно отличается от советской. Муниципальные органы обладают финансовой, экономической самостоятельностью в соответствии с вопросами, отнесенными к их ведению. Существующая сегодня модель организации институтов реализуется за счет:

  1. Решения вопросов по административно-территориальному делению.
  2. Наличия полномочий в экономической и финансовой сферах.
  3. Решения проблем, касающихся социального, культурного развития.

Целесообразность и эффективность территориального самоуправления предусматривает необходимость развития демократии на местах, создания оптимальных условий для участия граждан в решении актуальных вопросов.

Специфика

В соответствии с Конституцией и другими законами, население является носителем власти в стране. Свою волю граждане могут реализовывать разными способами. Так, население вправе участвовать в референдумах, собраниях по вопросам, решаемым на федеральном уровне. В пределах конкретного МО создаются муниципальные органы. В их задачи входит решение вопросов территориального значения. Местное самоуправление выражается в активности граждан, осознании ими своей ответственности за организацию жизнедеятельности в пределах населенного пункта. Ключевое значение здесь имеет обеспечение реальных гарантий прав населения на участие в жизни МО, совершенствование методов и форм организации муниципальной власти. Существующая сегодня модель, в отличие от действовавшей ранее централизованной системы, способствует формированию гибкого демократического механизма администрирования.

Предпосылки к созданию

Муниципальные органы, как выше было сказано, сформировались под влиянием изменившихся потребностей общества. Особую актуальность вопросу в настоящее время придают такие обстоятельства, как:

  1. Необходимость преодоления политической напряженности. Как правило, она возникает на основании противоречий между интересами регионов и центра. Сильные муниципальные органы служат гарантом от социальных потрясений в обозримой перспективе. Они способствуют формированию стабильной демократической общественно-политической ситуации. Система, в которой значение муниципальной власти занижено, показала свою неэффективность.
  2. Необходимость развития региональной политики. Она обусловлена быстрым ростом экономического влияния субъектов, потребностью решать насущные проблемы и устанавливать эффективные межрегиональные связи. Реализация этих задач возможна только при наделении муниципальных органов широкими полномочиями.
  3. Потребность в укреплении федерального устройства страны. Ключевой его составляющей выступает создание новой структуры муниципальной власти, обеспеченной законодательством. Такую сложную федеральную структуру, которую имеет Россия, можно сохранить только при наличии в ее основе близких к народу территориальных институтов.

Компетенция

Орган муниципального самоуправления наделяется достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему решать вопросы территориального значения. В законодательстве определен круг проблем, которые отнесены к ведению территориальной структуры. Среди них:

  1. Управление собственностью муниципалитета.
  2. Составление, утверждение и исполнение бюджета МО.
  3. Установление местных сборов и налогов.
  4. Охрана порядка в пределах МО.

В компетенцию территориальной власти может входить решение и иных вопросов.

Взаимодействие с госструктурами

В стране существует специальная система институтов, в задачи которой входит обеспечение правопорядка и законности на всей территории России. В нее входят такие структуры, как прокуратура, МВД, адвокатура, Министерство нацбезопасности и пр. Местный муниципальный орган, наделенный полномочиями в сфере обеспечения охраны порядка в пределах МО, реализовывает их в тесном взаимодействии с федеральными и региональными институтами. Задача территориальной структуры состоит в предотвращении нарушений свобод и прав граждан, ущемления их интересов. Юридические возможности, которыми наделяется население в соответствии с Конституцией, должны стать ключевым институтом, определяющим содержание и смысл применения законодательных положений. Муниципальная власть реализует свои полномочия в пределах конкретной территории, подведомственной ей. В последнее время, компетентные территориальные структуры, по мере накопления практического опыта по обеспечению защиты свобод и прав граждан, используют комплексное планирование мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. При реализации полномочий, объединяются усилия ОВД, прокуратуры, специальных комиссий, созданных при главе администрации МО. Немаловажное значение имеет и участие представителей общественности. В результате формируются территориальные центры, функционирование которых направлено на обеспечение правопорядка, законности, защиты свобод и интересов населения.

Заключение

Муниципальные органы выступают одним из ключевых звеньев системы власти. Именно они максимально приближены к населению, знают реальные нужды граждан. На этих институтах лежит большая ответственность, поскольку они наделяются достаточно широкими полномочиями и обладают самостоятельностью. Конституцией и федеральным законодательством определено, что государственная власть не может вмешиваться в дела муниципальной администрации. Территориальные структуры, в свою очередь, обязаны соблюдать в своей деятельности нормативные положения, не выходить за рамки своей компетенции. Наличие в системе власти муниципальных органов свидетельствует о демократичности государственного устройства. При этом остается актуальным вопрос о совершенствовании организации их деятельности.

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Читайте также:  Современные денежные приметы и суеверия

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика

Система органов местного самоуправления

ЛЕКЦИЯ 10

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

Читайте также:  Какой налоговый режим выбрать: сравниваем ЕНВД и патентную систему

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местномуровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и виды муниципальных органов публичной власти

Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления РФ располагают следующими компетенциями: муниципальный управление государственный

  • — определение приоритетов развития коммунальной экономики, в том числе и за счет промышленной или инфраструктурной специализации предприятий, расположенных на территории муниципалитета;
  • — формирование местного бюджета и основ региональной налоговой политики, включая решение вопросов, связанных с введением и администрированием местных сборов;
  • — управление городской собственностью, решение вопросов о привлечении частных инвесторов;
  • — определение приоритетов и создание планов застройки вверенной территории;
  • — строительство и поддержка муниципальных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данного территориального образования;
  • — благоустройство территории, поддержка местной социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т. д.). [14, c. 50]

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Выборные и иные органы местного самоуправления, а также органы местной администрации могут наделяться в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования правами юридического лица. В этом случае они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона № 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. [15, c. 80]

Орган местного самоуправления — избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

  • — представительный орган местного самоуправления;
  • — глава муниципального образования;
  • — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
  • — контрольный орган муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, мы можем видеть, что на основе Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. выделил и определил структуру и функции органов местного самоуправления. Данный закон с одной стороны четко определил систему органов местного самоуправления, то есть законодатель выделил обязательные органы, которые должны присутствовать в структуре, их функции и полномочия, а с другой стороны оставил свободу выбора за муниципальным образованием и его населением на включение не обязательных органов в систему органов местного самоуправления.

Определение типа организации структуры местного самоуправления зависит от множества факторов: численности населения муниципального образования, от исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местного самоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др. [13, c. 88]

Ссылка на основную публикацию