Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Практически каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда налоговые органы по результатам проверки доначисляли налоги или отказывали в возмещении НДС.

Что делать в такой ситуации? Стоит ли налогоплательщику отстаивать свою позицию и пытаться доказать свою правоту, и какие возможности для спора у него есть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Причины возникновения налоговых споров

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Истребование документов

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Права налогоплательщика

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
    • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
    • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
    • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям.
  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание —подпункт 2 пункта 1, пункт 4 статьи 139.3 НК РФ
  • четко соблюдать все требования к содержанию жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)
    • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. (пункт 1 статьи 139 НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно -из следующих решений:

— отменить решение нижестоящего налогового органа,

— оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

  • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
  • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
  • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
  • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
  • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
  • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
    • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
    • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
    • осмотру помещений и инвентаризации
  • Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
    • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
    • предоставление дополнительных документов;
    • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
    • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
  • использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

Как оспорить результат налоговой проверки: основания, пошаговая инструкция

Организация, в отношении которой проводилась налоговая проверка, может обжаловать решение ФНС, отраженное в акте проверке. В статье разберем, как оспорить результат налоговой проверки, каковы основания для обжалования решения фискальной службы, каковы сроки оспаривания акта проверки.

Основания для обжалования акта проверки ФНС

Организация вправе обжаловать решение ФНС, отраженное в акте проверки, при условии нарушения сотрудниками фискальной службы процедуры проведения контрольных мероприятий.

Приведем наиболее распространенные основания для обжалования акта проверки ФНС:

  1. ФНС дважды проверен один и тот же период. В соответствие с п.5 ст. 89 НК РФ, ФНС не вправе проводить выездные проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период. К примеру, проверка начисления и уплаты организацией налога на прибыль за 2020 год может осуществляться только один раз. Также недопустимо «наложение» периодов проверки. Если ФНС однажды проверила начисление НДС за период 3-4 кварталы 2020 года, то проводить контрольные мероприятия по НДС за полный 2020 год налоговики уже не могут.
  2. Период проверки составил более 3-х лет. В ходе выездной проверки представители налоговой службы не могут проверять корректность начисления и уплаты налогов и сборов за период, превышающий 3 года. Данное условие установлено п.4 ст. 89 НК РФ. При этом сотрудникам ФНС не воспрещается запрашивать документы, относящиеся к другим периодам (превышающим 3 года) при условии, что данные документы необходимы для анализа расчетов и начислений проверяемого периода (не более 3-х лет).
  3. Руководство организации не уведомлено с актом проверки. Согласно п.5 ст. 100 НК РФ, представитель организации, в отношении которой проводилась проверка, должен быть ознакомлен с ее результатами в течение 5-ти дней с момента составления соответствующего акта. Если речь идет о проверке юрлица, то ФНС обязана ознакомить с актом уполномоченного представителя компании (директора или главного бухгалтера). Дата уведомления представителя с результатом проверки отражается в соответствующей графе акта.
Читайте также:  Сертификация услуг общественного питания

Основанием для обжалования результатов проверки могут служить иные случаи нарушения сотрудниками фискальной службы порядка проведения контрольных мероприятий. К такому нарушению можно, в частности, отнести необоснованное продление периода проверки. Согласно НК РФ, общий срок проведения ФНС контрольных мероприятий не должен превышать 2-х месяцев. Основанием для продления срока проверки до 4-х или 6-ти месяцев могут служить такие факты:

  • в адрес ФНС направлена жалоба, в которой описаны факты нарушения проверяемой организацией положений налогового законодательства;
  • в период проверки на территории организации был пожар, потоп, иное чрезвычайное событие;
  • представитель организации не предоставил ФНС документы, запрошенные в установленном порядке.

Если ни один из указанных фактов в ходе проверки не обнаружен, продления периода контрольных мероприятий до 4-х или 6-ти месяцев считается необоснованным.

Как оспорить результат налоговой проверки: пошаговая инструкция

За налогоплательщиком закрепляется право досудебного обжалования результатов проверки ФНС, а также оспаривание акта налоговой проверки через суд.

На первом этапе представителю организации необходимо подготовить и подать в ФНС письменное возражение на акт налоговой проверки. В случае если на основании решения ФНС претензии налогоплательщика будут признаны необоснованными, представитель организации вправе обратиться с иском в суд.

Ниже представлена пошаговая инструкция, которая поможет налогоплательщику разобраться в особенностях обжалования акта налоговой проверки.

Как оспорить результат налоговой проверки

Шаг #1. Подготовка оснований для жалобы

Первоначально представителю организации необходимо подготовить основания для жалобы. В качестве оснований могут выступать любые документы, сведения, свидетельства, подтверждающие нарушения сотрудников ФНС в ходе проведения проверки.

Если налоговики предоставили акт проверки позже установленного срока, то подтверждающим документом будет выступать непосредственно акт, в котором указана дата фактического ознакомления директора (главного бухгалтера) с результатами проверки.

Возможно, основанием для жалобы является незаконное, по мнению организации, продление периода проверки в связи с непредоставление ФНС необходимых документов. В данном случае правоту налогоплательщика смогут подтвердить уведомление, направленное представителем организации в адрес ФНС и содержащее в себе перечень объективных причин, объясняющих невозможность предоставления полного перечня требуемых документов.

Шаг #2. Составление возражения

На основании документов, подтверждающих нарушение ФНС порядка проведения проверки, налогоплательщик составляет возражение на акт проверки.

Документ составляется на бланке установленного образца. В тексте возражения налогоплательщик указывает:

  • наименование налогового органа, в который подается возражение (ФНС, проводивший проверку);
  • ФИО представителя организации, который подает возражение, дата, номер доверенности, подтверждающей полномочия лица;
  • полное наименование организации, в отношении которой проведена проверка;
  • вид проверки, акт которой оспаривается (выездная/камеральная);
  • дата, номер акта проверки;
  • перечень оснований, подтверждающий право налогоплательщика на оспаривание результатов проверки (со ссылками на нормативно-правовые акты);
  • требования налогоплательщика (признание акта проверки недействительным, отмена решения о необходимости доначисления налога и оплаты пени, штрафа).

Шаг #3. Обращение в ФНС

В соответствие с п.6 ст.100 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать акт налоговой проверки в течение 30-ти дней с момента его составления.

Для оспаривания акта проверки представитель организации подает в территориальный орган ФНС по месту регистрации следующие документы:

  • возражение (в 2-х экземплярах);
  • документы, подтверждающие обоснованность требований налогоплательщика;
  • удостоверение личности представителя;
  • доверенность, на основании которой заявитель представляет интересы организации;
  • документы, подтверждающие регистрацию организации (выписка из ЕГРЮЛ).

При личном обращении представитель передает в ФНС документы и один экземпляр возражения. Второй экземпляр возражения (с отметкой налогового органа и датой принятия документов) остается у заявителя.

Шаг #4. Получение ответа ФНС

В соответствие с порядком рассмотрения налоговых правонарушений, руководитель органа ФНС, в адрес которого поступило возражение, изучает материалы проверки, после чего выносит решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении требований в связи с признанием возражений налогоплательщика необоснованными.

Срок рассмотрения обращения – 10 рабочих дней с момента получение от заявителя соответствующего возражения. При необходимости дополнительной проверки сведений и материалов, срок рассмотрения возражения налогоплательщика может быть продлен до одного месяца.

Решение налогового органа направляется заявителю в письменном виде. Ниже в таблице – варианты таких решений:

№ п/пРешение органа ФНС в ответ на возражение акта проверкиДействия ФНС
1Удовлетворение требований налогоплательщикаПризнание акта проверки недействительным, привлечение к ответственности лиц, которые участвовали в проверке и совершили правонарушение
2Отказ в удовлетворении требований налогоплательщикаНаправление налогоплательщику уведомления о признании требований необоснованными, подтверждение правомерности действий проверяющих

Шаг #5. Обращение в суд

В случае отказа ФНС в удовлетворении претензии, налогоплательщик вправе обратиться в суд.

Вместе с исковым заявлением, представитель организации подает в ФНС:

  • копию возражения на акт проверки, направленного в ФНС;
  • документы, подтверждающие обоснованность требований истца;
  • копию решения ФНС в ответ на возражение.

Обжалование налогоплательщиком акта проверки ФНС осуществляется в стандартном процессе судебного производства. Если суд посчитает аргументы налогоплательщика обоснованными, акт проверки ФНС признается недействительным на основании соответствующего судебного решения.

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Практически каждый налогоплательщик сталкивался с ситуацией, когда налоговые органы по результатам проверки доначисляли налоги или отказывали в возмещении НДС.

Что делать в такой ситуации? Стоит ли налогоплательщику отстаивать свою позицию и пытаться доказать свою правоту, и какие возможности для спора у него есть?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Причины возникновения налоговых споров

Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.

Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.

При проведении выездных проверок — это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.

Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.

Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.

Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.

Истребование документов

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:

  • обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  • заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

  • представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;

В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.

  • представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

В этой ситуации необходимо предоставить не только пояснения, но и любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе и первичные документы, и регистры налогового учета.

Права налогоплательщика

Следует напомнить, что пунктом 3 статьи 93 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика предоставить документы в течение 10 дней (рабочих) со дня получения соответствующего требования налогового органа.

Но, в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, он может перенести сроки их предоставления. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо направить уведомление в ИФНС — по утвержденной форме, с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и указать сроки, в течение которых налогоплательщик сможет это сделать.

В качестве таких причин могут быть указаны, например, значительный объем запрашиваемых документов, отсутствие сотрудников (например, главный бухгалтер находится на больничном или в командировке. (тогда необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующий факт).

К сожалению, причин по которым налоговый орган может оказать в продлении срока законодательством не предусмотрено. Рекомендуем независимо от того, подано ли уведомление, постараться представить документы в срок, потому что в его продлении может быть отказано.

Если компания не представит документы вовремя, налоговый орган может оштрафовать и размер штрафа будет зависеть от количества неподанных документов.

Подготовка возражений на акт выездной проверки

Следующей важной частью спора является подготовка возражений. Общий срок подготовки возражений — 1 месяц с даты получения акта.

Какие доводы приводить в возражениях — решать самой организации. В данном вопросе следует опираться на конкретную ситуацию. И возможно излагать не все «козыри», а оставить их на дальнейшее рассмотрение, например, в жалобе или суде. Но, здесь необходимо подойти объективно, так как некоторые арбитры высказывают «недовольство» в случае, если налогоплательщик заявляет аргументы, которые он раньше не раскрывал ни возражениях, ни в апелляционной жалобе.

Рекомендуем проверить арифметику и правильность всех расчетов, а также соответствии их первичным документам. Ошибки бывают и в этом случае.

Также мы рекомендуем в доводах на акт проверки указывать на разъяснения ФНС России и Минфина, (ведь налоговый орган обязан ими руководствоваться, особое внимание на письма ФНС, обязательные к исполнению территориальными налоговыми органами, опубликованными на сайте nalog.ru), а также на сложившуюся арбитражную практику по оспариваемому вопросу.

Если налоговый орган, рассмотрев возражения организации, отказал в удовлетворении, и вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, то ее ждет следующая ступень в доказывании своей правоты-это подача апелляционной жалобы. Ее можно подать в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 статьи 101 НК РФ).

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Читайте также:  Правила проведения проверок компании

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия (пункт 2 статьи 101.2 НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается. Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов.

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства;
    • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;
    • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;
    • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;
  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям.
  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание —подпункт 2 пункта 1, пункт 4 статьи 139.3 НК РФ
  • четко соблюдать все требования к содержанию жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)
    • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. (пункт 1 статьи 139 НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно -из следующих решений:

— отменить решение нижестоящего налогового органа,

— оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность (подпункт 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Для этого нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным в Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, с решением которого организация не согласна (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Конечно, с налоговым органом спорить сложно и, суды в подавляющем большинстве поддерживают инспекцию, но тем не менее встречается и положительная судебная практика, поэтому шанс отстоять свою правоту у налогоплательщика есть.

Исходя из опыта, рекомендуем готовится к проверкам заранее. Ведь чем раньше организация начнет готовиться к налоговой проверке, тем эффективней результат и больше шансов на победу.

Основными инструментами для эффективного спора с налоговыми органами являются:

  • Проведение налогового аудита с целью выявления налоговых рисков и оценка рисков назначения выездной проверки;
  • Своевременность привлечения налоговых консультантов и юристов по ведению налоговой проверки;
  • Выработка линии и тактики поведения с налоговыми органами;
  • Контроль за ходом проверки, в том числе за соблюдением налоговыми органами процедуры проведения проверок;
  • Дифференцированный подход к подготовке требований и пояснений по предоставлению информации и документов, запрашиваемых налоговым органом;
  • Подготовка к мероприятиям налогового контроля:
    • сбор и анализ документов по должной осмотрительности или «паспорта» контрагентов
    • подготовка руководителя и сотрудника к даче пояснений и показаний в налоговой инспекции
    • осмотру помещений и инвентаризации
  • Подготовка аргументов в пользу своей позиции:
    • перепроверка всех фактов, расчетов и доводов налогового органа, изложенных в акте проверки;
    • предоставление дополнительных документов;
    • четкое, простое изложение контраргументов, правильная расстановка акцентов;
    • анализ судебной практики и официальной позиции контролирующих органов.
  • использование всех возможностей, предусмотренных законодательством, для ведения спора.

Получите консультацию налогового специалиста

Оставьте заявку, заполнив форму. Мы свяжемся с вами и согласуем удобное время для встречи.

Главная страница » Информация » Бухгалтерский учет, учет налогов: как вести » Налоговый учет » Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Читайте также:  Оформляем совмещение должностей: шпаргалка для кадровика

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).
Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Дмитрий Ицков старший партнер, адвокат Коллегии адвокатов «Малов и партнеры»

Как оспаривать результаты налоговых проверок: развернутая инструкция

Если у вас прошла налоговая проверка и вы получили акт с доначислениями, это еще не означает, что претензии проверяющих нельзя оспорить. Первым делом необходимо подготовить возражения на акт проверки. Такое право налогоплательщика предусмотрено Налоговым кодексом (далее НК). Срок на подготовку и направление возражений в налоговый орган — один месяц со дня получения акта.

Рассмотрим, как правильно оформить возражения и какие процедуры нужно пройти, чтобы не упустить возможность снизить доначисления.

Как подготовить возражения

В НК указано, что возражения могут быть предоставлены как в целом по акту, так и по его отдельным положениям. То есть даже если просто укажете, что являетесь добросовестным налогоплательщиком, не нарушали законодательство и не согласны с актом проверки, то формально будет считаться, что возражения вы подали, а налоговики обязаны будут их рассмотреть. Но вряд ли вы тем самым добьетесь желаемого результата, поэтому лучше готовить мотивированные возражения.

Прежде всего опишите собственную позицию в отношении обстоятельств, которые изложили проверяющие в акте. Часто инспектора просто не понимают или не хотят понимать бизнес-логику тех или иных хозяйственных операций или сделок. Ваша задача — максимально просто и доступно пояснить,

— почему вы совершили ту или иную операцию;
— каких экономических выгод вы планировали достигнуть, какую деловую цель преследовали;
— какие конкретные факты, по вашему мнению, изложены проверяющими некорректно, — — искажены или не соответствуют действительности;
— какими документами или иными доказательствами вы можете подтвердить свою позицию.

Кстати, вместе с письменными возражениями вы можете предоставить в налоговый орган любые доказательства, подтверждающие обоснованность возражений: документы, выводы экспертизы, показания свидетелей. Налоговый орган обязан принять их во внимание. По наиболее спорным и рискованным вопросам, которые с большой вероятностью привлекут внимание налоговиков, рекомендуем готовить такие доказательства заранее, то есть собирать так называемый защитный файл. Это существенно упростит вам жизнь: ведь зачастую одного месяца на подготовку возражений недостаточно, чтобы собрать все необходимые данные.

На что еще обратить внимание

— Арбитражная практика. Налоговые органы часто не следят за тенденциями разрешения налоговых споров в судах и не учитывают, что тот или иной вопрос уже был разрешен в пользу налогоплательщика. Но даже если они знают, что суды не на их стороне, это не мешает предъявлять одни и те же однотипные претензии в надежде, что налогоплательщик недостаточно осведомлен о сложившейся судебной практике. Поэтому по каждому эпизоду, с которым вы не согласны, рекомендуем изложить не только свою правовую позицию, но и указать, что она подтверждается конкретными судебными кейсами. Лучше всего, если это будут споры, рассмотренные на уровне высших судов — Верховного или Конституционного. Убедительными будут выглядеть и ссылки на решения арбитражного суда вашего федерального округа.

— Процедурные нарушения. Ссылками на процедурные нарушения, допущенные в ходе проверки, рекомендуем не злоупотреблять. Указать на них можно, но класть их в основу своих возражений не стоит. Во-первых, эти нарушения могут быть устранены в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля или вышестоящим налоговым органом. Во-вторых, суды крайне редко отменяют решения налоговиков только из-за нарушения процедуры проверки.

Как реагируют налоговики

На практике инспектора довольно часто снимают свои претензии, после того как увидят, что спорная операция на самом деле обычная для вашего вида бизнеса и что вы не преследовали цели уклонения от уплаты налогов. Даже если этого будет недостаточно для решения в вашу пользу, налоговики по крайней мере поймут, что вы способны обосновать свою позицию и сделаете это при дальнейшем обжаловании в вышестоящем налоговом органе или суде. А для проверяющих очень важно, чтобы их претензии устояли, а потому могут и отказаться от каких-то претензий, если поймут их бесперспективность.

Разумеется, налоговые споры возникают не только из-за недопонимания специфики бизнеса, но и из-за неправильного применения норм закона как налогоплательщиком, так и налоговиками. Не секрет, что налоговое законодательство несовершенно, местами противоречиво, разобраться в нем не так легко. Поэтому неудивительно, что у налогоплательщиков и инспекторов могут быть абсолютно разные взгляды на правовую квалификацию одной и той же хозяйственной операции.

Именно поэтому так важно изложить в возражениях свою правовую позицию максимально обоснованно, со ссылками на конкретные нормы права и при необходимости на подзаконные акты.

Рассмотрение возражений

После того как подадите письменные возражения, у вас еще будет возможность обсудить их с руководством инспекции лично. НК предусматривает, что руководитель налогового органа (или его заместитель) обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В рамках этой процедуры представитель налогоплательщика может изложить свою позицию или задать вопросы проверяющим. Одним словом, это возможность обсудить правонарушения, которые вменяют компании.

На рассмотрении материалов проверки в обязательном порядке присутствует сам начальник инспекции или его заместитель. Зачастую он не знаком с актом проверки или просмотрел его поверхностно, поэтому выступает, как правило, наблюдателем. Вашими основными оппонентами будут тот инспектор, кто проводил проверку, а также его коллеги из юридического отдела. Ваша задача — постараться убедить начальника инспекции, что его подчиненные допустили серьезные ошибки, вменив вам те или иные правонарушения, и вы готовы обжаловать это дальше, если доначисления не отменят по результатам рассмотрения материалов проверки.

После рассмотрения материалов проверки компании могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК). По сути, это продолжение проверки. Однако следует помнить, что в акте, полученном вами по первоначальной проверке, уже не могут появится новые эпизоды, которые ухудшают положение налогоплательщика. На практике назначение ДМНК — это скорее положительный фактор. Он может свидетельствовать о том, что проверяющие хотя и не готовы сразу отказаться от каких-то эпизодов, но согласны рассмотреть аргументы и доводы налогоплательщика более подробно. Практически в 90% случаев после завершения ДМНК налогоплательщику удается улучшить свое положение, то есть уменьшить размер доначислений.

После окончания ДМНК вы получаете дополнение к акту налоговой проверки, на которое также можно направить письменные возражения. Но в данном случае у вас есть 15 дней на их подготовку.

Официальная статистика, которая демонстрировала бы общее количество или процент отмененных претензий налоговых органов по результатам рассмотрения возражений налогоплательщиков, отсутствует. Но опыт работы налоговых юристов, менеджеров и консультантов показывает, что после подготовки качественных возражений вполне реально снять 20–30% доначислений. Поэтому мы рекомендуем со всей серьезностью отнестись к этому процессу и по возможности доверить его профессионалам в области налогообложения.

Ссылка на основную публикацию