Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Мелкий опт: как кинотеатры продают своих зрителей

Мелкий опт: как кинотеатры продают своих зрителей

ДАРЬЯ АБРАМОВА выяснила, почему мы платим кинотеатрам, чтобы по двадцать минут смотреть перед фильмами рекламу

© Глеб Солнцев / OpenSpace.ru

Странно в 2011 году жаловаться на повсеместное засилье рекламы. Однако в журнале рекламу можно перелистнуть, на YouTube — выключить звук и поменять вкладку, в случае с телевизором — переключить канал.

Читать!

В кинотеатре такой возможности нет. Ситуация предельно напряженная: темнота, тишина, и публика с рекламой — один на один, никаких путей для отступления. Рекламщики хорошо знают: в кинозале они фактически берут аудиторию в плен — отвлечься не на что. В зале — атмосфера предельного сосредоточения, зритель добровольно и максимально настроился на аудиовизуальное восприятие. Показанный на большом экране сюжет кажется более драматичным и реалистичным, а следовательно, оказывает гораздо более глубокое воздействие.

Поход в кинотеатр сам по себе — путешествие в рекламодательский Диснейленд. На входе встречают картонные фигуры и обернутый лентой автомобиль (стоит поучаствовать в розыгрыше — и он ваш). Все столы, стулья и стены обклеены постерами, реклама напечатана на обратной стороне билета, на упаковке с попкорном, на стакане с кока-колой. В холле развешаны плазменные экраны, транслирующие рекламные ролики 24/7, реклама, в конце концов, даже на двери туалета. На входе обязательно лежат стопки журналов киносети — сплошь рекламные проекты. И вот, пережив все это, вы попадаете в кинозал — наконец! — в надежде увидеть вожделенного «Высоцкого» или фон Триера, но нет: не ранее, чем вы просмотрите пятнадцать минут того самого — рекламы. И вот вы смиренно ждете 15, а то и 20 минут, словно Алекс ДеЛарж в не лучшие его дни (а ведь впереди еще продакт-плейсмент).

Любое работающее на этом поле рекламное агентство предлагает клиентам список из как минимум десяти различных вариантов размещения рекламы (начиная роликами перед началом сеанса и заканчивая специальными мероприятиями на территории кинотеатров). Тем более странным кажется тот факт, что зрителю приходится просматривать рекламный блок (а это уже давно не две, не три и даже не пять минут), который почему-то начинается в то время, в которое, по идее, должен начаться фильм.

«Меня как зрителя это, безусловно, раздражает и удивляет, но вряд ли мы можем что-то с этим поделать, — комментирует ситуацию Сергей Бондарев, создатель и идеолог независимого портала о кинобизнесе «Кинобизон». — Позиция кинотеатров в этом отношении более шаткая, чем может показаться. Они должны о подобных вещах предупреждать заранее, но никакой информации о продолжительности рекламы нет нигде. Бывают более адекватные в этом отношении кинотеатры: «Синема Парк» или «Москино», например, некоторые площадки киносетей (в зависимости от популярности) просто крутят ролики перед сеансом, это нормально. Но тоже под вопросом: в Америке эти ролики крутят до начала сеанса, а у нас во время. Хотя мы к этому привыкли, но, может, и это не самое верное решение. Дальше, думаю, все будет только ухудшаться. Предположим, за один ролик кинотеатру платят 100 тысяч рублей — это же дешевые деньги, постоянный источник дохода, они от этого ни за что не откажутся. Напротив, я думаю, продолжительность рекламных блоков, может, будет еще и увеличиваться, пока в один момент не случится какой-то взрыв, киноапокалипсис. Нужна сильная общественная реакция, объединение зрителей, чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с места».

Читать текст полностью Положим, нужно, чтобы ваш рекламный ролик крутили в кинотеатре «Формула Кино Европа». 95 000 рублей — и вы на экранах на протяжении одной недели. Если сосчитать количество всех роликов всех рекламодателей за неделю, получается немалая сумма — и это только один кинотеатр, который помимо прочего получает прибыль с продажи билетов (дневной сеанс в будний день в обычном, не VIP, зале стоит 300 рублей). Получается совсем странно. Зритель платит деньги за то, чтобы попасть в кинотеатр, кинотеатру платят деньги за то, что мы посмотрим рекламу. Вопрос: кто выигрывает? Кажется, у кинотеатра все должно быть в порядке, с сотрудниками в том числе — странно, что «Формула Кино» на просьбу рассказать про их рекламную политику подробнее ответила отказом, сказав, что прокомментировать ситуацию у них некому.

Неудивительно, что недовольные зрители нашлись и обратились в Общество защиты прав потребителей, которое, в свою очередь, год назад инициировало иск против ряда крупнейших российских кинопрокатчиков («Каро Фильм», «Парадиз продакшн», «Формула Кино»).

«Мы действительно обращались в суд, — рассказывают в ОЗПП. — Ходили по кинотеатрам с секундомерами, фиксировали длительность рекламного блока, оставляли записи в жалобных книгах, писали претензии. Мы считаем, это просто недобросовестно — принуждать зрителей смотреть коммерческую информацию, к тому же это отвлекает от фильма. Судебное разбирательство ничем особенно не закончилось. Не думаю, что мы продолжим этим заниматься. Может быть, если кто-то другой подаст жалобу в суд, что-то изменится. Но нарушение достаточно условное, определенного закона на этот случай нет, поэтому доказать неправоту кинотеатров не так просто».

Иск был мотивирован тем, что в билетах указывается одно время — время начала сеанса: длительность рекламы рассчитать невозможно («Да п***ц», — неофициально комментирует ситуацию сотрудник одной из сетей, не называющий своего имени).

Нынешняя ситуация приводит к тому, что зал окончательно заполняется всегда чуть позже установленного времени, а порой уже и после начала фильма — обычная логика «все равно реклама». Если вопрос присутствия рекламы в кинотеатрах по большей части экономический и связан со способами выживания кинотеатров на рынке, то просьба указывать более определенное время на билете (а совсем здорово было бы сократить продолжительность общего рекламного блока — ведь не всегда он был таким бесконечно длинным) относится скорее к области уважительного отношения к потребителю.

Решение было предложено вполне разумное: показывать рекламу между сеансами, когда зрители только собираются в зале или, наоборот, расходятся после сеанса.

Пресненский суд, однако, признал действия кинотеатров законными и заявил, что установленная форма кинобилетов не содержит такого обязательного реквизита, как указание продолжительности сеанса.

Но тут начинается самое интересное: попытка оказалась не просто тщетной — она в разы усугубила ситуацию. «В 2010 году количество рекламы в кинотеатрах выросло в два раза, и не последнюю роль в этом сыграл иск Общества защиты прав потребителей, — рассказал Сергей Болотин, директор по маркетингу рекламного агентства «Синема 360». — Иск был странным: с одной стороны, формальная претензия к информации на билетах, с другой — реальное желание развести рекламу и зрителей, что абсурдно с точки зрения рекламы как таковой и рекламы в кинотеатрах в частности. Зато пиар получился профессиональным: об истории рассказали все основные телеканалы. В итоге рекламодатели узнали, что реклама в кинотеатрах есть и что она крайне эффективна».

Если растет количество рекламодателей и рекламы, логично, что растет и доход кинотеатров, почему же тогда не подарить небольшое «спасибо» ее целевой аудитории: никто, конечно, не говорит о том, чтобы понизить, но хотя бы не повышать цены на билеты?

«Цена на билеты зависит от спроса, от конкурентной ситуации, в которой находится кинотеатр, и от ряда других факторов, — продолжает Сергей Болотин. — Большинство зрителей, как показывают опросы, относятся к рекламе положительно или спокойно. Уважение — очень относительная категория: кинотеатр демонстрирует уважение к зрителю тем, что заботится о качестве показа. Речь идет об услуге, зритель может ее потреблять или не потреблять по своему усмотрению.

В Турции, например, фильмы прерывают в середине сеанса, как в цирке, чтобы у людей была возможность выйти и еще раз закупиться попкорном, а в это время показывают рекламу, то есть рекламных блоков вообще два, и это одобрено законодательством».

Но в России понятного и точного закона, стопроцентно применимого к данной ситуации, нет. «Суд нас не поддержал, сославшись на то, что в законе нет никакого прямого указания, — рассказывает Андрей Семенов, адвокат, выступивший на стороне Общества защиты прав потребителей. — Хотя в ходе судебного процесса ответчики все же пошли на какие-то уступки: в сети «Каро», например, стали в добровольном порядке указывать общую продолжительность сеанса. Ну хоть что-то можно высчитать. Мы думаем, как еще к этому вопросу можно подойти. В законе действительно есть неопределенность, которая позволяет запросто ущемлять права потребителей: ты купил билет на фильм, но никто не гарантирует тебе, что перед ним не будут полтора часа крутить рекламу».

Существует вездесущий Закон о защите прав потребителей, статьи которого можно трактовать по-разному, в зависимости от того, чью сторону вы пытаетесь защитить. Так, в статье десятой говорится, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Достоверна ли информация о начале сеанса? Повлияла бы на выбор нами кинотеатра информация о продолжительности рекламы? А в пункте тринадцатом Правил по киновидеообслуживанию населения говорится, что «киновидеозрелищные предприятия обязаны предоставлять зрителям полную и достоверную информацию о времени начала и продолжительности сеанса».

Вопрос только в том, что считать началом киносеанса: момент появления изображения на экране вообще или же начало непосредственно фильма. Разрешено предсеансовое обслуживание, но запрещено предсеансовое обслуживание за деньги. Но реклама — это какое обслуживание? Предсеансовое и за деньги? Предсеансовое и бесплатно? Предсеансовое ли вообще обслуживание? В этом же постановлении говорится, что «вход в киновидеозрелищное предприятие на очередной сеанс начинается за 30 минут до начала сеанса» — пожалуйста, крутите рекламу хоть полчаса! В Америке, например, билеты продаются без указания определенных мест, так что зрители и так подтягиваются как можно раньше, чтобы занять хорошее место, а в это время могут крутить любую рекламу. Но во время, указанное на билете, будьте добры — фильм (политика российских кинотеатров в отношении продажи билетов с местами — отдельная тема для разговора: систему не отменят, пока у населения не исчезнет истерическая потребность сидеть именно на местах категории VIP).

Читайте также:  Отчетность в новый федеральный реестр: кто, когда и как должен подавать сведения о фактах деятельности юридических лиц

Согласно данным, приведенным на сайте агентства «Синема 360», максимальное общее воспоминание о рекламе у зрителей на следующий день после просмотра ролика составляет 99,5%. Грубо говоря, ваша память практически идеально сохраняет рекламную информацию, просмотренную накануне, в то время как детали фильма на следующий день могут вполне забыться. Что — опять же — в плюс рекламодателю и киносети, но какое отношение это имеет к выгоде потребителя?

Как ни странно, общественных протестов действительно нет. И, судя по тому, к чему привел иск Общества защиты прав потребителей, история эта недостаточно острая, чтобы вызвать огромный всплеск недовольства, скорее всего от недостатка знаний в сфере своих прав. В нескольких <-tsr->юридических консультациях отказались комментировать ситуацию, сославшись на сложность вопроса: уж больно мудреное законодательно дело, нужно долго и тщательно заниматься этим, чтобы сказать наверняка. Даже юристы не могут с ходу сказать, кто прав, а кто виноват, а дело само по себе не решится (если только не ждать наступления того самого киноапокалипсиса). Требуется умение грамотно и аргументированно высказывать и защищать свое мнение, а главное — диалог с киносетями. Компромисс всегда возможен, нужно лишь дать зрителям понять, что кинотеатр действительно о них заботится, пусть и неразрывно с заботой о прибыли.

Просьбы потребителей вполне объективны и обоснованны: указывать точное время начала фильма — зная его (а не пытаясь самостоятельно рассчитать время рекламы), зрители станут подтягиваться на сеанс раньше. Но главное, что позволило бы решить проблему раз и навсегда, — четкий и без лазеек законодательный акт (существующие Правила по киновидеообслуживанию населения как-то умышленно избегают упоминаний о рекламе). Остается лишь надеяться, что Россия здесь не последует примеру Турции, несмотря на теплые туристические отношения.

13 секретов кинотеатров, которые знают только избранные

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ожидание фильма, люди вокруг, очереди за билетами и, конечно же, большой экран в кинозале — все то, за что любят походы в кинотеатр. А различные мелочи вроде выбора правильных кресел в 4D могут добавить удовольствия от просмотра любимого фильма.

Мы в AdMe.ru любим походы в кино и хотим дать несколько советов, которые пригодятся даже заядлым любителям кинотеатров.

1. Секрет красных кресел в кинотеатрах

Красные кресла в кинотеатрах появились благодаря популярности итальянской оперы в прошлом. Красный и золотой — традиционные цвета в оформлении театров Италии. Со временем их переняли и другие страны, а с появлением кинотеатров тенденция сохранилась.

Однако есть и практичная сторона: красный — первый цвет, который пропадает из нашего поля зрения в условиях слабого освещения. При приглушенном свете в кинотеатре тот же синий будет казаться ярче красного, хотя при хорошем освещении все наоборот.

2. Более комфортному просмотру поспособствуют беруши

В переполненных залах много отвлекающих звуков: сосед, жующий попкорн, звонящий телефон на другом краю зала, шепчущаяся пара в переднем ряду. Есть простой способ не слышать всего этого — надеть самые обычные беруши. Так пропадут посторонние шумы, при этом фильм вы будете слышать более чем отчетливо.

К тому же беруши смогут уберечь ваш слух и здоровье. Каждый кинотеатр регулирует громкость отдельно, и порой уровень шума зашкаливает, что может стать причиной преждевременного снижения слуха.

3. Четверг — важный день для кинотеатров

Как правило, новые фильмы появляются в кинотеатрах по четвергам. Этот день выбран не просто так: такой сеанс предназначен увеличить сборы в первую неделю показа. Наибольшее количество зрителей кинотеатры собирают в пятницу и на выходных. И отзывы от людей, посмотревших фильм в четверг, многих могут подвигнуть на поход в кино.

4. Попкорн в кинотеатре неоправданно дорогой

Продажа напитков и закусок — одна из основных статей доходов кинотеатров. Кинопрокат устроен так, что, по сути, со стоимости одного билета театр оставляет себе 30–40 % прибыли. К тому же посещаемость кинотеатров неумолимо снижается. Поэтому, чтобы заработать, важно продавать сопутствующие товары.

Попкорн наиболее выгоден для продажи, и его стоимость можно «накрутить» более чем в 10 раз. Поэтому почти во всех кинотеатрах очень небольшая разница в цене между ведерками попкорна. Так, за небольшую доплату вы получите гораздо больше зерен, хотя хватило бы и меньшей порции.

5. Попкорн не всегда продается свежим

Одним из преимуществ попкорна является то, что он не портится на протяжении нескольких дней. Непроданный попкорн хранится в мешках в подсобных помещениях, откуда его просто досыпают в аппарат и разогревают.

6. Возрастной ценз в кинотеатрах — совсем не шутка

В системе определения рейтингов все начинается с американской киноассоциации MPAA. Для каждого конкретного фильма создается отдельная комиссия, которая просматривает его и присваивает рейтинг. А трансляторы используют уже готовый рейтинг с возможностью ужесточить его.

Имеются и контролирующие органы, поэтому кинотеатры обращают внимание на возраст зрителей. И если на фильм 16+ вы можете привести детей, то при рейтинге 18+ подростка не пустят в зал даже с родителями.

7. Приходить со своей едой в кинотеатр — ваше право

Зачастую внутренние правила кинотеатров запрещают проходить с напитками и едой, купленными в другом месте. Однако этот запрет не имеет под собой никаких законных оснований. Поэтому пронести свою бутылку воды или пачку чипсов можно с чистой совестью.

Так, сетевые кинотеатры Великобритании заявляют, что прийти со своим можно, если это не алкоголь. Но не каждый кинотеатр столь уважителен и заботлив по отношению к своим посетителям. Поэтому все же лучше предварительно положить свои закуски в сумку или рюкзак.

8. Самый большой экран будет в IMAX

Существует заблуждение, что IMAX — это исключительно 3D-кинотеатры, однако все не так. Конечно, в IMAX часто встречаются и 3D-фильмы, но главная фишка — огромный выгнутый экран, превышающий поле зрения зрителя. Именно за счет большой картинки, изогнутости экрана и необходимости крутить головой усиливается эффект присутствия в кино.

Сам IMAX имеет несколько разновидностей. Dome (OMNIMAX) — проекция на экран в виде купола, которую зрители смотрят в полулежачем положении. Laser — улучшенная версия с большей яркостью и контрастностью. Любые другие приставки связаны лишь с увеличением экрана и являются исключительно рекламным ходом.

9. 3D-сеансы лучше посещать в собственных очках

Несмотря на заявления об очистке очков после каждого сеанса, сам процесс является закрытым и не у всех вызывает доверие (и не без причин). В таком случае для полной уверенности в соблюдении гигиены стоит ходить в собственных 3D-очках. Приобрести их можно в большинстве кинотеатров, а также в специальных магазинах.

Стоит учесть, что очки не универсальны и могут использоваться лишь в том формате 3D, для которого они предназначены. Поэтому перед приобретением лучше проконсультироваться со специалистом.

10. Нужно разбираться в форматах 4D

Относительно новая технология, которая идет в дополнение к просмотру кино, усиливая погружение и полученные впечатления. Несмотря на свое название, 4D не имеет ничего общего с пространственным четвертым измерением, а лишь добавляет в кино новые эффекты: движение, вибрацию, ветер, дым, брызги воды, запахи и пр.

Однако существуют разные форматы, качественно отличающиеся между собой. D-Box — самый простой, такие кресла располагаются в обычных залах и отличаются лишь движением и вибрацией относительно происходящего на экране. А поскольку ноги находятся на полу, погружение будет неполным.

4DX уделяет много внимания деталям, именно здесь вы почувствуете запахи, брызги воды, ветер и многое другое. Такие кресла располагаются в отдельном зале, они спаяны по 4 штуки и имеют подставки для ног, чтобы зритель не касался земли. Помимо этого, на спинке есть пара отверстий, которые и отвечают за ощущения и запахи.

11. Хоть раз стоит посмотреть фильм со звуком Dolby Atmos

Появляется все больше кинотеатров Dolby Atmos, которые выделяются своим звуком. Уникальность заключается в способе расположения динамиков (есть даже на потолке) и особой технологии, которая делает звук объемным. Так создается чувство, что вы окружены динамиками, и это позволяет полностью погрузиться в происходящее.

12. В сетевых кинотеатрах можно посмотреть и старое кино

Порой в прокате появляются не только новинки, но и различные старые киношедевры. Например, не так давно отреставрированная копия «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки вышла в повторный прокат. А остальные 16 фильмов великого японского аниматора можно будет увидеть в кино в этом году. И это не единичный случай.

13. Картонные фигуры и постеры с персонажами можно забрать домой

Дело в том, что весь рекламный реквизит в кинотеатры поставляет прокатчик. И как только фильм теряет свою актуальность, картонные фигуры, баннеры и постеры попадают на склад, а затем и вовсе утилизируются. Если ближе к окончанию проката попросить у администратора постер или ростовую фигуру, он наверняка вам не откажет.

Часто ли вы посещаете кинотеатры? Будете теперь использовать беруши?

Как продать свое кино в России: восемь правил Георгия Малкова

Вчера, 9 сентября, на мастер-классе, организованном объединением сценаристов «Сентябрь», продюсер Георгий Малков («Пиковая дама: Черный обряд», «Мамы») рассказал, как привлечь в свой проект продюсера, что может сделать фильм потенциально успешным и как киноиндустрия может извлечь выгоду из кризиса.

1. Первое, что продает ваш фильм — это жанр. При этом академические комедии, ужасы и детективы сейчас менее успешны, зритель их хорошо изучил. Но если в фильме одного жанра появляются атрибуты другого — это, безусловно, является хорошим крючком, который может зацепить аудиторию. Тем не менее, у нее не должно быть претензий к атрибутам основного жанра — иначе кино не может быть успешным.

Читайте также:  Стало больше мер поддержки малого и среднего бизнеса

2. Любое кино в своей структуре должно содержать мелодраматическую историю. То есть, если мы уберем определенные жанровые атрибуты, у нас должна остаться мелодрама.

3. Следующий важный элемент — это персонаж. Зритель идет в кино за эмоцией, удивлением. При этом какие-то сюжетные ходы он может предсказать заранее, в то время как неожиданный, интересный, но не надуманный персонаж может его удивить.

4. Еще один ключевой элемент — сеттинг. Если у вас на руках есть кино привычного жанра, которое происходит в непривычном месте, это всегда работает. В идеале, кроме всего этого, у проекта должен быть так называемый «high concept», но их последнее время все тяжелее и тяжелее придумывать.

5. Я всегда открыт к диалогу. Тем не менее, человек, который хочет со мной работать, не имеет права на ошибку. Он должен быть максимально подготовленным, когда обращается ко мне. Если человеку просто пришла в голову идея, и он решил сразу же поделиться ею, то, боюсь, это будет наш последний контакт. Если он хочет, чтобы я с его проектом пошел дальше, например, в Фонд кино, он должен как можно тщательнее его продумать, выстроить наше общение и интересно его преподнести.

6. Необходимо уже на стадии сценария определиться, кому вы будете продавать кино. Угодить всем 145 миллионам жителей нашей страны нельзя, поэтому нужно работать на тех, для кого кино является обязательным, «системным» досугом. Надо знать, как кино будет работать в сочетании с роликом, постером и информационным потоком. Если фильм сможет стать предметом обсуждения, значит он уже продан.

7. Зрелищные российские фильмы, например, фэнтези или боевики, всегда продавались на зарубежных рынках и приносили выручку. При этом раньше она составляла, условно, 10 тысяч долларов, то есть 300 тысяч рублей, а теперь, с повышением курса — уже почти 700 тысяч рублей. И это при том, что цены на производство в рублях остались прежними. В этом смысле эти жанры имеют лучшие предпосылки. Одной из самых перспективных форм развития в кризис я считаю привлечение в Россию производства зарубежных фильмов: теперь у нас снимать даже дешевле, чем в некоторых странах Европы, при этом качество продакшна на высоком уровне.

8. На международном рынке сейчас популярны ужасы. «Пиковую даму», например, уже сейчас хотят купить некоторые азиатские дистрибьюторы, которые выходят со мной на контакт. Всегда продавался экшн, есть перспективы у фильмов-катастроф и фэнтези. Если кино сделано хорошо, зрителю все равно, из какой оно страны, если мы, конечно, не говорим о Голливуде. Проблема в том, что сейчас сложно найти инвестиции и продюсеров, которые рискнут запустить большой проект.

Как это работаетКак устроен кинопрокат

Киноэксперт компании Ayyo Алексей Простяков рассказал The Village, как работает рынок кинопроката: как определяются даты премьер, где дублируют фильмы и как делится прибыль от картины

Алексей Простяков
киноэксперт онлайн-кинотеатра
Ayyo, профессиональный кинозакупщик

Производители фильмов

На рынке активнее всего работают так называемые мэйджоры, то есть большие голливудские студии — Sony Pictures, Disney, Universal, Warner Brothers и другие. У них есть давно отработанная схема кинопроизводства и доставки продукта конечному потребителю, их отделения находятся в каждой большой цивилизованной стране, в том числе и у нас. Например, 20th Century Fox Russia, «Уолт Дисней Компани СНГ» или Universal Pictures Russia. Помимо своих картин, заокеанские мэйджоры работают с независимым продуктом, права на прокат которого они приобретают.

В отдельных случаях крупные студии-мэйджоры предпочитают работать в нашем кинопрокате с партнёрами-агентами. Например, Warner Brothers долгое время работают с нашим киногигантом «Каро», а Paramount Pictures выбрали себе в качестве кинотеатрального партнёра компанию «Централ Партнершип».

Система независимой кинодистрибуции меньше, но, с моей точки зрения, именно там происходит всё самое интересное. Сначала продюсер (или продюсерская компания) находит и разрабатывает проект. Затем определяется с бюджетом, находит частных инвесторов или так называемые мягкие деньги — от фондов и государства. За океаном собственные деньги продюсер вкладывает редко — только в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Например, у знаменитого продюсера Сола Заентца ближе к концу съёмок «Английского пациента» (за которого он потом получил множество «Оскаров») отозвали средства. Чтобы закончить и смонтировать картину, он заложил всю свою недвижимость, включая собственный дом.

Выход в прокат

Когда крупная студия запускает фильм в производство, она уже знает дату его премьеры (спустя год-полтора), хотя ещё не снят ни один метр плёнки и нет ни одного гигабайта цифрового изображения. Начинает работать рекламная кампания, на которую тратятся колоссальные средства. Представительства в каждой стране, где будет показана картина, тоже готовятся к её выпуску.

Весь 2015 год уже расписан по датам, причём студии бодаются друг с другом, чтобы разойтись по времени: в одну дату не должны сходиться фильмы похожего типажа — например, две комедии, ориентированные на одну аудиторию.

На каждом кинофестивале студии показывают тизеры, нарезки, трейлеры, отрывки из фильмов. Все кинотеатры, которые будут катать эти фильмы, заряжены на целый год вперёд. Они прекрасно знают, что на больших зрелищных фильмах зарабатывают свои главные деньги, поэтому картины мэйджоров у них в приоритете.

Гораздо сложнее приходится независимым компаниям. Существует несколько ключевых кинорынков — европейский (EFM), который проводится во время Берлинского кинофестиваля, Le Marché du Film — во время Каннского и американский (American Film Market), который проходит в Лос-Анджелесе в ноябре. Там независимые студии или компании-продавцы (sales-houses) продают свои готовые и ещё не снятые фильмы. Сценарии запущенных в производство картин рассылаются потенциальным покупателям по всему миру. Фактически дистрибьютор покупает фамилии: автора экранизируемой книги, проверенного временем режиссёра, узнаваемых актёров и так далее. Права на дистрибуцию картины чаще всего оказываются у того, кто предложил больше денег.

Как работает кинобизнес

Купившие фильм независимые дистрибьюторы выпускают ленту в прокат на своей территории — самостоятельно (если есть своё кинотеатральное подразделение) либо с помощью крупной компании или мэйджора. В последнем случае компания, берущая на себя на себя кинопрокатные обязательства, оставляет себе 10–17 % от сборов.

Поскольку у представительств мэйджоров — колоссальные мощности и возможности, любой независимый дистрибьютор, который договаривается с ними о кинопрокате, имеет серьёзный шанс заработать на картине. Они промоутируют картину максимально мощно. Рекламная кампания может обойтись в несколько миллионов долларов.

Если студия-мэйджор выпускает фильм, у неё есть утверждённый изобразительный рекламный ряд: тизер-постер, плакат, персонажные постеры, менять их на свой лад запрещено. В случае с независимым кино дистрибьютор чаще всего вправе сам решать, как подавать зрителю приобретённую картину.

Озвучивание и дубляж

Для начала нужно отметить, что есть разница между озвучиванием и дубляжом. Озвучивание, или озвучка, — это когда три актёра бубнят за кадром (двое мужчин с разным тембром голоса и одна женщина). Это делается быстро, недорого и без проблем. Дубляж — дорогая, сложная, трудоёмкая процедура, над которой трудятся масса актёров и специалистов.

В независимом кинопрокатном секторе картина дублируется, когда ты определился с потенциальным прокатным потенциалом, датой выхода, заплатил за неё и получил материалы. Потом ты платишь студии дубляжа, и она возвращает тебе уже готовую звуковую дорожку. При большом кинопрокатном релизе фильм дублируется всегда. Но если ты купил картину, которая получилась не такой, как ты предполагал, но тебе нужно для проформы сделать релиз и сэкономить, ленту можно озвучить «бубняжом».

Не так давно вышла французская картина «Ив Сен-Лоран» — она была не дублирована, а озвучена. Частенько фильм выходит в «бубняже» в регионах, где публика менее взыскательная.

Есть огромное количество студий, которые делают дубляж и озвучку, например «Мосфильм-Мастер» или «Пифагор». Озвучивание может стоить от 7 до 30 тысяч долларов и больше в зависимости от того, сколько возни с фильмом. Часто студии берут на себя и перевод картины.

Существуют целые кланы актёров, которые занимаются только дубляжом и являются звёздами в своей области. У голливудских фильмов категории А+ к большим звёздам чаще всего прикручен какой-то определённый актёр. Обычно студия дубляжа занимается и переводом, и редактурой, и усадкой диалоговых листов. Режиссёр дубляжа берёт переведённые монтажные листы, смотрит картину, усаживает слова в уста и составляет план: кого бы он хотел видеть в разных ролях, обзванивает артистов и собирает труппу. Всё это происходит под патронажем студии дубляжа. Запись может длиться и один день, и целую неделю.

Доходы

Компании-дистрибьюторы покупают фильм на пять-восемь-пятнадцать лет. За это время они делают с фильмом всё, что хотят: продают на телеканалы, в онлайн-кинотеатры, издают на видеодисках. Они должны выжать из фильма всё возможное, потому что перед покупкой заносят студии-продавцу так называемую минимальную гарантию (или MG) — фиксированную сумму, которую в идеале должны окупить, чтобы заработать. Цена вопроса — от пяти-десяти тысяч долларов до пяти миллионов и больше. Сейчас хорошим результатом часто считается выход в ноль при том, что ты покупаешь картину, год её ждёшь, много месяцев готовишь к выходу, тратишь кучу денег на рекламу, придумываешь оригинальную локализацию.

Читайте также:  Как контролировать семейный бюджет неженатой паре

Из прибыли с кинопроката фильма половину суммы всегда получают кинотеатры, половину — дистрибьютор. Со своей половины он ещё должен поделиться с компанией, которая продала ему права на фильм. Кроме того, продавец взимает огромное количество процентных сумм, которые капают ей с ТВ-продаж, с видеодисков и с интернет-проката. Процентное соотношение зависит от правил продавца и условий, которые выторговал дистрибьютор. Это может быть 50 на 50, 70 на 30 или 80 на 20 — в пользу дистрибьютора.

Однако он не спешит делиться, поскольку и так отвалил кучу денег, поэтому обязательства исполняются не всегда. Тогда дистрибьютор может сказать, что не окупил картину: много денег ушло на рекламу, а результат не оправдал ожиданий.

Пираты

Борьба с пиратством бесполезна в условиях открытого интернета. Либо ты смиряешься с этим, либо радикально перекрываешь абсолютно все источники, как это делают в некоторых странах. Во многих странах этим могут заниматься сами интернет-провайдеры. У нас есть Роскомнадзор.

Как правообладатель ты можешь написать туда обращение о том, что кто-то незаконно крутит твой фильм. Тогда Роскомнадзор попросит заблокировать раздачу, однако интернет-пользователи находят способы обойти блокировку. Также можно написать обращение к руководству сайта, где представлен фильм, например во «ВКонтакте», чтобы они его убрали.

Когда я проводил исследование о том, откуда люди качают фильмы, выяснилось, что девять из десяти опрошенных не скачивают их, а смотрят онлайн, потому что им просто лень делать лишние движения. Мы как видеосервис делаем этот процесс удобным — так, чтобы человек мог посмотреть картину в хорошем качестве сразу после того, как она прокатилась по кинотеатрам. Наш главный союзник — лень зрителя. Он хочет нажать на кнопочку, и чтобы всё сразу случилось. Время популярности экранных копий прошло — сегодня люди не хотят смотреть фильмы в плохом качестве, поэтому готовы чуть-чуть подождать. К тому же окна между кинорелизом и релизом в интернете становятся всё меньше.

Инфографика: Наталья Осипова

Принцип кинотеатра. Продажа дорогих и эксклюзивных товаров и услуг

В маркетинге есть классическая «задача кинотеатра». Представьте, что Вы арендуете кинотеатр. Затраты на аренду зала и прокат фильма фиксированные. Они не зависят от количества зрителей в зале. Какую цену на билет нужно поставить, чтобы получить наибольшую прибыль за сеанс?

Если Вы поставите низкую цену на билет, все места в зале будут заполнены. Но часть зрителей могла бы заплатить за билет существенно дороже, чем Вы с них взяли. Это недополученная прибыль.

Если же Вы поставите более высокую цену за билет, часть мест в зале останутся свободными. Но за каждый проданный билет Вы получите больше. Так какую цену выгоднее поставить: высокую, когда при более дорогих билетах часть мест будет свободна? Или низкую, при которой все места в зале будут заняты?

Ответ на «задачу кинотеатра» известен и доказан математически. Чтобы получить от продажи билетов максимальную прибыль, нужно установить цену, при которой зал будет заполнен на две трети.

Из этого можно сделать важный практический вывод. Многие организации стремятся полностью распродать все товары или услуги, которые в состоянии произвести. Например, фабрика может производить 15 тыс. костюмов в месяц. Значит, цель отдела продаж — ежемесячно продавать эти 15 тыс. костюмов. Или другой пример: рекламный еженедельник, в котором 16 полос. Здесь цель отдела продаж — ежемесячно продавать столько рекламы, чтобы заполнить эти 16 полос. Не так ли?

Не так. Предположим, Ваш отдел продаж из недели в неделю полностью заполняет рекламой 16 полос еженедельника. Тогда по аналогии с «задачей кинотеатра» это означает, что цена на рекламу в вашем еженедельнике занижена. Да, Вы продаете всю рекламную площадь, которая у Вас есть. Но при этом Вы получаете меньше прибыли, чем если бы продавали рекламную площадь не полностью, но по более высокой цене. Какую стоимость рекламы следует установить, чтобы прибыль была максимальной? Такую, при которой Ваш отдел продаж, работающий на полную мощность, ежемесячно продавал бы под рекламу две трети площади еженедельника или чуть больше. При этом Ваши действия по усилению продаж должны быть направлены на то, чтобы повысить процент площади, продаваемый под рекламу. Но когда Вы начнете продавать под рекламу 90 % площади еженедельника или больше, нужно решать, что делать дальше. Вы можете либо повысить цену на рекламу — процентов на 10-20, либо увеличить количество полос. Оптимально делать это «зигзагом». Сначала увеличиваем количество полос. При этом процент площадей, занятых рекламой, автоматически снижается. Потом усиливаем продажи и опять доводим объем площадей, занятых рекламой, примерно до 90 % общей площади еженедельника. Затем поднимаем цены. Скорее всего, процент площади, занятой под рекламу, при этом понизится. Если при подъеме цен доля площадей, занятых под рекламу, особо не уменьшится, значит, Вы все предыдущее время сидели «ниже рынка» и Ваши цены были просто-напросто занижены. Но обычно при повышении цен объем продажи рекламы несколько снижается. Дальнейшее усиление продаж должно быть направлено на то, чтобы увеличить объем площадей, продаваемых под рекламу, — уже по новой, повышенной цене. Потом опять увеличиваем количество полос, и так раз за разом. По этой схеме можно существенно повысить доход от рекламного издания всего лишь за год.

Технический вопрос: чем занять остаток площади, который не удалось продать под рекламу? Разумеется, его можно заполнить подходящими по тематике статьями или социальной рекламой. Но еще лучше использовать эти площади под размещение рекламы на бартер, включая бартер на рекламу Вашего издания в других СМИ. В результате Вы рекламируете их, они — Вас, и Вам будет легче продавать рекламу по более высокой цене.

По аналогии: если Вы стабильно из месяца в месяц продаете весь объем товара, который в состоянии произвести Ваше производство, работая в 3 смены при полной загрузке — не исключено, что Ваши цены занижены. И, правильно повысив цены, Вы могли бы ежемесячно зарабатывать большую прибыль. Даже при том, что при новых ценах производство не всегда будет загружено на 100%. Альтернатива — Вам может быть выгоднее не повышать цены, а оперативно расширить объемы производства. К примеру, закупив дополнительные производственные линии. Или несколько новых заводов. И продавать большие объемы товаров под тем же брендом, по той же цене. И с той же нормой прибыли. Если, конечно, эта норма прибыли Вас устраивает.

5. Продажа дорогих и эксклюзивных товаров и услуг

Продажа дорогих и эксклюзивных товаров и услуг — отдельная тема. Вы с самого начала должны четко понимать, что переговоры здесь в принципе ведутся не так, как при продаже бюджетных или экономически выгодных товаров и услуг. В переговорах с Клиентами Вы должны раз и навсегда забыть и ни в коем случае не произносить такие слова, как «недорого», «дешево» или «экономически привлекательное предложение». При продаже дорогих и эксклюзивных товаров и услуг именно высокая цена является конкурентным преимуществом.

«Мерседес» в начальной комплектации может стоить, к примеру, от 30 тыс. евро, а «роллс-ройс» — от 100 тыс. Причем, скорее всего, не евро, а фунтов.

Какая машина технически более совершенна? Вполне вероятно, «мерседес». Знаете, что пишут в техническом паспорте «роллс-ройса»?

«Если Ваша машина сломалась, Ваш водитель знает, что делать». Перевожу: ты «роллс-ройс» купил или не «роллс-ройс»? Если ты купил «роллс-ройс», значит, должен был купить и водителя. В комплекте.

А сколько лошадиных сил у «роллс-ройса»? Знаете, какая мощность двигателя указана в его техническом паспорте? «Enough» — «достаточная». Если ты купил «роллс-ройс», то успокойся уже: какая тебе еще мощность двигателя?

А что было бы, если бы новый «роллс-ройс» можно было купить за 30 тыс. евро? Смеетесь, что ли? «Роллс-ройс» за 30 тыс. евро — кому он нужен?

Этот принцип дополнительно усиливается мнением большинства потребителей, что:

На самом деле далеко не всегда это так. Бывают случаи, когда это правило в корне неверно. Но и здесь не все просто.

Часы «Audemar Piguet» модели «Millenary» могут стоить, к примеру, $25000. И при этом точность хода у них значительно ниже, чем у часов «Tissot» стоимостью $400. А самые точные — японские электронные часы, многие из которых стоят просто копейки.

Именно поэтому на ранних стадиях переговоров о цене уместно задать Клиенту вопрос:

«Иван Иванович, что для Вас важнее: экономия или качество?»

От ответа на этот вопрос зависит, какое предложение Вы будете дальше делать Клиенту. Возможны следующие варианты.

Можно начинать предложения с наиболее серьезного (и самого дорогого). И уж точно дешевое не предлагать!

Здесь, скорее всего, надо предлагать что-то поскромнее и подешевле. Однако этот ответ может быть также ухищрением Клиента, своеобразным переговорным маневром. Вы должны чувствовать: действительно ли Клиент не слишком обеспечен, или он проверяет Вас «на вшивость».

3. «И экономия, и качество».

А вот это — чистой воды «разводка» со стороны Клиента! Ваша правильная реакция может быть такой: «Иван Иванович, мы же с Вами взрослые люди. И понимаем: хорошее дешевым не бывает. Так что же для Вас важнее: экономия или качество?»

4. «Меня интересует достойное качество по приемлемой цене».

Здесь, напротив, Клиент дает нормальный, позитивный ответ. Ему не нужен самый дешевый из возможных вариантов. И, скорее всего, он не готов платить за самый дорогой. Ему нужен какой-то средний вариант, где при приемлемом качестве он не будет переплачивать за бренд.

Бакшт Константин Александрович

Генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг»

Ссылка на основную публикацию