Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Если юридический адрес не совпадает с фактическим

Если юридический адрес не совпадает с фактическим

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.
Читайте также:  Кто такой директор по персоналу - путь новичка к должности HR-директора в крупной компании

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

ФНС может прикрыть ваш бизнес, если фактический и юридический адрес не совпадают

ФНС может прикрыть ваш бизнес, если фактический и юридический адрес не совпадают

  • 05.03.2019&nbsp&nbsp
  • Бизнес &nbsp&nbsp
  • Опыт &nbsp&nbsp

В социальных сетях можно встретить жалобы предпринимателей, что ФНС блокирует расчетные счета за несовпадение фактического и юридического адреса. Рассказываем, почему так происходит и всегда ли виноваты бизнесмены.

Почему ФНС следит за достоверностью адресов?

Налоговики действуют по закону 129-ФЗ. Но в последний год, сотрудники службы особенно рьяно следят за этим моментом, и вносят изменения в ЕГРЮЛ. И если выявляется несовпадение юридического и фактического адреса, то ставится отметка, что данные о компании недостоверны.

Таким способом налоговики борются с массовыми регистрациями и обналом. Не секрет, что многие фирмы «обитают» на фиктивных адресах, чтобы предоставлять несуществующие услуги.

Директор Неба Артем Туровец считает, что это вписывается в общую концепцию государства по выведению предпринимателей из тени: «Можно также вспомнить спецоценку труда. Это тоже дополнительная информация, что фирма реально существует. При ее проведении, предприниматель пишет подробный отчет в Министерство труда: кто у него работает, какие операции выполняются и т. д. Думаю, что в будущем ФНС будет брать эти данные и сравнивать со своими. И если будут выявлены несовпадения, то бизнесмен будет вынужден их объяснить».

Как выявляется несовпадение адресов?

Обычно совпадение фактического и юридического адреса начинают проверять в рамках камеральной проверки. То есть предприниматель не может от этого уйти, так как проверка начинается автоматом. Например, если отчитываться по НДС.

Сотрудник ФНС должен прийти по указанному адресу и проверить компанию. В нашей истории такое было. Позвонили директору и спросили реально ли компания Небо работает по указанному адресу.

Потом спросили, если сейчас придет сотрудник, то застанет ли он на месте Артема Туровца.? Артем сказал, что он на встрече, но в офисе много сотрудников, которые подтвердят реальность Неба.

После этого налоговик попросил назвать определенного работника, с которым он поговорит. Например, Ивана Иванова. Позже проверяющий из ФНС реально пришел в офис. Конечно же, Иванова он не спросил, а поговорил с другими людьми. Проверка прошла успешно.

Нам повезло, потому что иногда налоговики ничего не проверяют. Человек просто ходит по своим делам, а на службе говорит, что такой компании по указанному адресу нет. В итоге в ЕГРЮЛ появляется злополучная отметка.

Что делать, если вас признали несуществующей компанией?

Компания может работать еще в течение 6 месяцев, а потом ликвидируется. То есть бизнес можно продолжать, но вероятны проблемы. Например, если организация участвует в тендерах, то заказчики часто проверяют благонадежность поставщиков. И если увидят, что поставщик в списке недостоверных компаний, победы в тендере не видать.

Важно сказать, что некоторые предприниматели думают, несовпадение адресов можно использовать для ликвидации компании. Фирмой не занимаются, отчеты не сдают и ждут, пока ее принудительно закроют. Но ФНС предусмотрела это: если у организации есть долги перед бюджетом, ответственность переходит на учредителей.

Если увидели в ЕГРЮЛ такую запись, то сразу же свяжитесь с ФНС и предоставьте все документы, которые подтвердят существование фирмы (заполните форму Р14001). Ну и не рекомендуем регистрировать ООО по адресам, на которых зарегистрированы сотни компаний. Надо сказать, что добросовестные бизнес-центры или офисные здания предупреждают об этом. И компании указывают не только адрес, но и номер офиса.

Быль и небыль про несовпадение юридического и фактического адресов

Место нахождения организации — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (директора, правления), а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности. Но жизнь гораздо разнообразнее прописанных в законодательстве определений и уже давно преподнесла варианты «проживания» фирмы по адресам, получившим в народе названия «юридический» и «фактический»:

  • юридический адрес (адрес госрегистрации) — это координаты, указанные в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а также в

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Два и более случая смены юридического адреса с момента госрегистрации компании делают ее претендентом на выездную проверку.

  • фактический адрес — это место, где в действительности располагается исполнительный орган управления организацией и где она реально «сидит». Как правило, фактический адрес совпадает с почтовым, то есть с тем, на который фирма получает свою корреспонденцию.

У наших читателей возникают вопросы из разряда «А правда ли, что из-за несовпадения адресов может быть то-то и то-то?». Мы собрали несколько типичных «адресных» вопросов. На этих примерах мы покажем, что в реальности может ожидать фирмы, у которых юридический и фактический адреса не совпадают.

В счет-фактуру — все адреса, какие есть!

Нам часто отказывают в возмещении НДС из-за того, что в счетах-фактурах в строках 2а «Адрес [продавца]», 3 «Грузоотправитель и его адрес», 4 «Грузополучатель и его адрес», 6а «Адрес [покупателя]» прописаны почтовые адреса сторон, а не юридические. А бывает, что, наоборот, указаны юридические адреса, но все равно отказывают. Так какой же адрес для инспекции будет правильным? Никак им не угодим!

: Действительно, в Налоговом кодексе РФ прямо не прописано, какие именно адреса надо указывать в счете-фактур Минфин считает, что это должен быть исключительно адрес места нахождения продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документам И в принципе, это логично. А налоговые органы на практике придираются в любом случае, какой адрес ни укажи, как в вашей ситуации.

Суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков и говорят, что неважно, какой адрес стоит в счете-фактуре, — налоговые органы не вправе из-за этого отказать в вычет Ведь даже при неправильном адресе продавец и покупатель могут быть идентифицированы по наименованиям и ИНН. Но чтобы не доводить дело до суда, мы советуем следующее.

Заранее договаривайтесь с поставщиками, у которых юридический и фактический адреса не совпадают, чтобы они указывали в строках 2а, 3, 4, 6а счетов-фактур оба адреса.

Это можно оформить, к примеру, так.

Просмотрите имеющиеся у вас счета-фактуры, по которым вы только собираетесь возмещать крупные суммы Если в каком-либо счете-фактуре указан только один адрес, проверьте, является ли он юридическим, на сайте налоговой службы в разделе «Проверь себя и контрагента». Если в счете-фактуре указан другой адрес, попросите продавца:

  • вписать в оба экземпляра ранее выставленных счетов-фактур недостающий адрес. Напомните поставщику, что любое дополнение счета-фактуры комбинированным способом путем внесения в него ранее отсутствовавших сведений не относится к исправлениям, поэтому дополнение он может сделать просто от руки и никак не заверят
  • заменить оба экземпляра счета-фактуры на новые — со всеми адресами и с сохранением номера и даты его составления.
Читайте также:  Страхование ответственности - разумный шаг управляющей компании

СОВЕТ

Напомните продавцу, чтобы он заменил или дополнил экземпляр счета-фактуры, оставшийся у него на руках. Ведь счет-фактура, по которому вы предъявляете НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого начисляет налоги в бюджет поставщи Если при встречной налоговой проверке вашего контрагента выявятся расхождения в счетах-фактурах, последствия будут для вас плачевными.

Используем ККТ не где хотим

В заявлении о регистрации кассового аппарата в качестве его места установки мы хотим указать свой юридический адрес, а использовать его будем по фактическому адресу. Могут ли нас наказать за использование ККТ по адресу, отличному от того, который указан в заявлении о регистрации?

: Да, такие случаи встречаютс Суды исходят из того, что, если ККТ применяется по адресу, отличному от того, который указан в регистрационном заявлении, организация нарушает условия регистрации и применения ККТ, а значит, возможно привлечение к административной ответственност

  • руководителя компании или предпринимателя — штраф 4000 руб.;
  • организации — штраф 40 000 руб.

Поэтому вам лучше сразу указывать в заявлении о регистрации ККТ адрес, по которому вы действительно будете эту технику использовать.

Ликвидировать фирму за неприсутствие по юридическому адресу не могут

При создании фирмы мы заявили в адрес, по которому у нас находится производство. Но офис мы открыли в другом месте, на учет там не вставали. Я направила в инспекцию письмо, в котором просила всю корреспонденцию для нашей компании отсылать в офис. Так мне перезвонил инспектор и сказал, что нам надо срочно перерегистрироваться по офисному адресу, а то за несоответствие адресов нас вообще могут ликвидировать. Я пыталась найти в законодательстве такое основание для ликвидации организации, но не нашла.

Если фирма зарегистрирована по одному адресу, а ее офис находится в другом месте, то при выездной проверке налоговики могут оштрафовать компанию за непостановку на учет обособленного подразделения

: Правильно, его там нет. В ГК РФ есть формулировка: «Юридическое лицо может быть ликвидировано. в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. И налоговики действительно обращаются в суды с требованиями о ликвидации организаций, если им удается собрать доказательства того, что по адресу, заявленному в никто «не сидит». Но суды эти требования не удовлетворяют, поскольку считают, что несовпадение адресов — это устранимое нарушение, которое не может расцениваться как грубо Тем более что, если фирмы нет по адресу госрегистрации на момент налоговой проверки, это не значит, что она не находилась там на дату такой регистрации.

В вашем случае такого нарушения вообще нет.

Кстати, в приведенной вами ситуации налоговики также не могу

  • признать недействительной государственную регистрацию организации или регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы компании;
  • отказать в реорганизации компании;
  • обязать вас представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения.

Но в вашем случае есть вероятность того, что более грамотный инспектор не будет вас пугать мифами, а при выездной проверке зафиксирует наличие у вас обособленного подразделения, то есть наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, о которых вы не сообщили. А это — возможность оштрафовать компанию за непостановку на учет подразделени Поэтому вам нужно срочно зарегистрировать ОП по адресу нахождения офиса.

Банки тоже не любят расхождения адресов

В прошлом году мы переехали в другой офис, никуда об этом еще не сообщали. В последний из визитов в свой банк услышали от заведующего отделением, что им надо систематически обновлять информацию о клиентах и нужны, в частности, сведения о нашем адресе. Обязаны ли мы сообщать в банк свой новый адрес и правда ли, что банк может расторгнуть с нами договор банковского счета, если мы этого не сделаем?

: Законодательством не предусмотрена обязанность клиента представлять в банк информацию об изменении своего места нахождения. Но такая обязанность, как правило, прописывается в договоре банковского счет Ведь для банков важно знать настоящий адрес как при заключении, так и при исполнении договора, поскольку они отвечают за достоверность информации о клиента Поэтому банк может по своей инициативе обратиться в суд за расторжением договора при нарушении клиентом этого условия договор

Кстати, имейте в виду, что некоторые банки даже отказываются заключать договор банковского счета, если при проверке сведений выясняется, что ваша компания не находится по адресу госрегистрации. И суды признают это правомерны

Чтобы перемещения вашей компании в пространстве не сказались на отношениях с банком, лучше максимально быстро информировать банк о своем реальном месте нахождения. Например, сразу прописывать в договоре оба ваши адреса.

Узнать о том, что вас нет по адресу, заявленному в банк может разными способами. Например, самостоятельно направив своего представителя по этому адресу для визуального осмотр от налоговой инспекци или отделения связи, возвратившего почтовое отправление из-за отсутствия адресата по указанному адресу.

Появилось второе помещение? Проще перерегистрировать юридический адрес

Наша фирма собирается менять офис на более просторный. Но придется поменять и налоговую, а не хотелось бы. Вот думаем, может, в нынешнем здании оставить в собственности небольшое помещение — сохранить, так сказать, юридический адрес. А по месту нахождения нового офиса оформить обособленное подразделение.

: Да, вы можете встать на учет в налоговом органе по месту нахождения нового офиса как по месту нахождения обособленного подразделения, если не учтены в той же инспекции по иному основани Для этого вы должны:

  • письменно сообщить о создании ОП в налоговый орган по месту своего нахождения по форме
  • подать в налоговый орган по месту нахождения ОП заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет.

Если вы знаете, что офис будет находиться не по своему юридическому адресу, продумайте, как вы будете получать почту от тех же налоговиков

Кроме того, нужно наладить бесперебойное получение вами корреспонденции, поскольку «ваша» инспекция все равно будет направлять ее по адресу головной компании. Поэтому вам можно, к примеру, заключить договор аренды ячейки абонементного шкафа на почте или просто регулярно заходить в почтовое отделение за корреспонденцией, которая возвращается туда после того, как не нашла своего адресата, и хранится там в течение месяц

Но имейте в виду, с наличием ОП увеличивается налоговая отчетность (например, декларации по налогу на прибыль, может быть, придется представлять в две ИФНС), могут продлеваться выездные проверки, в рамках которых старая инспекция может проверить подразделения фирм В некоторых случаях ОП нужно ставить на учет во внебюджетных фондах.

Поэтому решайтесь на «искусственное» ОП, только взвесив все «за» и «против». К примеру, оцените, насколько разветвленная у вас сеть подразделений и на какое время из-за этого могут затягиваться выездные проверки. Не регистрируйте ОП в качестве филиала или представительства, чтобы избежать их самостоятельных налоговых проверок, которые будет проводить новая, не ваша инспекци

Возможно, проще все-таки внести изменения в учредительные документы в части места нахождения.

Директора трудно наказать за несоответствие адресов

Наш директор озадачился вопросом своей ответственности за то, что компания не «сидит» по адресу, прописанному в учредительных документах. Правда ли, что его за это могут оштрафовать или даже дисквалифицировать, и можно ли нам его как-то успокоить?

: Вы можете успокоить директора следующим.

Если ему вменяют непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении адреса места нахождения (за это грозит предупреждение или штраф в размере то эта ответственность не может быть применена, поскольку срок, в течение которого нужно ставить в известность налоговые органы об изменениях в учредительных документах, не установлен.

УСПОКАИВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Оштрафовать руководителя за то, что организация не находится по юридическому адресу, нельзя.

Если руководителя пытаются привлечь за представление недостоверных или заведомо ложных сведений на момент регистрации компании (наказывается штрафом в размере 5000 руб. или дисквалификацией сроком до то налоговому органу надо доказать недостоверность сведений. То есть то, что фирма находилась не по указанному ею адресу, должно быть запротоколировано, в частности:

  • при проведении осмотра в ходе выездной проверк
  • при опросе свидетел который показал, что ваша организация не имеет в собственности и не арендует помещения в здании по адресу госрегистрации.

Ведь отсутствие организации по адресу, записанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не находилась по этому адресу на дату регистрации.

Чем рискуют компании, не находящиеся по юридическому адресу в 2019 году?

Под юридическим адресом в деловом обороте понимается адрес государственной регистрации юридического лица, который указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Вы можете не получить действительно важное письмо

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Читайте также:  Как организовать зеленый туризм

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ. Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию. Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб. В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

С вас могут взыскать штраф за ненахождение по юридическому адресу 2019

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Организацию могут исключить из ЕГРЮЛ без суда

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Налоговая может потребовать ликвидации организации в суде

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);

если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),

этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;

запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Банк может отказаться от заключения либо расторгнуть заключенный с компанией договор банковского счета

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора. Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

С вас могут взыскать штраф за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 № 17-26/019349@).

Налоговые органы могут признать деятельность компании не по юридическому адресу созданием обособленного подразделения

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

По мнению Минфина России, если офис организации расположен не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то такой офис должен быть оформлен как обособленное подразделение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 НК РФ, или как филиал либо представительство на основании п. 3 ст. 83 (Письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-12-13/63746, 03-12-13/63812).

Налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, организация может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ, а также для должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Ссылка на основную публикацию