Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ежегодная проверка контрольно-кассовой техники

Что проверяет налоговая по ККТ?

Что проверяет налоговая по ККТ?

Вопросы применения контрольно-кассовой техники регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 . В нем сказано, что проверкой применения ККТ занимается исключительно налоговая инспекция, руководствуясь административным регламентом (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132Н ). Причем порядок процедуры не попадает ни под один закон, так что налоговые инспекторы могут наведываться без предупреждения хоть каждую неделю.

Полезно знать, что у налоговиков должно быть правильно оформленное поручение на проведение проверки. В противном случае их действия можно обжаловать.

Что будут проверять инспекторы?

  • Пробивает ли продавец кассовые чеки, правильно ли они заполнены, все ли обязательные реквизиты указаны. Если есть безналичные поступления от физических лиц за товары, работы или услуги, инспектор сверит выписку по расчетному счету с суммами, которые прошли по контрольно-кассовому аппарату. О привлечении к административной ответственности сказано в ст. 14.5 КоАП .

Как правило, инспекторы приходят под видом покупателей. Отсутствие у вас чека является правонарушением, но есть нюансы, зная которые, продавец может отстоять свои права.

За что чаще всего штрафуют?

Неприменение ККТ — самая «доходная» статья бюджета. Раньше такой штраф составлял 30–40 тыс. рублей, теперь его размер зависит от того, на какую сумму не применена контрольно-кассовая техника.

Пример : клиент перечислил деньги за машину на расчетный счет автосалона, который не применяет ККТ. Если стоимость автомобиля 1 млн рублей, штраф составит от 750 тыс. до 1 млн рублей.

При повторном правонарушении должностных лиц ждет дисквалификация на срок до двух лет и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если продавец применяет ККТ и правильно пробивает чеки, можно не волноваться о штрафах?

Недостаточно правильно пробивать чеки. В ч. 4 ст. 14.5 КоАП сказано, что к ответственности будут привлечены и организации, которые применяют не соответствующую требованиям или неверно зарегистрированную кассовую технику.

Штраф положен также за не предоставление информации в срок по запросу налоговой инспекции, не направление покупателю чека в электронном виде, невыдачу бумажного экземпляра чека.

Как же избежать штрафов?

Внимательно изучите примечание к ст.1 4.5 КоАП и Письмо ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@, в котором ведомство дает разъяснения, как освободить себя от штрафа за неприменение ККТ.

Обязательные реквизиты кассовых чеков. Чеки от подотчетных лиц

Основной документ при работе с онлайн-кассой — чек. Это доказательство совершения сделки между продавцом и покупателем. Поэтому законодательство предъявляет столь серьезные требования к кассовой дисциплине. Что должно быть указано в кассовом чеке?

К обязательным реквизитам чека относятся адрес осуществления расчетов, наименования товаров, работ услуг, номер чека, дата и время, когда он выдан, система налогообложения, фамилия и должность лица, получающего деньги. Важно не забыть про QR-код. Если торгуете через интернет, укажите сайт.

На первый взгляд все кажется просто, но есть тонкости, которые важно знать, чтобы не допустить нарушения.

Например, если касса располагается в помещении, необходимо указать адрес, но не все знают, что помимо города и улицы должен быть еще и индекс. Другой пример: продавец, пробивший чек с наименованием товара «Хлебобулочные изделия», при проверке будет оштрафован на 10 тыс. рублей. Правильно указывать конкретный товар: «Плюшка Московская», «Хлеб Дарницкий» и пр. И таких нюансов много.

Новые реквизиты кассового чека, которые нужны при расчетах между двумя юридическими лицами или юрлицом и ИП.

С 1 июля 2019 года в чеке помимо перечисленных реквизитов при покупке за наличный расчет или с помощью карт представителями организаций должны быть указаны дополнительные реквизиты: наименование покупателя-клиента (юридического лица или ИП), ИНН, сведения о стране происхождения товара, сумма акциза, регистрационный номер таможенной декларации. Об этом говорит п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Эти реквизиты продавец обязан указать, если покупатель предъявил доверенность от имени юрлица при осуществлении расчетов.

На что еще будут обращать внимание налоговики?

Налоговая инспекция будет следить, чтобы во всех кассовых чеках был такой реквизит, как «Признак способа расчета». В связи с этим важно различать «аванс», «предоплату», «частичный расчет и кредит», «передачу в кредит», «оплату кредита» и разбираться, в каком случае что указывать. Признаки расчета перечислены в Приказе ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Также обращайте внимание на наличие в чеке НДС. Если вы не являетесь его плательщиком, но в системе произошел сбой и НДС пробивается, есть риск, что вас обяжут его уплатить.

Но основное изменение с 1 июля 2019 года — это отмена отсрочки по применению ККТ на зачет авансов.

Например, клиент вносит предоплату за товар, который будет доставлен через несколько дней. Продавец должен пробить чек дважды: сперва при получении предоплаты, а потом (через несколько дней) в момент отгрузки товара, когда и происходит зачет аванса, несмотря на то что деньги в кассу уже не поступают. Если предоплата вносится за несколько месяцев вперед (например, абонемент в фитнес), то зачетные чеки придется пробивать ежемесячно — в день фактической реализации. Тем, кто оказывает услуги ЖКХ, связи, культурным и образовательным учреждениям на все суммы зачетов авансов можно пробивать один чек или в конце дня, или в течение другого периода, но не более месяца на всю сумму зачтенных авансов. Главное, сформировать этот чек в течение пяти дней с окончания периода.

Когда нужно применять ККТ? Зависит ли дата начала применения от способа оплаты?

С 1 июля 2019 года необходимо пробивать кассовые чеки при поступлении платы от физического лица независимо от того, каким способом внесены деньги. Отсрочка на применение ККТ при оплате через отделения банка закончилась.

Если потребитель расплатился наличными, чек нужно пробить тут же. На безналичные расчеты, согласно ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек пробивается не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления денег на расчетный счет. Каждый день вам надо брать выписку из банка, где указаны поступления за предыдущий день, и отбивать чеки за эти суммы. За поступления в пятницу, субботу и воскресенье чек надо пробивать в понедельник.

Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ предусматривает применение онлайн-кассы, расположенной вне места проведения расчета.

Законодатели разрешили применять онлайн-кассу, расположенную вне места проведения расчета, при разносной торговле, дистанционной продаже, выполнении удаленных работ или услуг — когда заказчик расплачивается на месте оказания услуг. Это актуально для сферы ЖКХ, транспортных перевозок и пр.

Удержание из зарплаты

Обратимся к Письму ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707 . Если вы удерживаете из зарплаты то, что связано с трудовой деятельностью, например стоимость трудовой книжки, оплату парковки, повышение стоимости ДМС, возмещение стоимости услуг связи или оплаты путевки членами профсоюзов, ККТ применять не надо. Но если вы удерживаете часть заработной платы в погашение долга перед компанией за приобретенные товары, услуги, то обязаны применять ККТ. Запомните, что с 1 июля 2019 года работать с физическими лицами без ККТ нельзя!

Недостача, штрафы — это не товар, не работа и не услуга, поэтому чек пробивать не нужно. Аналогичная ситуация, если вы выплачиваете сотруднику зарплату или материальную помощь из кассы.

ККТ при работе с ЕНВД и ПСН

С 1 июля 2019 года для них обязательно применение контрольно-кассового аппарата вне зависимости от вида деятельности и выбранного спецрежима.

Подробно о том, кому не нужно применять ККТ, написано в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Так, для определенных видов деятельности ИП на патентной системе налогообложения ККТ может не применяться, если будет выдан документ, подтверждающий оплату. Виды деятельности поименованы в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели без наемного персонала при реализации товаров собственного производства получили право до 1 июля 2021 года не использовать ККТ. Отсрочка утверждена Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ . Если же предприниматель заключает трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, он обязан в течение 30 календарных дней зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

Проверки ККТ: как это происходит на самом деле

На вопросы отвечает советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В НК РФ ничего не сказано про проверки ККТ. На основании каких законов эти проверки проводятся?

Кто имеет право приходить и проверять ККТ?

Исключение составляют только силовые структуры такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств имеют право изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых проверок либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше ни каких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.

Существует ли план проверок и где его можно посмотреть?

Как проходят проверки ККТ?

К вам в офис, магазин, торговую точку и т.д. приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут проводится визуально, это когда проверяющие просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом может проводится фото или видео съемка. Или проверяющие приобретают у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и смотрят будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар как правило возвращается продавцу, а деньги проверяющему.

Инспектор, в ходе проверки, когда уже установлен или не установлен факт нарушений, обязан предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и предъявить служебное удостоверение. Проверку проводят только сотрудники указанные в этом поручении. В ходе проверки в поручение вписывается проверяемое лицо. Это не делается заранее, т.к. проверки не запланированы. По результатам проверки составляется протокол и акт, в независимости были допущены нарушения или нет. Если нарушения установлены, с сотрудника их допустившего, берутся объяснения. Сотрудник должен собственноручно в протоколе описать по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ или также в письменном виде отказаться от дачи объяснений.

Читайте также:  Как пережить кризис? Несколько стратегических и простых житейских советов

Далее в протоколе указывается дата и время, когда руководитель организации или ИП обязаны явиться на прием к начальнику налоговой инспекции, для дальнейшего разбирательства по факту нарушений. Копия протокола вручается сотруднику. Почему руководитель или ИП вызываются в инспекцию? Административный штраф, согласно КоАП, накладывается не на сотрудника, допустившего на рушение, а на руководителя или ИП. Если вы в назначенное время просто не прейдете на рассмотрение нарушений, то это будет проходить без вашего присутствия и штрафные санкции в любом случае будут применены.

Как общаться с проверяющими при проверке?

Ведите себя спокойно, факт установления нарушений, еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штрафы накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействий, будет зависеть его размер.

Сколько раз меня имеют право проверять?

Почему прислали уведомление о том, что я должен применять онлайн-кассу, если на мой вид деятельности распространяется отсрочка до 2021 года?

Можно ли избежать штрафных санкций если нарушения уже допущены?

Также если все же к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратится в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.

Вопросов очень много. Особенно часто их задают ИП, т.к. очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз просто получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции, головная боль и лишние затраты на оплату этих штрафов. Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, смотрите информацию на сайте ведомства. Чем больше информации вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно меньше штрафов начислено.

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 7 изложена в новой редакции

Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:

ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;

проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);

проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, — контрольные закупки;

запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;

получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;

получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;

выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 2.1 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2.1. Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

3. Банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

4. Налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 6 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

6. Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 7 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

7. Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Что меняется в 2019 году?

В 2019 году идет третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку — это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

Зарегистрируйтесь в сервисе управления торговлей МойСклад, и наши консультанты помогут с переходом на новый порядок.

  • Проконсультируем по новой редакции закона 54-ФЗ
    Нужна ли вам онлайн-касса и какая? Есть ли у вас отсрочка и на какой срок? Как зарегистрировать новую кассу в налоговой? Для чего понадобится КЭП? Что делать, если у вас интернет-магазин?
  • Поможем подобрать онлайн-кассу под ваши задачи
    В реестре сейчас 63 модели — какую выбрать. Что делать со старой кассой? Можно ли ее доработать до соответствия новым правилам? Где взять комплект модернизации?
  • Порекомендуем оператора фискальных данных (ОФД)
    Сейчас уже работают пять операторов — к какому подключиться? Проходят ли акции на бесплатное подключение? Что нужно, чтобы заключить договор с ОФД?
  • Настроим под вас кассовую программу
    Проведем онлайн-демо, обучим работе с программой. Поможем подключить фискальный регистратор, занести или импортировать товары. Реализуем ваши рабочие процессы в программе.
Читайте также:  Где тусуются одинокие миллионеры?

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки, то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ.
  • Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали, как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.
  • C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой — после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор. Список операторов фискальных данных — здесь >>
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2019 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает — выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2019 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2019 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога — до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем. Налоговый вычет за онлайн-кассу: подробнее >>
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой — через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно. Как снять онлайн-кассу с учета — здесь >>
  • Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
  • Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно будет выбивать два чека. Один — при получении предоплаты, и второй — по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.

Применение ККМ в 2018-2019 году — как это выглядит на практике

Порядок применения ККТ в 2018 году изменился. Предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2018-2019 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2019 году >>

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира — дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

При этом ИП на патенте и ЕНВД могут вернуть за каждую ККМ до 18 000 рублей: с 2018 года в законе о ККТ есть такая поправка. Для этого нужно обратиться в ФНС за налоговым вычетом. Причем получить его можно не только за покупку кассы, но и за услуги по ее настройке и подключению к ОФД. Налоговый вычет на покупку ККТ: обязательные требования >&gt

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2019 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации — на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании — до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки — теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП — до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей — до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончится 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться — нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте — ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется — вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас — не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад — официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным — и внедрили по всей России.

Попробуйте МойСклад бесплатно: после регистрации в сервисе мы откроем для вас пробный период на 14 дней, а на все ваши вопросы ответит персональный менеджер.

Онлайн-кассы и малый бизнес

Применение ККТ для ЕНВД в 2018-2019 году

Спецрежимников тоже касаются изменения в 54-ФЗ: с июля 2018 года должны были перейти на онлайн-кассы фирмы и ИП на ЕНВД и патенте с наемными сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общепита. Остальные получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Подробнее о сроках перехода на онлайн-кассы >>

Читайте также:  Мелкорозничная торговля в летний период

Применение ККТ при УСН в 2018-2019 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2019 году

Нет, в 2019 это не обязательно — при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности. Подробнее >>

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2019 году ИП на патенте?

Действующая редакция закона о ККТ с 2018 года касается только части предпринимателей на патенте. Те из них, у кого есть сотрудники на трудовых договорах и которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, обязаны были поставить ККТ к 1 июля 2018. Для остальных налогоплательщиков на ПСН переход уже отложен — до 2019. Подробнее об этом читайте в нашей статье о сроках перехода на 54-ФЗ для малого бизнеса >>

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

К кому придет налоговая полиция для проверки применения онлайн‑касс?

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты, утвержденные приказами № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Ссылка на основную публикацию