Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лицензирование производства пива может быть введено уже в этом году

Лицензирование производства пива может быть введено уже в этом году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 июля 2019 г. N 03-14-11/54891 О лицензировании производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и маркировки такой продукции, а также установлении ограничений розничной продажи пивоваренной продукции при оказании услуг общественного питания

В связи с обращениями по вопросам лицензирования производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (далее — пивоваренной продукции) и маркировки такой продукции, а также установления ограничений розничной продажи пивоваренной продукции при оказании услуг общественного питания Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В части проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части введения реестра производителей пивоваренной продукции), вносимого депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гильмутдиновым И.И. (далее — законопроект)

Законопроектом предлагается усилить контроль за производством и оборотом пивоваренной продукции путем введения реестра производителей пивоваренной продукции (далее — реестр) и снижения порога допустимой максимальной производственной мощности основного технологического оборудования для производства пивоваренной продукции с 300 тыс. до 50 тыс. декалитров в год, при котором не возникает обязанности лиц, осуществляющих производство указанной продукции, по оснащению основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость дополнительного контроля пивоваренной отрасли обусловлена выявлением систематических нарушений со стороны недобросовестных производителей пивоваренной продукции.

Отсутствие требований государственного учета производственных площадок по производству пивоваренной продукции позволяет недобросовестным предпринимателям организовывать неучтенные производства такой продукции без существенных для них последствий в случае их выявления при осуществлении государственного контроля.

Законопроектом введение лицензирования производства и оборота пивоваренной продукции не предусматривается.

В настоящее время Минфином России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляется подготовка проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект, который после проведения согласительных процедур будет внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

В части подготовки Минфином России проекта федерального закона о введении обязательной маркировки пива

Минфином России проекты федеральных законов, которыми предусматривается введение обязательной маркировки пива, в настоящее время не разрабатываются.

В части внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания проектов федеральных законов, направленных на наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (N 712762-7, N 662706-7, N 584376-7)

Проектами федеральных законов N 662706-7, N 584376-7, N 712762-7 предлагалось внести изменения в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ), предусматривающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, а также дополнительных ограничений времени в период с 23 часов до 8 часов по местному времени и условий розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в нежилых встроенных и (или) встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

Минфином России были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации проекты официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты, согласно которым указанные законопроекты не поддерживаются.

Указанные проекты федеральных законов не поддержаны именно в связи с тем, что введение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, в том числе розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания, и может послужить поводом для их закрытия, что приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.

Заместитель директора ДепартаментаА.В. Коробутов

Обзор документа

Минфин сообщает о законопроекте, предусматривающем дополнительный контроль пивоваренной отрасли. Такая необходимость обусловлена выявлением систематических нарушений со стороны недобросовестных производителей.

Минфин не планирует вводить лицензирование производства и оборота пивоваренной продукции, а также обязательную маркировку пива.

Введение дополнительных ограничений розничной продажи алкоголя, в том числе при оказании услуг общественного питания, может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих субъектов и послужить поводом для их закрытия, что приведет к снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка.

Продажа пива: все правила и ограничения 2020 года

Пиво, а также сидр, пуаре, медовуха и другие напитки на основе пива – это алкогольная продукция. При продаже пива надо учитывать нормы, регулирующие торговлю алкоголем, но с некоторыми особенностями. Интересует это направление бизнеса? Тогда читайте нашу статью, в ней мы расскажем о самых важных вопросах при торговле пивом и пивными напитками:

  • может ли ИП продавать пиво;
  • нужна ли лицензия на продажу пива;
  • какие ограничения существуют при продаже пива;
  • надо ли продавцам пива подключаться к ЕГАИС;
  • когда при продаже пива не нужен кассовый аппарат;
  • какие коды ОКВЭД подобрать для реализации пива;
  • какую отчётность об объёмах продаж надо сдавать.

Может ли ИП начать торговлю пивом

Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.

Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.

Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями». Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам.

Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.

Нужна ли лицензия на торговлю пивом

А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется. Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче алкогольной лицензии: «… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». Так что, продажа пива без лицензии в 2020 году ничем не грозит, никаких санкций за это не предусмотрено. Правда, определённые ограничения и требования к организации продажи пива все равно существуют, и дальше мы о них расскажем.

Условия продажи пива

Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.

1.Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:

  • детские, образовательные и медицинские учреждения;
  • спортивные и культурные объекты;
  • общественный транспорт всех видов и его остановки;
  • АЗС;
  • рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
  • военные объекты.

2.Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:

  • не менее 50 кв. м. в городах
  • не менее 25 кв. м. в сельской местности.
Читайте также:  Какие бывают виды лизинговых операций

При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.

3.Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.

4.Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):

  • продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;

При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.

5.С 1 января 2017 года запрещено производство и оптовая торговля, а с 1 июля 2017 года – и розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.

ЕГАИС — продажа пива

ЕГАИС – это государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя. Нужна ли ЕГАИС для продажи пива? Да, конечно, но в ограниченном формате. Организации и ИП, закупающие пиво для дальнейшей розничной продажи, года обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.

Чтобы подключиться к ЕГАИС, надо получить специальную электронную подпись и зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования. О том, как это сделать, мы в подробностях рассказали здесь. После регистрации в системе покупатель получает свой идентификационный номер (ID), а поставщик оформляет на него расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. После того, как партия товара принята покупателем, поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется за покупателем.

Подтверждения факта продажи каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем и вином, не требуется, поэтому торговля пивом через ЕГАИС оформляется проще, чем других спиртных напитков. Здесь главное – подтвердить, что оптовая партия пива закуплена легально.

Обратите внимание, что торговля пивом без кассового аппарата наказывается отдельным штрафом по статье 14.5 КоАП РФ:

  • на ИП и руководителей организаций – от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
  • на организации – от ¾ до полного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.

Подробнее: Онлайн-касса — кто должен перейти на новую ККТ

Новые коды ОКВЭД для торговли пивом

Обратите внимание, что при регистрации ИП и ООО применяют только классификатор ОКВЭД-2. Чтобы указать виды деятельности, связанные с торговлей пивом, применяйте новые коды ОКВЭД, актуальные в 2020 году.

Для оптовой торговли пивом:

  • 46.34.2: Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт;
  • 46.34.23: Торговля оптовая пивом;
  • 46.17.23: Деятельность агентов по оптовой торговле пивом.

Для розничной торговли пивом:

  • 47.25.1: Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
  • 47.25.12: Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
  • 47.11.2: Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;

Для торговли пивом в общепите:

  • 56.30: деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков.

Важно: если вы зарегистрировали ИП или ООО до 11 июля 2016 года, то никаких изменений в коды вносить не надо, ФНС самостоятельно соотнесёт ваши прежние и новые коды ОКВЭД, внесённые в реестры.

Но если вы решили заняться продажей пива после середины 2016 года, и соответствующие коды не были внесены сразу при регистрации, то сообщить о новом виде деятельности надо по формам Р24001 (для ИП) и Р13001 или Р14001 (для ООО). В этом случае коды указываете по ОКВЭД-2, так, как указано выше.

Отчётность при продаже пива

С 1 января 2016 года продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны вести журнал учёта объёма розничных продаж. Форма журнала и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164.

Журнал должен заполняться ежедневно, не позднее следующего дня после продажи каждой тары или упаковки алкоголя, в том числе пива. По итогу каждого дня заполняют данные о продажах: наименование, код вида продукции, объём и количество. Вот так выглядит образец журнала, размещённый на сайте государственной организации ФГУП «ЦентрИнформ», выдающей электронную подпись для подключения к ЕГАИС.

За отсутствие журнала или неверное его ведение налагается штраф — от 10 до 15 тысяч рублей на ИП и от 150 до 200 тысяч рублей на организации.

Кроме того, по итогам каждого квартала, не позднее 20-го числа следующего месяца (20 апреля, июля, октября, января соответственно) надо сдать в Росалкогольрегулирование декларацию по обороту пива по форме № 12. Бланк декларации и правила её заполнения утверждены постановлением Правительства от 9 августа 2012 г. № 815.

  1. Продавать пиво могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели, правда, для них разрешена только розничная торговля для конечного потребления.
  2. Лицензия на продажу пива не требуется.
  3. Учитывайте установленные законом запреты на место, время и круг покупателей при продаже пива.
  4. Легально закупить партию пива для дальнейшей продажи без подключения к ЕГАИС невозможно, поэтому надо пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.
  5. С 31 марта 2017 года продажа пива, в том числе, в общепите возможна только с применением кассового аппарата, независимо от налогового режима.
  6. С 11 июля 2016 года в регистрационных целях применяется только ОКВЭД-2. Указывайте коды ОКВЭД для продажи пива из нашей подборки, они соответствуют действующему классификатору.
  7. Ведите журнал учёта для алкогольной розницы и своевременно сдавайте декларации о продаже пива.

Будущее российского пива. Чем закончится диалог пивоваров с государством

В начале июня в Минфине прошло совещание, которое могло бы претендовать на первое место в конкурсе на самое эффективное взаимодействие бизнеса и правительства, если бы такой конкурс состоялся. После первой, апрельской пугающей версии законопроекта, устанавливающего институт реестра для пива, рабочая группа поддержала ряд принципиальных для отрасли поправок в законопроект о реестре. По итогам совещания все согласились исключить из проекта нормы ответственности за нарушения, которые дублируют КОАП, договорились установить минимальный размер пошлины для включения в реестр.

Было решено также продлить работу по приказу №158, который регламентирует действия производителя в ситуации, когда установленные на линиях счетчики (системы АСИиУ) дают сбой или ломаются. Приказ разрешает не останавливать производство до починки или замены счетчиков. Если документ потеряет силу, такой возможности у бизнеса не будет. Сроки простоя могут составлять несколько суток, что недопустимо для безостановочного производства. Убытки могут быть значительными, особенно в сезон.

Достигнутые в результате совместной кропотливой работы Минфина, Росалкогольрегулирования, Союза российских пивоваров и других участников рынка договоренности могли бы повысить его прозрачность, избежав дополнительной нагрузки на честный бизнес.

Однако в начале июля в министерства был направлен проект отзыва на старую версию законопроекта, и теперь федеральным органам государственной власти предстоит высказать свою позицию относительно документа, куда не включены результаты консультаций с индустрией. Первого места за эффективное взаимодействие бизнеса и власти нам теперь не видать.

История вопроса

Еще в 2013, а затем и в 2014 году группа депутатов Госдумы подготовила и внесла на рассмотрение законопроекты, устанавливающие лицензирование производства пива. Осенью 2014 года очередной законопроект был отклонен в первом чтении, так как по заключению комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству нуждался в корректировке. В том же году Росалкогольрегулирование представило поправки, вновь предусматривающие лицензирование.

Читайте также:  Как не попасть на деньги, находясь в роуминге

По отношению к пивоваренным компаниям предлагалось применять самый серьезный инструмент регулирования предпринимательской деятельности. Иные, гораздо более эффективные методы борьбы с серым рынком, такие как развитие прослеживаемости на базе ЕГАИС или улучшение механизмов привлечения к ответственности за производство и реализацию неучтенной пивоваренной продукции, в расчет приняты не были. В итоге инициатива не нашла поддержки ни у экспертного сообщества, ни у научных кругов.

Лицензирование или включение в реестр?

Год назад пивовары сами предложили правительству в качестве альтернативы лицензированию ввести механизм регулирования отрасли в виде реестра. Этот механизм по определению не был финансово обременителен ни для честных пивоваров, ни для государства и при этом помог бы сделать рынок еще более прозрачным для всех его участников.

Аргументация пивоваров проста: пиво — это не военная техника, оно не несет угрозы жизни и здоровью граждан, а значит, и введение лицензирования в данном случае законодательно не предписано. Что касается борьбы с серым рынком, контролирующие органы уже сейчас обладают всеми необходимыми полномочиями, чтобы бороться с ним. Лицензирование никак не поспособствует уменьшению теневого сектора, зато даст дополнительную нагрузку на законопослушный бизнес и бюджет страны.

Предложенный пивоварами реестр — это каталог, его основная функция — фискальная. Это база данных, удобная форма, куда будут занесены все законопослушные производители пивоваренной продукции, что сделает отрасль прозрачнее. Если компания не в реестре, ее деятельность просто будет невозможна. На практике это должно работать так: магазин или кафе открывает этот перечень, находит там производителя пива и приходит к выводу — раз компания есть в реестре, значит мы можем продать людям ее продукцию, эта продукция качественная, с нее уплачен акциз.

Весной текущего года депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов разработал законопроект о регулировании пивного рынка. В тексте также говорилось о создании реестра. Вот только с терминологией автор документа, видимо, определился неверно: под вывеской реестра без стеснения красовалось старое знакомое лицензирование. Формальный запрет на производство пива по ТУ соседствовал с высокой пошлиной при включении в реестр пивоваров, а для каждого нарушения — даже незначительного — были предусмотрены несоразмерные санкции, вплоть до конфискации оборудования, миллионных штрафов и уголовного наказания.

Естественно, бизнес отреагировал на законопроект негативно: реестр из понятного списка превратился в инструмент жесткого регулирования рынка, с помощью которого можно реализовать меры, схожие с лицензированием. Кто мог подумать, что в процессе законотворчества произойдет подмена понятий «включение в реестр» и «лицензирование»?

Месяцы после опубликования депутатского законопроекта были потрачены на обсуждение и корректировку документа. Результатом стал согласованный пакет изменений, исключающих усиление давления на честный бизнес. В июне глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов подчеркивал, что реестр будет создан с целью обеспечения уплаты акцизов всеми производителями. Заметьте: не для контроля технологии производства и ГОСТов. Мало того: компании, которые уже предоставляют сведения о своем оборудовании в Росалкогольрегулирование, автоматом попадают в реестр, заверил Сазонов. Основанием для исключения производителя должно было стать только выявленное нарушение или обход счетчиков ЕГАИС.

Теперь, когда на отзыв правительству была отправлена все та же, первая версия законопроекта, кропотливая работа экспертов министерств и отрасли оказалась невостребованной. Почему — остается загадкой.

Быть ли реестру?

Правительство давно и справедливо декларирует необходимость, если не сказать неизбежность, диалога с бизнесом. Пивовары, со своей стороны, в последние годы сделали немало для развития этого диалога. И об этом, и о дискуссии вокруг реестра как примере положительного взаимодействия мы говорили в июне на Петербургском международном экономическом форуме с Антоном Силуановым, рассуждая о том, что еще мешает развитию бизнеса и привлечению инвестиций в страну. Простого ответа на этот вопрос нет, но одно можно сказать с уверенностью: трудно ожидать развития, если мнение экспертов от бизнеса будет игнорироваться.

Быть ли реестру и в каком виде, в конце концов, зависит только от законодателя и правительства. Пивовары лишь высказывают свое экспертное мнение, которое будет или не будет учтено. А вот как такой реестр будет работать — это уже вопрос другой, и здесь учитывать мнение экспертов отрасли, по-моему, особенно важно.

Мы поддерживаем такой реестр и такой диалог, который создает благоприятные условия для работы легального бизнеса и делает невозможным существование «серого» производителя. И, соответственно, не поддерживаем такой реестр и такой диалог, который делается формально, для галочки, без оглядки на решение реальных проблем, которых и так достаточно. А потому очень надеемся, что все совместные наработки экспертов отрасли и регулятора станут не только словом, но и делом.

Правительство хочет ужесточить регулирование рынка пива

Правительство поручило Минфину представить предложения по введению маркировки и лицензирования производства и оборота пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи. Об этом говорится в копии протокола совещания зампреда правительства Александра Хлопонина от 15 февраля 2018 г. «Ведомости» ознакомились с документом; его достоверность подтвердили три участника встречи.

По закону в России лицензируются те виды деятельности, которые могут нанести ущерб правам, жизни, здоровью людей, окружающей среде и др., а государство не может регулировать их иначе, кроме как лицензированием, – например, производство, оборот спирта и алкоголя.

Дано поручение проработать вопрос с бизнес-сообществом, лишь заметила представитель Хлопонина. Сам документ она комментировать отказалась. Запрос в Минфин остался без ответа.

Производители пива рассчитывают на более мягкое регулирование в отличие от вина и водки

Важность лицензирования пива и пивных напитков представитель Хлопонина объясняет тем, что под их выпуском маскируется производство слабоалкогольных напитков на основе красителя, спирта и воды ради уклонения от уплаты повышенного акциза. Данные в ЕГАИС сейчас не передают более 1000 предприятий: они освобождены от установки счетчиков, если их мощность менее 300 000 дал в год, добавляет она.

Изначально идея распространить лицензирование на производство и оборот пивных напитков (с содержанием пива не менее 40%) принадлежала Росалкогольрегулированию. Причина – половина таких напитков выпускалась нелегально, писала газета «Коммерсантъ» в 2014 г.

Пивной рынок и так прозрачный, но статистику портят производители, которые выпускают нелегальную продукцию под видом пивных напитков, отмечает Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам «Сан Инбев» (российское подразделение Anheuser Busch-Inbev). Он считает, что для решения проблемы необходимо увеличить ответственность для индивидуальных предпринимателей за продажу такой – незаконной – продукции.

«Балтика», входящая в датскую Carlsberg Group, лицензирование пива также не поддерживает: оно никак не повлияет на контрафактную продукцию, говорит вице-президент компании Алексей Кедрин. Директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов отмечает, что инициатива для пивоваров «вредная и дорогостоящая». Легальные производители, наоборот, отличаются высокой дисциплинированностью при уплате налогов, указывает Болматов: доля нелегальной продукции на рынке сильно меньше, чем в крепком алкоголе, где лицензирование существует много лет. Его поддерживает и совладелец небольшой пивоваренной компании «Глэтчер» Игорь Хавский. Согласно Федеральному казначейству, в 2017 г. государство собрало 154,4 млрд руб. пивных акцизов – на 2,2% больше, чем годом ранее при росте акциза в среднем на 5% и производства – на 2,2%, по данным Федеральной налоговой службы и Росстата соответственно. Лицензирование для всей пивной отрасли лишь увеличит регулирующую нагрузку и создаст дополнительные барьеры для легального бизнеса, резюмирует Дурдыев.

Продажи пива в России падают несколько лет подряд

Маркировка также потребует значительных затрат на оборудование, которые будут перенесены на потребителей, а их доходы и так снижаются, замечает Болматов.

Особенно ужесточением регулирования обеспокоены малые пивовары. Для них дополнительные финансовые затраты могут стать непосильными и это заставит их уйти с рынка, считает представитель «Опоры России», лишиться же лицензии очень просто, что сопряжено с огромными рисками остановки бизнеса. Причем малые пивовары уже отражают отгрузку продукцию в ЕГАИС, а объемы производимой продукции декларируют, замечает Хавский.

Если будет введено лицензирование, то количество производителей, обязанных получить лицензию, увеличится в 4 раза (сейчас их около 330) и почти в 2 раза увеличится количество розничных точек, которые тоже будут обязаны ее получить (свыше 150 000), продолжает представитель «Опоры России». Не ясно, смогут ли региональные власти справиться с кратно возросшим потоком соискателей лицензий, сокрушается он.

В первую очередь от лицензирования пострадает малый бизнес, согласен руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: получение лицензии требует выполнения определенных условий по площади помещения, пожарной безопасности – мелкие пивоваренные компании их просто не выполнят. При этом для крупного бизнеса это будет только выгодно, замечает он и соглашается представитель «Опоры России»: уйдут небольшие компании и большие пивоварни получат дополнительную долю рынка – не менее 10–15%. Это, по мнению Дробиза, поможет им нарастить производство и продажи, которые в последние годы только падали.

Читайте также:  Инструкция к лазерному станку

Исправленная версия. В десятом абзаце уточнено количество розничных точек, обязанных получить лицензию.

Лицензирование производства пива может быть введено уже в этом году

Лицензирование производства пива может быть введено с 1 июля этого года. Как стало известно РБК daily, депутат Госдумы Виктор Звагельский в течение ближайшего месяца планирует внести на рассмотрение парламента соответствующие поправки в закон «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ). При этом от лицензирования будут освобождены мини-пивоварни и небольшие производители натуральных напитков – сидра, сбитня и медовухи. Пивовары выступают резко против такой инициативы и заявляют, что лицензирование производства пива приведет к росту коррупции в стране и в перспективе убьет всю отрасль.

Вопрос о введении лицензирования производства пива активно обсуждался год назад при подготовке большого пакета поправок в 171-ФЗ. На введении подобной меры настаивал тогда депутат Виктор Звагельский – автор большинства поправок в закон.

Пивовары в свою очередь называли такую меру излишней. С их точки зрения, введение лицензирования позволило бы чиновникам терроризировать их бизнес под угрозой лишения лицензии и приостановки производства. В отличие от крепкого алкоголя пивоваренный бизнес максимально прозрачный, говорили пивовары, на рынке пива нет фальсификата, компании исправно платят миллиарды рублей налогов. В результате в принятом Госдумой законе пиво было приравнено к алкоголю, однако лицензирование его производства и оборота так и не было введено.

«Тогда мы пошли на этот компромисс, чтобы основной текст закона прошел, – заявил вчера РБК daily г-н Звагельский. – Если бы мы настаивали на лицензировании производства пива, это могло бы затянуть принятие всего пакета поправок». Сейчас, по словам депутата, пришло время вернуться к этому вопросу.

Г-н Звагельский рассказал, что он готовит поправки в 171-ФЗ о лицензировании пивного производства. «В эти поправки будут внесены пункты, выводящие из-под обязательного лицензирования мини-пивоварни и мелких производителей сидра, медовухи и прочих натуральных напитков», – уточнил собеседник РБК daily. По его словам, под понятие «мини-пивоварня» подпадут производители с годовым объемом выпуска 50–100 тыс. дал – эти границы сейчас обсуждаются.

В числе «счастливчиков» окажутся и производители натуральных напитков типа сидра. Их интересы пролоббировала «ОПОРА России». В действующей редакции 171-ФЗ подобные напитки не выделены в отдельную группу, что фактически приравнивает их к слабоалкогольным коктейлям и подразумевает лицензирование их производства, использование акцизных марок и учет в ЕГАИС.

Виктор Звагельский обещает восстановить права производителей натуральных напитков, дав им поблажки наравне с мини-пивоварнями. Но при этом он говорит, что эти компании также будут ограничены по объемам выпуска, а их продукция – по содержанию алкоголя. «После принятия поправок они смогут быть не крепче 6 градусов, – отметил г-н Звагельский. – В прежней редакции 171-ФЗ сидры и медовухи могли быть от 4 до 16 градусов».

«Лицензирование вредит любому прозрачному бизнесу, каковым является и производство пива, – так отреагировали на инициативы депутата в пресс-службе Союза российских пивоваров. – Это лучший способ усугубить ситуацию с уровнем коррупции в стране и убить отечественное пивоварение, приносящее государству только акцизами почти 100 млрд руб. в год. Кроме того, идея выдавать пивоварам лицензии идет вразрез с курсом руководства России на улучшение бизнес-климата в нашей стране».

Иллюстрируя неэффективность введения лицензирования, пивовары приводят в пример производство крепкого алкоголя, где наличие этого инструмента не помогло государству справиться с теневым рынком, занимающим порядка 50%. В Союзе пивоваров отметили, что авторы поправок не приводят никаких аргументов в пользу достижения экономического эффекта от введения лицензирования. Кроме того, пивовары выразили сомнение, что предоставление льгот для мини-пивоварен соответствует положениям закона «О конкуренции».

Однако Виктор Звагельский не сомневается в своей правоте. По его словам, лицензирование производства пива должно быть введено не позднее 1 января 2013 года, а отдельные положения могут вступить в силу уже с 1 июля 2012 года, в случае их одобрения Госдумой. К тому же депутат обещает в дальнейшем ввести лицензирование и для розничного оборота пива.

Лицензирование производства пива может быть введено с 1 июля этого года. Как стало известно РБК daily, депутат Госдумы Виктор Звагельский в течение ближайшего месяца планирует внести на рассмотрение парламента соответствующие поправки в закон «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ). При этом от лицензирования будут освобождены мини-пивоварни и небольшие производители натуральных напитков – сидра, сбитня и медовухи. Пивовары выступают резко против такой инициативы и заявляют, что лицензирование производства пива приведет к росту коррупции в стране и в перспективе убьет всю отрасль.

Вопрос о введении лицензирования производства пива активно обсуждался год назад при подготовке большого пакета поправок в 171-ФЗ. На введении подобной меры настаивал тогда депутат Виктор Звагельский – автор большинства поправок в закон.

Пивовары в свою очередь называли такую меру излишней. С их точки зрения, введение лицензирования позволило бы чиновникам терроризировать их бизнес под угрозой лишения лицензии и приостановки производства. В отличие от крепкого алкоголя пивоваренный бизнес максимально прозрачный, говорили пивовары, на рынке пива нет фальсификата, компании исправно платят миллиарды рублей налогов. В результате в принятом Госдумой законе пиво было приравнено к алкоголю, однако лицензирование его производства и оборота так и не было введено.

«Тогда мы пошли на этот компромисс, чтобы основной текст закона прошел, – заявил вчера РБК daily г-н Звагельский. – Если бы мы настаивали на лицензировании производства пива, это могло бы затянуть принятие всего пакета поправок». Сейчас, по словам депутата, пришло время вернуться к этому вопросу.

Г-н Звагельский рассказал, что он готовит поправки в 171-ФЗ о лицензировании пивного производства. «В эти поправки будут внесены пункты, выводящие из-под обязательного лицензирования мини-пивоварни и мелких производителей сидра, медовухи и прочих натуральных напитков», – уточнил собеседник РБК daily. По его словам, под понятие «мини-пивоварня» подпадут производители с годовым объемом выпуска 50–100 тыс. дал – эти границы сейчас обсуждаются.

В числе «счастливчиков» окажутся и производители натуральных напитков типа сидра. Их интересы пролоббировала «ОПОРА России». В действующей редакции 171-ФЗ подобные напитки не выделены в отдельную группу, что фактически приравнивает их к слабоалкогольным коктейлям и подразумевает лицензирование их производства, использование акцизных марок и учет в ЕГАИС.

Виктор Звагельский обещает восстановить права производителей натуральных напитков, дав им поблажки наравне с мини-пивоварнями. Но при этом он говорит, что эти компании также будут ограничены по объемам выпуска, а их продукция – по содержанию алкоголя. «После принятия поправок они смогут быть не крепче 6 градусов, – отметил г-н Звагельский. – В прежней редакции 171-ФЗ сидры и медовухи могли быть от 4 до 16 градусов».

«Лицензирование вредит любому прозрачному бизнесу, каковым является и производство пива, – так отреагировали на инициативы депутата в пресс-службе Союза российских пивоваров. – Это лучший способ усугубить ситуацию с уровнем коррупции в стране и убить отечественное пивоварение, приносящее государству только акцизами почти 100 млрд руб. в год. Кроме того, идея выдавать пивоварам лицензии идет вразрез с курсом руководства России на улучшение бизнес-климата в нашей стране».

Иллюстрируя неэффективность введения лицензирования, пивовары приводят в пример производство крепкого алкоголя, где наличие этого инструмента не помогло государству справиться с теневым рынком, занимающим порядка 50%. В Союзе пивоваров отметили, что авторы поправок не приводят никаких аргументов в пользу достижения экономического эффекта от введения лицензирования. Кроме того, пивовары выразили сомнение, что предоставление льгот для мини-пивоварен соответствует положениям закона «О конкуренции».

Однако Виктор Звагельский не сомневается в своей правоте. По его словам, лицензирование производства пива должно быть введено не позднее 1 января 2013 года, а отдельные положения могут вступить в силу уже с 1 июля 2012 года, в случае их одобрения Госдумой. К тому же депутат обещает в дальнейшем ввести лицензирование и для розничного оборота пива.

Лицензирование производства пива может быть введено уже в этом году лицензирование, пиво, слабоалкогольные коктейли, закон

Ссылка на основную публикацию