Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Из чего формируется личность человека?

Из чего состоит личность? Как формируется?

Из чего состоит личность? Как формируется? Нужно ли её переламывать, если кого-то не устраивают принципы состоявшейся личности?

Личность — это совокупность идентификаций со смыслами.

Смыслы бывают самые разные: человек, мальчик, сын, отец. Как только человек научается (его научают) себя идентифицировать со смыслами, у него в осознании формируется структура личности состоящая из множества разных «я»: я — ребенок, я- сын, я-хороший, я-веселый. Так формируется личность:

личность — это Я, самосознание человека.

те. то, как человек сам отвечает на вопрос: «Кто я?»

Поскольку никто не задается таким вопросом, то

можно сказать, что такая личность неразвита и не наделена самосознанием.

Почти все — такие, и

Такую личность можно сравнить с жильцом дома, который живет десятки лет в нем, но

никогда не наводил в собственном жилье порядок, а

тем более — не занимался ремонтом.

Говорить же о благоустройстве собственного жилья и тем более его окружения и вовсе не приходится.

Такая личность, не желающая смотреть на свой хлам внутри себя,

усиленно и пристально рассматривает все, чем можно поживиться снаружи,

желательно на халяву.

Почему? Яснее ясного: она — эгоистка, ограниченная только собой и своими удобствами.

Поэтому ваши призывы писать вам хорошие ответы — смехотворны:

личность хочет заполучить бонус,

ее направленность такая.

Много раз я объяснял вам, что основа всего — энергия, а если ее нет, то

Тогда, в больших плюсах, у личности открываются глаза, и

она видит совсем иную реальность, о которой и не подозревала:

реальность открытий и свершений.

Личность состоит из всего.. из всего что с нами было.

События как большие так и вроде как ничего не значащие, люди с которыми когда либо встречались, круг людей среди которого росли и живете, где живете, образ жизни который видели с детства.. отношения к вам людей, социальный статус, внешние данные, здоровье, привычки.. а может и звезды под которыми человек рожден.. все это так или иначе оставляет след на человеке.. человек переосмысливает все что видит и чувствует.. и делает выводы..формируя тем самым свою личность.

Переламывать личность не надо.. ничего хорошего не выйдет. Если что-то не нравится.. вы можете попробовать сделать так чтоб человек переосмыслил этот момент.. Но это касается скорее привычек, жизненных установок (когда можно убедить что человек не прав).. что касается основы.. темперамента, тех или иных склонностей.. то на это повлиять нельзя.. если человек по натуре домосед.. то вы никак не сделаете его «светским львом». Если человек холерик.. то вы никак не сможете заставить его быть спокойным и сдержанным. Если человек молчаливый.. вы не сможете сделать из него болтуна.

Личность — это соотношение проявленной воли души к тому опыту, который она приобрела в этой жизни. Личность — это самый нетревожный путь собственного проявления для конкретной души. Одной душе нравятся острые ощущения, другой нравится тихий мир. Если одну заставить заниматься другим, она будет тревожиться и из-за этого будут возникать проблемы. Принято считать, что личность — это проявление своего Я и что происходит формирование личности к совершеннолетию. Отчасти я с этим соглашусь. Действительно пока тело еще не сформировано, будут происходить резкие перепады в эмоциональном состоянии, но все же личность — это когда происходит проявление воли души. А оно уже наступает в утробе матери. И у старика личность тоже формируется, но уже по-другому. В силу изменений в теле в другую сторону. Расцвет проявления личности связан с расцветом контроля души над своим телом и проявлением своей свободной воли в нем. Существуют нравственные законы, степень соответствие которым соотносится со степенью зрелости личности и ее красоты и силы. Эти законы говорят в каком направлении должна работать душа, чтобы полнее проявить себя в качестве сильной и развитой личности.

Личный — это значит только твой и ничей больше. Личность — это что-то единственное и неповторимое. Быть личностью значит быть таким, каким тебя создала природа, сформировали обстоятельства жизни, развития.Не каждый человек может быть личностью, то есть самим собой.У личности могут быть как положительные, так и отрицательные стороны. Думаю, что формировать и развивать свою личность, взрослый человек может только сам, контролируя себя.

Задача родителей — увидеть в ребёнке особенности его личности и помочь ей сформироваться, создавая как можно больше условий для её положительного развития.

Личность — это набор характеристик, обуславливающих поведение данного индивида в определённых ситуативных условиях.Формируется под воздействием фактора окружающей действительности, то есть социальной среды, причём может накладывать как положительный так и отрицательный отпечаток в зависимости от образа мышления.Сформировавшуюся личность изменить нельзя, можно заставить скрывать человека проявления своей сущности, но это чревато непредсказуемыми действиями в ситуации отличной от обыденной.

Личность формируется от воспитания и примера родителей. От воспитания в школе, имеются ввиду учителя, есть индивидумы, которые унижают детишек. Ну и от гинетики, это тоже немаловажно. Желательно отдать ребенка с малых лет в спортивную секцию, там воспитывают все, у нас тренер даже проверял дневники и ходил в школу узнавать, как мы учимся, ну и влиял соответственно.

Личность- это то, что внутренне отличает одного человека от другого.

Формирование личности в основном происходить в ходе общения с другими людьми, однако также имеются следующие факторы, которые также играют огромную роль в формировании личности.

  1. Генетический фактор. Генетические особенности индивида, полученные им при рождении, наследственные черты накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей.
  2. Влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас среда постоянно воздействует на наше поведение. Примером может послужить сравнение поведения людей, живущих в горах и людей, живущих в джунглях.
  3. Влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам.
  4. Влияние социального окружения. Является одним из основных факторов пи формировании личности. Социализация личности может принимать различные формы (подражание), может быть первичной (в первичных группах), либо вторичной (протекающая в больших организациях, и социальных институтах)
  5. Индивидуальный опыт человека. Попадая в различные ситуации человек испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуации является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного или отрицательного восприятия оглох ситуаций.

Возможно ли изменить какие либо черты в личности, если они вам неприятны? Как видно формирование личности, довольно сложный процесс, который зависит от множества факторов. Возможно, изменение влияния одного из факторов может привести к изменениям в личности, однако не фундаментально, а только частично.

Обществознание

Человек — личность

План урока:

Без человеческого общества у ребенка нет шансов на раскрытие всех его способностей, возможностей, талантов. При отсутствии общения в детстве человек останавливается в развитии, сильно отстает от своих сверстников. Поэтому, общество — необходимое условие для формирования личности.

(Источник)

Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Читайте также:  Что бухгалтеру нужно знать про взнос в чистые активы

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

(Источник)

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

  1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

  1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
  2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
  3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

  1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

(Источник)

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Как и в какой среде формируется личность

Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.

Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

(Источник)

Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.

Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.

Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Читайте также:  Через тернии в бизнес: кем работали миллиардеры до того, как разбогатеть

(Источник)

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

  1. А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
  2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
  3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

Из чего формируется личность человека?

В 14 лет я терпеть не могла, когда сливочное масло было порезано не ровными слоями, а вдоль и поперек — как получится! Этим грешила моя мама. И я на нее ворчала, ворчала… Пока спустя 15 лет не обнаружила за собой то же самое…

Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.

Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».

И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан. На формирование личности влияет воспитание
Фото: Depositphotos

Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.

Такая точка зрения очень выгодно подается в школе. Учителю достаточно «правильно» и регулярно воздействовать на родителя, дабы родитель, в свою очередь, так же «правильно» сформировал свое дитя. Кроме того, данное расхожее мнение пропагандируется во всех современных тренингах и внушаемом нам образе «позитивных мыслей», типа: «верьте в успех и все у вас получится» и «мысли, как миллионер, и станешь миллионером».

Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»

В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?

«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).

Почему социальная значимость такой важной составляющей, как врожденные особенности личности, сводится на нет? А как же врожденные способности?
Фото: Depositphotos

Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.

Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.

Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?

И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…

…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!

И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится. А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!

Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».
Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!
Фото: Depositphotos

…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!

Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.

  • Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?

А примеров подобного рода на самом деле великое множество!

И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!

Читайте также:  Продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних работников

Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям И вот эта часть свойств личности человека — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».

Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде. С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимость
Фото: Depositphotos

Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?

По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.

Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.

Формирование личности человека.

Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. Каждый день с нами происходит то, что как-то влияет на нас, чему-то учит, каким-то образом развивает.

В одних и тех же условиях все люди развиваются по-разному. Почему так происходит, и что играет роль в формировании личности человека? В этом процессе основное влияние оказывают факторы формирования личности:

  1. Генетические особенности. Черты, полученные при рождении – это основание, на котором будет строиться будущая личность. С точки зрения генетики, не может быть двух одинаковых индивидов, поэтому все люди разные.
  2. Окружающая среда. Пример: менталитет народов стран, находящихся в разных климатических поясах может существенно отличаться. Вспыльчивые южане и спокойные северяне нередко становятся героями анекдотов.
  3. Культурное влияние. В каждой культуре – свои нравственные ценности и моральные нормы, которые в этой культурной среде прививаются детям от рождения. Нам может показаться диким то, что нормально в Индии или Китае, и наоборот.
  4. Социальное влияние. Проще говоря, на формирование личности человека влияют люди, которые его окружают. Так называемый фактор «плохой» или «хорошей» компании. Главные элементы: родители, одноклассники, друзья во дворе и т.д.
  5. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех жизненных ситуаций, в которые попадает человек. Некоторые такие ситуации могут коренным образом изменить процесс социального формирования человека, например, смерть близких или рождение ребенка.

Сочетание этих факторов при формировании личности дает всегда уникальный результат, даже если объект исследования близнецы, выросшие вместе.

Формирование личности

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.

Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→

Ссылка на основную публикацию