Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций

Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций

В самом деле, несмотря на то, что здравый смысл подсказывает – знания предпринимателю, особенно в сфере его повседневной деятельности, очень нужны, мы с вами можем наблюдать тысячи и тысячи примеров того, что это не совсем так. Люди, не имеющие профессионального образования, не особенно рафинированные и даже несколько грубоватые и вульгарные, «били, бьют и, видимо будут бить» в этой области человеческой деятельности людей с великолепным профессиональным образованием и хорошими манерами. Великую предпринимательскую Америку сплошь делали если не совсем законченные хамы, то люди, которые без особых рефлексий сметавшие всех и все, что стояло на пути к их цели.

Можно ли, например, говорить о том, что предпринимателя «делают» некие личностные качества, например, «железная» воля, или твердая жизненная позиция, убеждение, что он должен прокладывать себе дорогу к успеху, деньгам и счастью исключительно предпринимательским путем? И это, не совсем так. Жизненная практика показывает, что в предпринимательскую стезю часто приходят люди никогда себя к ней не готовившие, оказавшиеся позиции предпринимателя лишь в силу обстоятельств, но, тем не менее, добивающиеся там заметных успехов.

Что же получается, если так трудно определить формулу предпринимательского успеха, то за решение этой проблемы вообще не стоит браться?!

Нет, с такой радикальной позицией мы тоже никак согласиться не можем. Однозначного ответа, что нужно знать и уметь каждому конкретному предпринимателю, не существует, но попытаться увидеть хотя бы и несколько смутный абрис решения проблемы, можно и нужно.

Сегодня в образовании, при оценке того, что необходимо знать и уметь профессионалу того или иного типа, стало модно подходить с позиций компетентностного подхода.

Компетенции – это не знания, умения и навыки, о которых принято рассуждать в традиционном подходе к образованию. Компетенции предполагают такой набор характеристик, который человек реально демонстрирует в своем поведении по отношению к делу, к людям, предмету своей активности. Это означает, что одних знаний о том, что это и как с этим работать – недостаточно. Ведь за тем же предпринимательским поведением человека лежат определенные жизненные ценности, мотивы, смыслы, способности. Именно их мы и должны уловить, чтобы отважиться делать какие-то суждения по поводу того «будет или не будет из это человека толк». В смысле предпринимательства, конечно.

Мы бы попытались вывести модель компетенций необходимых предпринимателю через четыре блока компетенций, в основе которых лежит понятие эффективности: образовательной, личностной, лидерской операционной и стратегической. В той или иной мере, успешный предприниматель должен обладать и устойчиво демонстрировать каждую из них.

Образовательная эффективность предпринимателя предполагает наличие сформированной учебной деятельности и системности мышления, наличие широкого кругозора, понимание бизнеса, в котором работает предприниматель, знание объектов управления (производство, персонал, сбыт, маркетинг, финансы и др.), знание инфраструктуры бизнеса, менеджерских функций, основ инновационного и стратегического менеджмента и, конечно же, жажду «работающих» знаний, стремление получать эффективные и полезные в своей деятельности представления о мире и способов взаимодействия с ним.

Личностная эффективность предпринимателя предполагает:

— лояльность предпринимательской культуре, которую он считает «своей», разделяет ее ценности и стремится поддерживать их в реальной деятельности и образе своей жизни;

— работоспособность, или стремление выполнять большие объемы работ за единицу времени, демонстрация длительных физических и умственных усилий;

— организованность, т.е. отличные навыки управления временем, эмоциями, мышлением, умение четко расставляет личные приоритеты, дисциплинированность, ответственность;

— эффективную коммуникацию, т.е. наличие прекрасной лексикой, умение хорошо формулировать суть предложений, владение письменной и устной речью, демонстрация способности к пониманию собеседника, аудитории, способность слушать, владеть навыками публичного выступления;

— эффективность работы в команде, т.е. хорошее знание своей роли в команде, способность к взаимодействию с другими членами команды, обладание межличностной компетентностью, способность проявлять инициативу, лидерские качества;

— креативность, т.е. обладание навыками нестандартного мышления, регулярное генерирование интересных и продуктивных идей относительно работы команды, своей фирмы, бизнеса;

— рефлексивность, т.е. способность осознавать неэффективные аспекты деятельности, своей и команды, бизнеса, способность осмыслять и переосмыслять их по линии большей эффективности

— нацеленность на результат, т.е. демонстрация высокой мотивации достижения.

Операционная лидерская эффективность предпринимателя предполагает:

— уверенность в себе, т.е. устойчивой демонстрация веры в себя и в свои силы, особенно в плане взаимодействия с людьми, партнерами по бизнесу и конкурентами;

— эффективное управление командой, т.е. знание людей, их особенностей, умение мотивировать их, ставить цели, организовать взаимодействие, контролировать процесс и давать оценку результата и вклада каждого;

— кросс-функциональность,т.е. понимание места и роли своего бизнеса в структуре других бизнесов, успешное взаимодействие с другими бизнес- фирмами, СМИ, властью и т.д.;

— эффективная работа с информацией, т.е. умение выстроить информационные потоки так, чтобы они работали на результат, были прозрачными, точными, по делу, не вредили бизнесу;

— инициативность, т.е. устойчивое стремление подавать эффективные предложения и добиваться их реализации, используя все ресурсы организации и окружения;

— групповая рефлексивность, т.е. способность задействовать интеллектуальные ресурсы своей команды, коллектива в затруднительных обстоятельствах для бизнеса;

— нацеленность на успешный командный результат, т.е. способность и сильное желание вести свою бизнес, вою команду к успеху через различные возникающие препятствия и барьеры.

Что касается стратегической лидерской эффективности предпринимателя, то этот блок компетенций настолько важен, что о нем стоит поговорить в отдельной статье.

Глава 17 Предприниматели

Множество исследований в течение последних 25 лет показали взаимосвязь между мотивацией достижения, предпринимательскими типами поведения и успехом в новом и растущем бизнесе.1
В начале 1970-х годов, когда разрабатывалась методология компетенций, описанная в этой книге, казалось вполне вероятным, что обнаружатся другие компетенции, помимо мотивации достижения, которые прогнозируют успех в предпринимательстве.
Осенью 1983 года Агентство международного развития США (USAID) финансировало кросс-культурное исследование, чтобы определить «персональные предпринимательские характеристики» (ППХ)2 , то есть компетенции, которые прогнозируют создание бизнеса и успех его внутри и между культурами. Цель исследования заключалась в том, чтобы при помощи новой методологии оценки компетенций повторить и расширить предыдущее изучение мотивации достижения.
Дополнительной целью этого исследования стало развитие и обоснование практических, рентабельных методов оценки для отбора из потенциальных предпринимателей и тех, кто уже занимается бизнесом, людей, которые с большей долей вероятности будут использовать дефицитные ресурсы, такие, как образование, и эффективно вкладывать их с целью экономического развития, включая доходы, рабочие места, капитальные инвестиции, налоговые поступления в казну, а также вторичные «эффекты мультипликации», которые производят в обществе успешные компании малого бизнеса.
Исследование USAID представило общую валидную кросс-культурную модель компетенций предпринимателей и является примером широкомасштабного исследования компетенций с применением расширенного анализа статистической вали- дизации.3

Кросс-культурное изучение компетенций предпринимательства

Образец критерия успешных и менее успешных предпринимателей был определен в трех развивающихся странах: Эквадоре в Латинской Америке, Малави в Африке и Индии в Азии. Выборки бьши определены поиском номинантов из ряда профессиональных источников, включая банки, торговые палаты, министерства торговли и финансов, торговые компании и т. д. каждой страны.

Исследователи опросили 12 лучших и 12 средних предпринимателей в сфере производства, маркетинга/торговли, обслуживания, всего по 72 человека от каждой страны, 216 для всей выборки. Каждый предприниматель должен бьш являться владельцем или компаньоном компании, принимать участие в открытии бизнеса и заниматься самим бизнесом в течение последних трех лет.
Каждого предпринимателя опрашивали в течение двух-трех часов на его родном языке. Сначала им задавался стандартный набор вопросов об их биографических данных и опыте в бизнесе:
Вопросы о биографических данных и опыте: Количество лет обучения
Опыт работы
Другой опыт, имеющий отношение к текущему бизнесу
Количество других компаний, в основании которых принимал участие опрашиваемый
Образование отца и матери
Количество других членов семьи, имеющих собственный бизнес
Регулярные дела в компании
Количество рабочих часов в стандартную неделю и больше это или меньше по сравнению с рабочей неделей на предыдущем рабочем месте или в качестве сотрудника другой компании
Данные о компании: Продукты и услуги
Сколько времени предприниматель владеет бизнесом
Объем продаж за последний год
Изменения объема продаж за последние три года
Прибыль за последний год
Изменения в прибыли за последние три года
Изменения в продуктах или услугах за последние три года
Местоположение компании
Основное оборудование, собственное или арендуемое
Количество сотрудников и их должности
Источники финансирования

Читайте также:  Убеждаем директора передать право подписи

Метод интервью по получению поведенческих примеров использовался для того, чтобы получить подробный отчет о том, как предприниматель начинал бизнес, и еще о четырех ключевых ситуациях (моменты взлетов и падений), имевших место в процессе ведения бизнеса.

Половина интервью записывались на пленку, переводились, расшифровывались и анализировались, чтобы определить компетенции, отличающие лучших предпринимателей от средних. Эта предварительная модель компетенций бьша валидизирована систематическим кодированием остальных расшифровок по каждой компетенции. Конечная модель компетенций для предпринимателей показана в таблице 17-1.
Несколько методов статистического анализа были применены для того, чтобы определить компетенции, которые более всего отличали лучших предпринимателей от средних.

Таблица 17-1 Общая модель компетенций предпринимателей

I ДОСТИЖЕНИЕ

Инициатива
а. Делает прежде, чем его попросят или вынудят обстоятельства
б. Действует, чтобы расширить бизнес в новых областях, продуктах или услугах

Видит и использует возможности
а. Видит и использует новые возможности в бизнесе
б. Не упускает необычные возможности получения финансирования, земли, рабочего пространства или помощи

Упорство
а. Предпринимает повторные или другие действия, чтобы преодолеть препятствие б. Предпринимает действия наперекор серьезным препятствиям

Поискинформации
а. Проводит собственные исследования, как обеспечить тот или иной продукт или услугу
б. Консультируется с экспертами по бизнесу или техническим вопросам
в. Ищет информацию или задает вопросы, чтобы прояснить потребности поставщика
г Лично проводит исследование рынка, анализ или изучение
д. Пользуется сетью контактов или информационной сетью для получения полезной информации

Забота о высоком качестве работы
а. Высказывает желание производить или продавать высококачественные продукты или услуги
б. Оценивает свою работу или работу своей компании положительно по сравнению с другой компанией.

Обязательства в рамках контрактов
а. Лично идет на жертвы или тратит невероятные усилия, чтобы выполнить работу
б. Берет полную ответственность за проблемы с выполнением работы для клиентов в. Энергично берется задело вместе с рабочими или работает на их месте, чтобы выполнить работу. Выражает заботу об удовлетворении клиента

Ориентация на эффективность
а. Ищет или находит способы делать быстрее или с меньшими затратами б. Пользуется информацией или бизнес-инструментами для повышения эффективности. Выражает заботу о затратах и выгодах некоторых усовершенствований, изменений или способах работы.

II МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

8. Систематическое планирование
а. Планирует, разбивая большое задание на части
б. Разрабатывает планы, в которых предвидит препятствия
в. Оценивает альтернативы
г Применяет логический и систематический подход к действиям

9. Решение проблем
а. Переключается на альтернативную стратегию, чтобы достичь цели
б. Генерирует новые идеи или инновационные решения

Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций

В самом деле, несмотря на то, что здравый смысл подсказывает – знания предпринимателю, особенно в сфере его повседневной деятельности, очень нужны, мы с вами можем наблюдать тысячи и тысячи примеров того, что это не совсем так. Люди, не имеющие профессионального образования, не особенно рафинированные и даже несколько грубоватые и вульгарные, «били, бьют и, видимо будут бить» в этой области человеческой деятельности людей с великолепным профессиональным образованием и хорошими манерами. Великую предпринимательскую Америку сплошь делали если не совсем законченные хамы, то люди, которые без особых рефлексий сметавшие всех и все, что стояло на пути к их цели.

Можно ли, например, говорить о том, что предпринимателя «делают» некие личностные качества, например, «железная» воля, или твердая жизненная позиция, убеждение, что он должен прокладывать себе дорогу к успеху, деньгам и счастью исключительно предпринимательским путем? И это, не совсем так. Жизненная практика показывает, что в предпринимательскую стезю часто приходят люди никогда себя к ней не готовившие, оказавшиеся позиции предпринимателя лишь в силу обстоятельств, но, тем не менее, добивающиеся там заметных успехов.

Что же получается, если так трудно определить формулу предпринимательского успеха, то за решение этой проблемы вообще не стоит браться?!

Нет, с такой радикальной позицией мы тоже никак согласиться не можем. Однозначного ответа, что нужно знать и уметь каждому конкретному предпринимателю, не существует, но попытаться увидеть хотя бы и несколько смутный абрис решения проблемы, можно и нужно.

Сегодня в образовании, при оценке того, что необходимо знать и уметь профессионалу того или иного типа, стало модно подходить с позиций компетентностного подхода.

Компетенции – это не знания, умения и навыки, о которых принято рассуждать в традиционном подходе к образованию. Компетенции предполагают такой набор характеристик, который человек реально демонстрирует в своем поведении по отношению к делу, к людям, предмету своей активности. Это означает, что одних знаний о том, что это и как с этим работать – недостаточно. Ведь за тем же предпринимательским поведением человека лежат определенные жизненные ценности, мотивы, смыслы, способности. Именно их мы и должны уловить, чтобы отважиться делать какие-то суждения по поводу того «будет или не будет из это человека толк». В смысле предпринимательства, конечно.

Мы бы попытались вывести модель компетенций необходимых предпринимателю через четыре блока компетенций, в основе которых лежит понятие эффективности: образовательной, личностной, лидерской операционной и стратегической. В той или иной мере, успешный предприниматель должен обладать и устойчиво демонстрировать каждую из них.

Образовательная эффективность предпринимателя предполагает наличие сформированной учебной деятельности и системности мышления, наличие широкого кругозора, понимание бизнеса, в котором работает предприниматель, знание объектов управления (производство, персонал, сбыт, маркетинг, финансы и др.), знание инфраструктуры бизнеса, менеджерских функций, основ инновационного и стратегического менеджмента и, конечно же, жажду «работающих» знаний, стремление получать эффективные и полезные в своей деятельности представления о мире и способов взаимодействия с ним.

Личностная эффективность предпринимателя предполагает:

— лояльность предпринимательской культуре, которую он считает «своей», разделяет ее ценности и стремится поддерживать их в реальной деятельности и образе своей жизни;

— работоспособность, или стремление выполнять большие объемы работ за единицу времени, демонстрация длительных физических и умственных усилий;

— организованность, т.е. отличные навыки управления временем, эмоциями, мышлением, умение четко расставляет личные приоритеты, дисциплинированность, ответственность;

— эффективную коммуникацию, т.е. наличие прекрасной лексикой, умение хорошо формулировать суть предложений, владение письменной и устной речью, демонстрация способности к пониманию собеседника, аудитории, способность слушать, владеть навыками публичного выступления;

— эффективность работы в команде, т.е. хорошее знание своей роли в команде, способность к взаимодействию с другими членами команды, обладание межличностной компетентностью, способность проявлять инициативу, лидерские качества;

— креативность, т.е. обладание навыками нестандартного мышления, регулярное генерирование интересных и продуктивных идей относительно работы команды, своей фирмы, бизнеса;

— рефлексивность, т.е. способность осознавать неэффективные аспекты деятельности, своей и команды, бизнеса, способность осмыслять и переосмыслять их по линии большей эффективности

— нацеленность на результат, т.е. демонстрация высокой мотивации достижения.

Операционная лидерская эффективность предпринимателя предполагает:

— уверенность в себе, т.е. устойчивой демонстрация веры в себя и в свои силы, особенно в плане взаимодействия с людьми, партнерами по бизнесу и конкурентами;

Читайте также:  Где взять денег в разгар кризиса

— эффективное управление командой, т.е. знание людей, их особенностей, умение мотивировать их, ставить цели, организовать взаимодействие, контролировать процесс и давать оценку результата и вклада каждого;

— кросс-функциональность, т.е. понимание места и роли своего бизнеса в структуре других бизнесов, успешное взаимодействие с другими бизнес- фирмами, СМИ, властью и т.д.;

— эффективная работа с информацией, т.е. умение выстроить информационные потоки так, чтобы они работали на результат, были прозрачными, точными, по делу, не вредили бизнесу;

— инициативность, т.е. устойчивое стремление подавать эффективные предложения и добиваться их реализации, используя все ресурсы организации и окружения;

— групповая рефлексивность, т.е. способность задействовать интеллектуальные ресурсы своей команды, коллектива в затруднительных обстоятельствах для бизнеса;

— нацеленность на успешный командный результат, т.е. способность и сильное желание вести свою бизнес, вою команду к успеху через различные возникающие препятствия и барьеры.

Успешный бизнес через призму межкультурной компетенции

LT: Сергей Степанович, почему межкультурная компетентность является важным качеством современного руководителя в сфере бизнеса?

СЕРГЕЙ МАЛЕТИН: Российские предприниматели осуществляют взаимодействие в сфере бизнеса со своими коллегами из разных стран, принадлежащих к разным культурам и даже разным цивилизациям. Россия в силу геополитического положения связана и взаимодействует с западной, исламской, китайской, буддистской и японской цивилизациями, а также активно развивает сотрудничество с рядом стран латиноамериканской и африканской цивилизаций. Очень важно знать специфику общения той национальной группы, с которой вы будете работать, для того чтобы построить конструктивные переговоры, ведь каждый имеет свой код коммуникативного поведения. Однако в нашей стране культура международного делового общения только формируется. Многие отечественные бизнесмены не обладают необходимой межкультурной компетентностью, что обусловлено как особенностями исторического развития нашей страны, так и недостатками в современной системе экономического образования. Весь советский период истории международные касались очень узкого круга лиц. В процессе перехода к рыночной системе в бурные девяностые годы прошлого века сформировалось целое поколение российских руководителей в сфере бизнеса, ориентированных на быстрое обогащение, не выполняющих свои обязательства, способных обмануть своих партнеров, что противоречит принципам западной деловой культуры.
Да и общей культуры нашим бизнесменам часто не хватает, знания этики и этикета. Поэтому необходимо формировать межкультурную компетентность будущих бизнесменов в процессе среднего и высшего образования, как это делается, например, в Германии. Определенные сдвиги, конечно, происходят и у нас. В новых государственных стандартах практически по всем направлениям подготовки бакалавров в числе универсальных компетенций есть компетенция «Межкультурное взаимодействие». Для ряда направлений, связанных с международными отношениями, туризмом и рекламой, в учебные планы включен и преподается предмет «Межкультурная компетенция».

Важным качеством современного бизнес-лидера
является межкультурная компетентность, которая
включает в себя умение концентрировать внимание
на поведении и речи человека
другой национальной группы

Однако в учебных планах направлений «Экономика» и «Менеджмент» этот предмет во многих вузах отсутствует, что не позволяет сформировать на этом этапе хотя бы основы межкультурной компетентности. А уже взрослым нашим бизнесменам необходимо заниматься самообразованием в этой области.

Как вы считаете, Новосибирск является одним из центров развития международного сотрудничества?

В городе сосредоточен мощный научный, образовательный и промышленный капитал.
Только в августе этого года в нашем городе успешно прошли такие значимые события, как VI Международный форум технологического развития «Технопром‑2018», международная научная конференция «Хромосома-2018» в СО РАН, Десятая международная школа молодых ученых «Системная биология и биоинформатика» (Systems biology and Bioinformatics, SBB’2018). Ведущие вузы города — НГУ, НГТУ, СГУПС осуществляют сотрудничество с вузами дальнего и ближнего зарубежья. Например, в НГТУ сложились долговременные отношения более чем с сорока вузами Европы и Азии, в их числе университеты Германии, Пизы, Китая. На мой взгляд, такие показатели указывают на то, что Новосибирск, действительно, стремится к тому, чтобы стать лидером в Сибири по формированию межнационального взаимодействия.

Какими качествами должен обладать современный бизнес-лидер для того, чтобы выстроить продуктивный диалог с зарубежным сотрудником?

Важным качеством современного бизнес-лидера является межкультурная компетентность, которая включает в себя умение концентрировать внимание на поведении и речи человека другой национальной группы. Также стоит отметить эмоциональный аспект, являющийся одним из важнейших пунктов для выстраивания плодотворной беседы, — это способность толерантно относиться к неопределенности, способность управлять тревожностью и сопереживать. Совокупность специальных навыков и психологическая готовность к межкультурным контактам поможет вам добиться высоких результатов в сфере международной бизнес-коммуникации.

Какие особенности необходимо учитывать при работе с представителями бизнеса из США, стран Европы и Азии?

Если вы решили сотрудничать с представителями бизнеса из США, то знайте — они прагматичны и прямолинейны. В светской беседе не принято поднимать вопросы о политике и религии, а вот в дружеской атмосфере обсуждайте что хотите. Американская манера общения не отличается изысканностью — в этом отношении есть ряд совпадений с особенностями русской коммуникации. Что касается стран Европы… Например, французы, в отличие от американцев, выделяются своей рациональностью и взвешенностью, допускают дружеские отношения после работы. Общаясь с французами, следует знать целый ряд запретных тем в деловой и светской беседе. Нельзя задавать вопросы о финансах и наследстве, обсуждать известных политиков. Запомните, что французы негативно относятся к критическим замечаниям иностранцев, обсуждающих историю их страны! Свои особенности имеет и немецкая бизнес-культура. Они ориентированы на результат и эффективность, живут в интересах дела. Немецкие партнеры неуклонно следуют всем пунктам договора и ожидают этого от другой стороны.
Если говорить о Китае, то в последние годы китайский сегмент туристского рынка является самым крупным в мире, поэтому в данном случае мы просто обязаны владеть хоть в какой-то мере навыками коммуникации с представителями этой страны. Что касается бизнеса и переговоров, этот народ проявляет повышенное внимание к сбору информации. Обычно окончательное решение принимается китайской стороной после долгих и тщательных согласований. Если вы работаете с представителями бизнеса из Китая, учтите, что они обладают высокой степенью вежливости, однако их форма общения по содержанию более серьезная, чем у нас, русских.

Существует ли культурная пропасть между русскими и иностранными представителями бизнеса?

Вопрос о так называемой культурной пропасти следует дифференцировать. Если говорить о взаимоотношениях с представителями западной цивилизации, то, несмотря на существенные различия, такой пропасти нет. Сложность возникает в отношении представителей восточных цивилизаций — в данном случае культурные расхождения, действительно, кардинальны. Можно вспомнить известные строчки Р. Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись никогда…». Прежде всего, здесь все-таки важную роль играет русский менталитет, который отражается в деловом общении с зарубежными партнерами. Для нас характерна чрезмерная эмоциональность, мы можем прервать собеседника — подобное поведение приемлемо для арабского стиля общения, но никак не для западных и азиатских партнеров. Российские предприниматели зачастую действуют по правилам, которые бывают далеки от норм западного бизнеса. В связи с этим мы встречаемся с недопониманием, которое в дальнейшем может перерасти в международный конфликт.

Социальный портрет современного российского предпринимателя.

На рубеже 20-21вв. в России произошли кардинальные изменения в социальной структуре. В результате экономических, политических, информационно-культурных изменений в российском обществе идет активный процесс образования новых социально-профессиональных групп и реструктуризации уже существующих.
В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность, что повлекло за собой формирование группы занимающихся ею людей, обладающих «набором» личных и профессиональных качеств и действующих в определенной социальной среде. Актуальной проблемой является исследование этой относительно новой для России социальной группы.
Феномен предпринимательства активно изучается в настоящее время экономической и юридической наукой, но недостаточно — социологической, вследствие чего не уделяется должного внимания ни критериям выделения данной социальной группы и ее статуса в современной России, ни особенностям профессиональной и социальной деятельности включенных в нее людей.
В рамках экономической и юридической науки предприниматели малого бизнеса рассматриваются как хозяйствующие субъекты, при этом вне поля зрения остается их роль в решении социальных проблем современной России и социальная значимость их деятельности. Указанные проблемы — предмет социологической науки, не получивший еще должного внимания.
Именно все вышеизложенное и обуславливает актуальность дипломной работы. Исследования современности всегда насколько важны и злободневны, настолько же и трудны. Портрет современного предпринимателя волнует многих исследователей, так как именно «этот типичный человек» олицетворяет российский малый бизнес.
Цель дипломной работы состоит в выявлении социального портрета современного российского предпринимателя.
Исходя из названной цели, в работе поставлен ряд задач:
— определение места предпринимателей в социальной структуре современного российского общества
— раскрытие социальной структуры современного общества Российской Федерации
— определение понятия «малого бизнеса» и дефиниции «предприниматель».
— анализ характеристик, присущих типичному предпринимателю
— рассмотрение категорий «мужской» и «женский» бизнес в России
— представление портрета современного российского предпринимателя
— выявление особенностей предпринимательства в Российской Федерации на примере малого бизнеса Санкт-Петербурга
— анализ сложившейся ситуации российского малого бизнеса
— краткая характеристика состояния малого бизнеса в городе Санкт-Петербург
— представление портрета среднестатистического предпринимателя города Санкт-Петербург.
Предметом дипломной работы являются отношения в сфере малого бизнеса России, а в частности города Санкт Петербург.
Объектом исследования стали предприниматели города Санкт-Петербург.
Методологической и теоретической основой работы послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса и социальных исследований статуса предприниматель. Исследование проблем малого бизнеса и социального анализа статуса предприниматель проводилось с применением диалектического метода познания (абстракция, анализ, методы группировки и сравнения), организационного (субъектно-объектный, историко-логический, структурно-функциональный анализ) и системного подходов (приемы статистико-экономического анализа).
Эмпирической базой исследования послужили нормативные акты РФ и её субъектов по вопросам предпринимательства, информационные ресурсы Internet.
Составление социального портрета современного российского предпринимателя, представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования. Среди которых наиболее известны: Голубев А. В. со своей статьёй «Социальный портрет современного предпринимателя», Васюков И. и его исследование на тему «Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций», а также Гришаев С.В., Немировский В.Г. «Социальный портрет молодого предпринимателя» и Емельянов О. «К социальному портрету отечественного предпринимателя».

Читайте также:  Резюме: советы бывалых

ГЛАВА 1. Место предпринимателей в социальной структуре современного российского общества 5
1. Социальная структура современного общества Российской Федерации. 5
2. Понятие «малого бизнеса» и определение дефиниции «предприниматель». 10
3. Типичный предприниматель. 15
4. Мужской и женский бизнес 25
5. Портрет современного российского предпринимателя 30

ГЛАВА 2. Особенности предпринимательства в Российской Федерации на примере малого бизнеса Санкт-Петербурга 35
2.1. Российский малый бизнес 35
2.2. Краткая характеристика состояния малого бизнеса в городе Санкт-Петербург 51
2.3. Портрет среднестатистического предпринимателя города Санкт-Петербург 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса / интернет ресурс / http://www.apmsb.spb.ru/
2. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социологические исследования. 2006. 11. С. 49-57.
3. Вавилов О.О. Функции предпринимательства: социологический аспект / Регионология: Научно-публицистический журнал 2 2007. — М.: изд.: ГУП РМ, 2007. С.187-191.
4. Васюков И. Успешный предприниматель: взгляд через призму компетенций // интернет-ресурс // http://www.bcprofi.ru/education/articles/2688/
5. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О.В. Виштак // Социс. 2003. № 2. С.135-138.
6. В Петербурге закончились деньги на гранты для предпринимателей / интернет ресурс / http://www.creditforbusiness.ru/news/1525/
7. Голубев А.В. Социальный портрет современного предпринимателя // интернет-ресурс // http://www.maecenas.ru/doc/2003_9_3.html
8. Гришаев С.В., Немировский В.Г. Социальный портрет молодого предпринимателя.// Социс. 2005 — № 5. С.40-43.
9. Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. 2006. — февраль. С. 32-41.
10. Емельянов О. К социальному портрету отечественного предпринимателя. // Российский экономический журнал. 2007. — № 8. С. 45-70
11. Каковы цели поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге? http://www.smesupport.net/article.php?a_ >12. Кто такие предприниматели и как ими становятся? // Деловая пресса 23(62) от 16.06.2000 // http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_aId_26655.html
13. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник: Инфра-М, Высшее образование, 2009. 608с.
14. Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель. Учебное пособие: Инфра-М, Высшее образование, 2006. 264с.
15. Лейкис Н. В малом бизнесе надо быть немножко сумасшедшим!//Business woman.-2007. — № 25. С.22- 29
16. Малое предпринимательство в России: Прошлое, настоящее и будущее / Е.Г. Ясин, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буев. М.: Либер. миссия, 2003
17. Мужчины и женщины в бизнесе: кто сильнее? // http://www.rb.ru/career/knowledge/lifetreasures/2008/07/16/181731.html
18. Олимпиева И., Паченков О. Гражданские объединения предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса (на примере Санкт-Петербурга) // Отечественные записки. 2006. № 6.
19. Переверзев М.Предпринимательство и бизнес. Учебник: Инфра-М, 2009. 176с.
20. Предпринимательство под ред. Горфинкеля В.Я. Учебник: 5-е изд., перераб. и доп., Издательство журнала «Юнити», 2009 г.
21. Предпринимательский потенциал российского общества: Анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес / А.Ю. Чепуренко, Т.Б. Обыденнова, Н.Е. Тихонова, Т.А. Алимова // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2, 3. С. 2651; 1238. http://ecsoc.msses.ru
22. Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. М.: Бизнес для всех, 2000.
23. Руденко Г.Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г.Г. Руденко, Савелов А.Р. // Социс. 2002. — № 2. С.101-107.
24. Серегин А. С. Эффективность предпринимательства. М.: Экономика, 2007. 417 с.
25. Специфика малого бизнеса http://www.smesupport.net/article.php?a_ >26. Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116145. http://ecsocman.edu.ru/mirros
27. Три типа женщин-предпринимателей // интернет-ресурс // http://www.bishelp.ru/svoe_delo/осепка/tri_tipa_zhenshin.php
28. Фетисов Э. Н., Яковлев И, Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // СОЦИС.- 2006. № 1. С. 24-30;
29. Черныш М.Ф.. Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М., 2007. // Социологические исследования. 2008. 8. С. 147-150.
30. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал. -2008. — № 5. С. 17-35

НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, городЦена
Инновации и конкурентноспособность

у теоретического осмысления и разработки методических положений оценки эффекта продуктов инновационной деятельности на отдельных ее стадиях.Для рыночной системы хозяйствования фактором, определяющим у

Дипломная2009106ВЗФИ3490Заказать оригинальную работу
Управление оборотным капиталом организации

, полностью переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процесс одного производственного цикла.Оборотный капитал организаций является одним из важнейших рес

Дипломная200979Москва3490Заказать оригинальную работу
Система вознаграждения в организации

рсоналом.Как подчеркивали американские исследователи Кер и Слокум, «определяя природу отношений между организацией и ее членами, она точно устанавливает ожидаемый вклад каждого и уточняет ценности и н

Дипломная200897СПб Академия управления и Экономики(Санкт-Петербург)3490Заказать оригинальную работу
Социальная защита детей-сирот красноселькупского района ЯНАО

авленной цели исследования потребовала решения следующих задач:1. Рассмотреть теоретические основы социальной защиты населения.2. Дать анализ основных направлений, форм и методов социальной защиты нас

Дипломная200894Тюмень3490Заказать оригинальную работу
Управлінська діяльність керівників аварійно-рятувальних підрозділів МНС України

она як і раніше зберігає свою актуальність як в теоретичному, так і в практичному аспекті її вивчення. Особистісні властивості ефективно працюючих керівників вивчені недостатньо. Найбільший інтерес, н

Ссылка на основную публикацию