Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Минфин представил законопроект О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях

Микрофинансирование: новые ограничения предельной задолженности и ежедневной процентной ставки

28 января 2019 года вступят в силу изменения в действующее законодательство, устанавливающие новое единое ограничение предельной задолженности заемщика по договору потребительского кредита (займа) сроком до 1 года в размере 2,5-кратной суммы такого займа. После достижения этой суммы закон запрещает дальнейшее начисление процентов, а также взимание неустойки (штрафов, пени), других платежей и применение к заемщику иных мер ответственности.

Таким образом, заемщик, взявший в долг, например, 1 тыс. рублей, ни в какой момент времени не должен будет кредитору более 3,5 тыс. рублей (тело долга плюс начисленные проценты и иные платежи). Закон устанавливает, что в дальнейшем, с 1 июля 2019 года, ограничения составят двукратную сумму займа, а с 1 января 2020 года – 1,5-кратную.

Кроме того, вводится ограничение ежедневной процентной ставки в 1,5% в день с одновременным ограничением предельного значения полной стоимости кредита (займа). С 1 июля 2019 года ежедневная процентная ставка будет снижена до 1% в день.

При этом, основываясь на среднем размере краткосрочного займа (так называемого займа «до зарплаты»), законодатели ввели специализированный вид займа – в сумме до 10 тыс. рублей на срок до 15 дней. Сумма начисленных процентов по такому займу не должна превышать 3 тыс. рублей (или 30% от суммы займа, если на 15 дней выдано менее 10 тыс. рублей). Ежедневная выплата по такому займу не должна превышать 200 рублей. В отношении такого займа не будут действовать ограничения, изложенные выше, однако запрещено его продлевать или увеличивать его сумму.

Федеральный закон № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был подписан Президентом РФ В. Путиным 27 декабря 2018 года. Закон начнет действовать спустя месяц после его официального опубликования.

Новый закон также ограничивает круг лиц, которым будет возможна уступка прав по договорам потребительского кредита (займа). Так, например, кредитор не сможет переуступить права взыскания задолженности черным коллекторам.

Отдельного внимания заслуживает предусмотренная законом норма, согласно которой нелегальный кредитор или нелегальный коллектор лишаются права требовать исполнения, в том числе в судебном порядке, заключенного договора потребительского кредита (займа) или переданных прав по такому договору.

Новые нормы являются более совершенным механизмом защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе от недобросовестных практик, связанных с предоставлением займов «до зарплаты» и возвратом долгов, что придает закону особую актуальность и социальную значимость.

«Микрофинансовые организации, которые выдают займы под проценты, приближенные к максимально возможным, должны будут поменять свою бизнес-модель либо уйти с рынка, – отметил директор Департамента микрофинансового рынка Банка России Илья Кочетков. – Мы осознаем, что изменения устроят не всех. Но главное, что они будут полезны для заемщиков и позволят значительно снизить их долговую нагрузку».

Минфин представит сегодня законопроект «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Минфин РФ представляет сегодня на заседании президиума правительства РФ проекты федеральных законов «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Законопроекты подготовлены в соответствии с планом действий по реализации программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год, утвержденным председателем правительства РФ Владимиром Путиным, и решением, принятым 3 июля 2009 года на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.

По данным Минфина России, на 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25-27 млрд рублей, из которых 54 процента — займы, выдаваемые на развитие бизнеса, 35 процентов — на потребительские нужды. При этом 80 процентов займов выданы со сроком погашения до одного года.

По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних 6 лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 5 раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 млн человек. В настоящее время количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тысяч. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе составляет около 60 тысяч рублей при уровне просрочки по микрозаймам около 3 процентов.

Проект федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определение особенностей указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

В связи с включением микрофинансовых организаций в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривается вменить в обязанность таким организациям осуществление мер, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает отнесение микрофинансовых организаций независимо от организационно-правовой формы к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пресс-центр

Высказывания А.Л.Саватюгина информационным агентствам на Круглом столе «О ходе реализации федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Отправить по электронной почте

Минфин РФ предлагает ограничить рекламу микрофинансовых организаций не из госреестра

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Министерство финансов РФ предлагает ограничить рекламу услуг микрофинансовых организаций (МФО), не включенных в госреестр МФО, сообщил замминистра финансов Алексей Саватюгин, выступая во вторник на круглом столе в Совете Федерации, посвященном реализации закона «О микрофинансовых организациях».

Читайте также:  ОЭЗ в Санкт-Петербурге

По его словам, такое ограничение будет направлено на защиту прав потребителей услуг МФО.

«Организации, которые не включены в реестр МФО и не имеющие банковской лицензии, не могут рекламировать себя как кредиторы. Это спорное предложение, оно, может быть, вызовет дискуссию. Тем не менее, мы считаем, что это социально значимое и справедливое ограничение, которое нужно принять на данном этапе становления рынка, еще молодого и неустоявшегося», — сказал он.

Кроме этого, по словам Саватюгина, Минфин поддерживает инициативу о распространении действия бюро кредитных историй (БКИ) на МФО.

«Мы не можем заставить заемщика раскрывать о себе информацию в БКИ, так же как не можем сделать это на банковском рынке. Это добровольное желание заемщика. Однако мы даем возможность добросовестным заемщикам показать всем, что они таковыми являются», — сообщил замминистра финансов.

Среди инициатив, которые Минфин вряд ли поддержит, Саватюгин назвал законодательный запрет или ограничение «на установление абсолютной или относительной планки по процентным займам».

«Когда заем не может быть выдан выше какой-то суммы. Или то, что заем не может быть выдан лицу, доходы которого ниже стоимости займа», — уточнил он.

В настоящее время в госреестр микрофинансовых организаций входит 1,299 тысячи компаний.

Минфин РФ намерен приблизить налогообложение МФО к банковскому

Москва. 11 апреля. ИНТЕРФАКС-АФИ — Минфин РФ разрабатывает поправки в Налоговый кодекс об изменении налогообложения микрофинансовых организаций (МФО), сообщил заместитель министра финансов Алексей Саватюгин на «круглом столе» «О ходе реализации федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» во вторник.

«Работаем над поправками в Налоговый кодекс, чтоб учесть особенности МФО. Сейчас налогообложение МФО проходит в общем порядке. При этом мы понимаем, что их деятельность имеет общие черты с банковским кредитованием. Если мы вводим резервирование для МФО, то должны соответствующим образом определить и особенности учета доходов и расходов для определения налогооблагаемой базы. Но с этим предложением мы выступим чуть позже», — заявил А.Саватюгин.

Кроме того, напомнил он, недавно вступил в силу новый приказ Минфина об отчетности МФО. Это значит, что по итогам 2011 года МФО должны в органы надзора сдать годовую отчетность, а начиная с 2012 года представлять отчетность каждый квартал, сказал он.

По словам А.Саватюгина, в отчетности МФО выделены высокорискованные займы, которые условно называют «до зарплаты». «Эти займы мы определили через ряд критериев: заем выдан физическому лицу, его размер — до 45 тыс. рублей, срок — до двух месяцев», — сказал он.

МИНФИН ИЗМЕНИТ ЗАКОН

А.Саватюгин также сообщил, что Минфин подготовил законопроект о внесении изменения в ряд законов, и в первую очередь в закон о МФО.

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вступил в силу в июле 2010 года. По состоянию на 1 апреля в государственный реестр МФО включены сведения о 1,257 тыс. юридических лицах.

«Закон действует больше года. Наши предположения о действии закона оказались консервативными. Сейчас это самый крупный по количеству игроков сегмент финансового рынка наряду с кредитными кооперативами», — заявил замминистра финансов.

По его словам, законопроектом предлагается МФО уравнять с банками в плане раскрытия информации о полной стоимости кредита, которую необходимо будет указывать на первой странице договора в специальной рамочке.

Также Минфин предлагает ввести ограничение на рекламу: те организации, которые не являются МФО, кредитными кооперативами или банками, не могут рекламировать себя в качестве кредиторов и займодавцев. «Это достаточно спорное предложение. Но мы считаем, что это социально значимо, это ограничение справедливо на данном этапе становления рынка», — заявил А.Саватюгин.

При этом, сообщил А.Саватюгин, требует обсуждения с участниками рынка вопрос об обязательном членстве МФО в саморегулируемых организациях (СРО). «Если ставим вопрос об обязательном членстве, то естественным образом возникает вопрос о создании компенсационных фондов. Предлагаю эти вопросы обсудить. Также пока предлагаем обсудить введение минимальных финансовых требований к МФО, например, к минимальному уровню капитала или собственных средств», — сказал он.

«Поддерживаем предложение и над ним сейчас работаем, чтобы для займов «до зарплаты» разработать и предложить кредитным кооперативам и МФО некую типовую форму договора», — сказал А.Саватюгин.

При этом он сообщил, что не поддерживает предложения об установлении абсолютной или относительной планки по проценту по займу. «За последние 500 лет такие меры по борьбе с высокими ставками мало где применялась», — сказал он.

«Закручивать гайки не стоит. Если мы сейчас ограничим процентную ставку, все будет просто, будет как раньше — займы будут выдавать все, но не на главной улице, а в подворотне. И мы не сможем за это ответить, не сможем это регулировать», — поддержала позицию Минфина заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Юлия Бондарева.

По ее словам, ФСФР в понедельник согласовала предложенный Минфином законопроект.

Кроме того, Ю.Бондарева сообщила, что ФСФР провела две проверки МФО, итоги которых будут известны в ближайшее время. «На местах идут еще пять проверок деятельности МФО и семь проверок деятельности кредитных потребительских кооперативов», — сообщила она.

При этом, отметила замглавы ФСФР, основная масса жалоб поступает на деятельность кредитных потребительских кооперативов (КПК), а не МФО. «Работаем по схеме ликвидации тех КПК, кто не входит в саморегулируемую организацию, так нас обязывает закон. При этом в кооперативах много участников, а конкурсная масса ничтожная», — заявила она.

Согласно закону «О кредитной кооперации», к концу 2011 года все КПК должны были стать членами какой-либо саморегулируемой организации. Ю.Бондарева сообщила, что, по оценкам ФСФР, чуть больше тысячи КПК в СРО вошли, а полторы тысячи нет.

Читайте также:  Работа без лицензии. Последствия

Минфин РФ согласовал с ФСФР поправки в закон о микрофинансовых организациях.

РБК. 10.04.2012, Москва

Министерство финансов РФ согласовало с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) России поправки в федеральный закон о микрофинансовых организациях. Как сообщила замруководителя ФСФР Юлия Бондарева в ходе своего выступления на круглом столе в Совете Федерации на тему реализации этого закона, ФСФР поддержала соответствующие поправки. «Мы вчера поддержали проект федерального закона Министерства финансов по микрофинансовым организациям», — сказала она.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин отметил, что подготовленный Минфином проект федерального закона о внесении изменений в ряд законодательных актов, прежде всего, в закон о микрофинансовых организациях, содержит целый ряд предложений. Так, микрофинансовые организации должны будут в обязательном порядке указывать эффективную ставку по займам. «Мы предлагаем уравнять с банками раскрытие информации о полной стоимости кредита. То есть, на первой странице договора в видном месте в специальной рамочке должна быть сумма полной стоимости кредита, займа, который необходимо вернуть для того, чтобы потом ни для кого не было сюрпризов, что «нас не предупредили, не сказали», — сказал А.Саватюгин.

Минфин РФ также предлагает ввести ограничения на рекламу для микрофинансовых организаций, не включенных в государственный реестр. По словам А.Саватюгина, такие организации «не смогут рекламировать себя как кредитора или компанию, которая выдает займы». Замминистра отметил, что в настоящее время в реестре микрофинансовых организаций зарегистрировано более 1,2 тыс. юридических лиц. «То есть это самый крупный по количеству игроков сегмент финансового рынка наряду с сегментом кредитных кооперативов, которых тоже около 1,2 тыс.», — добавил замминистра.

Кроме того, по его словам, в РФ вступил в силу новый приказ Минфина, который вводит форму отчетности для микрофинансовых организаций. А.Саватюгин сообщил, что все микрофинансовые организации должны будут сдавать в орган надзора отчетность. При этом в отчетности будут выделены высокорискованные займы, условно называемые «займами до зарплаты». Это займы, выдаваемые физическим лицам, размером до 45 тыс. руб. и сроком до 2 месяцев. «Это как раз те займы, к которым максимальное внимание общественности обращено», — указал замглавы Минфина.

Минфин представил законопроект «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Законопроекты подготовлены в соответствии с планом действий по реализации программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год, утвержденным председателем правительства РФ Владимиром Путиным, и решением, принятым 3 июля 2009 года на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.

По данным Минфина России, на 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25-27 млрд рублей, из которых 54 процента — займы, выдаваемые на развитие бизнеса, 35 процентов — на потребительские нужды. При этом 80 процентов займов выданы со сроком погашения до одного года.

По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних 6 лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 5 раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 млн человек. В настоящее время количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тысяч. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе составляет около 60 тысяч рублей при уровне просрочки по микрозаймам около 3 процентов.

Проект федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определение особенностей указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

В связи с включением микрофинансовых организаций в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривается вменить в обязанность таким организациям осуществление мер, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает отнесение микрофинансовых организаций независимо от организационно-правовой формы к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Минфин предлагает не применять штрафные санкции за трансфертное ценообразование в 2011-2012 гг.

«Мы считаем и предлагаем внести ко второму чтению законопроекта о трансфертном ценообразовании поправки о том, что первые два года — в 2011-2012 гг. — штрафные санкции применяться не будут», — сказал он.

С.Шаталов отметил, что в нынешнем варианте законопроекта предусматривается, что штрафные санкции не применяются, если налогоплательщик правильно и своевременно предоставил все необходимые документы, обосновывающие ценообразование.

С.Шаталов также сообщил, что Минфин планирует уточнить понятие «взаимозависимых лиц» ко второму чтению законопроекта. «С точки зрения российской действительности автоматически взаимозависимыми лицами считают очень многие компании с государственным участием, несмотря на то, что фактически между ними никакой взаимной зависимости нет, например Газпром и «Аэрофлот», «Роснефть» и Сбербанк. Это направление нужно проработать», — сказал статс-секретарь.

С.Шаталов добавил, что Минфин рассчитывает на принятие закона не позднее июля с.г. и вступление его в силу с 1 января 2011 г.

19 февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект о совершенствовании принципов определения цен для целей налогообложения. Он предусматривает внесение изменений в ч.1 и 2 Налогового кодекса РФ и направлен на повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования.

Читайте также:  23 причины не работать в больших компаниях

В настоящее время регулирование порядка ценоопределения осуществляется на основании ст.20 и ст.40 НК РФ. Законопроект исключает эти статьи и вводит новый раздел, посвященный осуществлению налогового контроля определения цен для налогообложения.

Законопроектом предполагается расширить перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми. Так, в этот список попали организации — в случае если одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20% или одно и то же лицо непосредственно или косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации также составляет более 20%.

Также взаимозависимыми лицами, согласно законопроекту, признаются организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, а также физические лицо и организация — в случае если физическое лицо непосредственно или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 20%.

Физические лица признаются взаимозависимыми, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению или они состоят в браке или родстве.

Предусматривается, что сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в том случае, если сумма доходов и расходов превысит 1 млрд руб. за календарный год, если одна сторона сделки применяет специальный режим налогообложения, если предметом сделки являются объекты налогообложения по НДПИ, налогообложение которых привязано к цене соответствующего товара.

Контролируемыми будут признаваться внешнеторговые сделки с товарами биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, драгоценные металлы), а также сделки, одна из сторон которых зарегистрирована на территории иностранного государства, применяющего режим налогообложения, согласно которому не представляется информация налоговым органам РФ.

Закрепляется 6 методов определения цен, главным из которых является метод сопоставимых рыночных цен. Предполагается, что остальные методы будут использоваться в том случае, когда метод сопоставимых рыночных цен применить невозможно.

Предусматривается налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения цены в контролируемой сделке, непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, нарушение условий соглашения о ценообразовании.

Для крупнейших налогоплательщиков предусмотрена возможность заключения с ФНС соглашения о ценообразовании, в рамках которого на определенный период будут достигнуты договоренности о методах, применяемых при определении цен.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, выступая с содокладом к законопроекту, отметил, что в документе есть много недостатков. Часть замечаний поступила еще при подготовке к первому чтению. Так, отмечалось, что в законопроекте нет положений, касающихся государственных учреждений. Кроме того, было предложено обсудить круг сделок между взаимозависимыми лицами, результаты которых могут подлежать переоценке, а также оценить целесообразность контроля сделок через последовательные цепочки перехода товара от продавца к покупателю через третьи лица, если в начале цепочки и в конце цепочки являются взаимозависимые лица: по мнению экспертов, отследить такие сделки просто невозможно.

Также предлагается пересмотреть подход к контролю за ценами. Согласно действующей редакции ст.40 НК РФ налоговый орган в случае выявления фактов, свидетельствующих об использовании трансфертного ценообразования для минимизации налогов, предъявляет претензии к налогоплательщику, и тот в ответ на эти претензии дает свое пояснение. В соответствии с законопроектом налогоплательщик должен представлять всю информацию по сделкам с взаимозависимыми лицами налоговым органам, то есть заранее оправдываться перед ними.

Из законопроекта предлагалось исключить контроль за сделками между взаимозависимыми лицами внутри России. Однако 16 февраля 2010г. Минфин официально выступил против этой поправки на парламентских слушаниях, посвященных законопроекту.

На подготовку документа ко второму чтению было отведено 3 месяца.

Минфин представляет правительству РФ законопроект «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Минфин РФ представляет в среду на заседании президиума правительства проекты федеральных законов «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Законопроекты подготовлены в соответствии с планом действий по реализации программы антикризисных мер правительства на 2009 год, утвержденным премьером Владимиром Путиным, и решением, принятым 3 июля прошлого года на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.

По данным Минфина, на 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25—27 млрд рублей, из которых 54% — займы, выдаваемые на развитие бизнеса, 35% — на потребительские нужды. При этом 80% займов предоставлено со сроком погашения до одного года.

По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних шести лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 5 раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования превышает 100 млн человек. В настоящее время количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства составляет 400 тыс. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе — около 60 тыс. рублей при уровне просрочки по микрозаймам около 3%.

Проект ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривает обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определение особенностей указанной деятельности, порядка и условий предоставления микрозаймов, порядка создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

В связи с включением микрофинансовых организаций в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проектом закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предписывается вменить в обязанность таким организациям осуществление мер, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Изменения предполагают также отнесение микрофинансовых организаций независимо от организационно-правовой формы к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ссылка на основную публикацию