Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

В федеральные законы «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) внесен ряд изменений, касающихся заключения и исполнения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ (далее – Закон № 343-ФЗ) и вступят в силу с 01.01.2017. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Уточнено понятие крупной сделки

Согласно действующему правилу (п. 1 ст. 78 Закона об АО, п. 1 ст. 46 Закона об ООО) крупной сделкой является сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества (для АО) или 25 и более процентов от стоимости имущества общества (для ООО). С нового года это правило будет дополнено (п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

Крупной будет считаться также сделка, предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

Кроме того, для признания сделки крупной она должна выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности общества. При этом с 01.01.2017 не будет признаваться выходящей за такие пределы сделка, которая:

  • является для общества типичной (то есть заключается организациями, осуществляющими такую же деятельность);
  • не приводит к прекращению деятельности общества или изменению его вида либо существенному изменению ее масштабов.

Отметим, что до этих изменений сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности АО и ООО, также не признавались крупными. Однако в законе не разъяснялось понятие такой деятельности. Это было сделано в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28.

Расширен перечень крупных сделок, не требующих одобрения

Перечень сделок АО или ООО, которые не признаются крупными и, соответственно, не требуют одобрения, дополнен новыми сделками. Так, без предварительного одобрения с 01.01.2017 могут заключаться сделки (пп. «г» п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 2 Закона № 343-ФЗ):

  • на тех же условиях, что и одобренный предварительный договор;
  • по приобретению ценных бумаг публичного общества, заключенные на условиях, предусмотренных обязательным предложением;
  • по передаче прав на имущество при реорганизации общества;
  • относящиеся к публичным договорам (если они заключаются обществом на условиях, которые не отличаются от условий иных договоров).

Сделок с заинтересованностью стало меньше

Сделок, к которым применяются правила о совершении сделок с заинтересованностью, стало меньше. С 01.01.2017 такие правила не будут применяться к сделкам (пп. «в» п. 11 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона № 343-ФЗ):

  • которые совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, если обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в которых нет заинтересованности;
  • заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор был одобрен в качестве сделки, в которой есть заинтересованность;
  • заключаемым на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества.

Оспорить крупную сделку или сделку с заинтересованностью акционеру (участнику) будет сложнее

Сегодня правом оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью обладает само общество или любой из его участников (акционеров). С января право оспаривания будет предоставлено обществу, члену совета директоров или участникам (акционерам), владеющими в совокупности не менее 1% голосующих акций (долей) общества (пп. «д» п. 10, пп. «б» п. 14 ст. 1, ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

Контролирующие и подконтрольные лица заменят аффилированных

При определении сделки с заинтересованностью с 01.01.2017 больше не будет применяться понятие «аффилированное лицо». Теперь лица будут делиться на контролируемые и подконтрольные (п. 12 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона № 343-ФЗ).

Общества смогут определить свой порядок одобрения сделок с заинтересованностью

Согласно новым правилам с 2017 года в устав общества может быть внесено положение, согласно которому совершение определенных сделок обществом возможно только после получения предварительного согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров. Кроме того, устав непубличного АО либо ООО может предусматривать порядок одобрения сделок с заинтересованностью, отличающийся от аналогичного порядка, закрепленного в законе (пп. «д», «к» п. 13 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона № 343-ФЗ). В настоящее время возможности включения в устав таких положений законом не предусмотрено.

Кроме того, с 01.01.2017 в устав ООО нельзя будет включать положения, дающие возможность совершения крупных сделок без решения общего собрания участников и совета директоров. Также в уставе не будут упоминаться другие виды и (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный законом. Соответствующие изменения были внесены в ст. 46 Закона об ООО.

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью были внесены изменения, устанавливающие новые правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Указанные изменения не являются революционными, а скорее закрепляют подходы, выработанные судебной практикой, и, тем не менее, могут быть оценены как весьма полезные, поскольку позволяют снять ряд вопросов, ответы на которые раньше могли быть найдены только в судебных актах, при том что последние не всегда отличались единообразием.

Настоящая статья посвящена изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «Закон об ООО») в части совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок и оценке их практической значимости.

Сделки с заинтересованностью

Первым изменением, на которое стоит обратить внимание, является замена аффилированных лиц на лицо контролирующее и подконтрольное.

Согласно легальному определению, приведенному в п. 1 ст. 45 Закона об ООО контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Соответственно, теперь для целей определения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо ориентироваться не на аффилированность лиц, а на лиц, признаваемых контролирующими, при этом перечень оснований, исходя из которых определяется заинтересованность, стал закрытым и не может быть уточнен в уставе компании. В целом дефиниция, приведенная в законе, является достаточно понятной, вместе с тем, представляется, что на практике могут возникнуть сложности с определением контролирующих лиц, поскольку информация о заключаемых компаниями соглашениями, касающихся возможности осуществления контроля, не всегда может быть открыта и доступна, в отличие, например от данных ЕГРЮЛ, позволяющих четко установить процент владения долей в уставном капитале.

Лица, признаваемые заинтересованными в совершении сделок обществом, теперь должны доводить информацию о так называемой потенциальной заинтересованности не только до сведения общего собрания участников общества, но и до сведения совета директоров – в случае его образования.

Важнейшим с практической точки зрения изменением следует признать отмену обязательного предварительного согласия на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

По новым правилам Общество (в лице единоличного исполнительного органа) обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Указанные извещения направляются в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания его участников.

Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки.

Помимо направления извещения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, компания обязана вести отчет о заключенных в отчетном году сделках. Отчет утверждается единоличным исполнительным органом общества, а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом. Такой отчет предоставляется для ознакомления всем, лицам, имеющим право участвовать в годовом общем собрании участников общества, при подготовке к его проведению.

Федеральный закон № 343-ФЗ также внес коррективы в Закон об ООО в части определения органа, к компетенции которого относится согласование сделок с заинтересованностью. Ранее сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, требовали одобрения общего собрания участников общества, по новым правилам согласие на совершение сделки может быть получено от общего собрания участников, а в случаях, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества также от совета директоров общества, в случае его образования в компании.

Уставом общества (на основании единогласного решения всех участников) может быть установлен отличный от установленного Законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также установлено, что такой порядок к сделкам, совершаемым обществом, не применяется.

Крупные сделки

Согласно п. 1 ст. 46 Закона об ООО крупной теперь считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности компании и при этом подпадающая под установленные законом критерии. Обращает на себя внимание тот факт, что в прежней редакции закона на первый план были выдвинуты критерии крупности, и лишь потом приводилось положение, устанавливающее исключение из общего правила, — сделка не признавалась крупной, если она совершалась в процессе обычной хозяйственной деятельности. Подобные изменения, по мнению автора, являются отражением изменения общего подхода законодателя к определению крупной сделки, за исключением закреплен статус правила. Предполагается, что новый подход сократит количество, одобряемых сделок и как следствие упростит жизнь контрагентам.

Понятие сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, также закреплено в Законе, согласно которому таковыми являются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Порог крупности сохранился – 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, но скорректирован перечень сделок, а также величины, на которые следует ориентироваться при определении крупных сделок.

Касаемо перечня следует отметить, что он был расширен, в том числе с учетом складывающейся судебной практики, в результате чего крупными теперь могут признаваться сделки предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

Читайте также:  Открыть мини-гостиницу в жилом доме станет проще

В отношении величин, принимаемых к сравнению при определении крупных сделок, в п. 2 ст. 46 Закона об ООО закреплено следующее: в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества, а при приобретении акций – цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по такой сделке в соответствии с законодательством об акционерных обществах.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

Таким образом, законодатель в какой-то мере исключил злоупотребления, допускаемые при совершении сделок, выражающиеся в том, что имущество с низкой балансовой стоимостью, в действительности являющееся довольно ценным активом, могло отчуждаться без необходимого одобрения.

Компетенция органов управления в обществе по одобрению крупных сделок сохранена без изменений.

Применительно к решению об одобрении сделки следует отметить изменение терминологии, теперь решение о предварительном согласовании именуется согласием на совершении сделки, а о последующем – одобрением сделки. Правовые последствия для обоих решений идентичны.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в решении о согласии на совершении крупной сделки (ее одобрении) были скорректированы, законодатель, следуя тенденциям правоприменительной практики, закрепил возможность указания в решении о согласии не только конкретной цены сделки, но и ее диапазона либо способа определения. Теперь решение может также содержать: согласие на совершение ряда аналогичных сделок; на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение; на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно; срок, в течение которого действительно такое решение (если такой срок в решении не указан, согласие, по общему правилу, считается действующим в течение одного года с даты его принятия). Крупная сделка может быть также заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Законом об ООО.

Вышеуказанные правила применяются также к решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; дополнительно необходимо указывать лицо (лица), имеющих заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), таковым признается.Изменения коснулись также правил оспаривания крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Не останавливаясь подробно на данном вопросе кратко все же отметим, что с внесением изменений был скорректирован перечень лиц, имеющих право обжаловать сделку – в него включены члены совета директоров, а также установлен процент участия в уставном капитале компании, при соблюдении которого участники вправе обжаловать сделку (1%).

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью были внесены изменения, устанавливающие новые правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Указанные изменения не являются революционными, а скорее закрепляют подходы, выработанные судебной практикой, и, тем не менее, могут быть оценены как весьма полезные, поскольку позволяют снять ряд вопросов, ответы на которые раньше могли быть найдены только в судебных актах, при том что последние не всегда отличались единообразием.

Настоящая статья посвящена изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «Закон об ООО») в части совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок и оценке их практической значимости.

Сделки с заинтересованностью

Согласно легальному определению, приведенному в п. 1 ст. 45 Закона об ООО контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Соответственно, теперь для целей определения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо ориентироваться не на аффилированность лиц, а на лиц, признаваемых контролирующими, при этом перечень оснований, исходя из которых определяется заинтересованность, стал закрытым и не может быть уточнен в уставе компании. В целом дефиниция, приведенная в законе, является достаточно понятной, вместе с тем, представляется, что на практике могут возникнуть сложности с определением контролирующих лиц, поскольку информация о заключаемых компаниями соглашениями, касающихся возможности осуществления контроля, не всегда может быть открыта и доступна, в отличие, например от данных ЕГРЮЛ, позволяющих четко установить процент владения долей в уставном капитале.

Лица, признаваемые заинтересованными в совершении сделок обществом, теперь должны доводить информацию о так называемой потенциальной заинтересованности не только до сведения общего собрания участников общества, но и до сведения совета директоров – в случае его образования.

Важнейшим с практической точки зрения изменением следует признать отмену обязательного предварительного согласия на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

По новым правилам Общество (в лице единоличного исполнительного органа) обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Указанные извещения направляются в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания его участников.

Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки.

Помимо направления извещения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, компания обязана вести отчет о заключенных в отчетном году сделках. Отчет утверждается единоличным исполнительным органом общества, а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом. Такой отчет предоставляется для ознакомления всем, лицам, имеющим право участвовать в годовом общем собрании участников общества, при подготовке к его проведению.

Федеральный закон № 343-ФЗ также внес коррективы в Закон об ООО в части определения органа, к компетенции которого относится согласование сделок с заинтересованностью. Ранее сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, требовали одобрения общего собрания участников общества, по новым правилам согласие на совершение сделки может быть получено от общего собрания участников, а в случаях, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества также от совета директоров общества, в случае его образования в компании.

Уставом общества (на основании единогласного решения всех участников) может быть установлен отличный от установленного Законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также установлено, что такой порядок к сделкам, совершаемым обществом, не применяется.

Крупные сделки

Понятие сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, также закреплено в Законе, согласно которому таковыми являются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Порог крупности сохранился – 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, но скорректирован перечень сделок, а также величины, на которые следует ориентироваться при определении крупных сделок.

Касаемо перечня следует отметить, что он был расширен, в том числе с учетом складывающейся судебной практики, в результате чего крупными теперь могут признаваться сделки предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

В отношении величин, принимаемых к сравнению при определении крупных сделок, в п. 2 ст. 46 Закона об ООО закреплено следующее: в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества, а при приобретении акций – цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по такой сделке в соответствии с законодательством об акционерных обществах.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

Таким образом, законодатель в какой-то мере исключил злоупотребления, допускаемые при совершении сделок, выражающиеся в том, что имущество с низкой балансовой стоимостью, в действительности являющееся довольно ценным активом, могло отчуждаться без необходимого одобрения.

Компетенция органов управления в обществе по одобрению крупных сделок сохранена без изменений.

Применительно к решению об одобрении сделки следует отметить изменение терминологии, теперь решение о предварительном согласовании именуется согласием на совершении сделки, а о последующем – одобрением сделки. Правовые последствия для обоих решений идентичны.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в решении о согласии на совершении крупной сделки (ее одобрении) были скорректированы, законодатель, следуя тенденциям правоприменительной практики, закрепил возможность указания в решении о согласии не только конкретной цены сделки, но и ее диапазона либо способа определения. Теперь решение может также содержать: согласие на совершение ряда аналогичных сделок; на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение; на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно; срок, в течение которого действительно такое решение (если такой срок в решении не указан, согласие, по общему правилу, считается действующим в течение одного года с даты его принятия). Крупная сделка может быть также заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Законом об ООО.

Вышеуказанные правила применяются также к решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; дополнительно необходимо указывать лицо (лица), имеющих заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), таковым признается.

Изменения коснулись также правил оспаривания крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Не останавливаясь подробно на данном вопросе кратко все же отметим, что с внесением изменений был скорректирован перечень лиц, имеющих право обжаловать сделку – в него включены члены совета директоров, а также установлен процент участия в уставном капитале компании, при соблюдении которого участники вправе обжаловать сделку (1%). Также необходимо отметить, что из Закона исключен обязательный критерий, при наличии которого сделка могла признаваться недействительной – теперь доказывать причинение убытков обществу необязательно. Расширен также перечень исключений, на которые правила о крупных сделках и сделках с заинтересованностью не распространяются.

Читайте также:  Как одолжить в банке деньги для бизнеса

Подводя итог, необходимо отметить общую либеральную направленность внесенных изменений, которые безусловно заслуживают положительной оценки – количество сделок, требующих обязательного одобрения ради соблюдения одних лишь формальностей должно быть уменьшено. Законодатель устранил ряд вопросов, ответы на которые ранее давались только правоприменительной практикой. В то же время новые положения Закона (например, критерии, исходя из которых сделка признается совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности) должны быть проверены на практике, и их окончательная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью были внесены изменения, устанавливающие новые правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Указанные изменения не являются революционными, а скорее закрепляют подходы, выработанные судебной практикой, и, тем не менее, могут быть оценены как весьма полезные, поскольку позволяют снять ряд вопросов, ответы на которые раньше могли быть найдены только в судебных актах, при том что последние не всегда отличались единообразием.

Настоящая статья посвящена изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «Закон об ООО») в части совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок и оценке их практической значимости.

Сделки с заинтересованностью

Первым изменением, на которое стоит обратить внимание, является замена аффилированных лиц на лицо контролирующее и подконтрольное.

Согласно легальному определению, приведенному в п. 1 ст. 45 Закона об ООО контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Соответственно, теперь для целей определения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо ориентироваться не на аффилированность лиц, а на лиц, признаваемых контролирующими, при этом перечень оснований, исходя из которых определяется заинтересованность, стал закрытым и не может быть уточнен в уставе компании. В целом дефиниция, приведенная в законе, является достаточно понятной, вместе с тем, представляется, что на практике могут возникнуть сложности с определением контролирующих лиц, поскольку информация о заключаемых компаниями соглашениями, касающихся возможности осуществления контроля, не всегда может быть открыта и доступна, в отличие, например от данных ЕГРЮЛ, позволяющих четко установить процент владения долей в уставном капитале.

Лица, признаваемые заинтересованными в совершении сделок обществом, теперь должны доводить информацию о так называемой потенциальной заинтересованности не только до сведения общего собрания участников общества, но и до сведения совета директоров – в случае его образования.

Важнейшим с практической точки зрения изменением следует признать отмену обязательного предварительного согласия на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

По новым правилам Общество (в лице единоличного исполнительного органа) обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Указанные извещения направляются в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания его участников.

Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки.

Помимо направления извещения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, компания обязана вести отчет о заключенных в отчетном году сделках. Отчет утверждается единоличным исполнительным органом общества, а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом. Такой отчет предоставляется для ознакомления всем, лицам, имеющим право участвовать в годовом общем собрании участников общества, при подготовке к его проведению.

Федеральный закон № 343-ФЗ также внес коррективы в Закон об ООО в части определения органа, к компетенции которого относится согласование сделок с заинтересованностью. Ранее сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, требовали одобрения общего собрания участников общества, по новым правилам согласие на совершение сделки может быть получено от общего собрания участников, а в случаях, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества также от совета директоров общества, в случае его образования в компании.

Уставом общества (на основании единогласного решения всех участников) может быть установлен отличный от установленного Законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также установлено, что такой порядок к сделкам, совершаемым обществом, не применяется.

Крупные сделки

Согласно п. 1 ст. 46 Закона об ООО крупной теперь считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности компании и при этом подпадающая под установленные законом критерии. Обращает на себя внимание тот факт, что в прежней редакции закона на первый план были выдвинуты критерии крупности, и лишь потом приводилось положение, устанавливающее исключение из общего правила, — сделка не признавалась крупной, если она совершалась в процессе обычной хозяйственной деятельности. Подобные изменения, по мнению автора, являются отражением изменения общего подхода законодателя к определению крупной сделки, за исключением закреплен статус правила. Предполагается, что новый подход сократит количество, одобряемых сделок и как следствие упростит жизнь контрагентам.

Понятие сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, также закреплено в Законе, согласно которому таковыми являются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Порог крупности сохранился – 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, но скорректирован перечень сделок, а также величины, на которые следует ориентироваться при определении крупных сделок.

Касаемо перечня следует отметить, что он был расширен, в том числе с учетом складывающейся судебной практики, в результате чего крупными теперь могут признаваться сделки предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

В отношении величин, принимаемых к сравнению при определении крупных сделок, в п. 2 ст. 46 Закона об ООО закреплено следующее: в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества, а при приобретении акций – цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по такой сделке в соответствии с законодательством об акционерных обществах.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

Таким образом, законодатель в какой-то мере исключил злоупотребления, допускаемые при совершении сделок, выражающиеся в том, что имущество с низкой балансовой стоимостью, в действительности являющееся довольно ценным активом, могло отчуждаться без необходимого одобрения.

Компетенция органов управления в обществе по одобрению крупных сделок сохранена без изменений.

Применительно к решению об одобрении сделки следует отметить изменение терминологии, теперь решение о предварительном согласовании именуется согласием на совершении сделки, а о последующем – одобрением сделки. Правовые последствия для обоих решений идентичны.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в решении о согласии на совершении крупной сделки (ее одобрении) были скорректированы, законодатель, следуя тенденциям правоприменительной практики, закрепил возможность указания в решении о согласии не только конкретной цены сделки, но и ее диапазона либо способа определения. Теперь решение может также содержать: согласие на совершение ряда аналогичных сделок; на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение; на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно; срок, в течение которого действительно такое решение (если такой срок в решении не указан, согласие, по общему правилу, считается действующим в течение одного года с даты его принятия). Крупная сделка может быть также заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Законом об ООО.

Вышеуказанные правила применяются также к решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; дополнительно необходимо указывать лицо (лица), имеющих заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), таковым признается.

Изменения коснулись также правил оспаривания крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Не останавливаясь подробно на данном вопросе кратко все же отметим, что с внесением изменений был скорректирован перечень лиц, имеющих право обжаловать сделку – в него включены члены совета директоров, а также установлен процент участия в уставном капитале компании, при соблюдении которого участники вправе обжаловать сделку (1%). Также необходимо отметить, что из Закона исключен обязательный критерий, при наличии которого сделка могла признаваться недействительной – теперь доказывать причинение убытков обществу необязательно. Расширен также перечень исключений, на которые правила о крупных сделках и сделках с заинтересованностью не распространяются.

Подводя итог, необходимо отметить общую либеральную направленность внесенных изменений, которые безусловно заслуживают положительной оценки – количество сделок, требующих обязательного одобрения ради соблюдения одних лишь формальностей должно быть уменьшено. Законодатель устранил ряд вопросов, ответы на которые ранее давались только правоприменительной практикой. В то же время новые положения Закона (например, критерии, исходя из которых сделка признается совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности) должны быть проверены на практике, и их окончательная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Введите ваш e-mail:

Изменился порядок одобрения крупных сделок. Как работать по новым правилам.

С 1 января 2017 года вступят в силу новые правила согласования и одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Расширились перечень и критерии крупных сделок, изменился порядок их одобрения. Стало понятнее, как определить стоимость крупной сделки и признаки аффилированности. Решение об одобрении теперь будет называться «согласием на совершение сделки» и иметь обязательные требования к содержанию. У ООО и АО есть еще несколько месяцев, чтобы тщательно подготовиться к нововведениям. Опубликовано в журнале «Корпоративный юрист» №8

29.09.2016

Климент Русакомский, управляющий партнер, Юридическая группа «PARADIGMA», prlex.ru

Скромные по содержанию статьи законов о порядке согласования сделок изменились и стали более подробными. Привычное решение об одобрении сделки поменяет свое название. Теперь это будет решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки. Установлен ограничительный порог в 1 процент от голосующих акций для миноритариев. Одобрять сделку с заинтересованностью теперь не обязательно. Достаточно вовремя отправить извещение по установленным требованиям. Привычные правила одобрения сделок поменялись. Насколько изменения поменяют сложившуюся практику, пока не известно. Но мы можем изучить их более подробно.

Расширен перечень крупных сделок

Сейчас к крупным сделкам относятся только сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов общества (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — закон № 208-ФЗ, ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — закон № 14-ФЗ). Под понятие крупных сделок подпадают купля-продажа, дарение, залог, поручительство, заем и ипотека.

С января 2017 года к крупным сделкам добавятся сделки, предметом которых является передача имущества во временное владение или пользование. В большей степени это изменение сделано специально для того, чтобы включить договор аренды в число крупных сделок. Суды и раньше признавали аренду крупной сделкой, но теперь это будет закреплено на законодательном уровне (подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», далее — постановление № 28; постановление ФАС СЗО от 18.03.11 № А56-38981/2010).

Интеллектуальная собственность тоже попала в перечень крупных сделок. Еще в 2003 году суды признавали договоры по передаче интеллектуальной собственности недействительными. Основанием было нарушение порядка заключения таких сделок (постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56-21604/2003).

Определить стоимость крупной сделки стало проще

Расширился порядок сопоставления стоимости активов общества со стоимостью сделки. Старая редакция содержит указание только на случаи отчуждения или приобретения имущества.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества — цена его приобретения (п. 2 ч. 1 ст. 79 закона № 208-ФЗ).

Аналогичные нормы содержит закон № 14-ФЗ (п. 2 ст. 46).

Стоимость имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, часто бывает значительно меньше цены отчуждения. Это приводило к злоупотреблению со стороны лиц, заинтересованных в совершении сделки. Сделка не подпадет под категорию крупной.

В новой редакции статьи соотношение цены или балансовой стоимости к активам общества будет определяться в зависимости от существа сделки. В случае отчуждения (или вероятности отчуждения) имущества стоимость активов сопоставляется с наибольшей величиной (цена или балансовая стоимость предмета отчуждения). В случае передачи имущества во временное владение расчетной величиной признается балансовая стоимость передаваемого имущества.

Например, компания продает помещение за 1 000 000 рублей. Балансовая стоимость имущества на момент продажи составляет 250 000 рублей. Стоимость активов компании на момент продажи помещения составляет 2 000 000 рублей. В итоге стоимость сделки будет равна 50 процентам от стоимости активов общества, сделка будет крупной. При передаче этого же имущества во временное владение сделка не будет крупной, так как соотношение величин (стоимость активов и балансовой стоимости имущества) составит 12,5 процента.

Чтобы уменьшить количество злоупотреблений с оценкой стоимости сделки, новая редакция закона устанавливает, что преимущество при определении цены сделки имеет наибольшая величина — балансовая стоимость или цена (п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Эта норма призвана защитить интересы общества и его участников, поскольку вероятность попадания сделки в категорию крупной возрастает.

Вместо аффилированности появилось понятие контроля

Теперь вместо понятия «аффилированное лицо» будет использоваться термин «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Данные понятия будут нужны для определения признаков заинтересованности в совершении сделки.

К контролирующим лицам будут относиться лица, которые могут распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации. Или такие лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (ст. 81 закона № 208-ФЗ, ст. 45 закона № 14-ФЗ).

Отменяется требование об обязательном предварительном одобрении сделки с заинтересованностью. Членов совета директоров достаточно известить не позднее чем за 15 дней до дня совершения сделки. В извещении необходимо указать стороны и выгодоприобретателей, цену, предмет сделки и иные ее существенные условия. Также в извещении указывается информация о лицах, заинтересованных в совершении сделки, и основаниях, по которым эти лица являются заинтересованными. Устав общества может содержать обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ в новой редакции, п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ в новой редакции).

Теперь при подготовке к очередному общему собранию акционеров обществу необходимо будет подготовить отчет о заключенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 82 закона № 208-ФЗ).

Акционер, который обладает не менее чем 1 процентом голосующих акций, сможет инициировать процедуру одобрения для сделок, в которых, по его мнению, может быть заинтересованность (п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Для этого ему необходимо направить требование о проведении общего собрания акционеров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Требование направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 55 закона № 208-ФЗ.

Отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не будет являться самостоятельным основанием для признания такой сделки недействительной. Для признания ее недействительной потребуются два условия: сделка совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

Заинтересованные лица перед обращением в суд должны предъявить требование к обществу о предоставлении информации по совершенной сделке. Общество обязано предоставить необходимую информацию в течение 20 дней с момента получения такого требования (п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Для миноритариев установлен порог в 1 процент

На первый взгляд новая редакция законов о хозяйственных обществах ограничивает права миноритарных участников. Но никто не ограничивает таких акционеров в праве выступать с заявлениями коллективно. Такая возможность не запрещена законодателями.

Наибольшие нарекания миноритарных акционеров может вызвать новая редакция пункта 6 статьи 79 и пункта 1 статьи 84 закона № 208-ФЗ, которая устанавливает для акционеров порог в 1 процент для инициирования процедуры обжалования сделок. Правда, порог в 1 процент голосующих акций может быть преодолен совместными усилиями заинтересованных акционеров. Для этого акционерам предоставляется возможность подавать иск об оспаривании сделки коллективно.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной (ст. 1731 ГК РФ) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Аналогичное ограничение зафиксировано в новой редакции статьи 84 закона № 208-ФЗ. Для того чтобы получить информацию по сделке с заинтересованностью, акционер должен обладать не менее чем 1 процентом голосующих акций.

С формальной точки зрения нововведения ограничивают права миноритариев и сокращают возможности оспаривать сделки. Чтобы понять масштаб ограничений, необходимо вспомнить о действующих нормах. Так, пункт 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ дает право на оспаривание крупных сделок любому акционеру, но суд откажет в удовлетворении этого требования, если:

  • голосование обратившегося в суд акционера не могло повлиять на результаты голосования (подп. 3 п. 6 ст. 79 закона № 208-ФЗ);
  • заявитель не докажет, что обществу причинен вред или существует возможность причинения убытков.

Чтобы доказать, что акционерному обществу был причинен вред либо есть такая возможность, необходимо получить документы бухгалтерского учета и протоколов коллегиального исполнительного органа. А такая возможность есть только у акционеров, которые обладают не менее чем 25 процентами голосующих акций общества. Это и есть ограничение.

Обратите внимание, что с января 2017 года эти требования будут исключены из пункта 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ. Больше не нужно будет доказывать убытки или возникновение иных неблагоприятных последствий. А возможность истца влиять на результаты голосования общего собрания акционеров больше не будет иметь значение для суда.

Подробности в решении о согласии могут стать поводом для злоупотреблений

Решение об одобрении сделки будет называться согласием на совершение сделки или о последующем ее одобрении. В пояснительной записке к законопроекту о причине смены терминологии ничего не сказано. В законе теперь будут более подробно описаны обязательные и факультативные требования к содержанию решения о согласии на совершение сделки. Обязательным становится срок действия согласия. Если он не указан, закон устанавливает его длительность — год со дня подписания согласия.

В решении о согласии на совершение крупной сделки теперь указываются:

  • лицо, которое выступает стороной или выгодоприобретателем по сделке;
  • цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения;
  • общие параметры основных условий сделки, требующей согласия на ее совершение;
  • согласие на совершение аналогичных сделок;
  • альтернативные варианты основных условий сделки;
  • согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срок, в течение которого согласие на совершение сделки будет действовать.

Структура согласия на совершение крупной сделки осложнится и потребует особой внимательности при составлении документа. Любая ошибка повлечет за собой дополнительные поводы для оспаривания сделки.

Возможна и другая ситуация, когда тексты решений о согласии на совершение крупных сделок будут оформляться с заведомыми нарушениями формы. Такие нарушения могут стать основанием для обращения в суд для признании сделок недействительными.

Случаи, когда не требуется получать согласие на заключение крупной сделки

Законодатель дополнил перечень случаев, когда положения главы Х закона № 208-ФЗ не применяются (п. 3 ст. 79 закона № 208-ФЗ, новая редакция):

  • если 100 процентов голосующих акций принадлежат одному лицу. И данное лицо является одновременно единоличным исполнительным органом общества и акционером;
  • если сделки связаны с оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества;
  • если сделки связаны с переходом прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  • при заключении публичных договоров, заключаемых обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключенных обществом публичных договоров;
  • при приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества на основании сделки, заключаемой на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций публичного общества;
  • к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и ранее заключенный предварительный договор, если получено согласие на заключение самого предварительного договора.

Перечень исключений законодатель привел в соответствие со сложившейся судебной практикой по данному вопросу. В целом судебная практика оказала существенное влияние на изменения, которые были внесены в закон № 208-ФЗ и закон № 14-ФЗ, по вопросам одобрения сделок.

Читайте также:  Микроинвестиции. Как начать инвестировать, имея лишь 10$
Ссылка на основную публикацию