Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

2014. Автоматические встречные проверки всех компаний России

2014. Автоматические встречные проверки всех компаний России

Предисловие.

Любой директор, бухгалтер, предприниматель, да и обычный человек настораживается, когда получает запрос по своей деятельности от государственного контролирующего органа. Так как такой запрос может свидетельствовать о том, что впереди нас ждут как минимум тягомотные объяснения, а то и существенные проблемы.

В последние годы произошел явный сдвиг в пользу налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Многочисленные разъяснения Минфина и ФНС, положительная судебная практика, внутренняя работа в ФНС по «разворачиванию» инспектора лицом к налогоплательщику сделали жизнь налогоплательщика проще и спокойнее. Сформировалась понятная практика, какие запросы налоговых можно игнорировать, какие документы можно не представлять, куда и как жаловаться, как отбиваться от сомнительных претензий по работе с сомнительными поставщиками, какие ошибки в счетах-фактурах не важны для вычетов и так далее.

ФНС улучшала процедуры досудебного урегулирования , периодически обновляла сборник ответов на вопросы налогоплательщиков, которые [ответы] становились обязательными для применения инспекторами ИФНС.

С 2013 года пропала обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность каждый квартал, что еще больше осложнило текущую работу контролеров.

Мы часто сталкивались в работе с подобными вопросами инспекторов.

Инспектор: А почему Вы нам не представляете вот такие-то документы?

Мы: А мы не обязаны по закону.

И: А как же мы будем Вас проверять?

Мы: Не знаем. Вы же следите за соблюдением нами законов, вот и сами соблюдайте.

Все, что оставалось делать инспекторам в таком случае, это более или менее открыто пугать нас выездной проверкой или проблемами в дальнейшей работе.

Однако, в этом (2013) году, в Налоговый Кодекс РФ (и ряд других нормативных актов), внесено достаточно большое количество изменений, касающихся налогового контроля, которые, на наш взгляд, по крайней мере временно, изменят соотношение сил между инспектором и налогоплательщиком в области налогового контроля.

Если хочется почитать первоисточники, то вот они:

  • 134-ФЗ от 28.06.2013 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финанасовым операциям.
  • 153 ФЗ от 02.07.2013 О внесении изменений в первую часть налогового кодекса РФ.

Так как изменений много, то мы решили написать статью, в которой выделить основные нововведения в области налогового контроля.

Новости налогового контроля. Изменения в 2013-2015 гг.

В июле этого года двумя федеральными законами (ссылки выше) были внесены многочисленные поправки в Налоговый Кодекс РФ. Какие-то из этих поправок уже вступили в силу, некоторые вступят в силу с нового, 2014 года, некоторые подождут еще год – до начала 2015 года.

На что, по нашему мнению, стоит обратить особое внимание предпринимателям и к чему имеет смысл начать готовиться уже сейчас

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Декларации по НДС будут существовать только в электронном виде. Уже с 2014 года отчетность по НДС нужно будет сдавать через спец. операторов по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). На сегодняшний день на сайтах региональных УФНС появились разъяснения, что данная поправка вступает в силу с 01.01.2014, а значит отчетность за 4 квартал 2013 года нужно отправлять в электронном виде через спец. операторов. Сдать декларацию по НДС в бумажном виде не получится – ее просто не примут.

Требование о предоставлении декларации по НДС в электронном виде теперь распространяется и на _не_ плательщиков НДС. Это относится к компаниям (или ИП) на «упрощенке» и тем, кто освобожден от уплаты налога (налоговых агентов). Например, когда они выступают по какой-либо сделке налоговым агентом по НДС и у них появляется обязанность подать декларацию по НДС.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, но работаете по агентскому договору, договору комиссии или поручения и перевыставляете счета-фактуры, с 01 января 2014 года у вас появится новая обязанность – вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур. А с 2015 года такие журналы нужно будет в электронном виде подавать в инспекцию.

Можно также ожидать, что в ближайшее время налогоплательщиков, обяжут сдавать в качестве приложения к декларации по НДС книги покупок и продаж в электронном виде.

Об этом прямо свидетельствует формулировка статьи 174 НК РФ с 2015 года:

«5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Таким образом налоговые органы получают все больше и больше информации для проведения дополнительного контроля и аналитической работы по выявлению схем уклонения от уплаты налогов.

Учитывая объем информации, который будет предоставляться в налоговые инспекции в электронном виде, уровень автоматизации ФНС, а так же планируемые затраты на строительство новых центров обработки данных можно предположить, что все больше и больше данных будут сверяться в автоматическом режиме. Получив в электронном виде журналы учета выставленных и полученных счетов фактур и данные из книг продаж и покупки, на наш взгляд, ФНС имеет возможность провести в автоматическом режиме встречные проверки всех компаний в России и выявить в автоматическом режиме все расхождения. Дальше лишь остается составить список компаний с расхождениями, отсортировать их по нужным критериям (суммы, количества, что-то еще) и передать в работу инспекторам

За пределами этой статьи находится оценка необходимой вычислительной мощности и времени, для того, чтобы сопоставить все счета-фактуры, выставленные и полученные по всей России за квартал, но думаем, что все это реализуемо, реализовано или будет реализовано в обозримом будущем.

И конечно, внесение исправлений в старые периоды станет сложнее. Например, нельзя уже будет задним числом определять поставщика, от которого пришли услуги в старом периоде, так как информация о его счете-фактуре будет в налоговой инспекции. И да, от поставщика же тоже будет информация в налоговой инспекции о выставленных счетах фактурах.

Камеральные налоговые проверки.

И тут не обошлось без изменений, особенно в части проведения камеральных налоговых проверок.

С 01 января 2014 года у налогового органа появляется два новых основания запрашивать пояснения при проведении «камералки».

1. Убытки в декларации.

Если на сегодняшний день у налогового органа нет законных оснований запрашивать пояснения по убыткам у налогоплательщика, то со следующего года игнорировать такие запросы не получится – придется «пояснять». Новая редакция пункта 3 статьи 88 НК РФ относится не только к декларации по налогу на прибыль. Например, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получившие убыток по итогам года, несмотря на уплату ими минимального налога в бюджет, тоже будут обязаны рассказывать про свои убытки. Причем налоговый орган будет запрашивать не просто пояснения, а «пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».

2. «Уточненка» с суммой налога к уменьшению.

Если вы подаете уточненную налоговую декларацию к уменьшению, то при проведении КНП налоговая сможет запрашивать пояснения причины уменьшения налога к уплате. Этот пункт относится ко всем налоговым расчетам и декларациям, а не только к НДС или налогу на прибыль.

Несмотря на то, что данная поправка еще не вступила в силу, наши клиенты уже начали получать запросы представить пояснения причины подачи уточненной декларации к уменьшению. Такие неправомерные запросы лишь подтверждают наше мнение о том, что до формирования хоть какой-либо судебной практики по нововведениям, со стороны налоговых органов мы ожидаем массовых запросов и «перегибов на местах».

С 2015 года при подаче «уточненки» к уменьшению за истекшие периоды, превышающие 2 года, налоговый орган будет иметь право потребовать у вас не только пояснения, но и первичные и иные документы, служащие основанием уменьшения суммы налога к уплате или увеличивающие сумму убытка, а также налоговые регистры — статья 88 НК РФ дополнена новым пунктом 8.3.

3. Осмотры при проведении камеральных проверок при подаче декларации по НДС к возмещению.

С 01 января 2015 года при проведении «камералок» по НДС налоговики смогут проводить осмотры, причем не только торговых, складских и иных помещений, но также «документов и предметов». Такие изменения и дополнения внесены в статью 92 НК РФ «Осмотр».

4. Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов при выявлении расхождений или несоответствий в декларациях по НДС или журнале учета счетов-фактур.

С 2015 года статья 88 НК РФ дополняется пунктом 8.1, суть которого сводится к следующему.

Налоговый орган получает от налогоплательщика декларацию по НДС с данными из книги покупок и продаж, а также журнал счетов-фактур, то есть фактически _всю информацию_ по сделкам с НДС, и все это — в электронном виде. Далее он проводит проверку и анализ полученных сведений. Не только вашей декларации, данных и сведений, но и деклараций, данных и сведений других налогоплательщиков, проще говоря – ваших контрагентов. Этакая «встречная» проверка сделок с НДС. И если между вашими данными и данными вашего контрагента будут найдены какие-то несоответствия или расхождения – будьте готовы представить подтверждающие документы.

Заключение.

Перечисленные изменения – это далеко не все, что было принято и подписано в законах. Мы рассказали лишь про те, которые, на наш взгляд, существенно расширяют возможности ФНС в области налогового контроля.

Мы ожидаем, что на некоторое время у всех нас возрастут издержки из-за расширения прав налоговых инспекторов запрашивать документы и информацию и появлению у нас обязанности на эти запросы отвечать и представлять документы. Со временем, конечно, сформируется досудебная и судебная практика, которая резче очертит границы новых прав и обязанностей. Но на первое время мы ожидаем резкого увеличения количества запросов от ИФНС, что уже и сейчас начинает происходить.

Читайте также:  Краудинвестинг – шаг к обществу равных возможностей

Мы думаем, что компаниям с реальным бизнесом, хорошо поставленным документооборотом и учетом нечего опасаться этих изменений. Возможно, стоит еще раз посмотреть на своих поставщиков и подумать, не стоит ли поменять тех, с кем плохой документооборот, на более организованных, так как плохой документооборот у поставщика может привести у вас к проблемам с органами.

Если же у вас плохой документооборот, плохой учет, сомнительные поставщики или операции, будьте готовы, что внесенные изменения приведут к повышенному вниманию со стороны налоговых инспекторов, поскольку у них появляются дополнительные инструменты для анализа и изучения данных. У ФНС так же расширяются права по проверкам вашего бизнеса. У вас появляется обязанность по бОльшему количеству поводов представлять документы и разъяснения в ФНС, ходить на дачу пояснений или комиссии, впускать к себе инспекторов для осмотра помещений и документов.

В любом случае, “предупрежден – значит вооружен”, еще есть время подготовиться к вступлению в силу основных изменений:

  • Посмотреть на своих контрагентов и схемы работы. Возможно, что-то изменить.
  • Привести в порядок документооборот.
  • Привести в порядок учет и отчетность.

Последние пункты давно уже надо было сделать, так как с 2013 года все компании обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность. А значит, у налоговых инспекций появится дополнительная информация о бизнесе компаний на УСН.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

совершение налогового правонарушения впервые;

незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

АСК НДС-3: как работает и кого проверят первыми

В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.

Что налоговикам дает АСК НДС-3

Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.

На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.

Чем опасен АСК НДС-3

ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.

Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Читайте также:  Черный PR в Интернете

Что такое экстерриториальные проверки

С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.

Отраслевой подход усиливают

«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.

В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.

Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота.

Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.

Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.

Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.

Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.

10 сервисов по проверке контрагентов — краткий обзор

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Любая компания нацелена на плодотворное сотрудничество с благонадежными и ответственными контрагентами. И это не только вопрос безопасности. Организации, которые работают честно, вовремя сдают отчётность в государственные службы, не имеют долгов и не скрывают своей деятельности, как правило, становятся стабильными компаньонами в долгосрочной перспективе.

Развитие информационных технологий привело к тому, что проверить контрагента сейчас можно всего за несколько минут. Это можно сделать как бесплатно (например, проверка по ИНН на сайте ФНС) или за деньги (при помощи специализированных программ).

В одной из своих статей (это ЗДЕСЬ) я уже делал обзор на платные сервисы проверки контрагентов. С момента написания той статьи прошло больше двух лет, поэтому вижу смысл немного освежить и дополнить информацию по данной теме.

Актуальные сервисы для проверки

Информация, которую можно использовать для оценки надёжности той или иной компании, не является секретной. При желании её можно собрать самому. Однако на это необходимо время, а также понимание того, какие именно данные необходимо собирать.

Сервисы, перечисленные ниже, значительно упрощают задачу. Сбор данных происходит практически мгновенно. При этом вы экономите время, а также получаете в своё распоряжение всю необходимую информацию о контрагенте.

У одной из самых популярных в России систем электронного документооборота есть собственный сервис по проверке организаций.

  • Анализируются данные из многих источников (налоговая, Росстат, ЦБ, Верховный суд и т.д.).
  • Рейтинг надёжности (на основе полученных данных система даёт собственную оценку надёжности компании).
  • Относительно низкие цены (базовый функционал стоит 6000 рублей в год, расширенный — 10000 рублей в год).
  • 8-дневный бесплатный период.
  • Неудобный интерфейс (по оценкам многих пользователей).
  • Не всегда выдаёт актуальные данные (опять же, по отзывам).

СБИС заточен прежде всего на сдачу отчётности, а проверка контрагентов — это, скорее, дополнительная «плюшка» для тех, кто пользуется системой.

СПАРК

Позиционируется как один из самых мощных и профессиональных сервисов.

  • Осуществляет проверку не только по России, но и по другим странам.
  • Поиск можно вести по любым параметрам (ИНН, адрес, ФИО руководителя, ОКПО, адресу сайта и т.п.).
  • Большой объём данных на выдаче.
  • Всегда актуальная информация.
  • Удобный интерфейс.

Из минусов, пожалуй, отметим высокую цену (стоимость подписки составляет около 20 тысяч рублей, причём на официальном сайте цены не указаны — их нужно запрашивать).

Судя по цене, СПАРК больше подходит для крупных организаций. Мелкому бизнесу его не потянуть. Да и вряд ли он будет нужен.

Прима-Информ

Простой сервис, который подойдёт малому и среднему бизнесу, а также физическим лицам, желающим проверить ту или иную организацию.

  • Предоставляются актуальные сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, финансовые результаты деятельности, информация о долгах и наличии исполнительных производств, данные о наличии лицензий и т.д.
  • Приемлемые цены (от 10 тысяч рублей в год). Есть бесплатный демо-доступ.

Прима-Информ располагает к себе отсутствием излишней загруженности и лишнего функционала. Но из-за этого её вряд ли оценят крупные компании, которые ищут суперпрофессиональный сервис.

Интегрум

База данных системы Интегрум постоянно пополняется и сейчас насчитывает около 29 миллионов организаций и ИП.

  • Умеет анализировать сообщения в социальных сетях, а также новости в блогах и СМИ, связанные с проверяемой организацией.
  • Формулирует примерную оценку деловой репутации и финансовой состоятельности фирмы.
  • Предоставляет достаточно много информации, в том числе и в виде графиков.

Тарифы на официальном сайте не представлены, что связано, скорее всего, с высокой стоимостью услуг.

ДельтаБезопасность

Не слишком раскрученный сервис, который, тем не менее, справляется со своими задачами.

  • Проверка по 50 базам данных.
  • Формирование досье на контрагентов для распечатки или отправки по E-mail.
  • Система развивается с 2008 года.
  • Возможность заказать экспертную оценку у специалистов компании.
  • Есть демо-доступ.

Здесь тоже отсутствуют цены на сайте, поэтому стоит предполагать, что стоимость сервиса ДельтаБезопасность недешёвая.

Контур.Фокус

Контур.Фокус входит в число самых популярных систем для проверки компаний. Система позволяет за несколько секунд получить актуальные выписки из государственных структур, сведения о банкротстве, торгах, госконтрактах, арбитражном делопроизводстве, финансовом и долговом состоянии, плановых проверках и связях контрагента с другими юридическими лицами. Сервис использует данные официальных источников, в числе которых Росстат, ФНС России, ЕГРЮЛ.

  • Оценка контрагента по многим параметрам (выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ, финансовое состояние, участие в торгах, сведения о банкротстве и арбитражном делопроизводстве, связях с другими юридическими лицами и т.д.).
  • Используются данные из официальных источников (ФНС, Росстат, ФССП, ФАС и т.д.).
  • Удобный интерфейс.
  • Есть мобильное приложение для iOS и Android.
  • Понятные тарифы (все цены указаны на сайте).

Что касается цен, то стоимость разовой проверки — 1300 рублей в сутки. Премиум-тариф обойдётся в 57500 рублей в год (экономный тариф стоит меньше — 22000 рублей в год, но функционал у него ограничен).

Seldon.Basis

Ещё один сервис, позволяющий быстро оценивать контрагентов на добросовестность по многим параметрам.

Плюсы системы Seldon.Basis :

  • 24 миллиона организаций в базе.
  • Анализ сведений из всех официальных источников.
  • Построение дерева связей проверяемой компании.

Годовой тариф достаточно дорогой — 69 тысяч рублей.

Kartoteka

Сервис Kartoteka даёт возможность:

  • изучать данные о закупках, государственных контрактах, внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков;
  • анализировать финансовое благосостояние партнера и статус залоговых отношений;
  • получать данные о юридических лицах РФ и стран, входящих в ЕАЭС и СНГ;
  • отслеживать партнёра на протяжении всего цикла сотрудничества, получая уведомления об изменения в руководящем составе, регистрационных данных, реорганизации, арбитражной практике, банкротстве и ликвидации;
  • заранее узнавать о потенциальных рисках вывода денег из финансового оборота на примерах конкретных схем;
  • находить пути предотвращения ухода от невыполнения обязательств посредством «миграции» юридического лица в другой регион.

Есть несколько тарифов, которые различаются по функционалу: базовый — от 983 руб. в месяц, премиум — от 6490 руб. в месяц.

Casebook

Этот сервис специализируется на мониторинге и контроле не только организаций, но и судебного делопроизводства. Возможности Casebook :

  • мониторинг текущих связей и схем аффилированности;
  • совокупное изучение контрагентов по 36 факторам риска;
  • изучение бухгалтерской документации фирмы с акцентом на «слабые» места;
  • статистика арбитражного делопроизводства с графиками исковой нагрузки;
  • поиск документов о плановых проверках, лицензий, интеллектуальной собственности, государственных контрактах;
  • предоставление сведений о завершенных и актуальных исполнительных производствах.

Доступ к базе зависит от периода подписки: 500 рублей за сутки, 5000 рублей за месяц или 48000 рублей за год.

Глобас

Эта информационно-аналитическая система позволяет получать данные по:

  • платёжеспособности и ликвидности компании;
  • бухгалтерской отчётности;
  • арбитражным делам;
  • участию в госзакупках;
  • связям компании с другими юридическими лицами.

Цены на официальном сайте не указаны. Есть возможность получить тестовый доступ.

Уважаемые читатели! В статье я привёл обзор десяти популярных и наиболее упоминаемых сервисов. Мой анализ является кратким и, конечно же, не раскрывает всех преимуществ и недостатков этих систем. Поэтому я призываю вас к дискуссии в комментариях! Расскажите, пожалуйста, какими программами вы уже пользовались или планируете пользоваться? Какие плюсы и минусы отметили бы? Надеюсь, что данная статья вместе с вашими комментариями поможет другим людям сделать правильный выбор.

Если пост вам понравился, поделитесь им в социальных сетях!

Маленькие секреты встречных проверок

Как проверить полученное требование о представлении документов

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверк Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам.

Внимание

Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до

Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации и готовы отстаивать свою позицию, при необходимости, даже в суде, наша статья для вас.

Читайте также:  Как рассчитать калькуляцию блюд

Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагент При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручени Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организаци а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информаци

При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужн И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

ОБСУЖДАЕМ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

Непредставление документов (информации) налоговикам при «встречке» может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделк И так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:

  • написать письмо, описав условия сделки;
  • просто представить документы по этой сделке.

Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

СИТУАЦИЯ 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции

В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы «чужим» инспектора Отказ можно оформить так.

ООО «Космос»

г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/ КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/ КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента

Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерны в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.

Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/ КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО «Круг» Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО «Круг» в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования

Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересуе Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Круг» (ИНН 5053513901/ КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей сторон

СИТУАЦИЯ 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации

Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документ Если ваши операции с проверяемым контрагентом «чистые», отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно и Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО «Круг» (ИНН 5053513901/ КПП 505301001) счета-фактуры № 105 от 09.04.2010, № 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО «Круг» Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

СИТУАЦИЯ 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении

Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагент а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить, «подсунув» в требование те документы, которых не было в поручении на встречную проверку. Так что всегда сверяйте тексты этих двух документов

Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы «подправили» перечень истребуемых документов:

  • в поручении документов указано больше, чем в требовании. Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного — они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
  • в требовании указано больше документов, чем в поручении. Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/ КПП 505301001) договор купли-продажи от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.

СИТУАЦИЯ 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующих проверке

Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2011 гг.

Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за

СИТУАЦИЯ 2. Вы получили требование по «встречке» в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП

Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

Ссылка на основную публикацию