Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

К чему приведет запрет закупок иностранного софта?

Официально: в России введен «запрет на иностранное ПО в госорганах»

На сайте правительства опубликована окончательная версия постановления Правительства о запрете на допуск к госзакупкам иностранного ПО за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева. По оценкам отрасли, в финальном тексте документа сюрпризов для нее нет.

Итоговый текст долгожданного документа

На сайте Правительства появился текст подписанного недавно Дмитрием Медведевым постановления, согласно которому с 1 января 2016 г. вступят в силу изменения, запрещающие использование иностранного ПО в госорганах при наличии российских аналогов.

Документ был внесен Минкомсвязью во исполнение решений по итогам заседания президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России от 9 июня 2015 г.

«Ряд российских ИТ-компаний хорошо зарекомендовали себя не только в нашей стране, но и стали лидерами своих сегментов на глобальном рынке. Господдержка разработчиков — это один из наших целевых приоритетов, который закреплен в отраслевом плане импортозамещения ПО, — отмечает глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — На деньги российских налогоплательщиков должно закупаться именно российское ПО. Таким образом, ежегодно десятки миллиардов рублей будут гарантированно оставаться в российской экономике, работать на развитие страны и повышение качества жизни граждан».

Минимальные изменения в тексте

Финальный текст каких-либо сюрпризов отрасли не преподнес. Изучившая документ исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко, чья организация принимала активное участие в разработке проекта постановления, каких-либо принципиальных расхождений с известными ей версиями постановления не обнаружила.

Итоговый текст подписанного Дмитрием Медведевым постановления, ограничивающего допуск иностранного софта к госзакупкам, сюрпризов не преподнес

Исключение составляют только второстепенные даты, определяющие сроки исполнения отдельными ведомствами некоторых предписаний Правительства. В силу затянувшегося принятия постановления их пришлось сдвинуть. В частности у Минфина и Минкомсвязи теперь есть еще три месяца на то, чтобы представить в Правительство проект акта о внесении изменений в общие правила определения требований к закупаемым заказчиками тематическим видам товаров, работ и услуг.

Напомним, что именно в рамках этого акта Минкомсвязи может сдержать обещание Николая Никифорова, не допускать закупку госорганами продуктов тех производителей, которые не смогут гарантировать их работоспособность на всей территории России, включая Крым и Севастополь.

Новейшая история и суть вопроса

Минкомсвязи напоминает, что 29 июня 2015 г. Владимир Путин подписал федеральный закон №188-ФЗ, который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ, а также создание реестра российского ПО. В этом же законе были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр.

В частности, российский правообладатель должен располагать исключительным правом на ПО, программное обеспечение должно свободно обращаться и распространяться на территории РФ, сумма лицензионных и иных отчислений за год в пользу иностранных правообладателей должна составлять не более 30% выручки от реализации ПО, сведения о ПО и его содержание не должны составлять государственную тайну, исключительное право на ПО на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать российским правообладателям.

«Требования, которым должно соответствовать ПО для признания его российским, стали предметом широкого общественного и экспертного обсуждения. В принятом документе нам удалось учесть мнения всех заинтересованных сторон, — отметил Николай Никифоров. — Теперь, благодаря общим усилиям государства и ИТ-отрасли, российские продукты, способные на равных конкурировать с импортными аналогами, получат дополнительную поддержку за счет внутреннего спроса. Для всех остальных это — своеобразный сигнал к действию по доработке и совершенствованию своих решений исходя из реальных потребностей заказчиков. Что касается зарубежных поставщиков для госсектора, то мы приветствуем локализацию центров разработки, компетенций и, соответственно, прибыли в России».

Частности постановления

Минкомсвязи сообщает, что потребность заказчика в соответствии программного продукта определенным функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам будет подлежать обоснованию с учетом общих правил определения требований к закупаемому для госнужд ПО, которые министерство разработает в трехмесячный срок.

Также в течение двух месяцев Минкомсвязи утвердит классификатор, содержащий характеристики отнесения ПО к тому или иному классу, и правила его применения. В нем также будет указано соответствие каждого из классов кодам общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Для проведения экспертизы на включение сведений о программном обеспечении в реестр при Минкомсвязи будет создан специальный экспертный совет. В него войдут представители ведомств — не более 40% от общего числа членов совета, участники по предложениям ассоциаций российских разработчиков ПО — не менее 50% от общего числа членов совета, научные и образовательные организации, а также организации, осуществляющие инновационную деятельность или поддержку такой деятельности. Состав совета будет утвержден до конца 2015 г.

Ведение реестра российского ПО будет осуществляться специальным оператором, зарегистрированным на территории РФ и наделенным правом получения обязательного экземпляра ПО в соответствии с законом «Об обязательном экземпляре документов».

В Минкомсвязи подчеркивают, что вводимый сейчас запрет не распространяется на закупки дипломатических представительств и консульских учреждений, а также торговых представительств при международных организациях для обеспечения их деятельности на территории иностранного государства.

Кроме того, в течение полугода Минкомсвязи совместно с заинтересованными ведомствами проработает вопрос о формировании для ПО, происходящего из стран, являющихся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), условий допуска к госзакупкам, равных условиям для поставщиков, включенных в реестр российского ПО. После согласования с Минэкономразвития и МИД соответствующие предложения будут направлены на утверждение в Правительство.

Читайте также:  Своя автостоянка: составляем бизнес-план

Переход на отечественное программное обеспечение — это запрет на закупку иностранного софта?

Автор статьи — Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО».

Предпринятые государством меры по защите отечественного производителя не влекут за собой снижения конкурентности отечественного рынка. В Постановлении правительства 1236 с «пугающим» названием «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на самом деле нет никаких жестких запретов. В документе говорится, что запрет на закупку иностранного софта действует только в тех случаях, когда в реестре есть отечественные продукты с нужными заказчику свойствами. Если же ситуация складывается так, что набором нужных свойств обладают только зарубежные продукты, то никаких ограничений на их закупку не вводится.

Вообще, защита отечественного производителя – обычная практика для многих стран. Например, в США очень сильно ограничено участие в госзаказах иностранных фирм. В таком подходе есть логика, ведь местные производители зачастую не могут проводить жесткую конкурентную ценовую политику, присущую транснациональным гигантам.

Что будет с качеством программного обеспечения?

Надо отметить, что ввод ограничений на закупку зарубежного софта не приводит к снижению качества представленных на рынке продуктов. Напротив, к отечественным программным продуктам предъявляются даже более жесткие требования, чем к иностранным. Достаточно вспомнить Постановление Правительства №325 «О дополнительных требованиях к отечественному офисному программному обеспечению». Регулятор понимает, что нереально требовать от зарубежного софта каких-либо свойств, кроме имеющихся. А от российских – вполне реально, поскольку российские разработчики отзывчивы к требованиям отечественных регуляторов.

Еще одно распространенное заблуждение состоит в опасении, что ограничительные меры автоматически приводят к технологической изоляции России в сфере ПО. Это совершенно не так.

  • Во-первых, продукция российских фирм достаточно успешно конкурирует на мировом рынке: это разработки Лаборатории Касперского, ABBYY, Spirit (системы видеоконференцсвязи) и др.
  • Во-вторых, отечественные фирмы, которые создают свои продукты на базе свободного софта, активно и успешно участвуют в работе международных СПО-проектов. Таким образом, обеспечивается непрерывный двунаправленный трансфер технологий между Россией и международным сообществом разработчиков.

Например, специалисты «Базальт СПО» с высокой степенью влияния участвуют в ключевых международных проектах разработки свободного ПО: основных системных библиотек, ядра операционной системы Linux и многих других компонентов. Наш код используется международными проектами. Поэтому об изоляции речи, конечно, нет.

И, наконец, еще об одном безосновательном опасении. Скептики предрекали, что с ужесточением политики импортозамещения в IT отечественные разработчики воспользуются ситуацией и произвольно взвинтят цены на свою продукцию. Как видим, этого не происходит. Единый реестр российских программ, на который ориентируются заказчики при выборе софта, работает с 2016 года. Посмотрите на динамику цен на российское ПО за прошедший период: они практически не изменились, никакого ценового сговора не наблюдается. Небольшие изменения, если они и были, связаны с инфляцией. Отечественным производителям сейчас стратегически важно максимально занять российский рынок, поэтому они не заинтересованы во взвинчивании цен.

Все, что нужно знать об импортозамещении ПО

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Что нужно знать по теме?

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.
Читайте также:  Работа с возражениями по телефону: теория с примерами

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Читайте также:  История мирового бренда Ferrero

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года:

Запрет на госзакупки иностранного ПО распространят на сервисные платежи

МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. Запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения (ПО) при наличии российских аналогов будет распространен также на сервисные платежи по уже существующим контрактам и на новый софт, создаваемый на базе лицензируемого ПО. Об этом говорится в дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ, утвержденной распоряжением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

Сейчас запрет на закупки импортного ПО для государственных и муниципальных нужд при наличии отечественных аналогов распространяется только на покупку нового софта. Эксперты не раз говорили, что этим активно пользуются госорганы, которые ранее закупили иностранное ПО и теперь просто платят за сервисное обслуживание.

Также дорожной картой предусмотрено «установление требований по определению российской принадлежности ПО на основе сведений о включении в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Кроме того, нужно провести анализ влияния мер по импортозамещению софта на экономическое развитие страны. Все это предстоит сделать Минкомсвязи и ФАС до конца 2018 года.

Помимо этого, Минкомсвязь, ФАС и Минфин в IV квартале должны представить доклад в правительство с оценкой возможности перехода госструктур на закупку отечественного ПО и предложениями по обеспечению такого перехода (включая оценку необходимости разработки нормативных правовых актов).

Ссылка на основную публикацию