Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

В каких сферах бизнеса больше вмешивается государство?

Плюсы и минусы вмешательства государства в экономику

Вопрос вмешательства государства в экономику берёт своё начала с момента возникновения первого государства. Актуальность этого вопроса сквозь призму времени не исчерпывается, а наоборот, с увеличением и количества государств в мире, и населения Земли, и, конечно же, профессиональных политиков и экономистов можно с уверенностью заявить, что сегодня вопрос вмешательства государства в экономику как никогда остро стоит на повестке дня.

Причиной тому следует, скорей всего, считать события, произошедшие в 20 веке. Октябрьская революция в 1917 году, гражданская война и приход к власти большевиков повернул ход капиталистического вектора развития государств. Впервые в мировой практике были введены в действие идеи великих теоретиков из Германии – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Лениным, практиком идей К. Маркса и Ф. Энгельса, предполагалось построение командно-экономической системы экономики, где будут внедряться идеи плановой экономики. Суть плановой экономики – это тотальное вмешательство государства в экономику, массовая национализация частной собственности и монопольное регулирование государством всех вопросов, касающихся экономики.

Однако практически весь мир двигался в 20 веке по капиталистическому пути с наименьшим вмешательством государства в экономику. Авторами данных идей были представители классической полит. экономии – Адам Смит и Давид Риккардо. Таким образом, можно наблюдать полное различие в позициях по актуальному вопросу – вмешательство государства в экономику.

Таким образом мы можем наблюдать большую актуальность в вопросе вмешательства государства в экономику. Давайте постараемся определить для себя плюсы и минусы этого вмешательства и сделаем определённый вывод:

Плюсы вмешательства государства в экономику

  • Защита механизма конкуренции от недобросовестной конкуренции. Конкуренция сегодня играет очень важную роль в развитии экономики. Но порой конкуренция приходит к недобросовестным методам, таким, как шпионаж, взяточничество, создание монополий, грабительский захват своих конкурентов, «чёрный пиар» и так далее. Государство выстраивает механизм защиты в таком случае, чтобы экономические отношения выстраивались в правильном отношении к делу, государство стремиться минимизировать банкротство предприятий и помогает при помощи различных механизмов, тех же дотаций и беспроцентных кредитов. Государство создаёт баланс в экономической системе страны, что, безусловно, является плюсом, т.к. без вмешательства государства царил бы хаос и беспредел.
  • Регулирование денежных средств. Государство проводит как эмиссионную, так и налоговую и фискальные политики. Эмиссионная политика проводит выпуск денежных знаков в стране, тогда как фискальная и налоговые политики проводят сбор средств и контроль над ними — контроль за экономической безопасностью хозяйствующих субъектов и физических лиц.
  • Создание стабильного законодательства. Государство занимается законотворческой деятельностью, создавая и позволяя экономическим агентам страны «играть по честным правилам». Создавая различные законы, подзаконные акты, различные кодексы – в том числе и налоговый кодекс, государство выстраивает верный механизм экономических отношений внутри страны. Данным путём, государство минимизирует риски преступности, обмана и недобросовестного отношения к делу у специалистов сферы экономики.
  • Охрана окружающей среды. Охране окружающей среды мало кто уделяет должное внимания. Однако за счёт того, что государство вмешивается в экономику страны, и проводятся данные мероприятия по охране окружающей среды. В капиталистическом обществе охране окружающей среды уделяется минимальное внимание, если просто – чистая окружающая среда не приносит дохода, а промышленность и автомобили с выхлопными газами – приносят прибыль. Поэтому ответ очевиден. Однако именно в случае вмешательства государства в экономику возможна должная защита окружающей среды, таким образом это пассивно влияет на здоровье каждого из нас.
  • Контроль за качеством товаров. Руководитель любого предприятия, производимого любой товар всегда стремится увеличить прибыль. Прибыль можно увеличить двумя путями: 1) Увеличить объём производства, 2) Снизить расходы на себестоимость продукции. Чаще всего прибегают ко второму способу, тем самым приобретаются менее качественные материалы, меньше платится (или вовсе не платится) за изготовление продукта (товара). Тем самым страдают потребители, получая менее качественный товар. Государство обладает правом вмешаться в производство и запретить какой-либо товар. Конечно же, имея на это причины. Таким образом, государство следит за качеством производимых товаров для потребителей.
  • Помощь социально-незащищённым слоям населения. Если государство не будет вмешиваться в экономику, то пострадают, прежде всего, социально-незащищённые слои населения. Обеспечивая определёнными льготами, выплачивая пенсии и пособия, государство заботится о своих гражданах в этой группе населения. Если же государство прекратит своё вмешательство, тогда и группа социально-незащищённых граждан будет в зоне риска, чего допускать никак нельзя.
  • Борьба с теневой экономикой и монополизацией рынка. Уже давно известно, что теневая экономика отрицательно влияет на развитие экономики. Ведение бизнеса честно – вот залог процветания общественного состояния, а теневая экономика только рушит это. Также рушит это и монополизация рынка, когда более финансово устойчивые предприятия поглощают в себя менее устойчивые.

Минусы вмешательства государства в экономику

  • Текучее распределение ресурсов. В рыночной модели экономики (когда государство не вмешивается) многие экономические процессы действуют по принципу: есть спрос – будет и предложение. Таким образом, можно заявить, что когда государство не вмешивается в экономику, то ограниченные ресурсы в обществе используются должным образом: лишь на те благи, которые нужны в обществе. Если на благо нет спроса, это означает, что оно не будет производиться. Однако, в государстве есть определённые правила, по которым следует производить даже то, что не требует спроса.
  • Повышение участников экономического процесса в самостоятельной деятельности. При вмешательстве государства в экономику происходит борьба с безработицей. Однако при невмешательстве каждый гражданин способен открыть собственное дело, и путём добросовестной (а может и недобросовестной) конкуренции «найти своё место под солнцем!». Становится больше участников экономического процесса, что приводит к расширению экономики, однако затем вновь сужению, т.к. многие проигрывают конкуренцию и сходят с дистанции, однако остаются самые сильные, подготовленные и опытные. Таким образом, при государственном вмешательстве в экономику работает количественный подход, а при невмешательстве – качественный подход. Важно определить, что важнее: количество или качество?
  • Сокращение потребительского выбора. При гос. вмешательстве в экономику сокращается потребительский выбор, нет огромной альтернативы товаров, и каждый гражданин страны живёт примерно одинаково, как и его товарищ. При гос. невмешательстве создаётся огромный выбор различных товаров и услуг, что «привносит краски в нашу жизнь!».
  • Действуют только рентабельные предприятия. В рыночных условиях, без вмешательства государства, функционируют только прибыльные рентабельные предприятия. Если предприятия не получают прибыль, в следствии тех или иных причин, они закрываются. Когда государство вмешивается в экономику, то нерентабельные предприятия получают дотации и различного рода «отсрочки и поблажки», что недопустимо в экономике.
  • Узкие рамки для экономических агентов. Налоговыми сборами, различными проверками, в том числе и при обязательном аудите государство вписывает хозяйствующие субъекты и физические лица в узкие рамки функционирования, что попросту недопустимо в развитии экономики. Экономика движется по определённым правилам, по определённому вектору развития, а вмешательство государства в экономику затормаживает такие пути, как глобализация мировой экономики, специализация и международное разделение труда. Что также является большим минусом вмешательства государства.

Заключение

Таким образом нами были рассмотрены плюсы и минусы вмешательства государства в экономику. Объективно верного решения этого вопроса нет, но мировое сообщество пытается найти оптимальное решение. Однако, до сих пор однозначный ответ не был найдет, сколько людей – столько и мнений. Делайте собственный выбор, в статье были представлены определённые плюсы и минусы по данному вопросу. Выбор за вами!

Как взаимодействуют бизнес и государство

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Читайте также:  Бизнес без проблем

Триединство бизнес-государство-общество

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

Влияние государства на бизнес

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

Зарубежная практика

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах, как правило, опирается на плюралистическую модель. Она основана на англосаксонских и американских традициях, истоками которых являются индивидуализм и самостоятельность принятия решения.

Плюрализм во взаимосвязи государства и бизнеса характерен для США и государств Евросоюза. Он предполагает:

  • поддержание духа соперничества, являющегося залогом поддержания конкурентного отношения к своей работе и обеспечивающего свободное развитие личности;
  • обеспечение максимума прибыли, которая признавалась как важнейший, порой единственный критерий успешности;
  • отношения с властью только как с политическим регулятором в ограниченный временной интервал времени;
  • верховенство судебного решения во взаимоотношениях между партнёрами по бизнесу и между всеми участниками деловых отношений.

При такой концепции государство занимало позиции арбитра, свободного от упреждённых решений.

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, выполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Функциональная значимость институтов

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.
Читайте также:  Свой бизнес: как открыть квест комнату

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Помочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса

В среду Владимир Путин встретился с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), чтобы обсудить существующие в этой области проблемы. На этой встрече мне удалось поговорить с президентом о том, как государство может поддержать социальных предпринимателей, и какие условия, созданные самим государством, сегодня являются сдерживающими для социально ориентированного бизнеса.

Читайте также:  Как открыть нотариальную контору

Передача госзаказа частным компаниям

В своем обращении к Федеральному собранию Президент рекомендовал региональным властям 10% госзаказа в социальной сфере передать НКО. Предпринимателей оставили в стороне. При этом частные поставщики социальных услуг в состоянии не хуже государства выполнять его функции, а часто даже лучше, потому что может позволить себе сосредоточиться на узких проблемах, не распыляясь на широкий фронт работ. Причем такая ситуация характерна не только для российского рынка. Интересный эксперимент был проведен в Швеции. Там построили пансион для пожилых людей, состоящий из двух одинаковых корпусов. Один из них отдали в управление частной компании, второй — государства. Через три года эксперты оценили работу каждого из корпусов. В расчет брали соблюдение стандартов качества, стоимость услуг и удовлетворенность персонала. Стандарты качества оказались выше в том корпусе, которым руководила частная компания. Стоимость его услуг была на четверть ниже государственной. Единственный параметр, по которому оба отделения оказались равны, — удовлетворенность персонала.

Таким образом, возможно, стоит дать разъяснения и уточнить, что в расчет могут браться не только НКО, но и негосударственные учреждения в целом, то есть в том числе коммерческие организации. Особенно справедливым и логичным это кажется, если учитывать то, что речь идет об оказании возмездных услуг. А пока существующее положение дел привело только к тому, что часть предпринимателей трансформировалась в НКО.

Создание справедливых тарифов

Часть социальных услуг все же постепенно передается в негосударственный сектор. Так, согласно Федеральному закону 442-ФЗ, человек вправе выбирать поставщика социальных услуг, в том числе среди коммерческих компаний, которые входят в реестр поставщиков таких услуг. Тарифы на оказание услуг формируются на региональном уровне, и они искусственно занижаются. Например, проживание пожилого человека в пансионате оценивается в 1000 рублей в сутки, при этом себестоимость услуги составляет 1500 рублей, а если следовать международным стандартам качества — 2500 рублей. Такая разница возникает за счет того, что тарифы формировались исторически, то есть ежемесячные затраты учреждения просто когда-то разделили на количество проживающих. При этом не были учтены затраты на капитальный ремонт, оборудование, амортизацию. Кроме того, тарифы отражают устаревшую систему, одним из недостатков которой была острая нехватка кадров. Бизнес не может работать по предложенным тарифам, поэтому регионы обращаются к федеральным властям за финансированием для создания дополнительных государственных мест долгосрочного ухода. Но эти расходы выше, чем было бы необходимо для увеличения тарифов. Необходимо создать такую систему формирования тарифов, которая отражала бы реальные затраты бизнеса, обеспечивала хотя бы минимальную прибыль и была ориентирована на качественный уход.

Внедрение стандартов качества

Сегодня в России не существует единой системы контроля качества для учреждений социальной сферы. Сейчас проверяют только государственные учреждения, и критерии оценки носят скорее формальный характер. Например, проверяют только наличие положенного оборудования, но не умение персонала его использовать, маркировку постельного белья, а не его пригодность и так далее. При этом, например, в Израиле и государственные и частные гериатрические центры работают по единому стандарту. Это отдельный документ, который есть в открытом доступе на сайте Министерства здравоохранения Государства Израиль. Существует отдельный контролирующий орган, который отвечает за проверку подобных учреждений. На такую проверку выезжает мультидисциплинарная бригада, состоящая из социального работника, физиотерапевта, гериатра, диетологи и других специалистов. В итоге получатель социальных услуг всегда может зайти на сайт Минздрава и ознакомиться с результатами проверки: увидеть оценки конкретного учреждения, рекомендации, которые были даны ему и так далее.

Опыт Израиля и других стран, которые по праву считаются лидерами в области социального обеспечения, показывает, что наличие системы контроля качества может оказывать ощутимое влияние на многие показатели. Например, она может помочь уменьшить загруженность учреждений долгосрочного ухода и снизить смертность среди инвалидов и пожилых. За счет внедрения единых стандартов качества Израиль сделал систему социальной поддержки конкурентным преимуществом страны. Уверенность в том, что человек будет полностью защищен государством в случае потери дееспособности, а также в старости, делают государство привлекательным для жизни и снижает отток работоспособных граждан, соответственно, способствует росту ВВП. Однако радует уже то, что и у нас государство стало слышать бизнес. Мы можем прямо говорить с первыми лицами государства, не обходя острые углы.

Когда государство может вмешиваться в бизнес?

Верхняя палата правительства США поддержала законопроект, предусматривающий выделение $700 мдрд на выкуп «плохих» активов, находящихся на балансах финансовых компаний, а в нижней палате с отрывом в

Сергей Семенов
генеральный директор лизинговой компании «ЛиКо»
«Огосударствление» финансовых институтов, созданных частными финансово-промышленными группами, — в целом негативная тенденция. Я не против государственного контроля в сферах, завязанных на природные ресурсы. Но все же сфера услуг, по моему мнению, должна находиться в частных руках, а рынок должен быть саморегулируемым. С другой стороны, хорошо, что, несмотря на проблемы банков, не было паники. Получилось, что в критический момент регулятор стал неким гарантом стабильности.

Алексей Ульянин
гендиректор агентства оценки и экспертизы собственности «Эл-Гранд»
Я думаю, что прямое государственное вмешательство целесообразно в кризисных ситуациях, а также если необходимо поддержать структурообразующие системы, банки. Я не сказал бы, что сейчас наше государство активно вмешивается в дела частного бизнеса. Оно ведет нормальную и, по моему мнению, достаточно грамотную политику поддержки экономики, предприятий, чтобы не допустить их банкротства и общего кризиса российской экономики.

Виктор Бузуев
председатель совета директоров группы компаний «Объединенные Сервисные Системы»
На мой взгляд, в экстренных случаях государство обязательно должно вмешиваться в дела частного бизнеса, принимать активное участие в развитии событий. Если в критической ситуации власти останутся в стороне, то может случиться гораздо более серьезный экономический кризис. Примером негативных последствий невмешательства государства служат 90-е годы прошлого столетия в России.

Марина Обиход
директор бутика «ЛеКадо» в Самаре
В сфере торговли не нужны никакие дополнительные финансовые вливания со стороны государства. Достаточно лишь создать условия для ведения бизнеса. Предпринимателям надо просто правильно управлять своим делом, заранее просчитывать все возможные спады продаж и предпринимать необходимые действия для нивелирования их последствий. Но в финансовые отрасли рынка в случае острого кризиса, который мы наблюдаем сегодня, государство, безусловно, должно вмешаться.

Арина Зинкова
директор аудиторской фирмы «Аудит-концепт»
В данном случае вряд ли можно говорить о существенном вмешательстве государства в дела крупного бизнеса. Под прямым вмешательством понимается, прежде всего, национализация — полный переход предприятия под государственный контроль. Но сейчас речь об этом не идет, и гораздо уместнее говорить просто о господдержке крупного бизнеса и уже здесь рассуждать о том, на каких условиях эта поддержка может быть оказана — например, на льготных, а может, наоборот, и на кабальных.

Татьяна Проничева
директор агентства развития бизнеса «Тужур»
Я считаю, что такой случай наступил, и рассматриваю вмешательство государства в дела частного сектора экономики как защиту его от финансовых потрясений и гарантию стабильности. Банк России учел американский опыт, где трудности с ипотекой спровоцировали глобальный экономический кризис. Российская экономика, на мой взгляд, сможет преодолеть его без значительных потерь, только если государство будет продолжать поддерживать отечественный бизнес.

Олег Кокорев
владелец агентства «Страховой советник Кокорев»
Государство всегда должно бороться с нарушениями антимонопольного законодательства, так как сам рынок всегда тяготеет к монополизации. К тому же оно, естественно, должно защищать экономику. Ситуация в США характеризуется дефицитом бюджета, затратными проектами. Поэтому понятно нежелание конгрессменов еще больше увеличивать долг страны. Российское же правительство, как я считаю, поступает очень правильно, выделяя деньги на помощь банкам, стараясь защитить экономику от кризиса.

Ссылка на основную публикацию