Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как учесть расходы по подбору кадров?

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на подбор персонала

Бухгалтерский учет расходов на подбор персонала

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.

В бухгалтерском учете расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, напрямую связаны с деятельностью организации и признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99).

Расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором (без НДС) (п. 6 ПБУ 10/99).

Расходы организации на самостоятельный поиск персонала, а также на оплату услуг кадровых агентств учитываются в том отчетном периоде, в котором фактически были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 16, п. 18 ПБУ 10/99). Например, если условиями договора с рекрутинговым агентством предусмотрено, что договор по подбору персонала считается исполненным после прохождения вновь принятым сотрудником испытательного срока, то датой осуществления расходов признается тот отчетный период, в котором работник прошел испытательный срок с удовлетворительным результатом, а кадровое агентство выставило документы о выполнении услуг.

Управленческие расходы учитываются в соответствии с Планом счетов на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на подбор персонала, являются:

— договор оказания услуг;

— акт, подтверждающий фактическое оказание услуг;

— документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету).

Пример

Для поиска квалифицированных специалистов организация заключила договор с кадровым агентством, применяющим УСН. Договорная цена услуг по подбору персонала — 18 000 руб. Организация перечислила агентству 16 июля предоплату в размере 12 000 руб., 25 июля был найден нужный специалист, которого приняли на работу. В тот же день с кадровым агентством был подписан акт приемки-передачи оказанных услуг. 26 июля организация перечислила оставшуюся сумму (6000 руб.) на счет кадрового агентства.

В бухгалтерском учете организация сделала записи:

Как без проблем учесть расходы по подбору кадров

Популярное по теме

Но когда в договоре с кадровым агентством закреплено условие об оплате его услуг даже если предоставленный кандидат не принят на работу (а такое условие встречается достаточно часто), у заказчика могут возникнуть проблемы с учетом этих расходов в целях налогообложения прибыли. Ведь Минфин против учета расходов в такой ситуации (письмо от 01.06.06 № 03-03-04/1/497). По его мнению, расходы в этом случае экономически не оправданы, поскольку услуги не дали положительного результата (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Чтобы избежать такой ситуации, можно в договоре указать, что агентство оказывает не только услуги по подбору персонала, но и информационные (предоставляет сведения об имеющихся кандидатурах) и консультационные (например, предварительное тестирование соискателей). Когда услуги будут оказаны, в акте приема-передачи и счете-фактуре можно указать, что предоставлены именно информационные (консультационные) услуги, расходы по ним можно будет списать в полном объеме (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Идеей поделилась Вероника ГОРИНА, налоговый консультант

Дмитрий ГРИГОРЕНКО, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
— Оценка — 3. Полагаю, чтобы воспользоваться идеей, необходимо будет документально подтверждать факт приобретения услуг. И если в итоге кандидат не принят на работу, обоснованность оплаченных консультационных и информационных услуг в рамках подбора персонала будет так же поставлена под сомнение, как и при оплате работ по подбору персонала, не принятого на работу. Причем критерии и обоснования их признания экономически не обоснованными будут одинаковыми.

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
— Риск — 4. При грамотном оформлении всех документов, а также если счет на оплату услуг кадрового агентства будет выписываться не за подбор сотрудника, а за оказание других услуг и факт их оказания можно будет подтвердить, то риски можно свести к минимуму.

ИДЕИ ЭТОГО НОМЕРА ОЦЕНИВАЛИ:

Любовь КОТОВА, заместитель начальника отдела налогообложения граждан и ЕСН департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергей ТАРАКАНОВ, советник отдела методологии налогового контроля Управления налогового контроля ФНС России

Константин НОВОСЕЛОВ, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, к. э. н.

Дмитрий ГРИГОРЕНКО, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Расходы на подбор кадров. Нюансы налогового учета

“Кадры решают все!“ — этот лозунг актуален и сегодня. Любой работодатель заинтересован в квалифицированных, образованных, опытных сотрудниках. Способы поиска таковых разные: это и Интернет, и объявления в СМИ, и услуги кадровых агентств. Казалось бы, особых трудностей при налоговом учете указанных расходов не возникает: порядок, предусмотренный Кодексом, на первый взгляд очевиден. Но считают ли так же фискальные органы?

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса относит “расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала“. То

есть затраты по поиску кадров налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают.

Анализируя формулировку указанного подпункта, можно сделать вывод, что к включаемым в налоговую себестоимость затратам по подбору персонала законодатель относит как услуги кадровых агентств, так и собственные мероприятия по подбору сотрудников. При этом возможность учета затрат, направленных на закрытие вакансий, указанная норма Кодекса не ставит в зависимость от конечного результата поиска персонала — фактического приема на работу сотрудника или же отсутствия подходящих кандидатов.

Правда, нужно учитывать еще и общие требования, предъявляемые к затратам, включаемым в налоговую себестоимость. Так, согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты. Казалось бы, главное — позаботиться о документальном подтверждении расходов: уж экономическая оправданность расходов по набору работников на вакантную должность сомнений точно не вызывает. Только вот у налоговиков и финансистов другая точка зрения.

. и письма чиновников

Финансисты в своих письмах неоднократно указывали, что если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, предоставленных специализированными компаниями по подбору персонала, то учитывать расходы по поиску кадров при расчете налога на прибыль организация не вправе. Поскольку указанные затраты нельзя рассматривать как экономически оправданные. Такие разъяснения приведены, в

частности, в Письмах Минфина России от 4 сентября 2008 г. N 03-03-06/1/504, от 1 июня 2006 г. N 03-03-04/1/497, от 28 февраля 2003 г. N 04-02-05/2/10.


Примечание.
Финансисты считают, что если организация фактически не произвела набор работников, то учитывать расходы по поиску кадров при расчете налога на прибыль нельзя.

Читайте также:  Забор между соседями в частном секторе: основные правила и нормы

Разделяют эту точку зрения и специалисты налогового ведомства (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. N 20-12/19398). Стоит отметить, что о возможности включения в налоговую себестоимость расходов по подбору персонала лишь при условии закрытия вакансии говорилось еще в Методических рекомендациях по применению главы 25 “Налог на прибыль организаций“, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729. Хотя методичка давно уже утратила силу, мнение налоговиков по этому вопросу осталось прежним.

Судебно-арбитражная практика по вопросу налогового учета расходов по подбору персонала складывается в основном в пользу организаций. Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 22 мая 2007 г. N А55-29883/05-53 суд указал на то, что Налоговый кодекс прямо предусматривает затраты по набору персонала в качестве расходов, связанных с производством и реализацией продукции, и не содержит в качестве дополнительных условии для учета таких затрат обязательный прием всех кандидатов на работу. Иногда налоговики пытаются снять расходы по

подбору персонала и в ситуациях, когда организации закрыть вакансию удалось, но принятый на работу сотрудник позднее уволился. ФАС Уральского округа, рассмотрев такую ситуацию в Постановлении от 19 февраля 2008 г. N Ф09-477/08-С2, сделал вывод о том, что последующее увольнение по собственному желанию работника на правомерность учета расходов на услуги специализированных организаций по подбору персонала в целях налогообложения прибыли организаций не влияет. Необходимо также отметить, что налоговые органы ставят возможность учета затрат на услуги кадровых агентств в налоговых расходах в зависимость от наличия у компании отдела кадров. Однако, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 9 ноября 2007 г. N КА-А40/10001-07 отклонил довод налоговиков о том, что наличие в составе организации подразделения кадров исключает необходимость заключения договора с фирмой по подбору персонала.

Примечание. Налоговые органы ставят возможность учета затрат на услуги кадровых агентств в налоговых расходах в зависимость от наличия у компании отдела кадров. Но суды не разделяют позицию налоговиков.

А Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2008 г. N А56-12605/2007 содержит вывод о том, что организация обоснованно на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса учла расходы на услуги по размещению объявлений в СМИ о наборе работников в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Судьи, в отличие

от налоговиков, сочли такие расходы обоснованными.

Наша справка. Размещение в СМИ объявлений о вакансиях, а также о наборе сотрудников рекламой не является. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе“ определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация о наборе работников, опубликованная организацией в СМИ, не отвечает данному определению. А значит, не может быть признана рекламной.

Имеется и отрицательная арбитражная практика. ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 13 апреля 2007 г. N А56-4088/2006 сделал вывод о том, что расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала экономически необоснованны и документально не подтверждены и, следовательно, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Предметом данного судебного разбирательства стала такая ситуация: организация приняла работника на вакантную должность, однако он был вовсе не из числа кандидатов, предложенных кадровым агентством, в то время как стоимость услуг агентства, отнесенных на расходы, составляла процент от годового дохода принятого на работу кандидата. Учитывая эти обстоятельства, суд встал на сторону налоговой инспекции. Говоря о судебных решениях, нельзя обойти вниманием и позицию Конституционного Суда

Российской Федерации, изложенную в Определении от 4 июня 2007 г. N 320-О-П. Суд отметил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

По нашему мнению, расходы на подбор персонала не должны ставиться в зависимость от конечного результата — приема работника, наличия отдела кадров, способа поиска, поскольку такие условия в гл. 25 Налогового кодекса не содержатся. Для того чтобы обезопасить себя от претензий налоговых органов, можно порекомендовать составить договор с кадровым агентством таким образом, что помимо собственно подбора претендентов оказываются информационные (предоставляет сведения о размере заработной платы данной категории работников, их профессиональной подготовке, уровне образования и т.п.) и консультационные услуги (например, отбор резюме, предварительное тестирование соискателей). Также к функциям отдела кадров можно отнести только ведение кадровой документации, учет рабочего времени, контроль за соблюдением трудовой дисциплины, а подбор кадров отдать в ведение специализированной организации. Заботясь о должном подтверждении экономической обоснованности затрат, нельзя забывать и о документах.

Подтвердить расходы на подбор кадров можно:

— договором с кадровым агентством на подбор персонала;

— договором со СМИ на размещение объявления об имеющихся вакансиях;

Поиск сотрудников:вопросы налогообложения

Наиболее распространенными вариантами поиска сотрудников являются объявления в средствах массовой информации (газетах, журналах, на радио и телевидении), поиск через кадровые агентства, размещение информации в Интернете.

Подбор сотрудников может осуществляться как непосредственно самой организацией, заинтересованной в новых сотрудниках, так и специализированными организациями.

При рассмотрении налоговых аспектов данной проблемы, первоначально создается впечатление отсутствия сложностей при признании расходов, связанных с набором персонала.

Для организаций, применяющих общий налоговый режим, расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, учитываются для целей налогообложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, указанные затраты в состав расходов не включаются.

Вместе с тем, существует ряд «подводных камней».

Основной проблемой является правильная классификация понесенных расходов, связанных с набором персонала.

В зависимости от выбранного способа поиска работников субъектами предпринимательской деятельности могут быть понесены следующие затраты.

Расходы по оплате услуг за размещение информации о поиске специалистов в СМИ

Нередко редакции СМИ, размещая информацию заказчиков, указывают в первичных документах, а также в счетах, счетах-фактурах «стандартное» содержание хозяйственной операции — «за размещение рекламного объявления», не заостряя внимания на текстах поданных объявлений. В такой ситуации, во избежание отнесения указанных расходов к рекламным, целесообразно приложить к первичным документам вырезку с объявлением или текст сообщения, поданный в редакцию СМИ. В письме Минфина России от 28.02.2003 № 04-02-05/2/10 подтверждено, что информация о наборе работников, опубликованная в СМИ, не отвечает определению рекламы и, соответственно, не может быть признана рекламой.

Кроме того, определенные трудности могут возникнуть, если объявление содержит как рекламную информацию, так и сведения о наборе персонала.

Однако, учитывая, что и рекламные расходы, и расходы по набору сотрудников учитываются для целей налогообложения организациями, применяющими общий налоговый режим, серьезных проблем с налогообложением возникать не должно.

Читайте также:  Незаконные и заказные налоговые проверки: как бороться?

Расходы по оплате услуг кадровых агентств

Наиболее часто отношения между организациями (предпринимателями), ищущими работников, и кадровыми агентствами регламентируются договорами возмездного оказания услуг в соответствии со статьями 779-783 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Услуги, оказываемые по договору возмездного оказания услуг, могут быть необычайно разнообразны.

Например, кадровым агентством могут быть оказаны следующие виды услуг:

  • информационные услуги по предоставлению сведений о кандидатах, удовлетворяющих требованиям работодателя;
  • услуги по тестированию кандидатов на должность;
  • консультационные (информационные) услуги по исследованию рынка специалистов в определенной сфере деятельности;
  • услуги по подбору и предоставлению кандидатур;
  • другие.

В ряде случаев данные услуги более целесообразно классифицировать как информационные, консультационные или иные аналогичные виды услуг и признавать их для целей налогообложения в соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Указанный фактор может быть решающим в случае, если в результате сотрудничества с кадровым агентством кандидаты не были ни подобраны, ни зачислены в штат организации. Подтвердить необоснованность полученных информационных услуг крайне сложно.

Например, организацией с кадровым агентством заключен договор на оказание консультационных и информационных услуг по исследованию рынка специалистов для занятия должности директора департамента корпоративного финансирования. Согласно условиям договора оплата услуг не поставлена в зависимость от факта приема кого-либо из предложенных кандидатов на работу. При таких условиях суд признал правомерность понесенных организацией расходов (Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2005 по делу № КА-А40/7275-05-1,2).

В случае если организация-работодатель оплачивает услуги непосредственно по факту предоставления кандидатов, но фактически данные кандидаты на работу не приняты, то согласно мнению Минфина России, изложенному в письме от 01.06.2006 № 03-03-04/1/497, указанные расходы для целей налогообложения экономически оправданными признаны быть не могут.

Позиция финансового ведомства, содержащаяся в указанном письме, представляется неоднозначной, так как НК РФ не ставит в зависимость результативность понесенных затрат от их возможности учета для целей налогообложения.

Учитывая, что налоговые органы будут руководствоваться мнением Минфина России, изложенным в указанном письме, доказывать свою правоту надо будет в суде. Соответственно, для бухгалтеров, стремящихся избегать судебных разбирательств, рассматриваемые расходы придется учесть в составе расходов, не уменьшающих налоговую базу по прибыли.

Следующим немаловажным аспектом является момент исполнения обязательств по договору. В договорах с кадровыми агентствами могут быть оговорены следующие условия:

  • абонентское обслуживание, которое наиболее удобно и выгодно для крупных организаций и корпораций;
  • представления сведений о кандидатах (информационные услуги);
  • договор считается исполненным при зачислении кандидата на работу (независимо от результатов прохождения испытания);
  • договор считается исполненным после прохождения соискателем испытательного срока и другие условия.

Несомненно, что потенциальные работодатели заинтересованы в заключении договора, моментом исполнения которого является дата зачисления кандидата на работу по истечении испытательного срока, но стоимость услуг по указанному договору, как правило, значительно выше, чем по договору, предусматривающему только подбор кандидатов, да и не все кадровые агентства соглашаются на данные условия.

Наиболее приемлемыми для потенциальных работодателей, по мнению автора, являются договоры, предусматривающие абонентское обслуживание, а также договоры об оказании информационных услуг.

Другим важным фактором, подлежащим рассмотрению с точки зрения обоснованности расходов, является наличие в организации службы (подразделения, сотрудника), отвечающего за работу с кадрами.

Нередко налоговые органы признают расходы необоснованными в случаях выполнения идентичных функций сотрудниками организаций и сторонними организациями или предпринимателями.

Например, отсутствие штатного кадрового сотрудника (подтверждено штатным расписанием) явилось немаловажным фактором при обосновании организацией расходов по поиску кадров (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2004 по делу № Ф04-8048/2004(6216-А45-27)).

В другом случае суд указал, что:

«налоговое законодательство не связывает признание расходов экономически оправданными с наличием структурных подразделений, решающих аналогичные задачи»

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2005
по делу № Ф04-4616/2005 (13098-А27-40 )

Во избежание лишних споров с налоговыми органами можно предусмотреть функциональные обязанности, подлежащие выполнению кадровым подразделением, не предусматривающие поиск кандидатов, а также их тестирование, наведение справок (например, оформление документов, организация собеседования кандидатов с руководителями организации, разрешение трудовых споров).

Интерес представляет Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2004 по делу № А56-22408/03. При рассмотрении спора судами установлено, что в обязанности специалиста организации по подбору персонала входит подбор персонала на вакансии только рабочих и младшего технического персонала, в то время как договорами с кадровыми агентствами предусмотрено оказание консультационных услуг по подбору специалистов среднего и высшего звена. Данное обстоятельство позволило суду сделать вывод об обоснованности понесенных расходов.

Участие в ярмарках вакансий

Регулярно проводимые в России ярмарки вакансий являются эффективным инструментом поиска сотрудников, особенно для крупных компаний. Данные ярмарки популярны среди соискателей, особенно среди студентов и молодых специалистов.

Работодатели-участники оплачивают организаторам установленный сбор за участие в ярмарке вакансий, подготавливают презентации, листовки, буклеты, оформляют стенды и несут иные расходы.

Сумма расходов, связанных с участием в ярмарках вакансий, может быть значительна.

Налоговое законодательство не содержит каких-либо запретов по отнесению указанных расходов к затратам, уменьшающим налогооблагаемую базу по прибыли.

Иные формы привлечения кандидатов

Потенциальный работодатель вправе выбрать любой приемлемый для себя вариант подбора соискателей. Например, многие организации или предприниматели размещают информацию о вакансиях на собственных сайтах в Интернете или на специализированных Интернет-сайтах. Другие информируют о приеме на работу на страницах своих рекламных каталогов и буклетов.

Несмотря на то, что выделить расходы, связанные с поиском сотрудников, в таких случаях практически невозможно, каких-либо проблем с налогообложением возникать не должно, так как налоговое законодательство не содержит требований о необходимости распределения понесенных расходов в зависимости от их экономического содержания.

Например, организацией заключен договор на проведение маркетинговых исследований товарного рынка, разработку стратегического плана внутреннего управления, предоставления заказчику плана осуществления предпринимательской деятельности с целью повышения коэффициента прибыли, а также на осуществление подбора квалифицированного персонала на руководящие должности.

Факт выполнения оказанных услуг подтвержден соответствующими актами.

При данных условиях понесенные расходы признаны судом обоснованными без конкретизации стоимости исполнения по каждому элементу обязательств договора (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2006 по делу № А56-46922/2004).

К аналогичному выводу пришел суд и при рассмотрении спора при заключении договора, содержащего обязательства исполнителя по подбору персонала и по предоставлению персонала для выполнения работ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 по делу № А56-6844/2005).

В завершение необходимо напомнить, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, необходимо запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Плата за предоставление информации установлена 1 МРОТ (100 рублей) пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 85.

Понесенные расходы, связанные с получением необходимых сведений, также признаются обоснованными для целей налогообложения.

Читайте также:  Идеальный сервис: как его измерить?

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что практически любые расходы, связанные с поиском сотрудников, могут быть учтены для целей налогообложения без каких-либо ограничений.

Расходы на подбор персонала и их учёт

Существуют различные способы подбора персонала. Выбор между ними определяется многими факторами: какой именно работник нужен, финансовые возможности организации и др.

Рассматривая вопрос по подбору кадров необходимо учитывать возникающие затраты для целей бухгалтерского и налогового учета. Можно охарактеризовать такие расходы по основным направлениям:

— собственными силами – с помощью специалистов, состоящих в штате компании (менеджер по подбору персонала, директор по персоналу, отдел кадров);

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

— с помощью специализированных организаций по подбору персонала (консалтинговые, кадровые, рекрутинговые, хэдхантинговые и иные агентства);

— путем обращения в службу занятости населения, а также участия в ярмарках вакансий, рабочих и учебных мест, организуемых этими службами.

Если предприятия будут осуществлять самостоятельный подбор кадров, то в состав затратной части предусматриваются расходы:

– по размещению рекламного материала в средствах массовой информации;

– на объявления о наборе кадров организация, где указывает информацию об имеющихся вакансиях (должность, оклад, профиль деятельности организации), а также излагается требования, предъявляемые к кандидатам, учитывая, что в средствах информации было помещено объявление о трудоустройстве, а не рекламный материал.

Если предприятие будет осуществлять через кадровое агентство при подборе кадров, предполагается заключить договор на оказание услуг.

В пункте договора (с точки зрения налогообложения) будет иметь особое значение, в какой момент можно будет принять расходы по подбору кадров для целей налогообложения прибыли. Договор считается исполненным, а обязательства кадрового агентства выполненными, если работодатель принял на работу претендента и назначил срок его выхода на рабочее место. Фирма в договоре с кадровым агентством может указать и такой вариант исполнения договора: подтверждение профессионализма кандидата после прохождения испытательного срока.

В налоговом учете расходы по набору персонала относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.8 п.1 ст.264 НК РФ). Сюда относятся и услуги специализированных организаций по подбору персонала. Наличие или отсутствие у заказчика собственной кадровой службы значения не имеет.

К таким расходам наравне с другими предъявляются требования, сформулированные в п.1 ст.252 Кодекса. В частности, они должны быть экономически оправданными.

Расходы, связанные с набором персонала, не учитываются для целей налогообложения, если организация фактически не произвела набор. Подобные расходы, по мнению налоговых органов, нельзя рассматривать как экономически оправданные. Также организация может принять для целей налогообложения затраты на набор персонала, даже если они не принесли результата. Но в этом случае нужно быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.

При методе начисления расходы на оплату услуг сторонних организаций по размещению объявлений признаются на следующую дату (пп.3 п.7 ст.272 НК РФ):

– день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

– либо день предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

– либо последний день отчетного (налогового) периода.

Расходы признаются в наиболее раннюю из этих дат.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный при размещении объявлений, принимается к вычету при соблюдении четырех условий, установленных в п.2 ст.171 и в ст.172 НК РФ:

— услуги по размещению объявлений оказаны, что должно быть подтверждено документально – актом и т.д.;

— услуги предназначены для операций, облагаемых НДС;

Объявления о наборе персонала, самостоятельно размещаемые организацией, не являются рекламой. Они не удовлетворяет критериям рекламы, приведенным в ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе». В большинстве случаев расходы по размещению объявлений о вакансиях не должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль, потому что налог на рекламу – местный налог. Объект налогообложения по нему определяют местные власти.

Набор персонала с привлечением специализированной организации часто используют наряду с первым (собственными силами), но он довольно дорог. Вознаграждение специализированных организаций может составлять 20-25% годовой оплаты труда принятого на работу сотрудника до выплаты налогов, а для топ-менеджеров эта сумма может доходить до 50%. Поэтому очень важно правильно учесть эти расходы для целей налогообложения.

При обращении в службу занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе оказания помощи в трудоустройстве. Федеральная служба занятости гарантирует всем гражданам нашей страны бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Об этом говорится в п.1 ст.12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1).

При этом, организации должны соблюдать установленные квоты для трудоустройства инвалидов, предоставлять рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также резервировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Число таких граждан определяется органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для организаций, в штате которых состоит более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2% и не более 4%). В случае, если организации не выполняют установленную квоту для приема на работу инвалидов, они должны ежемесячно вносить в региональный бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размер и порядок внесения квоты устанавливают органы государственной власти субъектов РФ.

П.3 ст.25 Закона N 1032-1 обязывает работодателя представлять службе занятости информацию о вакантных рабочих местах (должностях), а также о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Полученная от работодателей информация о вакансиях позволяет службе занятости направлять соискателей рабочих мест к работодателям. Работодатели же имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п.2 ст.26 Закона N 1032-1).

Порядок признания в бухучете расходов по подбору персонала определен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. На основании п.п.5, 7 и 9 этого документа рассматриваемые расходы относятся к управленческим расходам и признаются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухучете (п.17 ПБУ 10/99) расходы признаются независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной или иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты (п.18 ПБУ 10/99).

Это означает, что затраты на публикацию объявлений о вакансиях отражаются в бухучете в том отчетном периоде, когда услуги по публикации были фактически оказаны, то есть объявление напечатано в журнале или газете.

В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, момент отражения услуг специализированных агентств зависит от формулировок договора: когда услуга по подбору персонала считается оказанной.

Ссылка на основную публикацию