Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

самостоятельный ребенок

Воспитание — важный и трудоемкий процесс, но именно от него зависит будущее вашего ребенка, его возможности достигать поставленных целей и даже социализироваться в обществе. Чем раньше родители осознают и эту сторону ответственности за своего ребенка, тем ранее они начнут приучать ребенка к самостоятельности, которая ведет за собой к умению принимать собственные решения и быть частично независимым.

Почему это трудно? Воспитать самостоятельность в ребенка не столь трудно, как это кажется на первый взгляд. О трудностях говорят лишь те авторитарные родители, которые не готовы прислушаться к мнению ребенка и которые всегда решают все за ребенка. Такие дети со временем и даже не стараются показать самостоятельность, ведь они бояться, что опять вызовут гнев родителей. Растить так званых «тепличных» детей сейчас даже страшно, ведь мы живем в современном мире, где главное умение — это уметь постоять за себя, быть самостоятельным и уверенным.
Положительным является тот факт, что многие родители понимают, как важно в современном мире быть самостоятельным. Поэтому они с самого детства спрашивают мнение ребенка в любых ситуациях, которые касаются самого ребенка и именно такое поведение родителей является первым шагом к обучению ребенка брать ответственность за собственные слова и действия.

Эксперты рассказали, как сделать ребенка самостоятельным

самостоятельный ребенок

Забудьте о словах «Нельзя» и «Лучше я сама». Да, в силу физического развития ребенка часто ему требуется больше времени, чтобы одеться и даже завязать шнурки. Но если вашему ребенку уже пять лет, то лучше скажите ему заранее одеваться, лучше подскажитеи объясните, почему свитер одевается той стороной, а не другой. Поверьте, дети в этом периоде как губки, вбирают в себя очень много информации и через пару повторений они уже будут помнить, какой кроссовок есть правым, а какой левым. Давайте детям время учиться быть самостоятельным!
И, главное, помните, что если вы дали это время, то не орите через пять минут на ребенка, что «Лучше я сама это сделаю!» и главное табу, это посредствующая фраза о том, что ребенок ничего не умеет. Лучше скажите, что «Мы очень торопимся, но у тебя все выходит, и ты продолжишь это делать следующим разом!». Эта фраза будет стимулом для вашего ребенка.

Как сделать ребенка самостоятельным

самостоятельный ребенок

Не принимайте решений вместо ребенка! Главное в самостоятельности — это умение нести ответственность за собственные слова. Поэтому ребенок должен высказывать свое мнение по поводу всех дел, которые касаются непосредственно эго. Например, если вы покупаете ему одежду, то спросите, нравиться ли ему такая куртка и, главное, учтите его выбор или найдите аргумент, почему вы настаиваете на своем варианте (например, у тебя уже есть подобный свитер, поэтому давай купим в этот раз такой, чтобы он отличался!).

Слушайте мнение ребенка также и по поводу его обучения, когда вы подбираете ему внеурочные занятие. Спросите его, хочет ли он пойти на танцы или же заняться борьбой. Перед этим покажите ему и те занятия, и другие. Дайте ему выбор, потому что когда он будет заинтересованный в занятиях, то успеваемость будет лучше.

Постепенно приучайте его к обязанностям. Самостоятельность — это ответственность. Поэтому приучайте ребенка, что он должен сам складывать свои игрушки, свою одежду и что это не «разовая акция», а что так нужно делать постоянно. И даже если ребенок умоляет вас купить ему домашнего питомца, купите его! Но при этом также укажите, что он должен будет самостоятельно каждый день играть с ним, выгуливать и т.д.

Сначала обучение самостоятельности будет трудный процесс, но потом и вам, родители, самим станет легче, потому что ребенок будет знать, что эго слова имеют ценность и за них нужно отвечать.

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Читайте также:  «Гражданин поэт»: история случайного бизнеса на митингах на $3 млн

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла. Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Читайте также:  Кран манипулятор - выгодно и эффективно

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично. При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы. Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Как сделать своего ребенка самостоятельным: 8 практических советов от психолога

Майя Макарова, психолог студии «ВидимоНевидимо», специалист по семейному благополучию и воспитанию детей, продолжает рассказывать о том, как сделать своего ребенка успешным в школе и в жизни.

Научить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание – одна из главных задач нас, родителей, в период обучения детей в начальной школе. Самостоятельность в школьных делах поможет и в будущем вашему ребенку самостоятельно ставить цели, планировать время.

Нетерпение родителей происходит оттого, что зачастую мы неправильно понимаем ту помощь, которая требуется детям. Сразу скажу, что при грамотном подходе среднестатистический ребенок приобретает навык самостоятельности к концу 2-го класса и позже. Волшебных таблеток – нет.

Рекомендации для ускорения и облегчения процесса приучения к самостоятельности:

  1. Поддерживайте у ребенка интерес именно к процессу обучения, а не к оценкам и результату.
  2. Приучите ребенка рассказывать, что нового он узнал в школе, и показывать вам, чему он научился.
  3. Проявляйте искреннее восхищение новыми навыками и знаниями ребенка. Желательно, чтобы они выражались распространенными предложениями, а не просто «угу», «классно». Например, «Надо же, ты уже так вырос, что знаешь и умеешь то же, что и я (папа, брат и т.д.)».
  4. Обязательно рассказывайте вашему ребенку, где именно он будет использовать приобретенные знания и умения. Не останавливайтесь на том, что математика нужна, чтобы считать деньги. Такие размышления в итоге приведут к тому, что русский язык вообще не нужен, потому что в каждом компьютере есть корректор.
  5. Весь первый класс выполняйте задания вместе со своим ребенком, отмечая сколько времени нужно ему на выполнение того или иного задания. Это позволит вашему ребенку в дальнейшем грамотно распределять время на подготовку.
  6. Рассказывайте о том, как вы сами были первоклассником. Избегайте выражений в духе «Ты думаешь мне нравилось? Ничего, садился и делал» или «Со мной никто не сидел» и т.п. Ваше детство могло быть не безоблачным, но сейчас важно не это, а то, что детство вашего ребенка в ваших руках.
  7. Со словами «Ой, подожди, без меня не делай, а то мне тоже интересно» сходите по своим делам, например, помойте посуду. Этот 15-минутный перерыв даст возможность ребенку переключить внимание на что-нибудь другое. Он будет ждать с нетерпением окончания вашего срочного дела. Только не говорите, что «У меня тоже есть свои дела, а учиться надо тебе, а не мне», потому что вы в корне заблуждаетесь.
  8. Воздерживайтесь от критики. Вот несколько фраз, которые вы можете сказать, увидев ошибку: «Я думала, это делается по-другому», «Когда я училась, я делала это не так», «Сколько раз ты проверил правильность выполнения? Проверь еще раз», «Надо же, как странно ты это сделал».

Большую часть затруднений, обычно, вызывают задания по математике. Когда ребенок в принципе овладел навыками самостоятельности, и уже просто подбегает к вам с вопросами, а не сидит вместе с вами, можете спрашивать у него, на какое правило им задали ту или иную задачу.

Многие задания дети выполняют по образцу. Но, не зная правил, они не научатся размышлять и рассуждать, поэтому всегда надо спрашивать с детей знание и понимание правил.

8 советов, как научить ребенка самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ребенок рос уверенным в себе и мог самостоятельно принимать решения, вы должны дать ему свободу, чтобы стать таким. Секрет, как научить ребенка самостоятельности заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.
Читайте также:  Конкуренция в России есть

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой – это распространенная проблема в таком возрасте.
  • Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки – это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

Детский нейропсихолог рассказал, как правильно будить ребенка

Новогодние и рождественские каникулы завершились… «Наконец-то», —думают многие родители, чьи дети несколько выпали из привычного распорядка дня. А первый будничный день после продолжительных выходных показал — сложно будить малышей, которые привыкли просыпаться позже обычного. Как быть? Ведь нужно восстановить привычный режим…

На помощь приходит детский нейропсихолог Екатерина Серегина с советом, как правильно будить ребенка. Эксперт не рекомендует использовать будильник, если ребенку еще нет 8-10 лет.

Пpoнзительный звук будильника внезапно и резко обрывает сон, а это стресс для неокрепшей нервной системы малыша. В организме испуганного малыша активно выделяется гормон стресса норадреналин. В результате ребенок может полдня чувствовать себя разбитым, а у особенно чувствительных малышей «подъем по свистку» способен вызвать ночные кошмары, — поясняет Екатерина Серегина.

Эксперт перечисляет и другие способы пробуждения, которые применять не надо:

Внезапный яркий свет, громкая музыка, командный возглас родителя «Быстро вставай!», сдергивание одеяла, тормошение, неприятная щекотка, другие излишне активные приемы.

Екатерина не рекомендует и метод, который практикуют некоторые заботливые родители:

Ошибка — жалеть малыша и позволять ему посапывать до последнего, а потом требовать, чтобы он бегом собрался. Правильнее разбудить маленького на 15 минут пораньше и посвятить это время мягкому переходу от сна к бодрствованию.

Екатерина Серегина перечислила и другие методы, которые помогут разбудить ребенка:

Мягко проснуться помогают звуки природы, записанные на диск. Оптимальный вариант – негромкие звуки утреннего леса, пение птиц. А вот шум волн и журчанье ручейков лучше оставить на вечер. Эти звуки не будят, а, напротив, усыпляют.

Несколько минут поглаживайте малыша, ласково приговаривая: «Просыпайся, правая ножка! Просыпайся, левая ручка! Животик, просыпайся!» Двигайтесь ладонью от центра к периферии: например, от плеча к ладошке, от бедра к ступне. Малыш заулыбался? Переходим к лицу!

Вспомните «грудничковый» массаж: «рисуйте» детсадовцу бровки, губки, поглаживайте щечки. Осторожно разминайте мочки ушей, а потом и сами ушные раковины. Постарайтесь обыграть свои действия: например, пусть малышовые руки гладят хвостиками котята, по ножкам прыгают лягушата, а по спинке путешествует паровозик.

Оптимальная продолжительность утренних ласк – 5 минут.

Подводя итог теме комфортного детского пробуждения по утрам, эксперт обращает внимание мам и пап на важный фактор:

Насколько охотно ребенок встанет утром, напрямую зависит от того, как он проведет вечер накануне. Поэтому не стоит резко менять детский распорядок дня в выходные.

А как вы будите ребенка по утрам?

Ссылка на основную публикацию