Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Контентные проекты — радость для инвестора

Контентные проекты — радость для инвестора

Брайан Голдберг, один из основателей Bleacher Report, медиа-проекта про спорт, который был продан летом прошлого года за $200M компании Time Warner (необходимое предисловие для укрепления веры в его слова) написал интересную колонку на PandoDaily про контентные медиапроекты.

Интересно сравнить с отечественными реалиями.

После продажи Bleacher Report я планирую запустить очередной контент-проект. Вопрос даже не «если», а «когда». И я счастлив, что занимаюсь бизнесом создания и распространения оригинального контента.

По-моему, подобные проекты имеют минимальный риск для венчурных инвесторов, и фонды должны стоять в очереди для того, чтобы им дали шанс вложить деньги. Я предполагаю, что в ближайшие 10 лет инвесторы будут активно вкладывать деньги в контент-стартапы, а контентные проекты будут возвращать деньги с хорошими мультипликаторами.

Вот почему я так думаю.

1. Контентые проекты — наименее рисковые вложения

Посмотрите на последние контент-проекты, в которые вложились инвесторы. Как минимум три совершили девятизначные выходы: DailyCandy, Bleacher Report и HuffPo. И есть куча других, которые тоже могут рассчитывать на продажу за $100+M: BuzzFeed, PopSugar, Vox Media, Refinery29, Curbed, Mashable, Gawker, BusinessInsider, Thrillist и т.д.

У всех вышеупомянутых компаний огромный трафик и обороты. И с каждым днем их трафик растет, денег становится больше.

Сейчас — уникальное время для контент-проектов. В отличие от обычных стартапов, они практически не закрываются, и даже «плохой год» для них приводит к росту.

Даже те проекты, которые не могут рассчитывать на оценку $100+M, вполне будут рады и более скромным результатам. Проект моего друга College Humor был куплен за восьмизначную сумму, при 0 инвестиций. То же самое и с Техкранчем. Да, вернуть инвестиции х100 может не получиться, но х10-15 — вполне.

2. У контентых проектов меньше рисков, чем у традиционных стартапов.

Недавно взломали Evernote, украли кучу паролей, и это сильно повлияло на взаимоотношения между компанией и клиентами. Сколько специалистов по компьютерной безопасности работает в Dropbox? Как часто воруют номера кредитных карт у банков или у магазинов?

Хорошо, что контентым проектам не нужно заботиться о подобных вещах. В лучшем случае нам нужен ваш логин через Фейсбук, а для чего собирать номера ваших кредиток я даже не знаю.

Для того, чтобы построить контентый проект, который будет стоить сто миллионов, мне не нужно 20 инженеров. Для своего следующего проекта я планирую обойтись двумя.

3. Тут есть место для всех.

Социальная сеть может быть только одна — в нашем случае, это Фейсбук, который сожрал MySpace, Friendster, Hi5 и тд. Сколько платформ для микроблоггинга нужно миру? Правильно — примерно одна — Твиттер.

С контентными проектами все по-другому. Даже в одной и той же вертикали может сосуществовать множество проектов. Мой Bleacher Report отлично уживался с SBNation. Я не собираюсь радоваться за конкурентов, но и они наверняка в ближайшее время продадутся кому-то за серьезные деньги.

С тем, как умирают бумажные/традиционные медиа, перед контент-проектами нового формата открываются новые возможности. Людям нравится ходить на разные сайты. Если «тон» издания хоть немного выделяет его на фоне конкурентов — проекту уже есть место на рынке и у него будет своя аудитория. То, что я пишу эту колонку на PandoDaily, а про стартапы пишет как минимум TC, TNW, Venture Beat и другие, только подтверждает мою точку зрения.

4. Бизнес-модель готова и проверена опытом.

За пять лет любой контентый проект может зарабатывать $25M в год, а то и больше. Бизнес модель — продажа рекламы — работает с первого дня, не нужно ничего изобретать. Она отлично масштабируется. Вы можете начать с малого, в отличие от традиционных стартапов, для которых работает принцип «все или ничего».

Давайте признаемся: в Интернете не так много рабочих моделей заработка. Если еще два года назад кто-то верил в то, что купоны работают, то сейчас в это мало кто верит. Остается проверенные годами е-коммерс и реклама.

В двух словах, вселенная контент-проектов растет и процветает, и те проекты, которые подкреплены инвестициями от VC — тем более. Да, для них более вероятны значительные выходы, чем IPO, но и это может измениться. Кто знает, какой контентный проект первым продастся за миллиард? Я думаю, что это дело времени.

А что у нас?

Если говорить про спортивные проекты, то в России есть несколько интересных вроде Sports.ru/Championat.com. Судя по трафику и рекламе у них все хорошо.

Среди контентых сайтов про интернет лидером по аудитории, наверняка, является полностью построенный на UGC Habrhabr. Про стартапы пишем мы, пишет Hopes&Fears, который принадлежит издательскому дому Lookatme — отличный глянцевый проект про молодых предпринимателей.

Тот же Голдберг говорил, что для того, чтобы медиа-проект на западе начали замечать крупные рекламодатели, ему достаточно иметь несколько миллионов посетителей в месяц (и 10+ миллионов pageviews), для России эти цифры, естественно, немного меньше. Мы, например, недавно перешагнули сложную для тематического проекта цифру в 1М pageviews в месяц, и c трудом справляемся с потоком стартапов, которые хотят попасть к нам.

Про то, чтобы кто-то покупал в России контентные проекты за девятизначные, или даже восьмизначные или семизначные суммы, я не слышал (но это не значит что этого не было или не будет в ближайшем будущем).

Голдберг правильно заметил про однозначность и простоту бизнес-модели: собирай целевую аудиторию, генерируй просмотры, продавай эту аудиторию рекламодателям и следи за тем, чтобы число CPM * трафик было больше (а лучше — гораздо больше) операционных расходов на редакцию и новые макбуки. Кажется просто, но нормально выстроить эти процессы — не самая тривиальная задача, как показывает личный опыт и последние закрытия контентных проектов, которые писали на общие тематики.

Есть ли тут настоящие инвесторы? Что вы думаете про мнение Брайана Голдберга — есть ли в нем здравый смысл? А в России?

Контентные проекты — радость для инвестора

Брайан Голдберг, один из основателей Bleacher Report, медиа-проекта про спорт, который был продан летом прошлого года за $200M компании Time Warner (необходимое предисловие для укрепления веры в его слова) написал интересную колонку на PandoDaily про контентные медиапроекты. (Интересно сравнить с отечественными реалиями).

После продажи Bleacher Report я планирую запустить очередной контент-проект. Вопрос даже не «если», а «когда». И я счастлив, что занимаюсь бизнесом создания и распространения оригинального контента.

По-моему, подобные проекты имеют минимальный риск для венчурных инвесторов, и фонды должны стоять в очереди для того, чтобы им дали шанс вложить деньги. Я предполагаю, что в ближайшие 10 лет инвесторы будут активно вкладывать деньги в контент-стартапы, а контентные проекты будут возвращать деньги с хорошими мультипликаторами.

Вот почему я так думаю.

1. Контентые проекты — наименее рисковые вложения

Посмотрите на последние контент-проекты, в которые вложились инвесторы. Как минимум три совершили девятизначные выходы: DailyCandy, Bleacher Report и HuffPo. И есть куча других, которые тоже могут рассчитывать на продажу за $100+M: BuzzFeed, PopSugar, Vox Media, Refinery29, Curbed, Mashable, Gawker, BusinessInsider, Thrillist и т.д.

У всех вышеупомянутых компаний огромный трафик и обороты. И с каждым днем их трафик растет, денег становится больше.

Сейчас — уникальное время для контент-проектов. В отличие от обычных стартапов, они практически не закрываются, и даже «плохой год» для них приводит к росту.

Даже те проекты, которые не могут рассчитывать на оценку $100+M, вполне будут рады и более скромным результатам. Проект моего друга College Humor был куплен за восьмизначную сумму, при 0 инвестиций. То же самое и с Техкранчем. Да, вернуть инвестиции х100 может не получиться, но х10-15 — вполне.

Читайте также:  О методиках расчета среднего заработка

2. У контентых проектов меньше рисков, чем у традиционных стартапов.

Недавно взломали Evernote, украли кучу паролей, и это сильно повлияло на взаимоотношения между компанией и клиентами. Сколько специалистов по компьютерной безопасности работает в Dropbox? Как часто воруют номера кредитных карт у банков или у магазинов?

Хорошо, что контентым проектам не нужно заботиться о подобных вещах. В лучшем случае нам нужен ваш логин через Фейсбук, а для чего собирать номера ваших кредиток я даже не знаю.

Для того, чтобы построить контентый проект, который будет стоить сто миллионов, мне не нужно 20 инженеров. Для своего следующего проекта я планирую обойтись двумя.

3. Тут есть место для всех.

Социальная сеть может быть только одна — в нашем случае, это Фейсбук, который сожрал MySpace, Friendster, Hi5 и тд. Сколько платформ для микроблоггинга нужно миру? Правильно — примерно одна — Твиттер.

С контентными проектами все по-другому. Даже в одной и той же вертикали может сосуществовать множество проектов. Мой Bleacher Report отлично уживался с SBNation. Я не собираюсь радоваться за конкурентов, но и они наверняка в ближайшее время продадутся кому-то за серьезные деньги.

С тем, как умирают бумажные/традиционные медиа, перед контент-проектами нового формата открываются новые возможности. Людям нравится ходить на разные сайты. Если «тон» издания хоть немного выделяет его на фоне конкурентов — проекту уже есть место на рынке и у него будет своя аудитория. То, что я пишу эту колонку на PandoDaily, а про стартапы пишет как минимум TC, TNW, Venture Beat и другие, только подтверждает мою точку зрения.

4. Бизнес-модель готова и проверена опытом.

За пять лет любой контентый проект может зарабатывать $25M в год, а то и больше. Бизнес модель — продажа рекламы — работает с первого дня, не нужно ничего изобретать. Она отлично масштабируется. Вы можете начать с малого, в отличие от традиционных стартапов, для которых работает принцип «все или ничего».

Давайте признаемся: в Интернете не так много рабочих моделей заработка. Если еще два года назад кто-то верил в то, что купоны работают, то сейчас в это мало кто верит. Остается проверенные годами е-коммерс и реклама.

В двух словах, вселенная контент-проектов растет и процветает, и те проекты, которые подкреплены инвестициями от VC — тем более. Да, для них более вероятны значительные выходы, чем IPO, но и это может измениться. Кто знает, какой контентный проект первым продастся за миллиард? Я думаю, что это дело времени.

А что у нас?

Если говорить про спортивные проекты, то в России есть несколько интересных вроде Sports.ru/Championat.com. Судя по трафику и рекламе у них все хорошо.

Среди контентых сайтов про интернет лидером по аудитории, наверняка, является полностью построенный на UGC Habrhabr. Про стартапы пишем мы, пишет Hopes&Fears, который принадлежит издательскому дому Lookatme — отличный глянцевый проект про молодых предпринимателей.

Тот же Голдберг говорил, что для того, чтобы медиа-проект на западе начали замечать крупные рекламодатели, ему достаточно иметь несколько миллионов посетителей в месяц (и 10+ миллионов pageviews), для России эти цифры, естественно, немного меньше. Мы, например, недавно перешагнули сложную для тематического проекта цифру в 1М pageviews в месяц, и c трудом справляемся с потоком стартапов, которые хотят попасть к нам.

Про то, чтобы кто-то покупал в России контентные проекты за девятизначные, или даже восьмизначные или семизначные суммы, я не слышал (но это не значит что этого не было или не будет в ближайшем будущем).

Голдберг правильно заметил про однозначность и простоту бизнес-модели: собирай целевую аудиторию, генерируй просмотры, продавай эту аудиторию рекламодателям и следи за тем, чтобы число CPM * трафик было больше (а лучше — гораздо больше) операционных расходов на редакцию и новые макбуки. Кажется просто, но нормально выстроить эти процессы — не самая тривиальная задача, как показывает личный опыт и последние закрытия контентных проектов, которые писали на общие тематики.

Есть ли тут настоящие инвесторы? Что вы думаете про мнение Брайана Голдберга — есть ли в нем здравый смысл? А в России?

Что такое контент-проект

31 октября 2017 года. Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 5779

Больше видео на нашем канале — изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

К примеру, Николай Дроздов и Иван Затевахин — контент-проекты о животных, Федор Бондарчук дает информацию о фильмах, Иван Ургант с передачей “Смак” — тематический проект о кулинарии, Валдис Пельш и Леонид Якубович — развлечения, а Анатолий Вассерман — контент-проект общей направленности.

Виды контент-проектов в Интернете

  • Блог — один человек освещает одну или несколько тем. Каждая публикация размещается в ленте и дублируется в подразделах сайта. тексты могут комментировать сторонние посетители. Пример — Блог Елены Камской — о продвижении веб-сайтов.
  • Корпоративный блог — то же, только посты создаются специалистами компании (Блог Главврача больницы).
  • Развлекательный сайт — проект с информацией, целью которой является развлечение посетителей (видео-приколы, “фишки”, интересные факты, статьи и т.п.). Пример — “Фишки.нет”, “Бугага” и т.п.
  • Статейник — узкотематический веб-проект или ресурс общей тематики, предоставляющий самую полную информацию посетителю в виде статей (любой интернет-журнал, например, “Идеальный маникюр”).
  • Новостной веб-проект представляет постоянно дополняемую новостную ленту на одну тематику или общетематическую (Новости “Медуза”, “Регнум”).
  • Веб-портал — предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, работающие в его рамках. Может состоять из нескольких сайтов (“Учебный портал”, “Наш город Москва”).

Как было сказано выше, интернет-сайты должны быть некоммерческой направленности, но цель любого проекта в Сети — получение прямой или косвенной выгоды. Для того чтобы проект работал, он должен “кормить” своих создателей.

Цели создания контент-проектов

  • Повышение лояльности посетителей и увеличение продаж вне сети интернет. К примеру, блог врача-хирурга может привлечь в его клинику клиентов, которые начинают доверять опыту специалиста после прочтения публикаций и отзывов.
  • Продажа рекламы со страниц веб-ресурса или дополнительные платные сервисы. К примеру, сайт может размещать платные объявления или показывать рекламу посетителям в целях заработка.
  • Продвижение другого проекта за счет контент-донора. К примеру, можно подключить интернет-магазин к контент-проекту.
  • Обмен опытом, общение, приобретение профессиональных навыков.

Способы заработка на контент-проектах

  • Размещение рекламы на сайте: контекстная реклама (Яндекс Директ и Google Adwords), тизеры, баннеры и т.п.
  • Продвижение какого-либо продукта. К примеру, блог веб-дизайнера может подключить продажу диска (платного скачивания) векторных изображений и т.п.
  • Если ваш ресурс популярен, то вы сможете продвигать товары или услуги сторонней компании.

Отличительные особенности успешных контент-проектов

  • Постоянное добавление новой интересной информации.
  • Большое количество страниц.
  • Высокий трафик.
  • Высокая активность посетителей.
  • Широкие возможности для заработка.

Дополнительные сервисы для контент-проектов

Так как самыми главными на вашем интернет-сайте являются активные читатели, то необходимо предусмотреть дополнительные сервисы для их удобства.

  • Связь с соцсетями.
  • RSS-лента.
  • Возможность оставить отзыв на публикацию.
  • Форумы.
  • Доска объявлений.
  • Калькулятор.
  • Конвертер валют.
  • Календарь.
  • Интерактивные карты и т.п.

Как продвигать контент-проекты и на что обратить внимание

Правильное семантическое ядро

Ответьте на вопрос: какую цель преследует ваш проект? Зачастую основной упор надо делать на запросы информационного поиска типа “ как устроена Вселенная” или “почему Земля круглая” и т.п. Основной трафик будет идти с низкочастотных запросов. Ориентируйтесь на интересы ваших читателей, сезонность, модные тенденции и прочее. В первую очередь очертите круг тем, а потом изучайте статистику и составляйте семантику.

Разработка плана продвижения

Определите глобальный план на год и распишите его помесячно. публикация материалов должна быть регулярной.

Интересные материалы

Успех контент-проекта зависит от качества его наполнения. Чем интереснее тексты, чем их больше, тем выше трафик. К тому же, от текстов напрямую зависит лояльность поисковиков. Пишите полезную и интересную информацию, освещайте как можно полнее каждую тему, следите за уникальностью статей.

Читайте также:  Помещение не для торговли при применении ЕНВД

Как сделать контент привлекательным

  • =Добавляйте шутки, находить и размещать интересные факты.
  • Посетители любят отвечать на анкеты и проходить тесты, поэтому предоставляйте им подобные сервисы.
  • Работайте с инфографикой — лучше всего воспринимается текст вместе с картинкой.
  • Проводите конкурсы.
  • Используйте в заголовках провокационные фразы.
  • Подбирайте смешные видео и изображения.
  • Делитесь полезными советами.
  • Ваш контент должен быть интересным и уникальным.
  • Разбавляйте тексты изображениями.
  • Ваш сайт обязан отличаться от миллионов других. И он должен делиться с читателями ценной информацией.
  • Читатели любят регулярность — не оставляйте их без контента.
  • В вашем деле должны быть два талантливых специалиста — SEO-оптимизатор и главный редактор сайта.

Правильная оптимизация

При создании подобных веб-сайтов необходимо обратить внимание на несколько моментов.

  • Разработка карты ссылок (html и xml), рекомендации в robots.txt, настройка ЧПУ, 404 страницы и 301 редиректа, закрытие ссылок и ненужного контента от индексации.
  • Помимо этого скорость загрузки страниц должна быть высокой, поэтому необходимо настроить динамические запросы к серверу на ajax без перезагрузки страниц, сжатие изображений и т.п.
  • Метатеги должны быть уникальными и релевантными каждой странице, тексты должны быть структурированы (обязательно применение заголовков, описание изображений и т.п.).
  • Код должен быть валидным.
  • Поисковик не должен находить дубли страниц. В вебмастерах Google и Яндекс сайт необходимо настроить правильно.
  • Предусмотреть связь с соцсетями, настроить навигационную строку.
  • Должна быть микро разметка страниц, мобильная версия.
  • Rel=canonical должен быть корректным.

Полезные советы

  • Пользователи любят привлекающие внимание заголовки, дополненные картинкой.
  • Помимо короткого заголовка необходимо сокращенное описание статьи или выдержка из нее.
  • Тексты должны быть структурированными, разбитыми на подзаголовки и списки.
  • Информационные статьи должны разбавляться развлекательными. Исключение составляют серьезные тематические порталы.
  • Делайте понятную структуру и внутреннюю перелинковку страниц.

Как еще привлечь посетителей и превратить их в постоянных

  • Обязательно предусмотрите шаринг в соцсети.
  • Работайте с email-рассылками.
  • Делайте анонсы ваших материалов на тематических форумах, сайтах.
  • Размещайте рекламу в соцсетях, на тематических блогах, каналах на YouTube и т.п.
  • озвольте посетителям выражать свое мнение: комментарии, опросы и т.п.

Помните, что бесплатно создать контент-проект не получится. Вкладывайте — получайте. Если вы не платите талантливому копирайтеру, значит, вы сами пишете отличные тексты. Но при этом вы все равно расплачиваетесь своим временем. Хороший контент-проект может стать источником дохода, если грамотно реализовать уникальную идею. К примеру, когда-то один житель столицы купил старый домен и разместил на нем контакты больниц Московской области. Через год у него этот сайт купили за 2 миллиона рублей.

Доверие к контент-проектам увеличивается в течение длительного времени. Но оно потом существует очень долго. Представьте, что вы учитесь в университете, где на первокурсников смотрят с недоверием, но где-то с 3го курса “зачетка” с хорошими отметками начинает работать на вас. Хотя если ваш проект внезапно поменяет политику существования в Сети, то лояльность посетителей может резко упасть.

Контентные проекты

В этой рубрике я подробно рассказываю о том, как создать и продвигать контентный проект для заработка в Интернете. Имею опыт в разработке и продвижении собственных контентных сайтов, поэтому могу поделиться основными принципами и тонкостями, деталями, которые возможно получить только при непосредственном участии в процессе. Монетизирую свои сайты с помощью партнерских программ, поэтому также рекомендую заглянуть в каталог партнерок.

На сайтах действительно можно зарабатывать хорошие деньги, однако это непросто. Я прошел путь в несколько лет, прежде чем понял как и что нужно делать. Вам я предоставляю информацию в готовом виде, ее нужно лишь «проглотить» и начать использовать. Если интересуешься этой темой и хочешь развиваться в этом направлении — подписывайся на рубрику и блог с помощью формы справа.

ПРивет! Во-первых, рад тебя видеть тут =) Во вторых, сейчас будет самый НЕ рекламный пост в истории моего блога))) Речь пойдет о сервисе, к которому я имею отношение. Речь пойдет о сервисе, который поможет лично …

Привет, мой друг! Хочу написать философский пост, и побеседовать с тобой о контентных проектах и заработке на этом. Сначала напишу несколько своих мыслей, затем отвечу на вопросы своих друзей, читателей и подписчиков. Если у тебя …

«Реально ли зарабатывать деньги в Интернете?» — этот вопрос мне задают очень часто ВКОнтакте. И я так много раз писал в ответ одно и то же, что решил написать эту статью о том, как я …

На днях я писал в твиттере, что вышел планиг Admitad Goods, который призван облегчить жизнь вебмастерам, котрые работают с контентными проектами. Контентные проекты под CPA — это моя любимая тема, на которую я часто пишу …

Если вы постоянный читатель моего блога, то вероятно знаете, что я за контентные проекты. Я как-то написал пост о том, как создать контентный проект под партнерки, где рассмотрел несколько способов и полезных инструментов. На блоге …

На днях нашел интересное интервью с Александром Бахманом на блоге Seoprofy. Нравятся мне такие посты. Они вдохновляют на работу. Хотелось бы больше такой информации встречать. Иногда, нахожу для себя интересные детали. Но сейчас не об …

Знаете, создать контентный проект под CPA может практически каждый вебмастер. Но создать действительно крупный проект, который будет приносить хороший доход — не легко. Хотите испытать свои возможности? — Сейчас вы узнаете как создать контентный проект под CPA партнерки самостоятельно.

Много вебмастеров грезят созданием контентного проекта. И знаете, правильно делают, потому что это очень перспективная модель в CPA. Я даже рассказывал про инструменты, которые помогут вам создать контентный проект. И чтобы получать много поискового трафика нужен правильный подход. Знаете с чего начинать контентный проект?

Скорее всего, вы уже знакомы с блогом Seoprofy от Виктора Карпенко — отличный блог про SEO. На днях в блоге появилось видео с Владимиром Сахаровым (SalesDoubler) на тему: Где брать трафик для CPA партнерок. Видео …

Строим контентный проект: команда — курица или яйцо?

Если вы прочитали где-то аналитическую статью со словами «контент — самый ценный ресурс интернета», задумайтесь, прежде чем кидаться осваивать эту нишу — не потому ли он ценный, что добывать его мало кому под силу? Подумайте, есть ведь и другие ниши — сервисы, партнёрки и прочее. Если же вы твёрдо решили работать и зарабатывать именно на контентном ресурсе, то эта статья — для вас.

В данном случае, говоря «контент», я имею в виду в первую очередь тексты. Так уж вышло, что основным моим заработком всю мою профессиональную жизнь были тексты в той или иной форме. За пять лет в этой сфере я прошёл позиции от внештатного автора и рядового новостника до руководителя проекта, главного редактора и медиаконсультанта. И соответственно, у меня накопился некоторый опыт, вернее, практические советы, которыми бы я хотел поделиться. На пару-тройку материалов тем наберётся, а там, если будет интерес, мотивы для продолжения подскажете вы.

Ab ovo

Первую свою статью о построении и организации контентных ресурсов я бы хотел начать с главного — команды проекта, так называемого журналистского коллектива.

Обычным делом при работе над своим проектом или анализе чужого было видеть бизнес-планы, где «контентная» часть прописана по принципу «1) нанимаем столько-то человек/платим столько-то денег; 2) пишем столько-то статей и новостей; 3)… 4) получаем такую-то посещаемость (профит!)» Между тем, что подразумевается под этим многоточием, и тем, чем реально приходится заполнять его при работе над проектом, содержится огромная разница.

Читайте также:  Как найти работу после 40?

UPD Статья встречена хорошо, и продолжение будет. Но пишу я очень медленно, поэтому есть идея записать подкаст на эту тему. Но я не подкастер ни разу, хотя «говорить» умею. Найдутся желающие помочь с технической стороной вопроса? Мои контакты в профиле.

Как это бывает

Обычно предполагается (тут важно пояснить, что здесь и в дальнейшем под «обычно» я буду подразумевать проекты, в котором тексты являются важной составляющей, но реальных профессионалов в этой теме нет, и концепцию определяет человек практически любого уровня компетенции, образования, грамотности)… — итак, обычно предполагается, что некое количество текстов само по себе магическим («. «) образом преобразуется в некое количество читателей. Косвенным доказательством распространённости подобного заблуждения в рунете является количество сайтов, в которых тексты спрятаны за строчкой «статьи» в меню — исключая чисто сео-шные случаи, когда на то, что тексты будут читать люди, особо и не рассчитывают, за этим кроется искренняя убеждённость, что увидев слово «статьи», пользователь непременно перейдёт на эту страницу и примется читать. Та же магия, в принципе.

На самом деле, подсказывает Кэп, всё проще — чтобы человек предпринял некоторое действие, он должен быть в нём заинтересован (а чтобы оценить интерес, он должен понимать, что его ждёт, если он нажмёт туда или сюда — но оставим эту тему юзабилистам. Поговорим об интересе.).

Что такое «интересно»

Интересные тексты это в первую очередь интересные авторы. Вот тут большинство контентных проектов, особенно контентных проектов «с амбициями» и обламываются. Они пишут красивую концепцию, составляют бизнес-план, снимают офис и нанимают дизайнеров с программистами, чтобы те сваяли симпатичную оболочку, и — начинают искать людей, которые наполнят её содержанием. И это хорошо ещё, если они пытаются набрать редакцию, а не просто ищут по фриланс.ру добровольцев, готовых писать по «100 рублей за тысячу знаков без пробелов». Этот пример уже из разряда клинического, но реальный тем не менее. Бывал в таких стартапах. Когда я озвучивал, сколько стоит на самом деле хороший текст, на меня смотрели с ужасом: как, за какие-то буковки столько бабок брать? Тот факт, что вокруг этих буковок весь их красивый проект и должен строиться, как правило проходит мимо сознания эффективных менеджеров, пришедших из любой сферы деятельности, кроме медийной.

Но рассмотрим более нормальную ситуацию: когда руководитель проекта, сам тоже не обязательно медийщик, понимает, что нужна команда, и начинает её формировать. Какие здесь есть подводные камни?

Первый, и главный — даже если вы соберёте по «хэдхантеру» 5 человек, умеющих писать связно, без ошибок, и даже работавших в каких-то там СМИ (может быть даже, недолго, в очень хороших), это ещё не будет означать, что у вас получился журналистский коллектив.

Как построить коллектив

Настоящий коллектив, который можно с полным правом называть редакцией, объединяет идея. В самом широком смысле — как манера воспринимать мир и передавать свои ощущения читателю, общие ценности. Если вы замечали (а если у вас есть любимые издания, которые вы читаете на протяжении минимум 3-х лет подряд — то замечали), каждое хорошее издание имеет свой язык общения с читателем. Бывает, сменяется практически вся редакция, и уходят собственно отцы-основатели языка — а традиция остаётся. Такое формируется годами. Или же — если за проект изначально бралась команда единомышленников.

И это самый важный, на мой взгляд, вывод этой статьи — ради чего я и сел её писать: лучший контентный проект тот, в основе которого лежит не концепция, бизнес-план и прикольный домен второго уровня, а команда, которая хочет его делать. Т.е., с точки зрения инвестора, который ничего в этой теме не смыслит, давать деньги под «концепцию» должно быть стрёмно, какой бы глянцевой она ни была. Деньги надо давать под людей. Это — идеальный вариант. Как быть, если такого варианта нет, а проект делать надо?

Нужна идея. Очень важный момент, который упускают многие редакции, это формирование собственно продуманной редакционной политики. Пусть даже самый общий документ — про что пишем, про что не пишем, кто наш читатель, каким языком мы с ним говорим — очень важен. Постепенно, в рабочем порядке он будет обрастать слоями — помимо «что пишем» появится «как пишем», вплоть до правил оформления текстов и построения фраз, и другие рабочие моменты. Правила эти могут быть формальными — в таком случае, их надо прописывать ещё на этапе концепции, и набирать людей под них (надо ли говорить о профессионализме хэдхантеров, которые должны выполнять эту работу?). Но чаще это всё-таки неписаный свод, носителем которого может являться всего один человек — главный редактор проекта. Т.е. если вы не готовы сесть и сформулировать пусть даже самые общие и формальные требования к редполитике и тем более не уверены, что ваши девочки-вчерашние выпускницы-чего-то-там-а-сегодня-менеджеры-по-кадрам способны под эти требования найти подходящих людей, то лучше найдите главного редактора. Одного. Который бы вам подошёл на уровне хотя бы человеческого взаимопонимания и адекватного образа мыслей. А потом доверьте остальную работу ему. Казалось бы, очевидно? Ну да, крупные и успешные проекты именно так и начинались — из относительно свежего, взять тот же «Слон.ру», который строил — и построил! — Леонид Бершидский. А на уровне пониже и попроще, с которого наинчали в том числе многие нынче славные проекты — не всегда. Опять же, примеры «редакций», где сидят «контент-менеджеры» и что-то даже пишут, а главного редактора нет — перед глазами. В некоторых немаленьких проектах они не появляются годами, функции руководства в таких случаях на себя берёт коллективный разум (если «контент-менеджеры» готовы и способны его составить), а то и вовсе руководство. Генеральный директор-по-совместительству-главный-редактор — это треш, но и такое бывает.

Что выбрать

Резюмируя: итак, сценариев организации контентных проектов всего три:

  1. идеальный — есть команда, уникальный журналистский коллектив, и идея, за которую они могут взяться;
  2. возможный — есть идея, есть хороший медиаменеджер (главный редактор), готовый собрать такую команду с нуля и сформировать уникальный журналистский коллектив, который — далее см. предыдущий пункт.
  3. обычный — есть идея, есть просто менеджер (может быть очень хороший в какой-нибудь другой, но не медиа-сфере) и в меру своих способностей он набирает некую команду, которая делает некий проект.

Третий путь самый распространённый, но не тупиковый. Вполне возможно, что коллектив срастётся, редакция вырастет, и всё у проекта получится. Но — тут нужно понимать этот момент — шансы такого исхода в лучшем случае один к девяти. Если это понимать, то всё хорошо — но много ли руководителей рискнут написать в бизнес-плане «… и в одном случае из десяти — profit!»? А реально так оно и происходит — на один хорошо пошедший контентный проект, с заявкой на крепкого серядняка, а то и гранда медиасферы, приходятся десятки закрывшихся или влачащих жалкое существование «ещё одного контентного проекта» сайтов.

И пункт 3) упомянутой выше схемы, «. «, для таких проектов заполняется вовсе не по магической формуле контент -> читатели, а покупкой трафика, джинсой, серым и черным сео, контекстной рекламой, партнёрками и другими обыденными для множества ресурсов вещами. Какие уж тут амбиции.

Дальше планирую продолжить на тему построения новостных лент, немножко поговорить о статьях и ценах, рерайте-копирайте и как их вкусно приготовить, организационных моментах построения редакций и, возможно, о главном — как писать. Но это уже в следующих статьях. Задавайте вопросы, обращайтесь за помощью и консультацией.

Ссылка на основную публикацию