Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

«Лаборатория 24» к науке или медицине никакого отношения не имеет. Она издает детские книги с эффектом дополненной реальности. Если перенести персонажа из бумажной версии на экран смартфона, то с помощью специального приложения его можно и раскрасить, и оживить. Дракончик, например, будет бегать, рычать и даже реагировать на движения рук. «Лаборатория 24» вышла на рынок детской литературы под брендом Devar Kids в начале 2015 года, и все ее новые издания исчезают с прилавков за несколько месяцев. Месячная выручка Devar Kids — свыше 15 млн рублей. Как стартапу из Тулы удалось быстро закрепиться на конкурентном книжном рынке?

Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова, выпускница Тульского педагогического университета. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. «Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж, — рассказывает Аверьянов. — И выиграли тендер». После этого у компании появились крупные клиенты, пошли заказы на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по нескольку десятков миллионов рублей выручки.

Неожиданный запрос перевел бизнес на новые рельсы. В 2014 году команду Комиссарова попросили подключиться к разработке системы видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Требовалось так совместить трансляцию видео с камеры робота, передвигавшегося внутри реактора, с подачей информации на экран оператора, чтобы эти сведения шли поверх картинки.

Задача была решена. А владельцы студии задумались, как наработанный опыт конвертировать в массовый продукт.

Ответ нашелся в лондонском Хитроу, где Андрей и Виталий скучали в ожидании рейса. Стеклянная стена аэропорта, стальной парапет и плоскость телетрапа отразили солнце так, что появились два огненных шара. Партнеры решили создать мобильное приложение, позволяющее совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. В «Лаборатории 24» начали экспериментировать с технологиями дополненной реальности (AR, аugmented reality). Затронули и книжную тему: сделали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». Так предприниматели выбрали рынок детских книг. «Детский контент проще сделать зрелищным, да и для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет Комиссаров.

В январе 2015 года зарегистрировали бренд Devar Kids. Продажи стартовали в мае. Читателям предлагалось купить отпечатанный вариант сказки или раскраски, скачать с сайта Devar Kids мобильное приложение, ввести уникальный код и перенестись из бумажного в виртуальный мир. За полгода удалось продать в России и странах СНГ более 500 000 книжек. Некоторые дилеры закупали партии минимум на 350 000 рублей и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, — рассуждает Анна Белова. — А с теми, кто первым оценил нашу технологию, мы запустили цепную реакцию».

Сейчас Devar Kids работает примерно с 150 ритейлерами — книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге — 11 сказок и 26 раскрасок, в основном по 300 рублей, а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа — до 400% от себестоимости. «Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», — замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки — будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, — считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. — Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться. AR-приложения, например от Disney, выглядят привлекательнее».

Книжки Devar Kids продаются в 24 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию. Скопировать идею AR-раскрасок и книг можно, признает Аверьянов.

Спустя год после визита команды Devar Kids в Пекин на книжную выставку компания увидела китайские аналоги своей продукции. Выход — развитие продуктовой линейки.

До конца 2016 года компания планирует расширить ее до 200 наименований и выйти на месячную выручку 40 млн рублей. «Лаборатория 24» договорилась с Hasbro и «Умной Машей» и уже собирает предзаказы на книжки с «Трансформерами», My Little Pony и «Смешариками».

А пока, во избежание кассовых разрывов, команда Devar не отказывается от проектной работы. Например, для Danon сделано приложение для игр с динозавром Дино — талисманом «Растишки», для галереи современного искусства Inner Voice — приложение с эффектом присутствия на выставке. Но такие проекты приносят менее трети совокупной выручки.

Виталий Аверьянов выходит в коридор офиса, где слышен топот детских ног. Сюда часто приглашают на фокус-группы мальчиков и девочек с соседней детской площадки. Персонажи или сказочный лес, которые кажутся их создателям завораживающими, не обязательно понравятся детям. Чем больше тестировщиков, тем лучше, шутит Андрей Комиссаров. На проверку идей зовут и детей 150 сотрудников «Лаборатории 24», которым часто приходится засиживаться на работе до полуночи. «Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до $120 млрд, — говорит Комиссаров. — Нужно успеть занять на нем место с массовыми продуктами, а не с проектами от случая к случаю. Сейчас мы пишем приложения для книг, завтра будем писать для «умных» очков, появятся новые устройства — мы научимся дополнять реальность и для них».

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт» Материал редакции

Тульская студия Devar открыла производство детских книг с дополненной реальностью и вышла на рынки 34 стран.

Объем инвестиций в индустрию виртуальной и дополненной реальности в России за 2016 год вырос в 3,5 раза — с 200 миллионов рублей до более чем 700 миллионов рублей. Также выросло и количество разработчиков: с 61 до 183 компаний. Однако немногим удается создавать коммерчески успешные продукты, особенно в узких сегментах рынка, таких как, например, издательский бизнес.

Согласно отчету Goldman Sachs 2016 года, одной из ключевых сфер применения технологий дополненной реальности в ближайшем будущем станет образование. Здесь примерная прибыль от продажи программного обеспечения к 2025 году составит до $700 млн.

Компания Devar считается одним из пионеров AR-индустрии в книжном сегменте, где пока что мало успешных бизнесов. Она специализируется на производстве типографской продукции с технологией дополненной реальности: детских раскрасок, развивающих книг, энциклопедий и других продуктов.

Компания была основана в 2015 году в Туле тремя партнерами — Анной Беловой, Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым. Уже в 2016 году она вышла на месячный оборот в 15 миллионов рублей. Сегодня у издательства есть партнеры в 34 странах, а продукция локализована для 26 языков, включая китайский, японский и корейский.

Как пришла идея

Выпускница Тульского педагогического университета Анна Белова познакомилась со своими будущими бизнес-партнерами Андреем Комиссаровым и Виталием Аверьяновым на одном из молодежных образовательных форумов в Туле.

На тот момент специалист по поисковой оптимизации Виталий Аверьянов участвовал в ИТ-проектах, а Андрей Комиссаров занимался бизнесом. «Мы поняли, что хотим сделать вместе что-нибудь интересное», — рассказывает Белова.

Они открыли компанию «Лаборатория 24» и стали заниматься созданием сайтов и автоматизированных систем. По словам Беловой, проект не приносил высоких доходов, и база клиентов была небольшой. Однако все изменилось после того, как студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. «Понятно, что это стоило далеко не рубль, но зато мы получили в портфолио интересное имя», — говорит Белова.

Далее появились крупные клиенты, и веб-студия стала принимать заказы на разработку систем электронного документооборота. К концу 2013 года выручка «Лаборатории 24» достигла нескольких десятков миллионов рублей.

В 2014 году компания получила предложение — создать программное обеспечение для роботов, изучающих атомные реакторы. Это был один из первых проектов, связанных с компьютерным зрением. В «Лаборатории 24» сделали программное обеспечение для робота, который с помощью дополненной реальности показывал оператору данные об изменениях в реакторе.

Предприниматели решили создать потребительский продукт и стали развивать AR-технологию дальше, рассказывает Белова: «Мы много экспериментировали: у нас были различные проекты в сфере культуры, маркетинга, промышленности».

Например, команда участвовала в выставке недвижимости MIPIM во Франции, где сделала приложение с дополненной реальностью — оно воссоздавало проект будущей постройки прямо на макете. Для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне сделали приложение, с помощью которого можно пролистать рукопись «Войны и мира».

Читайте также:  Как правильно закаляться

В 2015 году предприниматели решили сделать проект в издательской сфере и выпустили первую AR-раскраску. Сперва ребенок закрашивает изображение, а затем наводит на него камеру смартфона или планшета, и с помощью специального приложения оно «оживает», и с ним можно взаимодействовать — например, «сажать» к себе на руку.

Сооснователь Devar Group Анна Белова называет две причины, по которым она и ее партнеры выбрали именно детскую книгоиндустрию: во-первых, команда увидела, что дети с удовольствием раскрашивали героев и играли с ними, ведь «дети — то самое поколение, восприимчивое к новым технологиям». Во-вторых, AR-книги решали важную проблему, которая волнует родителей в разных странах: дети проводят много часов с планшетом.

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт», — рассказывает Белова.

Для родителей в первую очередь важно, чтобы книги развивали и обучали их детей: с героями Devar можно играть, они могут вести диалог с ребенком, рассказывать истории и стихи, а также выходить за пределы книги. Так, в серии энциклопедий «Космос» можно отправиться на любую планету и исследовать её с помощью дополненной реальности.

«Мы не хотели становиться издательством»

По словам Беловой, выпуск книг с дополненной реальностью обходится в несколько раз дороже, чем обычное издание. Чтобы реализовать проект, команда использовала прибыль, полученную от предыдущих разработок. В разработку AR-книг Белова и ее партнеры вложили около $2 миллионов.

AR-продукт Devar состоит из двух частей: бумажной книги и приложения. Если приложение компания могла разработать самостоятельно, то книги нужно было печатать в издательстве. Однако их руководители скептически отнеслись к новым технологиям: «Мы сказали, что AR-книги точно будут на пике популярности и войдут в повседневную жизнь. Нам не поверили, сказали, что им это не интересно», — рассказывает Белова.

Основатели зарегистрировали бренд Devar Kids и открыли свое дочернее издательство в Туле в январе 2015 года. Первая версия книг была отпечатана спустя пять месяцев.

Компания начала с небольшого штата разработчиков, но к 2016 году расширила его до ста человек. Сперва разработчики сами обучали специалистов в области дополненной реальности. Сегодня в компании проводятся внутренние брифинги и разные мероприятия, на которые ездят ИТ-специалисты, чтобы развить свои навыки. Главное, чтобы у специалиста была мотивация обучаться самостоятельно, ведь часто им приходится конкурировать между собой на международном уровне. «Кто не получает удовольствие от своей работы, не может рассчитывать на хороший результат», — уверена Белова.

Поэтому в составе Devar Group несколько подразделений: «Лаборатория 24» — технологическая компания, расположенная в Туле, Санкт-Петербурге и других городах; Devar Media — российское издательство, которое занимается реализацией и распространением продукции на территории России и СНГ; Devar Solution занимается развитием на международных рынках.

Предприниматели начинали с развлекательной продукции для детей, затем постепенно перешли к выпуску развивающей и обучающей литературы для подростков и взрослых. Сейчас под брендом Devar выпускается свыше ста разных продуктов — это сказки, раскраски, азбуки, серии энциклопедий (динозавры, анатомия, космос), а также развивающие книги.

Приложение, с помощью которого оживают фигуры, ежемесячно пополняется новыми функциями. Например — функцией распознавания, благодаря которой виртуальные персонажи различают реальные предметы и могут взаимодействовать с ними.

«Книги с AR — не совсем классические книги, и для их производства должна быть своя технологическая компания, разрабатывающая приложение», — продолжает Белова. У многих издательств не было возможности разрабатывать собственные приложения и AR-продукты. «Поэтому они не смогли создать продукт, который полностью отвечал бы всем возможностям мировой AR-индустрии», — утверждает Анна Белова.

Когда продукт был готов, основатели не рискнули сразу обращаться в книжные и сетевые магазины: спроса на новинку еще не было, и им предстояло его создать. «Мы поняли, что не нужно вставать на полки сетевых магазинов, потому что пользователь совершенно не знает, что такое AR-книга», — продолжает Белова.

Чтобы читатели узнали о продукте, Devar решила развивать франшизную сеть. Компания предлагала открывать лицензионные магазины либо свои региональные представительства с паушальным взносом от 350 тысяч рублей. Сейчас Devar сотрудничает с 80 франчайзи от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ.

Одним из каналов продвижения был YouTube — компания делала мастер-классы с инструкциями к раскраскам, а кроме того — мультимедийные проекты. Например, благотворительный проект «Азбука 2.0» с участием Армена Джигарханяна, Гоши Куценко, Геннадия Хазанова и других знаменитостей. О компании и ее продуктах стало узнавать все больше пользователей. «Единственное, что пока не делали — это не запускали рекламу на ТВ», — отмечает Белова.

Только после этого основатели Devar начали выстраивать взаимоотношения с сетевыми магазинами. Сейчас Devar работает примерно с 150 ритейлерами — Hamleys, Ozon, «Лабиринтом», Wildberries, «Дикси», Metro, «Лентой», «О’кей» и другими.

В 2016 году Devar Group вышла на оборот, который окупил инвестиции компании — $2 миллиона. Вырученные средства компания снова инвестировала в бизнес. «Мы развиваемся и делаем все очень быстро», — рассказывает Белова. За все время работы в этой отрасли компания продала около 3 миллионов AR-книг. «Тираж одного издания превышает 15 тысяч единиц в месяц», — делится Анна Белова.

Для выхода за рубеж сотрудники компании стали изучать специфику книжного рынка в разных странах. Основатели осваивали международный рынок с помощью нескольких способов: создавали собственный контент, который может быть интересен для детей из разных стран (например, раскраски). Во-вторых, они работали с момента основания бренда с лицензионными компаниями, такими как Hasbro (Transformers, My Little Pony и другие).

Параллельно с экспансией в России компания вела переговоры с партнерами об открытии своих офисов в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Финляндии. «Для Европы наша продукция была такой же новинкой, как и для России», — говорит Белова. Уже в сентябре 2015 года Devar вышла на международный уровень. После книжной выставки в Китае компании стали предлагать сотрудничество в других странах.

Перед основателями компании возникли новые трудности: как локализовать продукт, проводить тестирование приложения в разных странах и улучшать качество перевода.

Например, чтобы сделать корректный перевод книг и приложения, команда привлекала корректоров и носителей языка. Компания также открывала новые центры тестирования продукции в других странах.

В Европе у Devar были разные условия старта: одни страны начинали с небольших партий книг — от 5000 единиц, некоторые делали закупки на десятки тысяч, рассказывает Белова: «Если в начале 2016 года процентное соотношение по продажам в России и мире было примерно 65% к 35%, то сейчас практически наоборот: доля международных продаж постоянно растет».

В начале 2016 года Devar столкнулась с копированием продукта. Так было в Китае и Корее, когда спустя полгода после презентаций на выставках в этих странах появлялись похожие книги. Однако компания за это время расширила линейку товаров и новых функций в AR, что позволило удержать позиции на мировом рынке.

К 2016 году Devar все же смогла выйти на китайский рынок. Сперва это было невозможно из-за специфики местного законодательства, поясняет Белова: «В Китае нельзя просто выйти и опубликовать иностранное мобильное приложение». К тому же требовалась серьезная локализация продукта, в которую входили перевод внутреннего контента и учет культурных особенностей страны.

В конце 2016 года компания наладила отношения с партнерами из США, Канады, Индии, Пакистана и ряда стран Азиатского-Тихоокеанского региона.

Будущие проекты

Компания Devar занимает в России около 0,5-1% от рынка книжной продукции. Цель Беловой — занять 2% от мирового рынка в течение нескольких лет и выпустить более 130 млн книг.

В 2017 году компания Devar Group готовится к выпуску продукции с обыкновенными игрушками. «Мы собираемся оживить привычные ребенку мягкие, пластмассовые игрушки», — говорит Белова.

Чтобы не отставать от мировых тенденций в AR, компания скоро запустит на ключевых рынках (США, Индия и Китай) новый проект. Devar готовит курсы по физике, математике, географии и другим дисциплинам, которые будут востребованы в европейских и азиатских школах.

Цель проекта — интересно рассказать об окружающем мире и том, как он устроен, при помощи новой технологии. Например, в курсе по химии ребенок сможет проводить химические опыты, смешивать любые реактивы и благодаря дополненной реальности видеть, какая произойдет реакция.

«Мы считаем, что дополненная реальность приведет образование на совершенно новый уровень. Начиная с того, что с помощью наших книг дети начинают учиться чуть лучше, заканчивая тем, что эта технология позволяет ребенку получить образование через опыт», — заключает Анна Белова.

Читайте также:  Договор комиссии комиссионного магазина

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

«Лаборатория 24» к науке или медицине никакого отношения не имеет. Она издает детские книги с эффектом дополненной реальности. Если перенести персонажа из бумажной версии на экран смартфона, то с помощью специального приложения его можно и раскрасить, и оживить. Дракончик, например, будет бегать, рычать и даже реагировать на движения рук. «Лаборатория 24» вышла на рынок детской литературы под брендом Devar Kids в начале 2015 года, и все ее новые издания исчезают с прилавков за несколько месяцев. Месячная выручка Devar Kids — свыше 15 млн рублей. Как стартапу из Тулы удалось быстро закрепиться на конкурентном книжном рынке?

Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова, выпускница Тульского педагогического университета. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. «Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж, — рассказывает Аверьянов. — И выиграли тендер». После этого у компании появились крупные клиенты, пошли заказы на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по нескольку десятков миллионов рублей выручки.

Неожиданный запрос перевел бизнес на новые рельсы. В 2014 году команду Комиссарова попросили подключиться к разработке системы видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Требовалось так совместить трансляцию видео с камеры робота, передвигавшегося внутри реактора, с подачей информации на экран оператора, чтобы эти сведения шли поверх картинки.

Задача была решена. А владельцы студии задумались, как наработанный опыт конвертировать в массовый продукт.

Ответ нашелся в лондонском Хитроу, где Андрей и Виталий скучали в ожидании рейса. Стеклянная стена аэропорта, стальной парапет и плоскость телетрапа отразили солнце так, что появились два огненных шара. Партнеры решили создать мобильное приложение, позволяющее совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. В «Лаборатории 24» начали экспериментировать с технологиями дополненной реальности (AR, аugmented reality). Затронули и книжную тему: сделали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». Так предприниматели выбрали рынок детских книг. «Детский контент проще сделать зрелищным, да и для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет Комиссаров.

В январе 2015 года зарегистрировали бренд Devar Kids. Продажи стартовали в мае. Читателям предлагалось купить отпечатанный вариант сказки или раскраски, скачать с сайта Devar Kids мобильное приложение, ввести уникальный код и перенестись из бумажного в виртуальный мир. За полгода удалось продать в России и странах СНГ более 500 000 книжек. Некоторые дилеры закупали партии минимум на 350 000 рублей и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, — рассуждает Анна Белова. — А с теми, кто первым оценил нашу технологию, мы запустили цепную реакцию».

Сейчас Devar Kids работает примерно с 150 ритейлерами — книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге — 11 сказок и 26 раскрасок, в основном по 300 рублей, а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа — до 400% от себестоимости. «Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», — замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки — будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, — считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. — Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться. AR-приложения, например от Disney, выглядят привлекательнее».

Книжки Devar Kids продаются в 24 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию. Скопировать идею AR-раскрасок и книг можно, признает Аверьянов.

Спустя год после визита команды Devar Kids в Пекин на книжную выставку компания увидела китайские аналоги своей продукции. Выход — развитие продуктовой линейки.

До конца 2016 года компания планирует расширить ее до 200 наименований и выйти на месячную выручку 40 млн рублей. «Лаборатория 24» договорилась с Hasbro и «Умной Машей» и уже собирает предзаказы на книжки с «Трансформерами», My Little Pony и «Смешариками».

А пока, во избежание кассовых разрывов, команда Devar не отказывается от проектной работы. Например, для Danon сделано приложение для игр с динозавром Дино — талисманом «Растишки», для галереи современного искусства Inner Voice — приложение с эффектом присутствия на выставке. Но такие проекты приносят менее трети совокупной выручки.

Виталий Аверьянов выходит в коридор офиса, где слышен топот детских ног. Сюда часто приглашают на фокус-группы мальчиков и девочек с соседней детской площадки. Персонажи или сказочный лес, которые кажутся их создателям завораживающими, не обязательно понравятся детям. Чем больше тестировщиков, тем лучше, шутит Андрей Комиссаров. На проверку идей зовут и детей 150 сотрудников «Лаборатории 24», которым часто приходится засиживаться на работе до полуночи. «Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до $120 млрд, — говорит Комиссаров. — Нужно успеть занять на нем место с массовыми продуктами, а не с проектами от случая к случаю. Сейчас мы пишем приложения для книг, завтра будем писать для «умных» очков, появятся новые устройства — мы научимся дополнять реальность и для них».

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

«Лаборатория 24» к науке или медицине никакого отношения не имеет. Она издает детские книги с эффектом дополненной реальности. Если перенести персонажа из бумажной версии на экран смартфона, то с помощью специального приложения его можно и раскрасить, и оживить. Дракончик, например, будет бегать, рычать и даже реагировать на движения рук. «Лаборатория 24» вышла на рынок детской литературы под брендом Devar Kids в начале 2015 года, и все ее новые издания исчезают с прилавков за несколько месяцев. Месячная выручка Devar Kids — свыше 15 млн рублей. Как стартапу из Тулы удалось быстро закрепиться на конкурентном книжном рынке?

Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова, выпускница Тульского педагогического университета. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. «Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж, — рассказывает Аверьянов. — И выиграли тендер». После этого у компании появились крупные клиенты, пошли заказы на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по нескольку десятков миллионов рублей выручки.

Неожиданный запрос перевел бизнес на новые рельсы. В 2014 году команду Комиссарова попросили подключиться к разработке системы видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Требовалось так совместить трансляцию видео с камеры робота, передвигавшегося внутри реактора, с подачей информации на экран оператора, чтобы эти сведения шли поверх картинки.

Задача была решена. А владельцы студии задумались, как наработанный опыт конвертировать в массовый продукт.

Ответ нашелся в лондонском Хитроу, где Андрей и Виталий скучали в ожидании рейса. Стеклянная стена аэропорта, стальной парапет и плоскость телетрапа отразили солнце так, что появились два огненных шара. Партнеры решили создать мобильное приложение, позволяющее совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. В «Лаборатории 24» начали экспериментировать с технологиями дополненной реальности (AR, аugmented reality). Затронули и книжную тему: сделали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». Так предприниматели выбрали рынок детских книг. «Детский контент проще сделать зрелищным, да и для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет Комиссаров.

В январе 2015 года зарегистрировали бренд Devar Kids. Продажи стартовали в мае. Читателям предлагалось купить отпечатанный вариант сказки или раскраски, скачать с сайта Devar Kids мобильное приложение, ввести уникальный код и перенестись из бумажного в виртуальный мир. За полгода удалось продать в России и странах СНГ более 500 000 книжек. Некоторые дилеры закупали партии минимум на 350 000 рублей и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, — рассуждает Анна Белова. — А с теми, кто первым оценил нашу технологию, мы запустили цепную реакцию».

Читайте также:  Трудовой договор и ответственность

Сейчас Devar Kids работает примерно с 150 ритейлерами — книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге — 11 сказок и 26 раскрасок, в основном по 300 рублей, а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа — до 400% от себестоимости. «Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», — замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки — будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, — считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. — Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться. AR-приложения, например от Disney, выглядят привлекательнее».

Книжки Devar Kids продаются в 24 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию. Скопировать идею AR-раскрасок и книг можно, признает Аверьянов.

Спустя год после визита команды Devar Kids в Пекин на книжную выставку компания увидела китайские аналоги своей продукции. Выход — развитие продуктовой линейки.

До конца 2016 года компания планирует расширить ее до 200 наименований и выйти на месячную выручку 40 млн рублей. «Лаборатория 24» договорилась с Hasbro и «Умной Машей» и уже собирает предзаказы на книжки с «Трансформерами», My Little Pony и «Смешариками».

А пока, во избежание кассовых разрывов, команда Devar не отказывается от проектной работы. Например, для Danon сделано приложение для игр с динозавром Дино — талисманом «Растишки», для галереи современного искусства Inner Voice — приложение с эффектом присутствия на выставке. Но такие проекты приносят менее трети совокупной выручки.

Виталий Аверьянов выходит в коридор офиса, где слышен топот детских ног. Сюда часто приглашают на фокус-группы мальчиков и девочек с соседней детской площадки. Персонажи или сказочный лес, которые кажутся их создателям завораживающими, не обязательно понравятся детям. Чем больше тестировщиков, тем лучше, шутит Андрей Комиссаров. На проверку идей зовут и детей 150 сотрудников «Лаборатории 24», которым часто приходится засиживаться на работе до полуночи. «Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до $120 млрд, — говорит Комиссаров. — Нужно успеть занять на нем место с массовыми продуктами, а не с проектами от случая к случаю. Сейчас мы пишем приложения для книг, завтра будем писать для «умных» очков, появятся новые устройства — мы научимся дополнять реальность и для них».

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

«Лаборатория 24» к науке или медицине никакого отношения не имеет. Она издает детские книги с эффектом дополненной реальности. Если перенести персонажа из бумажной версии на экран смартфона, то с помощью специального приложения его можно и раскрасить, и оживить. Дракончик, например, будет бегать, рычать и даже реагировать на движения рук. «Лаборатория 24» вышла на рынок детской литературы под брендом Devar Kids в начале 2015 года, и все ее новые издания исчезают с прилавков за несколько месяцев. Месячная выручка Devar Kids — свыше 15 млн рублей. Как стартапу из Тулы удалось быстро закрепиться на конкурентном книжном рынке?

Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова, выпускница Тульского педагогического университета. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. «Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж, — рассказывает Аверьянов. — И выиграли тендер». После этого у компании появились крупные клиенты, пошли заказы на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по нескольку десятков миллионов рублей выручки.

Неожиданный запрос перевел бизнес на новые рельсы. В 2014 году команду Комиссарова попросили подключиться к разработке системы видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Требовалось так совместить трансляцию видео с камеры робота, передвигавшегося внутри реактора, с подачей информации на экран оператора, чтобы эти сведения шли поверх картинки.

Задача была решена. А владельцы студии задумались, как наработанный опыт конвертировать в массовый продукт.

Ответ нашелся в лондонском Хитроу, где Андрей и Виталий скучали в ожидании рейса. Стеклянная стена аэропорта, стальной парапет и плоскость телетрапа отразили солнце так, что появились два огненных шара. Партнеры решили создать мобильное приложение, позволяющее совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. В «Лаборатории 24» начали экспериментировать с технологиями дополненной реальности (AR, аugmented reality). Затронули и книжную тему: сделали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». Так предприниматели выбрали рынок детских книг. «Детский контент проще сделать зрелищным, да и для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет Комиссаров.

В январе 2015 года зарегистрировали бренд Devar Kids. Продажи стартовали в мае. Читателям предлагалось купить отпечатанный вариант сказки или раскраски, скачать с сайта Devar Kids мобильное приложение, ввести уникальный код и перенестись из бумажного в виртуальный мир. За полгода удалось продать в России и странах СНГ более 500 000 книжек. Некоторые дилеры закупали партии минимум на 350 000 рублей и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, — рассуждает Анна Белова. — А с теми, кто первым оценил нашу технологию, мы запустили цепную реакцию».

Сейчас Devar Kids работает примерно с 150 ритейлерами — книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге — 11 сказок и 26 раскрасок, в основном по 300 рублей, а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа — до 400% от себестоимости. «Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», — замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки — будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, — считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. — Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться. AR-приложения, например от Disney, выглядят привлекательнее».

Книжки Devar Kids продаются в 24 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию. Скопировать идею AR-раскрасок и книг можно, признает Аверьянов.

Спустя год после визита команды Devar Kids в Пекин на книжную выставку компания увидела китайские аналоги своей продукции. Выход — развитие продуктовой линейки.

До конца 2016 года компания планирует расширить ее до 200 наименований и выйти на месячную выручку 40 млн рублей. «Лаборатория 24» договорилась с Hasbro и «Умной Машей» и уже собирает предзаказы на книжки с «Трансформерами», My Little Pony и «Смешариками».

А пока, во избежание кассовых разрывов, команда Devar не отказывается от проектной работы. Например, для Danon сделано приложение для игр с динозавром Дино — талисманом «Растишки», для галереи современного искусства Inner Voice — приложение с эффектом присутствия на выставке. Но такие проекты приносят менее трети совокупной выручки.

Виталий Аверьянов выходит в коридор офиса, где слышен топот детских ног. Сюда часто приглашают на фокус-группы мальчиков и девочек с соседней детской площадки. Персонажи или сказочный лес, которые кажутся их создателям завораживающими, не обязательно понравятся детям. Чем больше тестировщиков, тем лучше, шутит Андрей Комиссаров. На проверку идей зовут и детей 150 сотрудников «Лаборатории 24», которым часто приходится засиживаться на работе до полуночи. «Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до $120 млрд, — говорит Комиссаров. — Нужно успеть занять на нем место с массовыми продуктами, а не с проектами от случая к случаю. Сейчас мы пишем приложения для книг, завтра будем писать для «умных» очков, появятся новые устройства — мы научимся дополнять реальность и для них».

Ссылка на основную публикацию