Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Формы получения образования в РФ

Формы получения образования и формы обучения в Российской Федерации

Ключевым вопросом, который возникает при оценке содержания образования в той или иной стране, является вопрос о том, какие, собственно, формы получения образования, какие формы обучения допускаются. Эти исходные, организационные вопросы во многом предопределяют регламентацию содержания образования.

В Российской Федерации в этом отношении законодательство пошло по максимально либеральному пути. Статья 17 Закона об образовании говорит о том, что в России образование может быть получено:

  • 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах — семейное и самообразование). Соответственно, формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования, после же этого обучающийся решает данный вопрос самостоятельно.

Классификация форм получения образования и форм обучения — относительно новое явление для российского образования.

Закон об образовании не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую те или иные виды образования возможны лишь в рамках образовательных организаций либо возможность есть и вне организаций, но другие формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, лица, освоившие образовательную программу соответствующего уровня образования, имеют равные права, в том числе право пройти государственную итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к следующим уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Содержание образования в таких случаях может быть любым, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы, предусмотренных ФГОС, и, соответственно, успешное прохождение государственной итоговой аттестации (если речь идет об основных образовательных программах).

Часть 4 ст. 17 Закона об образовании допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть много, и выбрать сочетание — право лица, в котором не может быть отказано.

Вместе с тем представляется, что такая возможность не может быть реализована с учетом регулирования вопросов финансирования образования. Любая попытка сочетать формы получения образования и обучения, если одной из них является финансируемое за счет бюджетных средств финансирование образовательной программы, неизбежно создает сложности для образовательной организации, вплоть до сокращения финансирования. Оформить такое сочетание с учетом правового регулирования и практики формирования государственных (муниципальных) заданий практически невозможно. Поэтому сочетание форм получения образования и обучения не встречается на практике. Однако схожие цели могут быть реализованы через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану, — и такая возможность широко используется обучающимися (родителями несовершеннолетних обучающихся).

Однако ситуация вполне может измениться. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими ФГОС, если иное не установлено законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Таким образом, ФГОС должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной. Вполне вероятно, что стандартом будет введен запрет на определенные формы получения образования и обучения. На данный момент тексты стандартов чаще всего не содержат подобной конкретизации. Однако некоторые стандарты уже вводят подобные ограничения либо по форме получения образования [1] , либо по форме получения образования и форме обучения [2] .

Отдельные ограничения установлены и непосредственно в Законе об образовании. В ч. 2 ст. 63 говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних уровнях, чем среднее общее образование.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 промежуточной и государственной итоговой аттестаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В отношении обучающихся по программам общего образования установлено следующее правило. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Для прохождения аттестации такие лица зачисляются в образовательную организацию экстернами. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. В отношении же платности проведения аттестации для осваивающих профессиональные образовательные программы вопрос в настоящее время является дискуссионным, так как, с одной стороны, указания на бесплатность для таких лиц в указанной выше статье нет, с другой стороны, ст. 58 Закона запрещает взимать плату за прохождение промежуточной аттестации.

Часть 5 ст. 41 Закона об образовании устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но несмотря на фактическое место обучения, эго именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования.

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Читайте также:  Регистрация общественных некоммерческих организаций
Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО) — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждой формы — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.

Формы получения образования в РФ

Получение образования детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является обязанностью публичной власти.

В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законе рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Закон об образовании в Российской Федерации дает спектр базовых определений, в частности:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Таким образом, есть два возможных варианта обеспечения права – либо создание отдельного стандарта, либо включение особых требований в «общий» стандарт.

Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц, имеющих проблемы в сфере здоровья, являются ст. 41 и 79 закона.

Ст. 41 регулирует ситуацию, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию.

Частью 5 данной статьи установлена следующая гарантия. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Обучение на дому или в медицинской организации по форме получения образования является обучением в образовательной организации, данные лица входят в контингент образовательной организации, однако место их обучения находится вне места нахождения образовательной организации. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Если такое заключение имеется, и родители обратились с заявлением, муниципальное образование обязано обеспечить организацию такого обучения.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Статья 79 посвящена непосредственно регулированию особенностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 6 ст. 79 Закона, особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно первой части данной статьи, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данные два документа – адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалида – составляют основу организации образования.

Согласно части 4 данной статьи, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т.е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 11 ст. 79 , при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ.

Очевидно, что в условиях недостатка финансовых и материально-технических, а также квалифицированных для такой работы кадровых ресурсов организация обучения лиц с определенными проблемами здоровья возможна лишь в рамках отдельных классов либо отдельных учреждений. В этом смысле массовая ликвидация коррекционных образовательных учреждений не отвечает интересам обучающихся, т.к. зачастую именно обучение в специальном коррекционном учреждении способно максимально обеспечить реализацию прав человека на получение образования.

Читайте также:  Электронная отчетность в ПФР с ошибками

Частью 5 ст. 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Законе нашло также отражение увеличение финансирования оказания образовательной услуги для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение на дому

Индивидуальное обучение на дому организуется по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в отношении категорий детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные организации:

— дети, нуждающиеся в длительном лечении;

Основанием для организации образования на дому является заявление родителей (законных представителей) на имя директора образовательной организации, заключение клинико — экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, диспансера). Продолжительность образования на дому определяется клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Обучающемуся на время обучения предоставляются бесплатно учебники, необходимая для освоения общеобразовательных программ справочная, учебная и другая литература, имеющаяся в библиотеке образовательной организации. Фамилии детей, обучающихся на дому, данные о промежуточной аттестации, переводе из класса в класс, о результатах итоговой аттестации и выпуске из образовательной организации вносятся в классный журнал соответствующего класса.

Прием обучающихся, находившихся на надомном обучении, в классы повышенного уровня не допускается в связи со значительными учебными нагрузками в этих классах. Обучающиеся на дому обучающиеся классов повышенного уровня могут продолжать обучение в этих классах соответствующей ступени обучения при отсутствии медицинских противопоказаний. Продолжение обучения детей-надомников в классах повышенного уровня на последующей ступени обучения в связи со значительной учебной нагрузкой допускается лишь в исключительных случаях для особо одаренных детей по заявлению родителей (законных представителей) после консультации с лечащим врачом.

При распределении часов по учебным предметам учитываются интересы детей, рекомендации клинико-экспертной комиссии.

_______________________________________________________________________________

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Формы получения образования в РФ

Формы получения образования и формы обучения регламентируются Статьей 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

В соответствии с данной нормой Закона об образовании:

в Российской Федерации образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования;

обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется:

в очной форме обучения,

очно-заочной форме обучения или

заочной форме обучения;

обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Закона об образовании промежуточной и государственной итоговой аттестации (ГИА) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения;

формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются:

соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Законом об образовании;

формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе:

вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, БЕСПЛАТНО;

при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

часть 3 статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность и организации, осуществляющие обучение

Образовательная деятельность осуществляется:

организациями, осуществляющими обучение, в случаях, установленных Законом об образовании,

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей:

  • распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 21 «Образовательная деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Организации, осуществляющие обучение

К организациям, осуществляющим обучение, относятся:

осуществляющие образовательную деятельность научные организации,

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых,

организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Статья 31 «Организации, осуществляющие обучение» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность:

по программам магистратуры,

программам подготовки научно-педагогических кадров,

программам профессионального обучения и

дополнительным профессиональным программам.

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание:

вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам,

основным программам профессионального обучения.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях вправе:

осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам

с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона об образовании.

Статья 88 «Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность:

по программам профессионального обучения,

образовательным программам дошкольного образования и

дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение:

в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение;

деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность:

с привлечением педагогических работников.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

уведомляет орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные ему полномочия РФ в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность:

по основным и дополнительным общеобразовательным программам,

программам профессионального обучения.

Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы:

  • не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг:

предоставляет обучающемуся, родителям несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,

об уровне своего профессионального образования,

общем стаже педагогической работы и

о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и

в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников:

  • им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Статья 32 «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Формы получения образования в РФ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

Читайте также:  Как отличить съедобные и ядовитые грибы

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведённой нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведённой позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Ссылка на основную публикацию