Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Логистика — что это такое простыми словами, какие функции и задачи она выполняет + 8 критериев по выбору логистической компании

Логистика: определение, виды, критерии выбора логистической компании

Доставка грузов — очень важная часть практически любого бизнеса. Нужно ли вам доставить сырье на свое производство или отвезти товар клиенту на дом — вам нужно знать основные принципы логистики, чтобы правильно организовать процесс.

Поговорим о том, что такое логистика, чем занимаются логисты, какие виды логистики существуют и как правильно выбрать логистическую компанию.

Что такое логистика и чем занимаются логисты

Под логистикой понимается контроль, моделирование и рационализация передачи, доставки самых разных товаров, услуг и данных от поставщика к потребителю.

Возникла логистика давно. Еще в древности купцы задумывались над тем, каким путем лучше всего привезти товары покупателям, как минимизировать затраты на транспортировку и обезопасить себя в дороге. Задача сложная, ведь зачастую доставка занимает солидную часть себестоимости товара.

Логистическое управление поставками может осуществляться как со стороны потребителя, так и поставщика.

В любом случае логистика подразумевает выполнение множества процессов:

  • Составление оптимальной схемы доставки.
  • Общение с таможенными органами.
  • Анализ и мониторинг рынка, спроса и ситуации с перевозками.
  • Управление запасами.
  • Заключение договоров и так далее.

Исходя из определения логистики, логист, то есть человек, работающий в данной сфере деятельности, отвечает за оптимизацию доставок, потоков реализуемых грузов.

Работа логиста заключается в следующем: выбрать оптимальный маршрут, по которому с минимальными затратами из пункта А в пункт Б будет доставлен конкретный груз, проследить его в пути, оформить все необходимые документы для транспортировки. Кроме того, логисту нужны знания в области управления запасами, хранения товаров, заполнения таможенных документов, работы со специализированными компьютерными программами.

Читайте также:  Изменения в бухгалтерской отчетности в 2013 году

Задачи, цели логистики, отличия от экспедиторской деятельности

Так как предметом логистики выступают финансовые, материальные, информационные ресурсы, их перемещение и потоки, то главная цель данной науки — повышение эффективности этой экономической системы. Логистика призвана уменьшать затраты на перемещение ресурсов и сроки реализации процесса.

Главные задачи логистики:

  • Проводить анализ рынка, следить за изменениями спроса, делать прогнозы дальнейшего развития ситуации.
  • Управлять потоками товаров, их перемещением.
  • Контролировать объемы собственных ресурсов предприятия, ведь от этого будут зависеть размеры закупок.

Функции логистики:

  • Создание запасов предприятия.
  • Хранение материалов и продукции.
  • Приобретение ресурсов.
  • Транспортировка.

Следует понимать, что логистика намного шире, чем экспедиционная деятельность. Экспедитор отвечает непосредственно за перемещение груза, сопровождает его до пункта назначения. Задачи логиста, как мы уже писали выше, намного обширнее.

Таким образом, экспедиторская деятельность, связанная с погрузкой, транспортировкой, выгрузкой товара и передачей покупателю — лишь часть логистической системы.

Виды логистики

Так как логистика — наука обширная, то выделяются ее отдельные виды:

  1. Транспортная. Наиболее распространенная, именно управление транспортными перевозками и перемещением товаров чаще всего и называют логистикой в целом.
  2. Таможенная. Напрямую связана с транспортной, если речь идет о перемещении грузов через границы государств. Таможенная логистика связана с получениями сертификатов, оформлением другой таможенной документации, оценкой состояния груза в соответствии с требованиями таможни, валютными операциями.
  3. Производственная. Здесь речь идет о перемещении сырья, материалов, готовой продукции внутри самого предприятия. Нужно согласовать графики работ, которыми занимаются разные подразделения, обеспечить нужный запас сырья для выпуска продукции, а также оперативный сбыт продукции.
  4. Запасы. Логистика запасов направлена на обеспечение предприятия нужными ресурсами, чтобы не было перебоев в работе. Нужно учитывать риски, сезонную специфику, отношения с поставщиками.
  5. Закупочная. Она же логистика снабжения. Опять-таки обеспечивает бесперебойный процесс производства, работы предприятия. Отвечает также за хранение материалов до момента их отпуска в производственный цех. Логистика снабжения также отвечает за контроль над рынком закупаемых материалов, ценовую политику в данной области. Ее задача — купить нужное сырье своевременно и по как можно более низкой цене. Задача очень важная, напрямую влияющая на себестоимость продукции.
  6. Информационная. Особый вид логистики, который занимается потоками данных, идущих в качестве дополнения к товарам и грузам. Потоки информации могут быть внутренними и внешними, горизонтальными и вертикальными в рамках одного предприятия. Информационная логистика зависит от документооборота компании. Потоки информации и товаров должны быть синхронизированы, желательно, чтобы данные перемещались быстрее ресурсов.
  7. Складская. Занимается приемкой, передачей, хранением материальных ресурсов. Отвечает за складской учет, оптимальную организацию хранения сырья, материалов, товаров.
Читайте также:  Способы подачи документов в налоговую инспекцию: плюсы и минусы

Обычно одна логистическая компания занимается сразу несколько вышеперечисленными видами деятельности. А информационная логистика тесно связана со всеми, так как дополняет перемещение материальных ресурсов.

Как выбрать логистическую компанию

На российском рынке логистических компаний монополии нет, конкуренция высока, но именно обилие предложений зачастую затрудняет выбор.

Чтобы правильно выбрать логистическую компанию и не разочароваться в этом решении, следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Наличие собственного автопарка. В противном случае логистической компании придется прибегать к услугам посредников, а это поднимет стоимость предоставляемых услуг. У серьезных логистических фирм свои транспортные средства есть всегда.
  2. Наличие гарантий. В том числе четкое указание времени в пути и прибытия. Такие моменты прописываются в договоре.
  3. Страхование ответственности перевозчика. В этом случае вы получаете больше гарантий, можно получить возмещение ущерба в случае потери или повреждения груза.
  4. Цена услуг. Разумеется, расценки могут быть разными на одни и те же виды логистических услуг. Сравнивайте прайсы, выбирайте оптимальный вариант. Но цена значительно ниже средней по рынку должна настораживать — почему такой демпинг? Может у компании проблемы и срочно нужны новые клиенты? Или это новичок на рынке. Выясняйте такие моменты.
  5. Работа с нестандартными заказами. Это покажет, что компания действительно серьезная, способная доставлять, например, негабаритные грузы, прокладывать новые маршруты, работать с клиентами, имеющими разные потребности.
  6. Наличие таможенного брокера. Такой специалист должен будет проследить, чтобы все таможенные документы были оформлены строго по требованиям закона, а это очень важно, ошибок в данной сфере быть не должно.
  7. Возможность сэкономить благодаря услугам логистической компании. Да, ведь именно с этой целью вы решили воспользоваться ее услугами. Подсчитайте, может быть будет проще обратиться к обычному перевозчику, чтобы доставить одну партию груза. Кстати, узнайте в компании, есть ли скидки и преференции для постоянных клиентов, если вы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
  8. Отзывы. Чаще всего отзывы о логистических компаниях сейчас ищут в интернете. Почитайте. Всему верить нельзя, может быть, позитивный отзыв был оставлен представителями самой компании. В любом случае наличие сайта с быстрой обратной связью и возможность следить за грузом онлайн — большой плюс.
Читайте также:  Изготовление наклеек для интерьера

Заключение

Логистика — достаточно сложная наука. Сейчас многие ВУЗы предлагают получить такую востребованную специальность. Без практики, конечно, тоже не обойтись. У многих крупных предприятий есть свои логистические отделы, особенно, если подразделения фирмы работают в разных регионах или бизнес связан с поставками из-за рубежа. Логистика помогает понижать затраты на закупку и транспортировку товаров, обеспечивает нормальную работу производств, без простоев из-за отсутствия ресурсов.

Ссылка на основную публикацию