Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как научить детей экономить деньги

7 гениальных советов, чтобы научить ребенка копить

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Важные жизненные привычки, связанные с деньгами, формируются в возрасте до 7 лет. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от необдуманных трат во взрослой жизни, важно научить его копить и правильно относиться к деньгам именно сейчас.

AdMe.ru делится с вами 7 верными способами, которые помогут развить у ребенка полезные привычки.

№ 1. Расскажите про семейный бюджет

Рассказывать ребенку про деньги можно уже с 3–4 лет, тогда в школьном возрасте он будет уметь ими распоряжаться. Важно делать это на его языке. Разделите траты по цветам и расскажите, что синий — это плата за квартиру, желтый — траты на еду, а голубой — на игрушки.

Чему научит: В следующий раз, когда ребенок попросит в магазине новую игрушку, вы сможете спокойно объяснить, что деньги остались только в желтом кружке, а в голубом появятся в следующем месяце. Покажите ребенку, что он может потерпеть, накопить побольше синего цвета и купить большую игрушку.

№ 2. Не покупайте сразу

Яркие витрины и стеллажи вызывают всплеск эмоций и заставляет ребенка кричать: «Купи, купи, купи!» Не отказывайте, а предложите занести вещь в список желаний. Желание нужно нарисовать, написать название, цену и повесить на холодильник. В конце месяца можно заглядывать в список и выбирать одну игрушку.

Чему научит: Малыш научится обдумывать каждую покупку и не поддаваться спонтанным желаниям. Этот процесс будет интересным и познавательным.

Как научить ребенка экономить деньги

Скажем прямо, на постсоветском пространстве составлять семейный бюджет и экономить начали учиться только сейчас. Точнее, делать это с оглядкой на мировой опыт. В советскую бытность экономия в основном ассоциировалась у людей с необходимостью «ужаться» из-за финансовых затруднений, нехватки средств и прочей негативной мотивации. Но ведь для экономии можно и нужно использовать и позитивную мотивацию – чтобы накопить на желанную вещь, насобирать денег на учебу детей, отпуск в далекой экзотической стране и т.д. Правда, учиться этому стоит не только взрослым, но и детям. С чего начать? Давайте познакомимся с опытом американцев. Самое известное бизнес-издание мира Wall-Street Journal проанализировало опыт экономистов и психологов в сфере начального финансового образования детей.

Американские специалисты считают, что, прежде всего, следует научить детей не стремиться получить все сразу, а терпеливо ждать. Это очень поможет вашему ребенку во взрослой жизни, когда ему захочется какую-то дорогую вещь. Для людей, которые не умеют откладывать удовольствия ради бОльшей выгоды в будущем, существует только один путь – взять на такую вещь кредит. Однако огромные проценты и сам факт обязательства перед банком (плюс еще какая-нибудь закладная) – не лучший вариант. Разумнее научиться жертвовать мелкими удовольствиями ради получения крупного. Например, перестать ходить в дорогой ресторан ради того, чтобы накопить на ремонт в квартире. Или отказаться от обновления гардероба в этом сезоне и доносить все, что осталось с прошлого года. Более реальный вариант, милые дамы, не правда ли?

Итак, вернемся к детям. Допустим, родители выдают ребенку карманные деньги в размере 200 рублей в неделю (сумма условна, давайте не будем обсуждать ее размер – для кого-то большой, для кого-то – смехотворный). Ребенок привыкает к этой сумме. И когда ожидает очередную выдачу карманных денег, папа предлагает ему уже 300 рублей, но для этого придется подождать, к примеру, еще 3 дня.

По словам профессора экономики Университета Калифорнии Шломо Бенарци, эта ситуация связана с немедленным получением удовольствия. Если смотреть на предложение с точки зрения сиюминутной выгоды, то, конечно, лучше получить хотя бы привычные 200 рублей, чем не получить сейчас ничего. С другой стороны, 300 рублей, несомненно, выгоднее, ведь это плюс 50% от привычной суммы. Правда, дети обычно выбирают более мелкую сумму, но с этим можно работать, воспитывая у сына или дочери умение ждать.

Можно попробовать и такую схему – либо ребенок получает 300 рублей сразу, либо по 43 рубля в день. Профессор Бернарци убежден, что большинство детей предпочтут второй вариант, ведь это, опять же, стабильный доход.

Как показывает опыт, наличные люди тратят медленнее, чем деньги на карт-счете. А все потому, что купюры более реальны, чем счет. По этой же причине человек может не потратить на мелочь деньги, если ему жаль разменивать крупную купюру. Тот же прием действует и на детей. Проведите следующий эксперимент. Один раз дайте ребенку карманные деньги крупными купюрами, второй раз – мелкими. Скорее всего, мелочь он потратит быстрее.

Читайте также:  Рейтинг: самые богатые рестораторы России

«Все дело в том, что более крупная купюра для ребенка, как и для взрослого, представляет более высокую ценность», — отмечает профессор маркетинга Дхананджей Найяканкуппам, представляющий Университет Айовы. – «Внутренние переживания от траты крупных купюр будут для ребенка сильнее, чем от мелких».

Списки покупок помогают рациональнее относиться к трате денег не только взрослым, но и детям. Финансовый аналитик Хелен Бекер (г. Нью-Джерси) провела со своими детьми следующий эксперимент. Когда ее дети выражали желание получить какие-то вещи, Хелен вносила их в список покупок. Спустя несколько дней мама с детьми просматривала и обсуждала вещи, попавшие в список. Оказывалось, что большую часть пунктов можно было вычеркивать, потому что за несколько дней дети «перегорели» и больше не хотели игрушку или какую-то другую вещь.

» Когда мои дети были младше, я всегда поражалась этому факту – еще в пятницу они места себе не находили, желая заполучить какую-то игрушку, а уже в понедельник начисто забывали о своем желании«, — отмечает госпожа Бекер. Именно в этот момент ей и пришло в голову начать составлять списки. Как видим, это помогло!

Психологи говорят, что дети так неразумно распоряжаются деньгами, постоянно выпрашивая какую-то ерунду, по банальной причине – они рассматривают эти деньги не как свои, а как родительские (бездонная бочка, ага). Это стоит использовать, занимаясь финансовым воспитанием своего ребенка.

Проведите следующий эксперимент. Отправьте ребенка в магазин и дайте ему на 40% больше суммы. Попросите вернуть вам сдачу. Скорее всего, помимо нужных покупок ребенок прихватит с собой еще какую-то мелочь – печенье, шоколадку или маленькую игрушку. В следующий раз дайте ему столько же, но скажите, что сдачу он может оставить себе. Очень часто в такой ситуации дети не потратят сдачу, поскольку будут считать ее своими деньгами.

Конечно, универсальных методов финансового воспитания нет. Однако стоит попробовать какие-то методы, чтобы привить ребенку разумное отношение к деньгам. Вряд ли стоит пускать на самотек такой важный аспект воспитания, ведь в будущем эти умения и навыки ой как пригодятся.

Как научить ребенка копить

И воспитать правильное отношение к деньгам

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Читайте также:  До 1 апреля все бизнесмены обязаны предоставить информацию о своих компаниях в Росстат, а до этого момента они могут отправить анкету с данными о себе по электронной почте

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Читайте об этом

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Список желаний для дошкольниковPDF, 1,1 МБ

Дети постарше могут вести такой список:

Список желаний для школьниковPDF, 33 КБ

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.

Дать возможность распорядиться деньгами

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.

Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.

Что выбираешь?

Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.

Помочь составить план

Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.

Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.

Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

План с дорожкойPDF, 380 КБ

С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.

Финплан для подростковPDF, 41 КБ

В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку : она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.

Калькулятор для быстрых расчетов:

Детальный финансовый план:

Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.

Позволить накопить

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Наклейка на копилкуPDF, 1,8 МБ

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Читайте также:  Как прожить, а точнее выжить на 15 тыс. рублей в Москве

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 Р добавляйте еще 100 Р . Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Как научить ребенка экономить карманные деньги?

Уже в возрасте 5-6 лет ребенок начинает понимать, что в мире существуют деньги, которые взрослые обменивают не только на игрушки.

В это время многие дети начинают просить деньги на сладкое, аттракционы, подарок другу на день рождение и так далее…

Возникает надобность не только выделять чаду карманные деньги, но и научить его распоряжаться деньгами.

Психологи отмечают несколько техник, которые помогут обучить ребенка разумным тратам и экономии своих карманных денег.

Планирование бюджета

Рассказывать одно, показывать – совсем другое. Берите ребенка с собой в магазин и показываете, что есть первоочередные и второстепенные покупки, без которых можно и обойтись. Спрашивайте у малыша, что бы он купил, и объясняйте, почему одни идеи хорошие, а другие – нет. Затем проверяйте, как он усвоил сказанное.

Ребенок должен видеть и понимать, что количество денег ограничено, и мама всегда тщательно рассчитывает, сколько и на что можно потратить.

Еще одна техника, позволяющая научить ребенка планировать расходы наперед, заключается в выделении карманных денег сразу на определенный период. Не ограничивайте малыша, давайте ему в понедельник средства на всю неделю. Может случиться так, что до вторника денег не останется вообще… Вот и пришел момент поговорить о том, как важно рассчитывать траты наперед.

Показывайте ребенку, что без денег он не сможет позволить себе даже минимум, но наказания не должны быть слишком строгие. Нельзя оставлять ребенка вообще без школьного обеда, ну а без сладкого вполне можно обойтись.

Как научить детей экономить

Учитывая тот факт, что в современном мире всем нам важно быть финансово подкованными и понимать, как правильно обращаться с деньгами, удивительно, что детей не учат этому в школах. Даже мы, взрослые, не всегда знаем, как правильно обращаться со своими деньгами. Однако, будучи родителями, вам необходимо научить детей экономить и преподать им несколько уроков финансовой грамотности. И начинать знакомить ребенка с миром финансов можно уже с трехлетнего возраста, прежде чем он начнет просить вас купить одиннадцатую по счету одинаковую игрушку.

Берите ребёнка в супермаркет

Когда в следующий раз вы соберётесь пойти в магазин, возьмите детей с собой, но заранее объясните им, с какой целью вы туда идете. Например, вам нужно выбрать и купить подарок для друга или продукты для ужина, и вы не собираетесь покупать ничего другого. К тому же, одновременно с этим вы можете начать учить ребенка сравнивать цены и качество похожих товаров от разных производителей. Можно дать ребенку определенную сумму денег и попросить его выбрать, что на них купить в пределах того, что вам необходимо. Если они выберут не то, что нужно, а что хочется, объясните, к каким результатам это может привести. Это станет отличным стартом рационального обращения с деньгами. Постоянно спрашивайте ребенка перед покупкой, действительно ли ему нужна эта вещь прямо сейчас или ее покупку все же можно отложить до следующего раза.

Таким образом дети постепенно научатся понимать – чтобы что-то получить, им придется ждать. Это трудно объяснить ребенку в любом возрасте, но дети не должны воспринимать вас как машинку, печатающую деньги. А способность растягивать ожидание и получать от этого определенное удовольствие, мечтая обладать какой-либо вещью, также может определить, насколько успешно ваши дети будут обращаться с деньгами, когда вырастут. В любом случае, дети должны понять, что, если они действительно хотят что-то получить, они должны ждать и копить, а потом купить это.

Ссылка на основную публикацию