Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Фактический и юридический адреса должны совпадать уже 1 января

Фактический и юридический адреса должны совпадать уже 1 января

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Чем опасно для компании несовпадение юридического и фактического адресов

Инспекторы часто придираются к тому, что фактический адрес компании не совпадает с юридическим. Но не всегда претензии обоснованны. Мы проанализировали самые распространенные споры и оценили, каковы шансы налогоплательщиков на победу в суде.

Для начала напомним, что понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» прямо законодательством не определены. Есть только адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа, по которому должна быть зарегистрирована компания. И именно этот адрес должен быть указан в уставе организации. Такие правила прописаны в пунктах 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ. И отсюда идут все разногласия с проверяющими.

Читайте также:  Из ковролина делаем коврики

А теперь поговорим о спорах, которые часто приходится рассматривать арбитражным судам Московского округа.

Требование инспекторов: «Ликвидировать компанию!»

На практике встречаются случаи, когда ИФНС при выездной проверке, не обнаружив налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, обращается в суд с иском о ликвидации. Ревизоры требуют признать устав компании и соответствующее свидетельство о госрегистрации недействительными.

Однако шансов у них почти нет. Главный аргумент: отсутствие компании по юрадресу не является грубым нарушением. А только грубые нарушения влекут за собой ликвидацию — пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ. Что касается более мелких «грехов», то они не носят неустранимого характера, а значит, не являются существенным основанием для прекращения деятельности. В данном случае компания может просто-напросто внести в устав изменения относительно адреса. Пример — постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2007 г. № 09АП-10185/2007-АК.

Аналогичные выводы, которые доказывают необоснованность требований инспекторов, содержатся в пункте 3 постановления Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П.

Кроме того, суды подчеркивают: тот факт, что организация при проверке не находилась по юридическому адресу, не означает, что раньше, в момент представления документов для государственной регистрации, ее там не было.

Таким образом, если компания столкнулась с подобными претензиями со стороны налоговых инспекторов, у нее есть все шансы оспорить их в суде.

Шансы компании на победу в суде: высокие.

Требование инспекторов: «Обязательно представить документы для госрегистрации изменения местонахождения!»

Некоторые инспекторы, не обнаружив компанию по юридическому адресу, не грозят ликвидацией, однако заставляют отразить в уставе изменение адреса. А чтобы добиться исполнения таких требований, ревизоры сразу обращаются в суд.

Однако и в этом случае судьи практически всегда на стороне налогоплательщиков. И если инспекция вправе хотя бы поднять вопрос о ликвидации компании (как мы сказали выше — без особых шансов на успех), то требовать от предприятия изменить устав абсолютно незаконно. К тому же отсутствие компании на момент проверки по официальному адресу, как уже было сказано, не свидетельствует о том, что она не располагалась там в момент регистрации.

Именно такие аргументы поддержали судьи ФАС Московского округа в постановлении от 30 октября 2006 г. № КА-А40/10640-06. А в постановлении от 24 октября 2006 г. № КГ-А40/10076-06 говорится, что Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен заявительный порядок подачи документов на регистрацию. То есть достоверность представленных сведений на совести компании-заявителя.

Шансы компании на победу в суде: высокие.

Требование инспекторов: «Зарегистрировать по фактическому адресу обособленное подразделение и заплатить штрафы!»

С таким требованием столкнутся только те компании, у которых фактический и юридический адреса находятся в ведении разных инспекций. Зачастую в первичных документах и договорах указывается настоящее местоположение. И в ходе проверок контрагентов обнаруживается несовпадение адресов.

В этом случае налоговики с той территории, где на самом деле работает компания, могут потребовать зарегистрировать обособленное подразделение. И заплатить штраф за несвоевременную постановку на учет.

Напомним, что совершить это действие организация должна в течение месяца со дня его создания. Иначе компании грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ). А если постановку на учет задержали на срок более 90 дней, то размер санкции вырастает до 10 000 руб. Помимо этого лично руководителю предприятия грозит административная ответственность по пункту 2 статьи 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф — от 2000 до 3000 руб.

Увы, в этом случае московские судьи, как правило, соглашаются с налоговыми инспекторами. Подтверждением служит постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2007 г. № КА-А40/5386-07 (с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2008 г. № 11542/07 по этому же делу).

Помимо штрафа по статье 15.3 КоАП ревизоры нередко пытаются наказать руководителя компании еще и на основании пункта 3 статьи 14.25 этого же кодекса. Ведь тот не подал сведения о юрлице в регистрирующий орган. Налоговики ссылаются на письмо УФНС по Москве от 26 июня 2007 г. № 09-10/060223 @ . Максимальный штраф в этом случае составляет 5000 руб.

Но с последней санкцией дела для налогоплательщика обстоят лучше. Судьи не согласны с инспекторами. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 22 октября 2007 г. № КА-А40/10774-07 сказано: порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, установлен главой VI Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Сроки представления таких сведений в регистрирующий орган там не прописаны. Значит, штрафы, предъявленные налоговыми инспекторами по статье 14.25, неправомерны.

Шансы компании на победу в суде: невысокие.

Требование инспекторов: «Покупатель должен доплатить НДС, пени и штрафы, поскольку вычет неправомерен!»

Это серьезная проблема, но касается она не самой компании, а ее контрагентов. Зачастую им отказывают в вычете по НДС из-за продавца, у которого фактический адрес не совпадает с юридическим. Аргументация такова: согласно пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, в счете-фактуре должны быть обозначены адреса покупателя и продавца. Если же продавец отсутствует по указанному адресу, значит, документ содержит недостоверные сведения. И вычет по НДС необоснован.

По той же причине, но уже реже инспекторы «снимают» расходы по налогу на прибыль.

Шансы компании на победу в суде зависят от того, какой вид адреса указан в счете-фактуре. Начнем с худшего варианта.

В счете-фактуре указан фактический адрес. Если в документе значится адрес, отличный от юридического, столичные налоговики точно откажут в вычетах. Они ссылаются на письмо ФНС России от 14 июля 2009 г. № ШС-22-3/564@ . По мнению налогового руководства, речь идет о прямом нарушении пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Судебная практика в данном вопросе довольно противоречива, но шансы у компании есть. Нужно признать, что нарушение действительно имело место, однако нарушение пункта 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не налогового законодательства. То есть продавец должен быть оштрафован за подачу недостоверных сведений при регистрации, а покупатель здесь вообще ни при чем.

Шансы компании на победу в суде: средние.

В счете-фактуре указан юридический адрес, не совпадающий с фактическим.

Итак, в отгрузочных документах фигурирует тот же адрес, что и в уставе компании. С точки зрения чиновников, нарушений нет (см. письма ФНС России от 14 июля 2009 г. № ШС-22-3/564 @ , УФНС России по г. Москве от 13 декабря 2006 г. № 19-11/109634, Минфина России от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15). Но, как видно из практики, налоговики на местах пытаются поспорить. Но не слишком успешно. Пример — постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2008 г. № КА-А41/5627-08.

Шансы компании на победу в суде: выше средних.

Если компания стремится оградить себя даже от потенциальных претензий ревизоров, стоит заранее навести порядок со своими фактическим и юридическим адресами. Есть два возможных варианта.

Компания ведет всю деятельность по фактическому адресу. В таком случае имеет смысл перерегистрироваться на фактический адрес. Для этого в налоговую инспекцию, занимающуюся регистрацией юрлиц, подается заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Срок для регистрации адресных изменений не установлен. Поэтому оштрафовать руководителя организации за непредставление или несвоевременное представление сведений о смене адреса, как мы уже говорили, нельзя.

У компании есть подразделения как по юридическому, так и по фактическому адресу.

Однако о «фактическом» офисе инспекторам ничего не известно. Тогда нелишним будет зарегистрировать по второму адресу обособленное подразделение. Напомним, штрафов можно избежать, если сделать это в течение месяца после создания подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Для этого нужно предпринять следующие действия.

1. Письменно сообщить о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого предусмотрена специальная форма № С-09-3 (утв. приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252 @ ).

2. Подать в инспекцию — уже по местонахождению подразделения — заявление о постановке на учет. Правда, при условии, что головная организация и обособленное подразделение находятся на территории разных ИФНС. Использовать нужно форму № 1-2-Учет, утвержденную приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826 @ .

Если же допофис находится в ведении той же инспекции, что и головная компания, то формально регистрировать его не нужно. Это следует из письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73. Однако в Налоговом кодексе РФ такой нюанс четко не прописан, поэтому во избежание споров все же лучше сообщить об открытии обособленного подразделения. Ведь точка зрения инспекторов на местах не всегда совпадает с позицией Минфина.

Читайте также:  Несколько практических методов быстрого завершения конфликтов

Быль и небыль про несовпадение юридического и фактического адресов

Место нахождения организации — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (директора, правления), а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности. Но жизнь гораздо разнообразнее прописанных в законодательстве определений и уже давно преподнесла варианты «проживания» фирмы по адресам, получившим в народе названия «юридический» и «фактический»:

  • юридический адрес (адрес госрегистрации) — это координаты, указанные в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а также в

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Два и более случая смены юридического адреса с момента госрегистрации компании делают ее претендентом на выездную проверку.

  • фактический адрес — это место, где в действительности располагается исполнительный орган управления организацией и где она реально «сидит». Как правило, фактический адрес совпадает с почтовым, то есть с тем, на который фирма получает свою корреспонденцию.

У наших читателей возникают вопросы из разряда «А правда ли, что из-за несовпадения адресов может быть то-то и то-то?». Мы собрали несколько типичных «адресных» вопросов. На этих примерах мы покажем, что в реальности может ожидать фирмы, у которых юридический и фактический адреса не совпадают.

В счет-фактуру — все адреса, какие есть!

Нам часто отказывают в возмещении НДС из-за того, что в счетах-фактурах в строках 2а «Адрес [продавца]», 3 «Грузоотправитель и его адрес», 4 «Грузополучатель и его адрес», 6а «Адрес [покупателя]» прописаны почтовые адреса сторон, а не юридические. А бывает, что, наоборот, указаны юридические адреса, но все равно отказывают. Так какой же адрес для инспекции будет правильным? Никак им не угодим!

: Действительно, в Налоговом кодексе РФ прямо не прописано, какие именно адреса надо указывать в счете-фактур Минфин считает, что это должен быть исключительно адрес места нахождения продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документам И в принципе, это логично. А налоговые органы на практике придираются в любом случае, какой адрес ни укажи, как в вашей ситуации.

Суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков и говорят, что неважно, какой адрес стоит в счете-фактуре, — налоговые органы не вправе из-за этого отказать в вычет Ведь даже при неправильном адресе продавец и покупатель могут быть идентифицированы по наименованиям и ИНН. Но чтобы не доводить дело до суда, мы советуем следующее.

Заранее договаривайтесь с поставщиками, у которых юридический и фактический адреса не совпадают, чтобы они указывали в строках 2а, 3, 4, 6а счетов-фактур оба адреса.

Это можно оформить, к примеру, так.

Просмотрите имеющиеся у вас счета-фактуры, по которым вы только собираетесь возмещать крупные суммы Если в каком-либо счете-фактуре указан только один адрес, проверьте, является ли он юридическим, на сайте налоговой службы в разделе «Проверь себя и контрагента». Если в счете-фактуре указан другой адрес, попросите продавца:

  • вписать в оба экземпляра ранее выставленных счетов-фактур недостающий адрес. Напомните поставщику, что любое дополнение счета-фактуры комбинированным способом путем внесения в него ранее отсутствовавших сведений не относится к исправлениям, поэтому дополнение он может сделать просто от руки и никак не заверят
  • заменить оба экземпляра счета-фактуры на новые — со всеми адресами и с сохранением номера и даты его составления.

СОВЕТ

Напомните продавцу, чтобы он заменил или дополнил экземпляр счета-фактуры, оставшийся у него на руках. Ведь счет-фактура, по которому вы предъявляете НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого начисляет налоги в бюджет поставщи Если при встречной налоговой проверке вашего контрагента выявятся расхождения в счетах-фактурах, последствия будут для вас плачевными.

Используем ККТ не где хотим

В заявлении о регистрации кассового аппарата в качестве его места установки мы хотим указать свой юридический адрес, а использовать его будем по фактическому адресу. Могут ли нас наказать за использование ККТ по адресу, отличному от того, который указан в заявлении о регистрации?

: Да, такие случаи встречаютс Суды исходят из того, что, если ККТ применяется по адресу, отличному от того, который указан в регистрационном заявлении, организация нарушает условия регистрации и применения ККТ, а значит, возможно привлечение к административной ответственност

  • руководителя компании или предпринимателя — штраф 4000 руб.;
  • организации — штраф 40 000 руб.

Поэтому вам лучше сразу указывать в заявлении о регистрации ККТ адрес, по которому вы действительно будете эту технику использовать.

Ликвидировать фирму за неприсутствие по юридическому адресу не могут

При создании фирмы мы заявили в адрес, по которому у нас находится производство. Но офис мы открыли в другом месте, на учет там не вставали. Я направила в инспекцию письмо, в котором просила всю корреспонденцию для нашей компании отсылать в офис. Так мне перезвонил инспектор и сказал, что нам надо срочно перерегистрироваться по офисному адресу, а то за несоответствие адресов нас вообще могут ликвидировать. Я пыталась найти в законодательстве такое основание для ликвидации организации, но не нашла.

Если фирма зарегистрирована по одному адресу, а ее офис находится в другом месте, то при выездной проверке налоговики могут оштрафовать компанию за непостановку на учет обособленного подразделения

: Правильно, его там нет. В ГК РФ есть формулировка: «Юридическое лицо может быть ликвидировано. в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. И налоговики действительно обращаются в суды с требованиями о ликвидации организаций, если им удается собрать доказательства того, что по адресу, заявленному в никто «не сидит». Но суды эти требования не удовлетворяют, поскольку считают, что несовпадение адресов — это устранимое нарушение, которое не может расцениваться как грубо Тем более что, если фирмы нет по адресу госрегистрации на момент налоговой проверки, это не значит, что она не находилась там на дату такой регистрации.

В вашем случае такого нарушения вообще нет.

Кстати, в приведенной вами ситуации налоговики также не могу

  • признать недействительной государственную регистрацию организации или регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы компании;
  • отказать в реорганизации компании;
  • обязать вас представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения.

Но в вашем случае есть вероятность того, что более грамотный инспектор не будет вас пугать мифами, а при выездной проверке зафиксирует наличие у вас обособленного подразделения, то есть наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, о которых вы не сообщили. А это — возможность оштрафовать компанию за непостановку на учет подразделени Поэтому вам нужно срочно зарегистрировать ОП по адресу нахождения офиса.

Банки тоже не любят расхождения адресов

В прошлом году мы переехали в другой офис, никуда об этом еще не сообщали. В последний из визитов в свой банк услышали от заведующего отделением, что им надо систематически обновлять информацию о клиентах и нужны, в частности, сведения о нашем адресе. Обязаны ли мы сообщать в банк свой новый адрес и правда ли, что банк может расторгнуть с нами договор банковского счета, если мы этого не сделаем?

: Законодательством не предусмотрена обязанность клиента представлять в банк информацию об изменении своего места нахождения. Но такая обязанность, как правило, прописывается в договоре банковского счет Ведь для банков важно знать настоящий адрес как при заключении, так и при исполнении договора, поскольку они отвечают за достоверность информации о клиента Поэтому банк может по своей инициативе обратиться в суд за расторжением договора при нарушении клиентом этого условия договор

Кстати, имейте в виду, что некоторые банки даже отказываются заключать договор банковского счета, если при проверке сведений выясняется, что ваша компания не находится по адресу госрегистрации. И суды признают это правомерны

Чтобы перемещения вашей компании в пространстве не сказались на отношениях с банком, лучше максимально быстро информировать банк о своем реальном месте нахождения. Например, сразу прописывать в договоре оба ваши адреса.

Узнать о том, что вас нет по адресу, заявленному в банк может разными способами. Например, самостоятельно направив своего представителя по этому адресу для визуального осмотр от налоговой инспекци или отделения связи, возвратившего почтовое отправление из-за отсутствия адресата по указанному адресу.

Появилось второе помещение? Проще перерегистрировать юридический адрес

Наша фирма собирается менять офис на более просторный. Но придется поменять и налоговую, а не хотелось бы. Вот думаем, может, в нынешнем здании оставить в собственности небольшое помещение — сохранить, так сказать, юридический адрес. А по месту нахождения нового офиса оформить обособленное подразделение.

: Да, вы можете встать на учет в налоговом органе по месту нахождения нового офиса как по месту нахождения обособленного подразделения, если не учтены в той же инспекции по иному основани Для этого вы должны:

  • письменно сообщить о создании ОП в налоговый орган по месту своего нахождения по форме
  • подать в налоговый орган по месту нахождения ОП заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет.
Читайте также:  Тонкости табачного ценообразования

Если вы знаете, что офис будет находиться не по своему юридическому адресу, продумайте, как вы будете получать почту от тех же налоговиков

Кроме того, нужно наладить бесперебойное получение вами корреспонденции, поскольку «ваша» инспекция все равно будет направлять ее по адресу головной компании. Поэтому вам можно, к примеру, заключить договор аренды ячейки абонементного шкафа на почте или просто регулярно заходить в почтовое отделение за корреспонденцией, которая возвращается туда после того, как не нашла своего адресата, и хранится там в течение месяц

Но имейте в виду, с наличием ОП увеличивается налоговая отчетность (например, декларации по налогу на прибыль, может быть, придется представлять в две ИФНС), могут продлеваться выездные проверки, в рамках которых старая инспекция может проверить подразделения фирм В некоторых случаях ОП нужно ставить на учет во внебюджетных фондах.

Поэтому решайтесь на «искусственное» ОП, только взвесив все «за» и «против». К примеру, оцените, насколько разветвленная у вас сеть подразделений и на какое время из-за этого могут затягиваться выездные проверки. Не регистрируйте ОП в качестве филиала или представительства, чтобы избежать их самостоятельных налоговых проверок, которые будет проводить новая, не ваша инспекци

Возможно, проще все-таки внести изменения в учредительные документы в части места нахождения.

Директора трудно наказать за несоответствие адресов

Наш директор озадачился вопросом своей ответственности за то, что компания не «сидит» по адресу, прописанному в учредительных документах. Правда ли, что его за это могут оштрафовать или даже дисквалифицировать, и можно ли нам его как-то успокоить?

: Вы можете успокоить директора следующим.

Если ему вменяют непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении адреса места нахождения (за это грозит предупреждение или штраф в размере то эта ответственность не может быть применена, поскольку срок, в течение которого нужно ставить в известность налоговые органы об изменениях в учредительных документах, не установлен.

УСПОКАИВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Оштрафовать руководителя за то, что организация не находится по юридическому адресу, нельзя.

Если руководителя пытаются привлечь за представление недостоверных или заведомо ложных сведений на момент регистрации компании (наказывается штрафом в размере 5000 руб. или дисквалификацией сроком до то налоговому органу надо доказать недостоверность сведений. То есть то, что фирма находилась не по указанному ею адресу, должно быть запротоколировано, в частности:

  • при проведении осмотра в ходе выездной проверк
  • при опросе свидетел который показал, что ваша организация не имеет в собственности и не арендует помещения в здании по адресу госрегистрации.

Ведь отсутствие организации по адресу, записанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не находилась по этому адресу на дату регистрации.

Фактический и юридический адреса должны совпадать уже 1 января

Фактическое местонахождение организации должно соответствовать ее юридическому адресу. Законопроект, вносящий такое изменение в Гражданский кодекс, на днях депутаты внесли в Госдуму.

Один из авторов этого законопроекта – Виктор Алкснис – прокомментировал журналу «Главбух» вносимую поправку. «В российском законодательстве нет таких понятий как юридический и фактический адрес. Но на практике большинство фирм имеют адрес, зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц, а ведут свою деятельность по другому адресу. Из-за такой путаницы бюджеты не дополучают налоги. Поэтому мы предлагаем дополнить статью 54 Гражданского кодекса РФ словами «фактическое место нахождения юридического лица должно соответствовать его юридическому адресу» и ввести в КоАП наказание для фирм с двумя адресами. Иначе организации и дальше будут игнорировать законодательство. Отслеживать двойные адреса организаций и штрафовать их за нарушения придется налоговым органам. Хочу предупредить, что времени на исправление документов осталось не так много: документ, скорее всего, вступит в силу уже с 1 января 2007 года», – заметил чиновник.

Согласно проекту закона, организации, у которых не совпадают фактический и юридический адреса, могут быть оштрафованы на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. Кроме того, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. В течение этого времени организации будет не вправе совершать какие-либо сделки, за исключением расчетов с бюджетом и выплаты зарплаты.

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Ссылка на основную публикацию