Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

История успеха Корнелиуса Вандербильта

Корнелиус Вандербильд

Истории успеха — Корнелиус Вандербильд

Из огромного количества историй успеха, истории успеха Вандербильда я бы отвел отдельное место.

Дело не в том, что этот человек сумел заработать огромные деньги начав с самого ноля или даже с минуса. Так начинались истории успеха у огромного количества будущих предпринимателей во всем мире. Просто Вандербильд никогда не старался казаться лучше, чем он был на самом деле, и не рассказывал поучительных историй о своей кристальной честности, которая позволила ему заработать огромные деньги.

Родился Корнелиус Вандербильд в действительно бедной семье 27 мая 1794 года на ферме в окрестностях Статен-Айленда. Он был четвертым ребенком в семье, а всего детей было девять. Когда подростку было всего одиннадцать, он бросил учебу и пошёл работать к отцу на паром, который курсировал в окрестностях Нью-Йорка. Пять лет он отработал в качестве помощника паромщика, а затем решил, что он хочет стать моряком.

Мать его решения не поддержала, но не стала спорить с упрямым подростком, а предложила ему сделку: Корнелиус должен вспахать и засеять земельный участок площадью восемь акров, а предварительно участок нужно очистить от камней. И если Карнелиус сможет это сделать, то мать даст ему сто долларов на покупку собственного судна. Деньги она не подарит, а даст в долг на один год.

История успеха начинается

Корнелиуса сделка устроила. Он сделал всю работу и в скором времени стал владельцем небольшой баржи, которая курсировала по заливу и перевозила пассажиров, которые платили за билет по восемнадцать центов.

Прошел год и Вандербильд вернул матери сто долларов, а сверх того ещё тысячу – дела у молодого человека пошли в гору. Через два года Корнелиус женился на своей кузине, которая активно участвовала в бизнесе – она содержала гостиницу на одном из привалов, где потенциальные пассажиры парома останавливались на ночевку.

В 1812 году началась война между США и Англией. Американцы создали несколько фортов на подходах к Нью-Йорку, а Корнелиус стал эксклюзивным перевозчиком на маршрутах доставки грузов и людей из года до фортов, и обратно. К 1817 году состояние Вандербильда выросло до девяти тысяч долларов, но в этот момент на водных трассах появились пароходы и прибыль компании, которая осуществляла перевозки на парусниках, стала падать.

Не дожидаясь полного разорения и понимая, что за пароходами будущее, Вандербильд продал свой бизнес и пошел работать наёмным работником в компанию Томаса Гиббсона с жалованьем шестьдесят долларов в месяц – он решил изучить тонкости организации бизнеса пароходных компаний. Для достижения успеха требовалось знать свое дело досконально, а в противном случае история могла повториться и прибыльное, на первый взгляд дело, превратится в убыток и разорение.

История первой пароходной компании

Прошло совсем немного времени и Корнелиус стал компаньоном Гиббсона по бизнесу. Можно предположить, что Гиббсону импонировало желание Вандербильда получать прибыль любым способом, не особо утруждая себя соблюдением законов и деловой этикой.

Вандербильд начал гонять свои пароходы по Гудзону без приобретения лицензии (монопольным правом на перевозки по Гудзону владела компания Fulton-Livingston). Мало того, что он влез на чужое поле, так он ещё начал демпинговать. А убытки от низкой стоимости билетов частично компенсировались за счет высоких цен на еду и напитки в барах пароходов. Рейсы приносили убыток, однако убытки лицензированных компаний были ещё больше.

В итоге владельцы Fulton-Livingston заплатили Вандербильду 100 тысяч долларов за то, чтобы он убрался с Гудзона, и пообещали платить ежегодно по пять тысяч долларов при условии, что его пароходы больше на Гудзоне не появятся.

Корнелиус перевел свои пароходы на северные маршруты, а часть судов отправилось на юг – в Гавану и Вашингтон. В наше время сказали бы, что Вандербильд построил свой бизнес на рейдерстве и вымогательстве.

Собственный бизнес и настоящий успех

В 1929 году Вандербильд создал свою собственную пароходную компанию. И уже через 11 лет в составе личного флота было более сотни пароходов, а штат сотрудников был таким, что можно смело говорить о самой крупной пароходной компании в США.

А когда в Калифорнии нашли золото и поток искателей счастья ринулся искать своё Эльдорадо, Корнелиус не стал скупать землю – он так организовал перевозки золотодобытчиков, что весь его огромный флот превратился в золотоносную жилу. Очень быстро состояние Вандербильда достигло пятисот тысяч долларов.

Огромные деньги превратили Корнелиуса в человека богатого, но не сделали его образованным и даже просто воспитанным. А он и не стеснялся своей неотесанности: грязно ругался при дамах, откровенно кичился своим богатством и вел себя откровенно вызывающе.

Аристократы презирали богатство Вандербильда и его манеры, откровенно глумились над его трехэтажным дворцом, который был образцом роскоши и безвкусия. Чего только стоила бронзовая статуя Корнелиуса, который восседал на троне в позе античного бога и украшал собой фонтан. Или фонтан украшал статую?

С другой стороны люди откровенно завидовали его богатству и перенимали некоторые манеры магната. Так в обществе стало модно есть… чипсы. Случилось так, когда Вандербильд обедал в ресторане отеля Moon Like House ему не понравилась жаренная картошка – по мнению Корнелиуса повар порезал картофель чрезмерно толсто и не прожарил должным образом. Стараясь ублажить капризного постояльца, повар нарезал картофель очень тонко и тщательно прожарил. Блюдо понравилось и Вандербильд стал заказывать его ежедневно.

Информация о происшествии быстро стала достоянием общественности, а чипсы появились в меню всех приличных ресторанов. Для истории сохранилось имя повара – Джордж Крамм. Если бы он догадался запатентовать своё изобретение! Это была бы история успеха, которая могла быть ярче истории успеха Вандербильда. И, главное, честнее.

Как течет время и как оно всё меняет. Как поразились бы аристократы 19 века, если бы узнали, что чипсы это не блюдо высокой кухни, а кушанье для малообеспеченных слоев населения.

Ещё большее негодование своим поведением новоявленный магнат вызывал в странах Европы: он снимал Лондонский оперный театр для проведения пирушки с друзьями. При этом, администрация театра отменила запланированный спектакль и вернула зрителям деньги за проданные билеты. Богатство притягивает, однако двери большинства престижных клубов и аристократических салонов остались закрытыми для неотесанного скоробогача.

Усталость от трудов и успеха

В возрасте 60 лет, имея на своих счетах более одиннадцати миллионов долларов, Вандербильд решил оставить управление бизнесом. По его заказу было построена восьмидесятиметровая паровая яхта «Северная звезда». Это было первое в мире частное судно такого класса. Дорогая мебель, десятки салонов, мраморные ванные комнаты — яхта и её убранство обошлись миллионеру в 500 тысяч долларов. Собрав друзей и членов семьи Корнелиус отправился в кругосветное плавание.

Бизнес продолжал приносить прибыль и через десять лет стоимость компании составила уже более 40 миллионов долларов. В это момент Вандербильд распродает все свои пароходы и начинает вкладывать деньги в железные дороги.

Сначала он покупает компанию Harlem Railroad, а затем Hudson River. Приобретя именно эти железнодорожные компании Вандербильд получил контроль над ключевыми участками железнодорожного сообщения на Восточном побережье США. Очень скоро стоимость новой железнодорожной компании превышает 150 миллионов долларов и 2/3 акций предприятия принадлежат лично Вандербильду.

Когда он умер, то его наследство, согласно последней воле усопшего, было разделено следующим образом: 1 миллион долларов – Центральному университету, 9 миллионов детям, которых он считал пропащими (они не хотели заниматься бизнесом), а все оставшиеся деньги – сыну Уильяму, которого Корнелиус считал достойным продолжателем его дела.

Однако, у этой истории грустный конец – истории успеха семьи Вандербильд закончились со смертью Корнелиуса. Дети просто тратили полученное наследство и даже не пытались добиться успеха. Для истории остались дома-музеи, воспоминания о великолепных вечеринках и сумасбродстве главы семейства. А ещё для истории остались правила игры в бридж, которые были разработаны Вандербильдами.

Истории остались, а успеха больше нет. Среди современных потомков Корнелиуса Вандербильда нет ни одного миллиардера и даже просто человека, о котором можно было бы рассказывать истории достижения успеха.

Почти похожие истории, но такие разные судьбы. Можно посмотреть на пути достижения успеха Херста или Рокфеллера. И задуматься…

Вам понравился пост? Поделитесь информацией с друзьями!

Биография Корнелиуса Вандербильта, одного из самых богатых предпринимателей США 19 столетия

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Мало кто знает, кто такой Корнелиус Вандербильт, но на самом деле он заслуживает большего внимания, так как считается самым богатым и гениальным предпринимателем 19 столетия.

Детство

Родился 27 мая 1794 года в Нью-Йорке в семье среднего класса, особо ни чем не отличающейся от остальных. Отец, также Корнелиус, был очень работящим человеком, и бережливым. Он работал паромщиком, в то время как мать Феба занималась домашними делами. Со временем они смогли накопить достаточно денег, чтобы купить ферму на Статен-Айленде, где, в принципе, и родился наш герой.

Когда мальчишке было 11 лет, отец позвал его к себе, так как тяжело было справляться с работой в одиночку, поэтому об обучении пришлось позабыть. За его воспитание взялась «улица», где будущий миллионер усвоил очень важный урок – нужно уметь постоять за себя, и подниматься при каждом падении. Так, познавая науку жизни и оттачивая ремесло, к 16 годам Вандербильт задумался о собственном бизнесе, чтобы заработать большие деньги, а не откладывать копейку к копейке, как родители.

Решено было продолжить род лодочников (дед Ян Ван Дер Бильт первым занялся перевозками, передав знания и опыт сыну), только на собственный транспорт необходимо было найти денег. Помогла мать, дав в долг сотню долларов, выставив условие, что он сам вспашет и засеет больше трёх гектар земли. Возможно, она надеялась, что он не справится, так как это очень большой труд для подростка, причём земля была каменистая, и необходимо было приложить массу усилий, чтобы её вспахать. Но Корни был работящим, как и отец, а ещё упрямым, поэтому в положенный срок поле было готово, а матери ничего не оставалось, как выполнить условия договора.

Читайте также:  Десять советов топ-менеджеру, Или что такое «работа руководителя»

Бизнес

Начало

На полученные деньги будущий миллионер взял старенькую лодку-плоскодонку «Быстроходная». Внимательно изучив карту Нью-Йорка, он решил составить конкуренцию сотне других лодочников, переправляя клиентов со Статен-Айленда до Манхеттена, и наоборот. В то время не существовало точных расписаний отправления и прибытия, не было фиксированных цен и прочее. Поэтому молодой предприниматель, сделав ставки на свою железную волю и кулаки, оценивает переправу на своей «Быстроходной» в 18 центов.

К нему мгновенно «повалил» народ, который был готов переплавляться стоя или сидя друг у друга на руках, потому что экономил порядка 82 центов каждый раз. А ещё Корни не боялся переправляться в шторм, как остальные паромщики, искусно управляя плоскодонкой.

Кстати, он действительно был мастером своего дела, потому что в его биографии существует только один факт аварии. Начиная свое дело, он не справился с управлением, из-за чего столкнулся со встречной лодкой. Больше ни один корабль, ни одна шхуна, которые были в его владении, в передряги не попадали, да и отличались качеством и комфортом.

К концу первого самостоятельного рабочего года Корнелиус мало того, что отдал долг матери, так ещё и получил доход – $ 1 000. Что позволило ему нанять персонал и приобрести ещё лодок. Чтобы выжить в жестокой конкуренции, главным требованием к соискателям было умение драться, поэтому через некоторое время шхуны его хулиганов захватили воды Нью-Йорка. Немного позже герой нашей публикации решает расширить свое дело, и начинает торговать продуктами, которые перевозит с Манхеттена.

Решающей в его деятельности стала война в 1812 году, вернее контракт с правительством. Договор заключался в том, что ловкий предприниматель будет совершать поставки продуктов солдатам, которые оказались в блокаде. Это принесло немалый доход, который он вложил в покупку двух кораблей, и занялся продажами китового жира, алкоголем, устрицами и прочим товаром, поставляя его на суда, пришедшие издалека. Именно в этот период он получил прозвище «Коммандор».

Расширение

Заработав чуть больше 9-ти тысяч, он уходит из лодочного бизнеса, который стал приносить доход, который его совсем не удовлетворял. Устроился на пароход к Томасу Гиббонсу со скромной зарплатой – $1000 в год. Это решение было обоснованно и взвешенно. Наш герой решил изучить пароходное дело, чтобы заниматься в дальнейшем более серьезным занятием, чем перевозки на плоскодонках.

Освоив тонкости судоводства, он строит собственный пароход «Беллона», становясь партнёром Томаса. Борьба с конкурентами осуществляется с помощью старых методов — максимально снизив стоимость за проезд, он опять «покорил» всех клиентов. Что, конечно же, вызвало массу возмущения среди других «водных таксистов». Они обратились в полицию, но нашему гению при каждой попытке ареста удавалось скрыться.

В 1813 году он женился на Софии Джонсон, своей кузине. Вместе они переехали в Нью-Брусквик и открыли гостиницу с таверной возле реки. Теперь каждый путешественник или моряк мог отдохнуть, выспаться и плотно, вкусно поесть перед дальнейшей дорогой. Управлялась со всем сама София, и у неё это отлично выходило, по крайней мере, там всегда было много клиентов. Существует версия, что изначально она отказывалась переезжать, но супругу удалось её «убедить». Проведя 2 месяца в сумасшедшем доме, София была согласна на всё, лишь бы выйти оттуда.

Сам Командор в это время борется с Гудзоновской речной ассоциацией. Снижение стоимости за перевозки показалось ему недостаточным, и он вовсе сделал проезд бесплатным. Расходы окупались за счёт высокой цены на продукты, которые пассажиры приобретали во время поездки. Это было верхом наглости. Учитывая, что Корни был упёртым, хитрым и бесстрашным, Ассоциации не оставалось ничего другого, кроме как договориться «по-хорошему», чтобы он ушёл с маршрута и не саботировал работу других перевозчиков.

Договор обошёлся в $ 100 000, плюс $ 50 000, выплачиваемых на протяжении 10 лет. Командор изменил маршрут, постепенно «разрастаясь» кораблями. И уже в 1840 году в его владении было около 100 пароходов, что позволило ему стать самым крупным предпринимателем в Нью-Йорке.

Золотая лихорадка

В 1848 году Калифорнию охватила «золотая лихорадка». Люди массово прибывали туда в надежде заработать, и Вандербильт понял, что это его шанс. Изучив маршруты жителей разных стран, которые стремились поработать старателями, он предложил наиболее короткий и дешевый вариант. Корнелиус заключил с правительством Никарагуа сделку, которая состояла в том, что он получает право на организацию чартерного рейса.

Заплатив за это $10 тысяч, он открывает компанию Accessory Transit. Вложив ещё денег в безопасность нового маршрута (расчистка русла реки сан-Хуан, строительство дороги из щебня, чтобы была возможность добраться до порта, и сооружение доков) предприимчивый гений лично занялся перевозками на своём пароходе. За год он заработал больше миллиона долларов. А всё потому, что выбирая его судно, золотоискатели экономили минимум 2 дня и $200, поэтому спрос был большим.

Предательство партнеров

В 1853 году он впервые решил отдохнуть, и организовал строительство паровой яхты по самому высшему разряду, потратив почти полмиллиона долларов. В то время это была самая шикарная яхта. Мебель в которой была выполнена из позолоты и бархата, залы украшала мраморная отделка, а кают-компания была оформлена в стиле Людовика 15. Собрав друзей и семью (а у него, между прочим, в браке с Софией родилось 13 детей, но двое из них умерли, не дожив до среднего возраста) он отправился в Европу. Отдых оказался славным, только с плебейскими замашками. К примеру, он мог сорвать представление в Лондонской опере, арендовав зал на вечер.

Оказавшись дома после отпуска, он был крайне неприятно удивлён. Менеджеры, Морган и Гаррисон, которым он доверил управление компанией Accessory Transit, совершили переворот и захватили её. Корни проявил свой жесткий характер и в этом случае. Он написал им письмо о том, что за такой поступок не намерен судиться, потому что это долго, он их просто раздавит в ближайшие сроки.

И действительно, организовав другой маршрут, через Никарагуа, с помощью старых методов завоевав всех клиентов, буквально за год он вернул себе обратно своё детище, обанкротив предателей. А конкуренты, взяв обещание закрыть перевозки по Никарагуа, ежемесячно выплачивали отступные в размере $40 тысяч, со временем увеличив до $56 тысяч. Что было очень кстати, ведь поток золотоискателей снижался, да и интерес переместился на трансатлантические перевозки.

Уход из судоходного бизнеса

Три его судна бороздили воды Атлантического Океана, доставляя людей с Нью-Йорка до Франции. Самым мощным был пароход «Вандербильт», перевозивший в основном пассажиров среднего класса за минимальную стоимость. Будучи уверенным в своих «детищах» Корни отказывается их страховать, что позволило значительно сэкономить финансы. Но особо долго поработать в этом бизнесе не удалось, так как в 1861 году началась гражданская война, накануне которой он успел его продать за 3 млн. долларов.

Пассажирский лайнер «Вандербильт» превращается в боевой корабль, и защищает воды его страны. Существует три версии, согласно которым он отдал любимое детище на войну. Первая – о помощи попросил лично Авраам Линкольн. Вторая – он сдал его в аренду, получая неплохие дивиденды. И третья, что просто подарил (несмотря на то, что стоимость его строительства составила примерно $600 000).

Ещё в молодости, в 30-х годах он пытался освоить и наладить железнодорожный бизнес. Случилась авария, взорвался котел, и молодой предприниматель с серьезными ожогами и травмами оказался на больничной койке, проведя там 2 месяца. Это происшествие надолго лишило его желания заниматься наземным транспортом, но в 60-х годах решил вернуться к этой идее.

Скупив акции различных железнодорожных компаний, он объединил практически все сообщения возле Нью-Йорка. В его владения попала дорога всей реки Гудзон, а также Гарлемская дорога. В общем, через пять лет он «сделал» 25 миллионов долларов и стал самой мощной личностью в сфере транспортного бизнеса США.

Личность и характер

Помните, герою нашей публикации пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу? Так вот, до конца своих дней он оставался безграмотным, не умея даже ставить подпись. Но никогда этого не стыдился, объясняя, что добился всего благодаря фокусу внимания именно на работе, а не учёбе.

Интересно, но, несмотря на свои миллионы, он жил довольно скромно, не считая отпуска в Европе. К примеру, лежа на смертном одре, он отказывался употреблять прописанное врачом шампанское, а знаете почему? Потому что оно дорогое. Не желал заниматься благотворительностью, помог однажды лишь университету, который впоследствии назвали в его честь, а также Церкви странников.

В 1869 году скончалась его супруга, но буквально через год, будучи 75-летним стариком, он женился вновь на дальней родственнице, которой было на тот момент 35 лет.
Его биография заканчивается 4 января 1877 года. Корнелиус покинул этот мир на 83 году жизни, оставив после себя серьезный скандал, так как очень странно распорядился накопленным капиталом.

Завещание

В завещании было указано, что 90 миллионов долларов из примерно 100, получает старший сын Уильям для того, чтобы развивать дальше его дело. Остальные дети получили по $100 тысяч, а вдова $500 тысяч. Хотя изначально он планировал оставить в наследство весь капитал младшему сыну Джорджу, но тот умер в 25-летнем возрасте. Средний сын был зависим от алкоголя и азартных игр, плюс ко всему страдал эпилептическими припадками, поэтому показался отцу совсем ненадежным и не достойным денег.

Остальные – девочки, не смогли бы выдерживать конкуренцию и управлять столь мощным отцовским делом. Конечно же, «обделённые» родственники были злы и подали в суд на Уильяма, опираясь на то, что Корнелиус был не в своём уме, когда составлял завещание. Дело было проиграно, и воля Крокодила (так его называли, когда он увлёкся железными дорогами) была исполнена.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Как вы могли заметить, без образования вполне возможно стать миллионером, главное – верить в себя и свои силы, а также упорно трудиться. Рекомендую также ознакомиться и с другими вдохновляющими на свершения биографиями, во по этой ссылке одна из них, Карлос Слим Элу .

Корнелиус Вандербильт: краткая биография

Имя Корнелиуса Вандербильта известно всей Америке, его капиталистические операции вошли во многие экономические учебники Америки.

Читайте также:  Выгодно ли открывать интернет-магазин с нуля, и как это сделать правильно - пошаговая инструкция

ДЕТСТВО

Корнелиус был назван в честь своего отца. Появился на свет 27 мая 1794 года на семейной ферме, которой управлял отец. В то время вся семья эмигрировала в Америку, в надежде на хорошую жизнь. Самой главной мотивацией была мечта не о больших миллионах, а просто хорошо и усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Отец семейства нанимался на любую работу в морском порту, чтобы основать свою маленькую ферму. Он пытался внушить Корнелиусу, что его работа очень тяжела и малооплачиваемая и нужно стремиться к большему. Но маленький Корнелиус всё видел по — своему. Он просто грезил морями, для него эта жизнь означала полную свободу действий и безграничные возможности. С самого раннего детства парень обладал упёртым характером, мечтая бросить школу в 11 лет, он мечтал открыть своё собственное дело. Уйдя со школы Корнелиус до 16 лет работал на отцовской ферме. Позже магнат признавался, что не жалел о брошенной учёбе, если бы уделял ей время, то не смог бы заработать всё своё состояние. Вскоре Корнелиус долго размышлял чем заняться и где взять стартовый капитал на будущее дело. У своих родителей он занял десять долларов на покупку первой парусной лодки.

БИЗНЕС

Так в 16 лет он приобрёл своё первое плавательное судно. Корнелиус был непреклонен и мечтал стать самым главным перевозчиком в своём порту, ведь конкуренция была достаточно серьёзной. Никто даже не брал во внимание юного Корнелиуса, решив, что устранить парня не составит большого труда. Поставив зачинщиков на место, его стали опасаться все. Ещё не один раз ему придётся таким образом решать свои вопросы. Вся его биография известна многими драками, жесткостью и умением добиваться своего. Он перевозил людей на своей лодке снизив цену до одного доллара за человека, отбоя от желающих не было. Затем он расширил свой бизнес, прикупив несколько суден и собрав команду, которая смогла бы постоять за себя. Маленький флот работал активно, и он занял бы весь рынок, если бы не противостояние, возникшее между Англией и Америкой в 1812 году. Вскоре лодки Корнелиуса начали перевозить оружие, благодаря чему он смог приумножить свой капитал. Постепенно магнат скупил все плавучие средства и стал монополистом в этой области. На все это у него ушло около шести лет. В скором времени на смену маленьким судам пришли пароходы, и здесь будущий магнат не прогадал, продав весь свой флот, устроился на работа капитаном одного из пароходов, который занимался перевозкой грузов. В 1840 году, изучив строения пароходов, он вложил все свои сбережения в строительство собственного парохода, так появился новый его проект. Установив плату за проезд в один доллар, он практически разорил всех конкурентов. Затем Корнелиус вложил все свои деньги в приобретении гостиницы. Первый миллион он заработал на перевозке грузов. Корнелиус постоянно продавал свой бизнес и покупал новый. Так как магнат был очень скуп и алчен, ему удавалось это очень легко. Бросив перевозке на воде он выкупил железную дорогу посчитав, что перевозки здесь обходятся дешевле и не прогадал. Главным принципом магната стало снижение цен по максимуму, и полное разорение конкурентов. Так к концу своей жизни, он стал самым богатым человеком Америки.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Корнелиус в 1813 году женился на своей кузине Софии Джонсон. У него родилось 11 детей из которых четверо мальчиков. Он всегда считал, что дочери не продолжение рода, поэтому весь бизнес должен унаследовать любой из его сыновей. Его наследником стал сын Уильям, которому досталось более 90 миллионов долларов. В начале 1869 года умерла его супруга, и через год он женился на дальней родственнице.

СМЕРТЬ

Скончался предприниматель 4 января 1877 года. Весь капитал магната составлял 102 млн рублей, остальное имущество было поделено между остальными детьми и благотворительными организациями.

Семья Вандербильт: взлет и падение

Семья Вандербильт в свое время была одной из самых богатых в Америке, но в отличие от других легендарных семей-миллионеров они не сохранили и не приумножили свои богатства, а растратили их. Как разорились “короли Америки” и где в Нью-Йорке можно увидеть остатки их былой роскоши — читайте в нашем материале.

Семейный патриарх Корнелиус «Коммодор» Вандербильт сумел превратить 100 долларов, одолженных у матери, в 100 миллионов долларов к моменту его смерти.

Неграмотный и вспыльчивый миллионер

В юности Коммодор начал пилотировать пассажирский катер на Стейтен-Айленде. После этого он занялся пароходством, а затем начал строить железнодорожную империю New York Central. Благодаря железной дороге империя Вандербильта протянулась через все Соединенные Штаты и дала ему монополию на все железнодорожные перевозки в и из Нью-Йорка. К 1877 году он накопил состояние в 100 миллионов долларов — больше, чем в то время находилось в казне США.

Сам Корнелиус был далек от идеала. Книга, написанная в 1980-х годах потомком Вандербильта, гласит, что он был “неграмотен, вспыльчив и сквернословен, а на общественных мероприятиях плевался табачным дымом и приставал к горничным”.

Кроме этого Корнелиус публично выразил разочарование своей семьей. Из 10 детей у него было только два мальчика. И он чувствовал, что эти мальчики не соответствуют его стандартам. Он считал, что они не смогут удержать и приумножить семейное богатство. «Любой дурак может разбогатеть. Чтобы его удержать, нужен умный человек», — сказал Коммодор своему сыну Уильяму Генри «Билли» Вандербильту, передав ему свой капитал.

Сын превзошел отца, но дальше дело не пошло

И он не прогадал. Билли сделал все возможное: он унаследовал 87 % акций семьи в New York Central и расширил бизнес, по сообщениям, удвоив семейное состояние до более чем 200 миллионов долларов. Это более 300 миллиардов долларов в сегодняшних долларах.

Корнелиус настаивал на том, чтобы большая часть семейного состояния была передана одному потомку, но когда Билли умер в 1885 году, он оставил долю семьи в компании обоим своим сыновьям — Корнелиусу Вандербильту II и Уильяму Киссаму Вандербильту. Разделение состояния Вандербильта в третьем поколении совпало со снижением семейного интереса в New York Central и постепенным увеличением расходов.

Дом Корнелиуса Вандербильта II

Корнелиус Вандербильт II управлял железными дорогами до своей смерти в 1899 году. Уильям Киссам Вандербильт вступил во владение, но вскоре ушел в отставку, чтобы сосредоточиться на своих яхтах и ​​чистокровных лошадях. Кроме того его ветвь семейного состояния пожирало семейное поместье Билтмор в 146 000 акров земли. Уильям, как говорят, заметил тогда: «Унаследованное богатство является настоящим препятствием на пути к счастью… Оно не оставляет мне ничего, на что можно надеяться, и ничего определенного, к чему можно стремиться».

Деньги — на благотворительность

Вандербильты все еще были богатыми — в их владении была впечатляющая коллекция произведений искусства старых мастеров, ряд домов в Ньюпорте, штат Род-Айленд, и 10 особняков на Пятой авеню в Манхэттене. Но с этого момента они перестали зарабатывать и принялись только тратить.

Впрочем, тратили накопленное они вполне благородно — например, взялись за благотворительность. Третье поколение Уильяма Киссама Вандербильта выделило 1 миллион долларов на строительство многоквартирных домов в Нью-Йорке, а также сотни тысяч долларов Колумбийскому университету, YMCA, клинике Вандербильта и Университету Вандербильта. Как сообщается, Уильям потратил на благотворительность и свои личные расходы примерно такую же сумму, которую он унаследовал в 1885 году, когда умер его отец.

Крах клана

По мере того как семейное наследство распределялось между все большим количеством потомков, в New York Central происходили изменения. Транспортный бизнес достиг своего пика в конце 1920-х годов, но вскоре объем грузовых перевозок сократился. К концу Второй Мировой войны кроме поездов эти функции стали выполнять грузовики, баржи, самолеты и автобусы. Железнодорожный бизнес трещал по швам — между 1946 и 1958 годами четыре из шести скоростных ежедневных рейсов между Нью-Йорком и Чикаго были прекращены.

New York Central — компания, которая когда-то была второй по величине железной дорогой в Соединенных Штатах — к 1970 году объявила о банкротстве; пассажирские перевозки были переданы Amtrak в 1971 году. Это был конец.

Вскоре упадок пришел и к семейству Вандербильт. Все их 10 особняков в Нью-Йорке были снесены к 1947 году. Сегодня ворота из кованого железа из особняка Вандербильта расположены в Центральном парке. На месте дома Корнелиуса и Алисы Вандербильт в районе 57-й улицы в центре Манхэттена в настоящее время находится универмаг Bergdorf Goodman, а камин вместе с несколькими картинами из особняка — в Американском крыле Музея Метрополитен.

Менее чем за одно поколение Вандербильты потратили большую часть своего семейного богатства! И богатство практически исчезло в течение четырех поколений. В 1973 году 120 членов семьи Вандербильт приняли участие в семейном сборе. Ни один из них к тому времени не был даже миллионером. Проще говоря, они превратились из производителей великого богатства в его великих потребителей. «Унаследованное богатство является настоящей помехой для счастья. Это такая же смерть для амбиций, как кокаин для морали» — так говорил Уильям К. Вандербильт (внук Корнелиуса Вандербильта).

Как это произошло? Очень просто. Вандербильты просто потратили свои деньги. Это показывает, что нет никакого состояния, которое нельзя потратить. Тем не менее память об этой некогда легендарной семье живет в Нью-Йорке.

История успеха Корнелиуса Вандербильта

&nbsp Корнелиус Вандербильт: пирога Коммодора

При жизни Корнелиус Вандербильт владел поочередно парусными и пароходными флотилиями, строил порты и прокладывал железные дороги. После смерти он оставил первое в Соединенных Штатах состояние в 100 миллионов долларов. Федеральный бюджет страны в тот год составил 350 миллионов.

Где добыл свою первую сотню долларов Корнелиус Вандербильт, знает каждый американский школьник. Учебники рассказывают, что он одолжил эти деньги у матери.
— Откуда у нас, бедных голландских эмигрантов такие деньги? — воскликнула бедная голландская мама.
После чего приказала Корнелиусу очистить от камней, вспахать и засеять восемь акров целинной земли. И установила срок — 26 дней. На таких условиях она готова была одолжить нужную сумму.
Вспахав и засеяв все, что потребовалось, Корнелиус услышал: «Трудиться на себя никогда не тяжело и всегда не впустую».
На сто долларов он приобрел лодку и стал курсировать между Стейтен-Айлендом и Нью-Йорком. Он быстро сообразил, что работать на себя действительно не впустую, если на тебя одновременно работает кто-нибудь еще. И постепенно скупил все лодки на Стейтен-Айленде. Следует отдать ему должное — старожилы вспоминали, что Вандербильт вел дело честно и никогда не запрашивал лишнего за проезд.
Скопив 15 тысяч долларов за семь лет, он продает все парусные лодки и нанимается капитаном на паром между Нью-Йорком и Нью-Джерси.
В том же году Корнелиус Вандербильт женился на соседской девушке по имени Софи, которая впоследствии родила ему тринадцать детей и всю жизнь старалась выносить его невыносимый характер.

Читайте также:  Стеклянные отходы как способ дохода

Пароходы — хорошо, паровозы — лучше
Это было время больших и маленьких монополий. С энтузиазмом дилетанта Вандербильт решился потеснить монополистов. Прослужив капитаном десять лет, он покупает собственный пароход и пускает его по маршруту Раритан-Нью-Йорк.
Его пароход более комфортабельный, плавает быстрее и расходует меньше топлива, что означает — меньшие издержки и более низкие цены. Конкурентам остается либо обанкротиться, либо откупиться.
Именно тогда Корнелиус Вандербильт впервые получил предложение, которое впоследствии получит неоднократно. Его попросили убраться с этого маршрута и предложили 50 тысяч долларов. Корнелиус Вандербильт счел предложение выгодным.
Он перебрался со своими судами на Гудзон. Где через несколько лет получил от Ассоциации пароходного судоходства Гудзона соответственное предложение. Теперь ему предлагали 100 тысяч единовременно и по 5 тысяч долларов за каждый следующий год. При условии, что он покинет Гудзон и не появится на нем в течение десяти лет.
Корнелиус Вандербильт перебрался на Лонг-Айленд и осел там надолго. К 1846 году его пароходы уже швартовались во всех крупных портах Новой Англии. Именно в этом году Корнелиус Вандербильт отметил свой первый миллион.
А в 1848-м в Калифорнии открыли золото. Туда можно было добраться двумя способами — огибая мыс Горн, или через Никарагуа — добираясь по суше через Панамский перешеек.
Корнелиус Вандербильт не был первым, кто придумал прорыть на Панаме канал, но он был первым, кто ринулся его прокладывать. Канал сокращал путь на 460 миль, то есть на три дня. Снова можно бы было снижать цены на билеты.
Вандербильт в который уже раз распродает пароходы и устремляется в Лондон искать партнеров. Англо-Американский проект строительства Панамского канала обретает в Лондоне вполне реальные очертания.
По возвращении он создает компанию Accessori Transit Co., полностью контролирующую панамский маршрут. В 1851 году, когда пассажиры наводнили новую линию, Вандербильт отправился в Европу, в первый в своей жизни отпуск.
Вернувшись через год в Соединенные штаты, Корнелиус Вандербильт обнаружил, что руководить ему, собственно, нечем. В его отсутствие компаньоны — Морган и Гарриссон — прибрали к рукам Accessory Transit Co.
В приступе ярости Корнелиус Вандербильт произнес знаменитое: «Я не стану с вами судиться — закон действует слишком медленно. Я просто пущу вас по миру».
Впрочем, он попытался сделать и то, и другое.
Более успешными, чем судебные тяжбы, оказались его суда. Которые он запустил в Панамский канал, в очередной раз снизив цены на билеты.
Через полгода Морган и Гарриссон готовы удовлетворить любые его претензии, а также скупить его пароходы и платить по 40 тысяч долларов в месяц в течение года — лишь бы он убрался с Панамского перешейка.
Забавно то, что он согласился.
Получив компенсацию от Accessori Transit и распродав все свое имущество, Вандербильт в буквальном смысле не оставил ни единого суденышка.
Окружающие решили, что семидесятилетний Корнелиус Вандербильт сбрендил. Но он не стал пациентом лечебницы, он переключился на железную дорогу.
Он приобрел самую убыточную ветку, Гарлем-Нью-Йорк.
Harlem Railway Company уже через год принесла ему первый миллион долларов.
А через пять лет Соединенные Штаты покрывала сеть железных дорог, принадлежавших мистеру Вандербильту. Его паровозы ходили в любой крупный город страны, а билеты на них снова стоили дешевле, чем у конкурентов.
С упорством маньяка он снова и снова зарабатывал на демпинге. В 1860 году Корнелиус стоил уже 20 миллионов.

Последние из парвеню
100 миллионов старых долларов (в пересчете на новые — 1,5 миллиарда) — оставил Корнелиус Вандербильт после своей смерти. В этом году (в 1877-м) федеральный бюджет Америки составлял 350 миллионов долларов, а квалифицированный рабочий зарабатывал 600 долларов в год.
Его завещание состояло из двух пунктов. Согласно первому: 1 миллион долларов получал университет в Нешвилле, штат Теннесси (ныне университет Вандербильта).
Согласно второму пункту, все остальные деньги без изъятий переходили к его старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту. Прочие дети не получили ни цента.
Истинная прелесть этого наследства заключалась в том, что оно совершенно не облагалось налогами — США еще не располагали законодательством о налогообложении наследства.
Деловой инстинкт в своем первенце он развил сам. Когда Уильяму Генри исполнилось 19 лет, отец женил его и отправил на ферму под Стейтен-Айлендом. Когда же ферма через несколько лет, к немалому удивлению Коммодора Корнелиуса (как его называли), стала приносить доход, он убрал оттуда сына, перепоручив ему убыточное отделение железной дороги в Стейтен-Айленде. Уильям Генри сделал доходным и его.
Получив первую прибыль от почти обанкротившегося отделения, Корнелиус Вандербильт счел сына достойным поста вице-президента.
Уильям Генри пережил отца всего на десять лет и оставил после смерти в два раза больше того, что получил в наследство. При этом Уильям Генри Вандербильт наследство, в отличие от отца, поделил между детьми поровну. И детей, и денег, казалось ему, было вполне достаточно.
Получив 3 миллиарда уже новых, но все еще не облагавшихся налогом долларов (законодательство о налогообложении по-прежнему отсутствовало), третье поколение Вандербильтов решило, что настала пора тратить.
Четыре сына и четыре дочери Уильяма Генри стали застраивать Америку дворцами и поместьями. Следовало позаботиться об имидже семейства Вандербильт. Для Асторов, Уитни и Милликейнов они все еще были парвеню. Финансовая аристократия Америки припоминала их деду доки Стейтен-Айленда.
Старший сын Уильяма Генри — Корнелиус II — построил себе в Ньюпорте на Род-Айленде усадьбу The Breakers — в несколько раз большую, чем Белый Дом. Когда в 1913 году в США приняли, наконец, законы о налогообложении, только ежегодный взнос за содержание поместья составил более 230 тысяч долларов.
Младший его брат — Джордж Вашингтон Вандербильт отстроил в поместье в Эшвилле Bilt-more — особняк в 225 комнат (архитектор Ричард Моррис Хант). Поместье напоминало старинный французский замок на берегу Луары — с башенками, балюстрадами, флигелями и шпилями.
Третий из отпрысков Вандербильтов — Уильям Киссам отстроил в Норспорте на Лонг-Айленде знаменитый Eagle’s Nest в испано-марокканском стиле.
Дворцы и поместья, разумеется, не пустовали. В них с неизменной и достойной регулярностью появлялись новые и новые Вандербильты.

Золотая молодежь
В двадцатые годы в Нью-Йорке было по меньшей мере двадцать богатых юношей и девиц, не без приданого, носивших фамилию Вандербильт.
Ни пароходы, ни паровозы их не интересовали совершенно.
Юноши пили, играли и занимались парусным спортом.
Дамы выходили замуж за отпрысков Хэйвмаеров, Морганов, Уитни, считаясь уже блистательной партией. Плодовитые Вандербильты исправно поставляли на светский брачный рынок Америки изрядное количество невест.
Теперь уже никто не считал Вандербильтов выскочками. Отнюдь. Америка училась у Вандербильтов тратить деньги, наряжаться, устраивать образцово-показательные свадьбы и костюмированные балы.
Только не делать деньги.
Многие из них даже вошли в историю. Каждый в свой раздел. Гарольд Стирлинг Вандербильт, сын Уильяма Киссама, например, в качестве изобретателя карточной игры «бридж» и трехкратного чемпиона Америки в парусном спорте.
Его сестру Консуэлу Вандербильт выдали замуж за нелюбимого герцога Мальборо. И вся Америка с замиранием сердца следила за перипетиями ее страданий — Консуэла исправно поставляла эксклюзивные интервью, охотно посвящая общественность в свои сердечные дела.
Реджинальд Вандербильт, сын Джорджа Вашингтона Вандербильта, за двадцать лет пропил 20 миллионов долларов. А потом женился на шестнадцатилетней дочери банкира Глории Морган. Через два года он умер от алкоголизма, оставив жене двухлетнюю дочь, а дочери — 10 миллионов долларов.
Юная вдова Глория Морган Вандербильт недолго пребывала в трауре. Оставив на попечение нянек и теток дочь, она отправилась шокировать Европу.
Ее имя восемь лет появлялось на страницах светской и судебной хроники попеременно. Особое внимание привлек процесс по обвинению ее в любовной связи с английской маркизой Надеждой Милфорд-Хэйвен. Заплатив огромный штраф, Глория хотела было развлечения в Европе продолжить, но судьба в лице ее собственной дочери ей воспрепятствовала.
Бедное богатенькое дитя — именно так прозвали репортеры мисс Глорию Морган Вандербильт-младшую — ту самую малышку (несколько, правда, подросшую), которую Глория Морган Вандербильт-старшая оставила на попечение теток и нянек.
Дитя подъехало к зданию суда в Rolls-Royce, надерзило репортерам, толпившимся в ожидании своего прибытия, и проследовало на заседание в сопровождении адвокатов.
Более или менее вразумительно ответив на все вопросы, она вдруг капризно надула губы и заявила судье: «Скажите ей, чтобы она перестала тратить мои деньги!» — и показала пальцем прямо на мамочку.
Что говорить, Глория Морган Вандербильт-младшая дело выиграла. Именно благодаря этой победе через одиннадцать лет — когда ей исполнился 21 год — она получила завещанные ей отцом 4 миллиона долларов.
И тут же с азартом принялась делать деньги.
Вскоре Америку наводнили джинсы и простыни, фарфор и духи марки Miss Vanderbilt. Впрочем, эта дама была одной из последних с фамилией Вандербильт, кто умел делать деньги с таким талантом и размахом.

Наталья Салтыкова, Игорь Байковский

Подписи
1. Графиня Шапари Вандербильт на лужайке перед знаменитым дворцом The Breakers. Вандербильты его называли летний коттедж.
2. Так выглядел The Breakers — знаменитая резиденция Вандербильтов — в конце XIX века, когда ее построил Корнелиус Вандербильт II.
3. Вилла Вандербильтов в испано-марокканском стиле Eagle’s Nest. Здесь теперь планетарий, морской музей и частный музей семейства Вандербильт.

Ссылка на основную публикацию