Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку?

У налоговиков нет права на контрольные закупки

Имеют ли право налоговики проводить контрольные закупки? Если не имеют, то в каком документе это установлено?

вопрос с сайта www.eg-online.ru

Обязанность вести контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложена на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ), ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Согласно ст. 7 Закона о ККТ налоговые органы, в частности, проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков,
а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования этого закона.

Вопрос полномочий налоговых органов при проведении контрольных закупок неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Правда, следует отметить, что решения арбитражных судов были разными.

Одни принимали решения, основываясь на том, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона о ККТ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2008 № А19-13832/07-Ф02-9837/07, Поволжского округа от 01.07.2008 № А12-19067/07-С10, Дальневосточного округа от 09.04.2008 № Ф03-А51/ 08-2/937, Волго-Вятского округа от 01.07.2008 № А79-1781/2008, от 30.07.2008 № А82-13398/2007-22 и др.). Заметим, что подобной точки зрения придерживался и Минфин России (письмо от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23).

Другие исходили из того, что в законодательстве РФ не определены методы и порядок осуществления таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2006 № Ф04-7909/2005 (25811-А03-29), Поволжского округа от 19.01.2006 по делу № А65-15804/05-СА1-36, Дальневосточного округа от 30.08.2004 № Ф03-А51/04-2/ 2128 и др.).

Кроме того, проверочная закупка в силу федеральных законов от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных этими законами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о ККТ органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими указанных в ст. 7 Закона о ККТ контрольных функций. При этом согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ у налоговых органов нет права проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Указанную позицию поддержал Президиум ВАС РФ, приняв 2 сентября 2008 г. постановление № 3125/08. В своем решении он указал, что проведение должностным лицом налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения.

Таким образом, в связи с тем, что сотрудникам налоговых инспекций не предоставлено права вести оперативно-разыскную деятельность, то контрольные мероприятия, в частности контрольные закупки, они могут проводить только совместно с органами внутренних дел.

Имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку?

Не выданный кассовый чек при расчете наличными – это одно из самых частых и легко выявляемых налоговых правонарушений. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ и влечет за собой предупреждение или административный штраф в следующих размерах:

— на граждан (продавец или кассир) – от 1 500 до 2 000 руб.;

— на должностных лиц (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) – от 3 000 до 4 000 руб.;

— на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Кто виноват в непробитом кассовом чеке?

По-видимому, вопрос о том, кто виноват в невыдаче кассового чека – кассир или собственник бизнеса – является вопросом повышенной государственной важности, т.к. им занимался сам Конституционный суд РФ (Определение от 14.12.00 № 244-О). Подобный ответ дал и ВАС РФ в Постановлении от 03.08.04 г. № 5940/04 – неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в результате нарушения работником трудовых обязанностей не освобождает от ответственности сам хозяйствующий субъект.

При этом возложение ответственности за непробитый кассиром чек на индивидуального предпринимателя не лишает его права потребовать от работника возмещения ущерба. На самого работника штраф в размере до 2 000 руб. тоже может быть наложен, дополнительно к штрафу самого ИП.

Что такое контрольная закупка?

Все подробности о том, как выбрать, зарегистрировать в налоговых органах и эксплуатировать кассовый аппарат вы можете узнать в замечательной книге Людмилы Маслак – «Все секреты ККТ». В этой же статье мы поговорим именно о том, имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку.

О том, что такое контрольная закупка, имеют понятие все – сотрудник проверяющих органов под видом покупателя приобретает какой-то товар, чаще всего мелкий, а при обнаружении факта неприменения ККТ предъявляет документы и составляет акт о нарушении. Кстати, под неприменением кассового аппарата понимают не только не выданный чек. К этому же нарушению относят следующие ситуации:

— кассового аппарата нет на месте торговли;

— применяемый кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции или его марка не включена в Гос. реестр;

— у аппарата нет фискальной памяти или блок фискальной памяти поврежден;

— ККТ работает в нефискальном режиме;

— ККТ повреждена или отсутствует пломба;

— кассовый чек был пробит на сумму меньшую, чем получено от покупателя.

С точки зрения закона – контрольная, а точнее проверочная закупка – это мероприятие, которое относится к оперативно-розыскной деятельности, и проводить его могут уполномоченные на то органы (ст. 13 закона от 12.08.95 № 144-ФЗ), среди которых нет работников налоговых служб. Таким образом, контрольную (проверочную) закупку налоговики проводить не могут, но у них есть другие способы зафиксировать нарушения при применении ККТ.

Как налоговики могут фиксировать факт неприменения ККТ?

Хотя налоговые органы не указаны среди тех, кто имеет право проводить контрольную закупку, право осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой техники дано им законом № 54-ФЗ от 22.05.03. В п. 1 ст.7 этого закона четко сказано, что налоговые органы проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

О том, как именно, по мнению ФНС, должен осуществляться контроль за применением ККТ, можно узнать в специальном Административном регламенте, в котором процесс такого контроля назван ни больше ни меньше как «Государственная функция». В п. 23 этого документа читаем, что «проверка выдачи кассовых чеков специалистами Инспекций включает в себя приобретение товара, работ, услуг и их оплату наличными денежными средствами». Что называется, найдите десять отличий между контрольной закупкой и проверкой выдачи кассовых чеков налоговиками…

Далее Регламент указывает формы, в которых может проводиться такой контроль специалистами инспекций:

— визуальное наблюдение, с применением или без такового способов видеоаудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров, (т.е. аудио- и видеозаписи покупки);

— аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или не выдачи кассовых чеков (как именно проводится такая аналитика, в Регламенте не сказано).

Поручение на исполнение Государственной функции проверяемому объекту предъявляется после проверки выдачи кассовых чеков, когда уже зафиксирован факт неприменения кассового аппарата.

Если вам кажется, что контроль за применением ККТ в такой форме подозрительно похож на следственно-розыскное мероприятие (да еще и с применением необъявленной аудио и видеозаписи), то вы не одиноки. Судебных споров о незаконности такого вида проверки немало, к сожалению, чаще всего судьи не видят ничего запретного в таких действиях налоговиков.

Решения судей по вопросу контрольной закупки налоговыми органами

Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Судьи в некоторых округах признают, что, поскольку контрольная закупка налоговиками применяться не может, то такие доказательства собраны с нарушением закона (Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 26.08.2013 г. № 09АП-26047/2013-АК, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 № 15АП-2776/2011 и др.).

На стороне же налоговых органов не только многочисленные решения окружных судов и ВАС РФ, но и Верховный суд РФ (Постановления от 24.07.2009 № 46-АД09-1, от 29.07.2009 № 41-АД09-3, от 11.05.2012 № 45-АД12-4), и, наконец, Конституционный суд РФ (Определение от 22.04.05 № 198-О). Вывод судей таков – поскольку Закон № 54-ФЗ не содержит явных запретов или ограничений действий налоговых органов, в том числе запрета на проведение контрольной закупки, налоговые инспекторы в этих случаях действуют в рамках своих полномочий.

Таким образом, не стоит ломать копья в вопросе о том, могут ли налоговые органы проводить контрольную закупку, т.к. шансов выиграть судебный спор в таком деле немного. Лучше ознакомить под роспись вашего продавца или кассира с инструкцией по работе с кассовым аппаратом и заключить с ним договор о материальной ответственности, чтобы иметь возможность возместить причиненный им ущерб.

Читайте также:  Владелец машины при переезде в другой регион РФ сможет зарегистрировать ее, не снимая заранее с учета – ГИБДД

Что бизнес должен знать о контрольных закупках?

Контрольная закупка помогает надзорным органам выявлять нарушения продажи товаров или услуг предпринимателем. При этом просто так проводиться она не может — нужен повод, в роли которого чаще всего выступает жалоба потребителя.

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Контрольная закупка: как проходит и можно ли оспорить

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

С контрольной закупкой к предпринимателю могут прийти в любой момент, но теперь её проводят по общим для всех госорганов правилам. Если инспектор нарушит правила, результаты контрольной закупки можно оспорить. Рассказываем, что будут делать инспекторы и как избежать штрафа.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую государственные службы проводят без предупреждения. Бизнесмен узнает о ней только когда всё уже произошло. С контрольной закупкой к бизнесмену может прийти налоговая, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждая служба проверяет свою сферу.

Читайте также:  Интернет-подписка на товары

В декабре 2018 года появились правила контрольной закупки. Раньше чётких правил не было, поэтому результаты контрольной закупки было сложно оспорить. Теперь бизнесменам будет проще защититься и избежать штрафов.

Кого касается

Проверить могут любую компанию или предпринимателя, который что-то продаёт, оказывает услуги или выполняет работы. Ревизор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать пиццу по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная булочная или интернет-магазин натуральной косметики.

Как проходит контрольная закупка

1. Покупка товара. Инспектор приходит как обычный покупатель. Проверяющий может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. Он сам выбирает товар или услугу или просит продавца помочь. Вычислить инспектора практически невозможно.

2. Объявление о контрольной закупке. Как только проверяющий расплатился наличкой или картой, он предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку. Затем инспектор показывает кассиру приказ и отдаёт копию под подпись. Если инспектор что-то купил через интернет или по телефону, он может сказать об этом не сразу, а только на следующий день.

3. Составление акта. Сразу после покупки инспектор составляет акт — на это у него есть максимум три часа. Если он сделал покупку через интернет, по телефону или отдал товар на экспертизу — не позднее следующего дня. Если инспектор обнаружил нарушения, он должен указать их в акте. Продавец может отказаться подписывать акт — тогда инспектор указывает это в документе. Копию акта проверяющий отдаёт продавцу.

4. Возврат товара и денег. Если проверяющий купил товар и не нашёл нарушений, он его возвращает, а продавец отдаёт ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги не нужно.

Если ревизор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть. Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Что делать при контрольной закупке

Проверьте соблюдение приказа. Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа ревизор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф. Если в документе написано, что проверку делает Иванов, а пришёл Петров, это повод подать возражение. Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрёл другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 10 февраля, а инспектор пришёл 11 февраля — третий повод. Инспектор обязан действовать так, как сказано в приказе.

Что должно быть в приказе (п. 8 Правил):

  1. Название госоргана, который проводит контрольную закупку.
  2. ФИО и должность инспектора.
  3. Название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, у которого проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или адрес сайта.
  4. Регистрационный номер юрлица или индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (если у госоргана есть эта информация).
  5. Что инспектор проверяет.
  6. Основание для проведения контрольной закупки.
  7. Товары, которые инспектор купит, или услуги, которые закажет. Способ их закупки и оплаты.
  8. Дата проведения закупки.
  9. Будет ли применяться фото- и видеосъемка.
  10. Дата и номер письма-извещения в прокуратуру о контрольной закупке.

Проверьте правильность составления акта. Нарушение правил оформления акта — повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого госоргана свои типовые акты, но есть общие требования.

Что должно быть в акте (п. 15 Правил):

  1. Дата, время и место составления акта о проведении контрольной закупки.
  2. Название госоргана, который проводит закупку.
  3. Дата и номер приказа о проведении контрольной закупки.
  4. ФИО и должность инспектора.
  5. Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя.
  6. Место, где проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или сайт.
  7. Информация о товарах, работах или услугах, которые купил или заказал проверяющий. Способ покупки и оплаты.
  8. Информация о нарушениях или их отсутствии.
  9. Подпись продавца о том, что он знаком с приказом о проведении контрольной закупки и получил его копию. Если отказался — отметка про это.
  10. Сведения о свидетелях (если они были).
  11. Сведения о видеозаписи, фотосъемке.
  12. Подпись инспектора и свидетелей (если они были).
  13. Подпись продавца. Если не захотел подписывать акт, инспектор это указывает.

Берегитесь мошенников. Проверяйте документы и обращайте внимание на поведение проверяющих. Если возникают сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Причины для контрольной закупки

Госорганы не могут прийти с контрольной закупкой потому, что им так захотелось — только если для этого есть причины (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

Нарушение прав потребителя. Например, на ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую. Или покупатель попросил продавца заменить футболку, которая не подошла по размеру, а тот отказался. Если покупатель пойдет в Роспотребнадзор, его жалобы будет достаточно для проведения контрольной закупки.

Угроза, вред здоровью или жизни. Например, человек попал в больницу с отравлением после того, как съел пирожное в кафе.

Нарушение правил маркировки товаров. Например, на бутылке вина нет акцизной марки. Кроме алкоголя, маркировка уже действует на шубы, молочку, мясо и рыбу. В 2019 году обязательную маркировку введут для табака, обуви, шин, духов, одежды и фотоаппаратов.

У предпринимателя уже находили нарушения. Госорганы захотят проверить, исправился ли он. Например, соответствует ли теперь цена товара на ценнике той, что пробивает кассир.

Инспектор может провести контрольную закупку, только если по-другому проверить предпринимателя нельзя. Если представитель госоргана не сможет доказать, что другого способа проверить бизнесмена не было, результаты контрольной закупки признают недействительными. Это правило пригодится бизнесмену, если он решит судиться (п. 3 Правил).

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Как оспорить результаты

Если бизнесмен не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно отправить возражения в тот орган, который проводил проверку:

  1. Когда инспектор оформит акт, подпишите его с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Совсем не подписывать акт нет смысла — в документе есть строка «пометка об отказе ознакомления с актом проверки». Если бизнесмен откажется подписывать акт, инспектор сделает отметку, что тот отказался прочесть документ.
  2. Подготовьте возражения в двух экземплярах: один для госоргана, второй для себя. Подробно опишите, с чем вы не согласны. Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.
  3. Отправьте возражения в госорган, который проводил закупку. Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.
  4. Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор. Если решили идти в суд, проконсультируйтесь с юристом.

Коротко о контрольной закупке

Любой покупатель может внезапно оказаться инспектором госоргана, который проводит контрольную закупку. Поводом для проверки может стать жалоба покупателя.

Нарушение любого пункта приказа о контрольной закупке или правил составления акта — повод оспорить результаты закупки. Проверьте удостоверение инспектора, выполнение приказа и правильность составления акта.

Итогом контрольной закупки может стать внеплановая проверка или штраф. Если не согласны, напишите возражения и отправьте их в госорган, который проводил закупку. Если он не согласится с возражениями, идите в вышестоящий орган или суд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Как будут проводить контрольные закупки с 1 декабря

Правительство утвердило правила для контрольных закупок. Постановление об этом уже официально опубликовано и вступило в силу 1 декабря. Правила касаются всех, кто что-нибудь продает любым способом или оказывает услуги. Теперь к любому бизнесмену, независимо от вида деятельности и доходов, может прийти клиент, который на самом деле окажется проверяющим.

Читайте также:  Федеральный закон Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.

Мы изучили новый порядок для таких проверок, чтобы вы знали, как это работает, к чему нужно готовиться и какие есть шансы оспорить штраф.

Появились правила контрольных закупок

Поводов для контрольных закупок стало больше еще в апреле. А теперь стало понятно, как именно их будут проводить: появился официальный регламент.

При контрольных закупках никогда не бывает предупреждений, и их можно даже не согласовывать с прокуратурой. Для проверок нужны основания, но поводом запросто станет жалоба покупателя. Контрольные закупки будут проводить в магазине, через интернет и даже по телефону. Но если знать, по каким правилам все это положено делать, есть шанс оспорить результаты и отменить штраф.

Что такое контрольная закупка?

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки. Но если при обычной внеплановой проверке приходят и говорят: «Мы завтра придем к вам с проверкой, попросим вот это и будем искать вот это», — то при контрольной закупке проверяющие ничего не говорят. Они сначала проверяют, а потом уже показывают документы и признаются, что прикинулись клиентами.

Кого это касается?

Правила контрольных закупок касаются всех, кто ведет какой угодно бизнес: торгует оптом и в розницу, оказывает услуги, выполняет работы или продает что-нибудь через интернет. Это относится и к крупным компаниям, и к малому бизнесу с двумя удаленными сотрудниками.

И хотя такие проверки проводят без предупреждения, это не значит, что контролеры могут делать что захотят. Для контрольных закупок теперь есть внятные правила. Если их не соблюдали — это повод оспорить результаты проверки и отменить штраф.

Кто может проводить контрольные закупки?

Контрольные закупки проводят разные госорганы, которые по закону обязаны что-то контролировать. Налоговая так проверяет использование онлайн-касс, Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав потребителей, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, санэпиднадзор и антимонопольная служба следят за своими сферами. Еще есть проверочные закупки, но это другой вид контроля.

В каких случаях бизнес проверяют именно таким способом?

Контрольные закупки проводят не когда угодно. Налоговый инспектор или сотрудник Роспотребнадзора не может просто так идти мимо магазина или сидеть в интернете и решить: «А сделаю-ка я контрольную закупку». Он даже не может прийти к руководству со словами: «Давайте проведем вот в этом интернет-магазине контрольную закупку, подпишите приказ».

В правилах написано, что контрольную закупку можно проводить, только если по-другому проверить соблюдение закона никак нельзя. То есть если другие формы контроля не помогут убедиться, что бизнес работает по правилам. Но больше никакой конкретики. Используйте это с выгодой для себя, если захотите оспорить результаты проверки: пусть контролеры докажут, что это был единственный способ оценки требований закона. А если не докажут, контрольную закупку можно признать незаконной вместе с ее результатами.

Вот какие нарушения можно установить только с помощью контрольной закупки:

Необходимость контрольной закупки нужно обосновать руководству ведомства и прокуратуре. Разрешение прокуратуры нужно не всегда, но уведомляют ее о проверке в любом случае. При этом поводом для такого вида проверки может стать обычная жалоба потребителя , что якобы нарушены его права. И тогда уже проверку не нужно согласовывать с прокуратурой.

Если бизнес можно проверить без контрольной закупки

Тогда нужно назначать внеплановую проверку. Это тоже неприятно, но там хотя бы понятно, что это пришла проверка. Пока руководство изучает документы, менеджеры и продавцы могут навести порядок, предупредить кассиров, убрать лишние документы и прикрепить маркировку на все шубы.

О внеплановой проверке обычно предупреждают за сутки, и это может быть запрос документов. О контрольной закупке не предупреждают вообще , и там гораздо проще найти и доказать нарушение.

Или продавцы могут требовать доплату при расчетах картой. Это очевидный повод для жалоб, проверки и штрафа. Руководитель бизнеса о таком может даже не знать, но штраф платить именно ему.

Не бойтесь обжаловать результаты контрольной закупки. Даже если есть повод для штрафа, его можно уменьшить или заменить предупреждением. Но тут лучше найти хорошего юриста.

Ссылка на основную публикацию