Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Миллионер без диплома: нужно ли предпринимателю образование

Миллионер без диплома: нужно ли предпринимателю образование

Истории личного успеха миллионеров мотивируют нас на создание собственного бизнеса. Многие хотят стать богатыми и знаменитыми, но можно ли это сделать без образования? Разбирались эксперты.

Не хочу учиться, а хочу жениться

Среди молодежи сложилось такое мнение, что классическое университетское образование бесполезное, и оно никак не влияет на успех. Эту мысль подкрепляют примеры Стива Джобса, Билла Гейтса, Ричарда Бренсона.

Раиль Хисматуллин, президент группы предприятий «Тенториум», утверждает: «Часто повторяю, что желание и талант — основа предпринимательской деятельности. При этом образование не было главным. Вспомните, что многие миллионеры и миллиардеры не имеют диплома о высшем образовании: Стив Джобс, Марк Хьюз, Марк Цукерберг смогли обойтись без этого».

Не стоит недооценивать образование в классическом учебном заведении, особенно в реалиях нашей страны. Обучение в университете — базис для дальнейшего развития. Это отличная школа для получения навыков и развития способностей, например, устойчивости к стрессовым ситуациям, коммуникабельности, умения искать и обрабатывать информацию, работать в коллективе и т. д. Плюс новые знакомства, возможные будущие связи.

Николай Новоселов, ArtNauka: «Для классической бухгалтерии, юридического базиса или базовой экономики образование необходимо. В Европе и США с этим проще: часть этих проблем „закрывается“ через школьную программу. Соотечественникам такое образование доступно только в университете или на специальных курсах».

Получается, что образование — необходимый инструмент, который должен помочь предпринимателю. Другой вопрос — каким оно должно быть. Будет ли это традиционное классическое образование в вузе, экстернат, самообразование или какой-то иной вариант — выбирать только вам.

Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления: «Однозначно, предпринимателю нужно специальное образование. Потому что предприниматель — не ремесленник, и должен работать грамотно, со знанием дела и пользуясь опытом тех, кто уже поднаторел в этом деле. Образование — в современной транскрипции — знания и обмен опытом. Современное образование дает не только теоретические знания».

Диплом VS образование

Важно понимать, что получение диплома и получение образования — разные вещи. Тот, кто нацелен на корочки, очевидно, заинтересован лишь в атрибуте, но никак не в знаниях и навыках.

С другой стороны, качественное образование — лишь хороший старт. Чтобы потом активно развивать свое дело, без дальнейшего обучения не обойтись. Получение навыков и знаний должно осуществляться непрерывно: и тут необходимо достичь баланса между самообучением и обучением у профессионалов.

Виктория Вирта, создатель портала для предпринимателей «Деловик», основатель Академии интернет-резерва: «Давайте сначала разберёмся, что мы считаем образованием. В словаре Ушакова, образование — это усвоение знаний, обучение, просвещение. Никакой речи о том, что образование — синоним окончанию вуза или получения диплома. В этом смысле, образование предпринимателю крайне необходимо, особенно в маркетинге или сфере продаж».

Предпринимателю необходимы знания во всех сферах деятельности компании: производство и технология, маркетинг, бухгалтерия, логистика и прочее. Это не означает, что надо быть лучшим в каждой из сфер, для этого нанимаются специалисты, но общее понятие, чтобы верно реагировать на происходящее, необходимо.

Сергей Календжян, заслуженный экономист РФ, декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС: «Предпринимателю нужно иметь образование, чтобы развивать дело, не допускать ошибок в комбинациях инвестиционных проектов, находить выгодные решения при многообразии вариантов принятия решений. Специальные знания помогут при управлении человеческим капиталом, решении маркетинговых кроссвордов и максимизации эффекта от инвестиций. Обучение позволит развить управленческих навыки, приобрести умения делегировать полномочия компетентным сотрудникам и умело мотивировать сотрудников».

Достигнуть миллионного состояния, успешности и популярности можно и без диплома, но на это способны единицы, горящие своей идеей и понимающие, как ее реализовать. Если вы молоды, энергичны, но не знаете, чего хотите от жизни, и в какой сфере себя применить, тогда обучение в вузе — неплохое средство для поиска и обретения собственного «Я». Не стоит начинать бизнес, пока не найдете «стихию», нужную идею и необходимые знания. В любом случае учебу можно прервать для покорения вершин бизнеса или перейти в удобный режим дистанционного обучения либо экстерната.

Анатолий Зверев, основатель интернет-агентства «Кот успеха», резюмирует: «Образ двоечника-миллионера настойчиво навязывается молодым людям. Эта пропаганда — хорошая попытка оправдать лень. Получение образования — трудоёмкий процесс, и не всякому под силу одолеть. Я убеждён, что к моменту поступления в вуз человек, обладающий явными предпринимательскими способностями, в состоянии сам определить степень необходимости дальнейшего обучения. Но таких людей единицы. Тех, кто способен зарабатывать миллионы в силу своих умственных способностей, а не иных вспомогательных средств».

Миллионер без диплома: нужно ли предпринимателю образование?

Инвесторы Facebook и миллиардеры Питерь Тиль и Шон Паркер о кризисе образования и новых путях освоения информации.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Миллионер без диплома»: ее автор Майкл Эллсберг критикует действующую систему образования за ложность целей, излишнюю академичность и формальность (отдельно на орехи достается выпускникам бизнес-школ) и считает высшее образованием «пузырем», который вот-вот лопнет.

Свое мнение писатель подтверждает десятками развернутых интервью предпринимателей. Основываясь на их опыте, Эллсберг призывает читателя развивать практический интеллект, а идеальным инструментом для практичного самообразования является собственный бизнес (стартап). Forbes публикует с сокращениями отрывок из книги.

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе.

Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в университете или нет.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, c восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей.

Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен.

У людей среднего класса (и выше) индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось – если немного утрировать – в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, или волонтерская работа, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым – оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость – годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, – на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система. Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший успех.

Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости. Тиль – один из основателей платежного сервиса PayPal, проданного eBay за $1,5 млрд. В 2004 году он, наделав немало шума в мире инвестиций, вложил $500 000 в Facebook, став ее первым внешним инвестором. Сегодня доля талантливого инвестора в этой компании составляет миллиарды долларов. Как президент инвестиционного фонда Clarium Capital, Тиль распоряжается активами на сумму свыше $2 млрд.

Питер жестом обвел свою поистине грандиозную гостиную. «Дом, в котором я живу, очень красив. На его строительство у хозяев ушло больше семи лет. Но по истечении семи лет владельцы решили не въезжать в особняк. За этот период их жизнь довольно сильно изменилась. А уж что будет с ними через двадцать лет, предсказать практически невозможно.

Многие люди совершили весьма cерьезную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды – как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься».

Питер – он, кстати, окончил юридический факультет в Стэнфорде, – усматривает в этой ситуации прямую аналогию с инвестициями в образование в высших учебных заведениях. «Возьмите, например, те направления, выбрав которые сегодня, можно считать свои инвестиции более-менее рентабельными.

Поверьте, это будут наименее интересные и невостребованные специальности. Курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности – вот два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.

Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это действительно так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и работать по раз и навсегда выбранной специальности. Медицинское училище, потом мединститут, потом ординатура – ваши вложения можно считать успешными только при условии, что вы действительно хотите быть врачом до конца дней своих. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.

Читайте также:  Оформляем совмещение должностей: шпаргалка для кадровика

Таким образом, экономические резоны при выборе профессии врача или инженера, то есть тех немногих специальностей, инвестировать в которые действительно имеет смысл, должны быть неизмеримо более весомыми, чем все остальные. Если же вы всего лишь тяготеете к этому делу, мне вас жаль, ибо, выбирая такой путь, вы на всю оставшуюся жизнь отказываетесь от возможности изменить что-либо в своей будущей карьере – или просто зря тратите деньги.

Если человеку в голову приходит по-настоящему ценная идея, самое правильное – сразу попробовать ее реализовать. Ибо к этому невозможно подготовиться – нельзя научить быть предпринимателем. Без сомнения, если вы делаете что-то принципиально новое, чего никто еще никогда не делал, вряд ли стоит даже пытаться подыскать хорошую учебную программу, которая поможет в этом деле. Я вовсе не хочу сказать, что формальное образование совершенно несовместимо с подготовкой к предпринимательству, но не думаю, что оно готовит людей к этой деятельности каким-то действительно интересным, заслуживающим внимания способом. Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.

Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, – и чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать.

Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. В свое время и я не отказался от идеи получить высшее образование. Вырос я в Северной Калифорнии и базовый университетский курс проходил в Стэнфорде, после чего поступил на факультет права в том же университете. Итого – семь лет учебы после школы. Я вовсе не сожалею об этих годах: за это время я многому научился, завел множество друзей. Однако я действительно сожалею о том, что решение мое было абсолютно автоматическим.

Если бы мне пришлось принимать его опять, без сомнения, стоило бы подойти к этому делу намного серьезнее. Тогда же я и вовсе ничего не обдумывал. Решение получить высшее образование принималось на автопилоте, без малейшего учета того, чего я на самом деле жду от жизни. К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном колледже или университете».

По мнению Тиля, наша система образования поощряет молодежь к своего рода конформизму, который он считает проклятием новаторства, предпринимательства и создания новых рабочих мест. «Любая по-настоящему великая компания в той или иной мере ведет себя непохоже на других. Даже если у вас есть чрезвычайно вдохновляющая идея, это вовсе не значит, что другие люди будут с вами согласны.

Всем известно, что, если вы пытаетесь сделать нечто новое, чего прежде никто никогда не делал, если вы первым подумали о необычном подходе или методе и первым стали над ним работать, окружающие крайне редко посчитают ваши усилия респектабельными, благоразумными и вообще кому-нибудь нужными. Современная система образования чрезмерно тяготеет ко всему респектабельному и благоразумному и боится нового и уникального – всего, что делается впервые».

Питер Тиль познакомил меня с Шоном Паркером, президентом Facebook в те времена, когда Питер инвестировал в эту компанию. По мнению Шона, тем, что респектабельное и, по распространенному мнению, гарантирующее успех высшее образование приносит сегодня все меньше дивидендов, а выбор карьерного пути, на который до вас еще никто не ступал, – все больше, мы обязаны интернету. «Эти совершенно потрясающие инструменты обучения и приобретения знаний становятся с каждым днем все более доступными, а формальное образование – все менее ценным и важным.

И мы с вами должны быть готовы к скорому появлению мыслителя, самоучки, предпринимателя, бизнесмена и лидера нового типа, который приобретает знания в основном благодаря самостоятельным исследованиям и работе над собой. Ведь сегодня впервые в истории человечества все знания мира доступны всем и каждому. Возможно, именно это и есть самое важное и революционное последствие появления интернета.

Моя карьера начиналась на передовом крае этой трансформации, так что, можно сказать, в определенном смысле я оказался там слишком рано, чтобы в полной мере насладиться ее плодами. Но подрастает поколение, воспитанное на Wikipedia, которое с детства впитывает идею, что они не просто потребители продуктов СМИ, а участники процесса их создания. Это дает им право относиться к медиа с большим скептицизмом и быстрее и правильнее оценивать, что правда, а что ложь, кто действительно обладает реальными полномочиями, знаниями и властью, а кто обычный шарлатан.

И эта способность к информационному метаанализу невероятно важна, ведь современным детям приходится оценивать буквально горы информации. Впервые в истории человечества они имеют в своем распоряжении все знания мира, доступ к которым можно получить буквально отовсюду. Все это привело к тому, что новое поколение уже не позволяет реальности диктовать ей условия, оно наконец получило все необходимое для того, чтобы при желании выработать собственное уникальное, возможно, даже идиосинкразическое отношение к окружающему миру.

Сегодня любой ученик средней школы может выйти в сеть и «раскопать» все по интересующему его вопросу. И самым важным в данном случае я считаю то, что вся информация теперь объединена с помощью гиперссылок и детям не приходится изучать разные темы, так сказать, линейно. Традиционный метод обучения состоит в создании своего рода линейной последовательности информации, которую можно вместить в учебник и читать его страницу за страницей, начиная с фактов, которые кто-то другой счел основополагающими, и постепенно продвигаясь вперед.

Притом что на самом деле все знания человечества тесно и сложным образом переплетены,и структурировать их линейным образом, по сути, вообще не представляется возможным. Просто при создании такого информационного носителя, как книга, без линейной структуры не обойтись; к тому же данный метод отлично сочетается с хронологическим изложением и восприятием материала, общепринятым в наших школах. Но сегодня, благодаря тому что весь огромный массив имеющейся в нашем распоряжении информации объединен случайным, бессистемным способом, каждый может выбирать свой собственный путь ее освоения».

Миллионер без диплома: нужно ли предпринимателю образование

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Миллионер без диплома» : ее автор Майкл Эллсберг критикует действующую систему образования за ложность целей, излишнюю академичность и формальность (отдельно на орехи достается выпускникам бизнес-школ) и считает высшее образованием «пузырем», который вот-вот лопнет. Свое мнение писатель подтверждает десятками развернутых интервью предпринимателей. Основываясь на их опыте, Эллсберг призывает читателя развивать практический интеллект, а идеальным инструментом для практичного самообразования является собственный бизнес (стартап). Forbes публикует с сокращениями отрывок из книги.

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в университете или нет.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, c восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен.

У людей среднего класса (и выше) индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось — если немного утрировать — в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, или волонтерская работа, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым — оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система. Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший успех.

Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости. Тиль — один из основателей платежного сервиса PayPal, проданного eBay за $1,5 млрд. В 2004 году он, наделав немало шума в мире инвестиций, вложил $500 000 в Facebook, став ее первым внешним инвестором. Сегодня доля талантливого инвестора в этой компании составляет миллиарды долларов. Как президент инвестиционного фонда Clarium Capital, Тиль распоряжается активами на сумму свыше $2 млрд.

Питер жестом обвел свою поистине грандиозную гостиную. «Дом, в котором я живу, очень красив. На его строительство у хозяев ушло больше семи лет. Но по истечении семи лет владельцы решили не въезжать в особняк. За этот период их жизнь довольно сильно изменилась. А уж что будет с ними через двадцать лет, предсказать практически невозможно. Многие люди совершили весьма cерьезную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды — как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься».

Читайте также:  Договоры купли-продажи недвижимости

Питер — он, кстати, окончил юридический факультет в Стэнфорде, — усматривает в этой ситуации прямую аналогию с инвестициями в образование в высших учебных заведениях. «Возьмите, например, те направления, выбрав которые сегодня, можно считать свои инвестиции более-менее рентабельными. Поверьте, это будут наименее интересные и невостребованные специальности. Курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности — вот два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.

Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это действительно так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и работать по раз и навсегда выбранной специальности. Медицинское училище, потом мединститут, потом ординатура — ваши вложения можно считать успешными только при условии, что вы действительно хотите быть врачом до конца дней своих. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.

Таким образом, экономические резоны при выборе профессии врача или инженера, то есть тех немногих специальностей, инвестировать в которые действительно имеет смысл, должны быть неизмеримо более весомыми, чем все остальные. Если же вы всего лишь тяготеете к этому делу, мне вас жаль, ибо, выбирая такой путь, вы на всю оставшуюся жизнь отказываетесь от возможности изменить что-либо в своей будущей карьере — или просто зря тратите деньги.

Если человеку в голову приходит по-настоящему ценная идея, самое правильное — сразу попробовать ее реализовать. Ибо к этому невозможно подготовиться — нельзя научить быть предпринимателем. Без сомнения, если вы делаете что-то принципиально новое, чего никто еще никогда не делал, вряд ли стоит даже пытаться подыскать хорошую учебную программу, которая поможет в этом деле. Я вовсе не хочу сказать, что формальное образование совершенно несовместимо с подготовкой к предпринимательству, но не думаю, что оно готовит людей к этой деятельности каким-то действительно интересным, заслуживающим внимания способом. Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.

Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, — и чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать. Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. В свое время и я не отказался от идеи получить высшее образование. Вырос я в Северной Калифорнии и базовый университетский курс проходил в Стэнфорде, после чего поступил на факультет права в том же университете. Итого — семь лет учебы после школы. Я вовсе не сожалею об этих годах: за это время я многому научился, завел множество друзей. Однако я действительно сожалею о том, что решение мое было абсолютно автоматическим. Если бы мне пришлось принимать его опять, без сомнения, стоило бы подойти к этому делу намного серьезнее. Тогда же я и вовсе ничего не обдумывал. Решение получить высшее образование принималось на автопилоте, без малейшего учета того, чего я на самом деле жду от жизни. К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном колледже или университете».

По мнению Тиля, наша система образования поощряет молодежь к своего рода конформизму, который он считает проклятием новаторства, предпринимательства и создания новых рабочих мест. «Любая по-настоящему великая компания в той или иной мере ведет себя непохоже на других. Даже если у вас есть чрезвычайно вдохновляющая идея, это вовсе не значит, что другие люди будут с вами согласны. Всем известно, что, если вы пытаетесь сделать нечто новое, чего прежде никто никогда не делал, если вы первым подумали о необычном подходе или методе и первым стали над ним работать, окружающие крайне редко посчитают ваши усилия респектабельными, благоразумными и вообще кому-нибудь нужными. Современная система образования чрезмерно тяготеет ко всему респектабельному и благоразумному и боится нового и уникального — всего, что делается впервые».

Питер Тиль познакомил меня с Шоном Паркером, президентом Facebook в те времена, когда Питер инвестировал в эту компанию. По мнению Шона, тем, что респектабельное и, по распространенному мнению, гарантирующее успех высшее образование приносит сегодня все меньше дивидендов, а выбор карьерного пути, на который до вас еще никто не ступал, — все больше, мы обязаны интернету. «Эти совершенно потрясающие инструменты обучения и приобретения знаний становятся с каждым днем все более доступными, а формальное образование — все менее ценным и важным. И мы с вами должны быть готовы к скорому появлению мыслителя, самоучки, предпринимателя, бизнесмена и лидера нового типа, который приобретает знания в основном благодаря самостоятельным исследованиям и работе над собой. Ведь сегодня впервые в истории человечества все знания мира доступны всем и каждому. Возможно, именно это и есть самое важное и революционное последствие появления интернета.

Моя карьера начиналась на передовом крае этой трансформации, так что, можно сказать, в определенном смысле я оказался там слишком рано, чтобы в полной мере насладиться ее плодами. Но подрастает поколение, воспитанное на Wikipedia, которое с детства впитывает идею, что они не просто потребители продуктов СМИ, а участники процесса их создания. Это дает им право относиться к медиа с большим скептицизмом и быстрее и правильнее оценивать, что правда, а что ложь, кто действительно обладает реальными полномочиями, знаниями и властью, а кто обычный шарлатан. И эта способность к информационному метаанализу невероятно важна, ведь современным детям приходится оценивать буквально горы информации. Впервые в истории человечества они имеют в своем распоряжении все знания мира, доступ к которым можно получить буквально отовсюду. Все это привело к тому, что новое поколение уже не позволяет реальности диктовать ей условия, оно наконец получило все необходимое для того, чтобы при желании выработать собственное уникальное, возможно, даже идиосинкразическое отношение к окружающему миру.

Сегодня любой ученик средней школы может выйти в сеть и «раскопать» все по интересующему его вопросу. И самым важным в данном случае я считаю то, что вся информация теперь объединена с помощью гиперссылок и детям не приходится изучать разные темы, так сказать, линейно. Традиционный метод обучения состоит в создании своего рода линейной последовательности информации, которую можно вместить в учебник и читать его страницу за страницей, начиная с фактов, которые кто-то другой счел основополагающими, и постепенно продвигаясь вперед. Притом что на самом деле все знания человечества тесно и сложным образом переплетены,и структурировать их линейным образом, по сути, вообще не представляется возможным. Просто при создании такого информационного носителя, как книга, без линейной структуры не обойтись; к тому же данный метод отлично сочетается с хронологическим изложением и восприятием материала, общепринятым в наших школах. Но сегодня, благодаря тому что весь огромный массив имеющейся в нашем распоряжении информации объединен случайным, бессистемным способом, каждый может выбирать свой собственный путь ее освоения».

Нужно ли предпринимателю образование?

Майкл Эллсберг, автор книги «Миллионер без диплома» критикует действующую систему образования за ложность целей, излишнюю академичность и формальность и считает высшее образованием «пузырем», который вот-вот лопнет.
Свое мнение писатель подтверждает десятками развернутых интервью с предпринимателями. Основываясь на их опыте, Эллсберг призывает читателя развивать практический интеллект, а идеальным инструментом для практичного самообразования является собственный бизнес.

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, c восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии.

У людей индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось — если немного утрировать — в получении хороших оценок. Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Читайте также:  Факторинг - финансовый инструмент для малых компаний

Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости (Тиль — один из основателей платежного сервиса PayPal, проданного eBay за $1,5 млрд).

«Многие люди совершили весьма cерьезную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды — как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься».

Питер — он, кстати, окончил юридический факультет в Стэнфорде, — усматривает в этой ситуации прямую аналогию с инвестициями в образование в высших учебных заведениях. «Возьмите, например, те направления, выбрав которые сегодня, можно считать свои инвестиции более-менее рентабельными. Курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности — вот два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.

Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это действительно так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и работать по раз и навсегда выбранной специальности. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.
Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.

Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, — и чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать. Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном колледже или университете».

Миллионер без диплома: нужно ли предпринимателю образование

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 533
  • КНИГИ 587 842
  • СЕРИИ 21 845
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 545 222

Миллионер без диплома. Как добиться успеха без традиционного образования

Моему главному учителю, Джене.

Твой путь саморазвития вдохновил меня написать эту книгу

Рейс на китобойце был для меня моим Йелем и Гарвардом.

Как с помощью Craigslist узнать истинную ценность диплома

или Почему практический интеллект всегда лучше академических знаний

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в университете или нет.

Эта книга подскажет вам правильный путь.

Идет собеседование. Тридцатисемилетний выпускник Гарвардской бизнес-школы и недоучка из Университета Южной Калифорнии лет за двадцать, так и не получивший режиссерского диплома, сидят друг напротив друга. Зрелый специалист одет в классический костюм-тройку с желтым галстуком. Его молодой визави – в джинсах и свитере, и весь его внешний вид говорит о том, что он не удосужился побриться и причесаться перед встречей.

Собеседование проходит очень, очень плохо. На интервьюера не произвели никакого впечатления академические достижения кандидата, он разочарован скудным опытом работы, которого явно недостаточно для того, чтобы стать ценным сотрудником в энергично развивающемся стартапе.

Брайан Франклин, недоучившийся в театральном вузе молодой человек, решил поискать кого-то другого на должность администратора с окладом в 10 долларов в час – эту вакансию он несколько дней назад открыл на сайте Craigslist.

Брайан основал собственную студию звукового дизайна еще в колледже и, с головой уйдя в суету делового мира, так и не получил диплом. С тех пор его компания выполнила звуковое редактирование около трехсот художественных фильмов, включая такие блокбастеры, как «Гладиатор», «Последний самурай» и «Искусственный разум». В конце концов Брайан продал компанию, созданную им с нуля без помощи сторонних инвесторов, после того как Доди Дорн была номинирована на «Оскар» за лучший монтаж фильма «Помни», выполненного в данной студии. Продажа компании «принесла мне дом на Ломбард-стрит в Сан-Франциско», – с улыбкой отмечает Брайан.

И вот в 2002 году он начинал свой третий бизнес, сулящий отличную прибыль, и снова без капиталовложений со стороны. В этот раз Брайану нужен был помощник, поэтому он разместил объявление на Craigslist. «В течение следующих 24 часов, – сказал мне Брайан, – я получил около 200 писем. Большинство откликнувшихся имели диплом бакалавра, но было также немало магистров, несколько человек, только что вышедших из мест лишения свободы, парочка докторов наук и шестеро обладателей диплома МВА. Выпускник Гарвардской бизнес-школы меня заинтересовал, и я назначил ему встречу. Он был одним из десяти человек, с которыми я провел собеседование.

«Он пришел ко мне домой в деловом костюме. Я разговаривал с ним о сайте, на котором ему предстояло редактировать информацию, но его представления об интернете были уровня примерно 1999 года. Не смогу точно перечислить все узкопрофильные термины, которыми он сыпал, но, уверен, слово “ликвидность” звучало в его речи не раз. Я сказал ему:

– Послушайте, я ищу человека, который будет наполнять информацией сайт и заниматься обслуживанием покупателей. Мне нужно быть уверенным, что, когда позвонит клиент, о нем хорошо позаботятся.

– Да, конечно. Мне кажется, нужно применить стратегический подход к тому, как нам правильно организовать общение с клиентами…

Вот так и прошло собеседование. Кажется, он даже сказал что-то вроде: “Я вижу тут несколько несовместимых вариантов поведения, и выбирать нужно будет исходя из приоритетов. В течение первой недели работы я составлю матрицу приоритетов, чтобы соотносить с ней свое поведение”. У меня в голове сразу возникла эта картина: он составляет свою матрицу приоритетов, а я выполняю за него всю работу.

В итоге я нанял молодую афроамериканку. У нее не было даже школьного аттестата, но она была искренне заинтересована в работе и обладала практическим складом ума. Она отлично справлялась со своими обязанностями на протяжении последующих трех лет, несколько раз получала повышение и некоторое время управляла группой из трех человек».

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.

Предположим, в условиях рыночного спада вы предпочли бы быть Брайаном Франклином, а не выпускником Гарвардской школы бизнеса. Иными словами, вы хотели бы оказаться на месте человека, который дает объявления о поиске сотрудников во время рецессии, а не на месте безработного соискателя. Скажем, вы хотите быть тем, кто нанимает людей (для собственной компании или в качестве представителя крупной организации). Если такова ваша цель – увеличить шансы на профессиональный успех при любых экономических обстоятельствах, – какое же образование вам нужно?

Это основной вопрос книги, и на следующих страницах я попытаюсь дать на него ответ. Давайте попробуем начать прямо сейчас.

Почему именно Брайан был на месте работодателя в тот день, несмотря на отсутствие диплома о высшем образовании, и почему человек, обучавшийся по программе МВА в Гарварде, искал работу?

Я не знаком лично с тем кандидатом и могу только строить предположения относительно его судьбы. А вот история Брайана мне хорошо известна, потому что он мой близкий друг. В то время он уже в течение целого десятилетия работал над приобретением знаний, необходимых ему для успеха: продажи, маркетинг, лидерство, финансы, учет, управление организацией – возглавляя собственный бизнес, созданный на личные сбережения. Другими словами, Брайан усердно трудился над развитием того, что большинство исследователей называют практическим интеллектом, то есть умением эффективно доводить дело до конца в реальных условиях. Часто такой способ обучения называют уличными университетами.

Можно предположить, что собеседник Брайана с дипломом Гарвардской бизнес-школы тоже изучал маркетинг, продажи, учет и менеджмент, но – рискну высказать догадку – делал это в отрыве от действительности. Исключительно на теоретическом уровне. Ему приходилось без устали заучивать термины и концепции, чтобы получить проходной бал на следующей контрольной, но эти знания мало применимы в реальной деловой жизни.

По-своему оба этих человека очень хорошо образованы, но у одного из них акцент в образовании делался (как можно догадаться) на теоретическом аспекте, который так красиво и в таком большом количестве подают в университетах. Образование другого (проходившее, что очень важно, по собственной инициативе вне стен учебной аудитории) состояло по большей части из практики. Первый обучался теоретически, в рамках формальной системы образования, по книгам, второй получал реальный опыт на передовой предпринимательства, часто с риском для своей компании и для себя лично. Образование первого проходило в самом престижном заведении страны, а второго – в мире настоящего и беспощадного бизнеса. В итоге один из них получил книжные знания, а другой – практические навыки.

Ссылка на основную публикацию