Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Новый закон о лицензировании

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля, 19 октября, 21 ноября 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 21 июля, 14 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 13 июля, 27 октября, 30 декабря 2015 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 15 апреля, 17 июня, 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 апреля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (с 3 ноября 2011 г.), за исключением положений, для которых статьей 24 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

4 мая 2011 года

Федеральный закон упорядочивает систему лицензирования в России.

Так, предусмотрено дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. На уведомительный порядок начала осуществления переводятся такие виды работ, как изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан; производство и реализация специального игрового оборудования; обеспечение авиационной безопасности; изготовление и ремонт средств измерений; экспонирование и коллекционирование оружия.

Отменяется лицензирование производства и технического обслуживания медицинской техники (со дня вступления в силу соответствующего техрегламента). Вместо лицензий будет введено обязательное страхование гражданской ответственности в таких сферах, как морские перевозки опасных грузов, буксировка морским транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности заменят аккредитацией или саморегулированием в этой области.

Сохранено лицензирование 49 видов деятельности. Среди них — медицинская, фармацевтическая, работы по реставрации памятников истории и культуры, торговля оружием, тушение пожаров, пассажироперевозки.

Вводится унифицированный порядок выдачи лицензий. Вместе с тем в отдельных сферах (например, в страховании, алкогольной промышленности, образовании и др.) могут быть установлены особенности лицензирования.

Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти в этой сфере. Вводятся бессрочные лицензии. С 1 июля 2012 г. ряд лицензионных процедур переведут в электронную форму.

Совершенствуется порядок лицензионного контроля. Лицензиатов будут проверять по истечении 1 года с момента получения лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем проверки должны проходить в обычном режиме — раз в 3 года.

Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (с 3 ноября 2011 г.), за исключением положений, для которых статьей 24 установлены иные сроки вступления их в силу

Части 2 и 5 статьи 8, пункт 3 части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования

Части 1-13 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Пункт 14 части 1 статьи 12 в части деятельности по тушению лесных пожаров применяется с 1 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 мая 2011 г. N 97, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2716, в «Парламентской газете» от 13 мая 2011 г. N 23

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г. и с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2015 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:  Чакры и деньги – какая связь?

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г., за исключением изменений в часть 1 статьи 12 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункта 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (99-ФЗ) 2020, 2019

Закон о лицензировании в последней действующей редакции от 13 августа 2019 года.

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 28 марта 2020 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о лицензировании имеет будущую редакцию только от 28 марта 2020 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения при получении разрешения на отдельные виды деятельности, а также устанавливает перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования. Основной целью Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также безопасности государства и обороны страны.

Федеральный закон«О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет основные понятия и основные принципы лицензирования, критерии выбора видов деятельности, требующих особого разрешения. Настоящий Федеральный закон охватывает внешнеторговую и таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, а также интеллектуальную деятельность, требующую лицензирования ее результатов.

Федеральный закон«О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает порядок осуществления лицензирования и порядок формирования единого реестра лицензий Российской Федерации. Федеральный закон определяет полномочия лицензирующих органов, которые осуществляют надзор за соблюдением лицензионных требований, переоформление лицензий, приостановление и возобновление действия лицензий, формирование и ведение реестра лицензий.

Новый закон о лицензировании

Российское законодательство не стоит на месте: принят новый Федеральный закон (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ)), который заменит действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее — Закон № 128-ФЗ)). Большинство положений Закона № 99-ФЗ вступит в силу 3 ноября 2011 года.

Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (со 105 до 49 видов), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один, а также неограниченный срок действия новых лицензий. Кроме того, полномочия лицензирующих органов заметно «урезали» и более детально прописали права и обязанности их должностных лиц (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 99-ФЗ).

Сроки действия лицензий

Сама процедура получения лицензии по сравнению с Законом № 128-ФЗ практически не изменилась. Основания для отказа в выдаче лицензии тоже остались прежними. Но зато правила взаимодействия компаний и органов, выдающих лицензии, теперь изложены более детально, что, скорее всего, позволит снизить количество споров между ними. Также сведения о конкретной лицензии теперь будут предоставляться всем желающим бесплатно (по Закону № 128-ФЗ плата составляла 100 руб.) (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Но, пожалуй, самым важным для бухгалтеров изменением в порядке лицензирования является изменение срока действия лицензий. В отличие от старого закона, который предусматривал выдачу лицензий на 5 лет, в соответствии с Законом № 99-ФЗ полученные лицензии будут действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

«Старые» лицензии на виды деятельности, по которым лицензирование будет отменено, прекращают действовать с даты вступления в силу нового закона. В большинстве случаев этим днем будет являться 3 ноября 2011 года. Но есть и исключения (например, деятельность по тушению пожаров, производству и обслуживанию медтехники и др.), для которых установлены другие сроки (ч. 5—7 ст. 22, ч. 4 ст. 24 Закона № 99-ФЗ).

Если же наименование вида деятельности изменилось, а также если в «старой» лицензии не указан перечень работ или услуг, которые выполняются в составе конкретного вида деятельности, то эти лицензии по истечении срока действия нужно переоформить. После этого они становятся бессрочными (ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Что касается остальных лицензий, которые компания получила до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то они действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание: все эти изменения не распространяются на «особые» лицензии, в отношении которых действует отдельный порядок регулирования. Например, лицензии на производство и оборот этилового спирта, страховую, клиринговую, банковскую деятельность и др. (ч. 2, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Отражаем расходы в учете

В связи с нововведениями у бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Например, как теперь списывать стоимость бессрочной лицензии, что делать с «недосписанной» стоимостью лицензии на те виды деятельности, по которым лицензирование отменено?

Раньше в бухгалтерском учете затраты на приобретение лицензии учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывались в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока ее действия. Соответственно, если лицензия уже не нужна, ее «остаточную» стоимость, которая числится на счете 97, можно полностью списать в состав прочих расходов текущего периода (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В налоговом учете эти расходы списываются в аналогичном порядке: на дату прекращения действия лицензии ее стоимость единовременно включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89).

Организация занималась изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензирование этой деятельности отменено. В бухгалтерском и налоговом учете осталась «недосписанная» стоимость лицензии — 1000 руб.

На дату вступления в силу закона (03.11.2011) бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

— 1000 руб. — списана оставшаяся стоимость лицензии.

В налоговом учете на эту же дату организация единовременно отнесет стоимость «недосписанной» лицензии в состав прочих расходов.

Этот же порядок учета применяется и в отношении переоформленных лицензий, а также лицензий, которые получены «по-старому», но после вступления в силу Закона № 99-ФЗ станут бессрочными.

Что касается новых лицензий, которые теперь будут выдаваться на неограниченный срок, то их учитывать станет проще.

Читайте также:  Ты будешь богатым, если…

Ведь отражать стоимость лицензий на счете 97 как расходы будущих периодов не имеет смысла. Во-первых, у лицензии теперь нет срока действия, в течение которого ее можно было бы списывать в состав расходов по обычным видам деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете с этого года (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н)) затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, учитываются так же, как и активы этого вида (подробнее об этом см. в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2011 на с. 14). А в нормативных актах по бухгалтерскому учету не указано, что расходы на лицензирование следует отражать как расходы будущих периодов.

То есть стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, теперь можно учесть в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Причем это касается не только бухгалтерского, но и налогового учета.

В соответствии с Законом № 99-ФЗ производственная организация получила лицензию на фармацевтическую деятельность.

Стоимость лицензии (допустим, 15 000 руб.) в бухгалтерском учете она полностью спишет в состав расходов по обычном видам деятельности в месяце их возникновения:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76

— 15 000 руб. — стоимость лицензии отражена в составе расходов.

На эту же дату расходы на приобретение лицензии в полном объеме отражаются и в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Проверки станут разнообразнее

Изменения коснулись и порядка проведения лицензионного контроля, который в новом законе изложен более подробно (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Причем этот порядок действует уже с 1 июля 2011 года.

Проводить проверки лицензиатов и соискателей лицензии будет, как и прежде, лицензирующий орган. Но сам порядок их проведения теперь стал более унифицированным.

В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).

Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:

— прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;

— прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

— истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).

Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:

— при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;

— при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;

— при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;

— по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;

— при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ.

Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Мнение:

Ирина Полозова, генеральный директор ПБК «Главный бухгалтер»

Фирма может выбрать порядок списания расходов

В соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» все полученные лицензии будут действовать бессрочно. Но как определить период, в течение которого необходимо списать затраты на приобретение «новой» лицензии в бухгалтерском учете?

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы должны обоснованно распределяться между отчетными периодами, если в результате доходы планируется получать в течение нескольких отчетных периодов или связь между доходами и расходами не может быть четко определена. Таким образом, организация должна самостоятельно определить порядок списания этих расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то здесь ситуация следующая.

Расходы на приобретение лицензий, как и раньше, признаются прочими расходами. Они уменьшают базу по налогу на прибыль с учетом положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.

То есть расходы признаются в периоде их возникновения или фирма распределяет их самостоятельно (если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем).

В случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Но при этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Отдельный порядок учета будет у «недосписанных» расходов на лицензии, действие которых будет отменено после вступления в силу нового закона.

В связи с изменением условий, на основании которых расходы распределялись между отчетными (налоговыми) периодами, остаток суммы расходов на приобретение лицензии может быть отнесен организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно (письма Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 № 3-2-13/6@).

Новый закон о лицензировании!

В «Российской газете» опубликован закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное событие окончательно пролило свет на всю ситуацию с лицензированием в области пожарной безопасности.

В списке лицензируемых видов деятельности в том числе присутствуют:

    • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
    • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Федеральный закон отменяет лицензирование 17 видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. Документ «О лицензировании отдельных видов деятельности» опубликован в «Российская газета» № 97, от 06.05.2011 и вступает в силу через 180 дней с момента опубликования за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Цель — упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно — страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов, саморегулируемыми организациями. «Под лицензированием» в России останутся 49 видов деятельности. При этом лицензии будут действовать бессрочно. Отдельно в законе прописана норма о недопустимости взимания с предпринимателей платы за лицензии. Единственный взнос — официально установленная государственная пошлина.

С 1 января 2012 года без лицензий смогут работать компании, занятые на тушении пожаров, в том числе лесных. С введением в стране обязательного страхования гражданской ответственности прекратится лицензирование перевозок морским транспортом опасных грузов.

Вместе с тем обязательное лицензирование пока сохранится для частных медицинских учреждений и производителей лекарств, транспортных перевозчиков и заготовителей металлолома. Под особым присмотром государства останутся услуги связи, теле- и радиовещания, банков, управляющих компаний, нотариальных контор и нотариусов, страховых компании, частных сыщиков и охранных предприятий, негосударственных пенсионных фондов, компаний по трудоустройству россиян за границей. Вся образовательная деятельность (за исключением учреждений в инновационном центре «Сколково») будет по-прежнему лицензироваться.

Законом не только сокращается число видов деятельности, но упрощается и порядок лицензирования. С 1 июля 2012 года соискатели лицензии смогут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронной форме.

Согласно Федеральному закону, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Читайте также:  Востребованные услуги населению

А теперь об основных, существенных, новшествах закона по лицензированию в области пожарной безопасности:

— устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензий, а также порядок организации лицензионного контроля;

— внесены уточняющие понятия определения лицензирования:
Лицензия МЧС — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

— устанавливается принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий. Действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата;

— сокращается перечень лицензируемых видов деятельности;

— уменьшено количество видов лицензируемой деятельности.
Статья 12 (пункт 14, 15), определяющая перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, закрепляет лицензирование пожарной деятельности:
— деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
— деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

— определен переход к электронной (наряду с бумажной формой) лицензирования . Соискателю лицензии предоставляется право направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии в электронной форме.

— расширяются полномочия Правительства РФ в области лицензирования, при этом предусматривается, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— изменяется порядок осуществления лицензионного контроля, определены основания для включения лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:

    1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
    2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
    3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

— устанавливается перечень прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов.

Для частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности оговорены особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, которые устанавливаются федеральными законами, регулирующими данные виды деятельности.

Законом устанавливается обязанность лицензирующих органов сформировать открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности и технических регламентов.

Федеральный закон предусматривает переходные положения, в соответствии с которыми он должен вступить в силу по истечении полугода после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

Так, 1 июля вступят в силу нормы, регулирующие порядок организации и осуществления лицензионного контроля, а с 1 января 2012 года — норма, касающаяся лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Кроме того, с 1 июля 2012 года вступают в силу нормы, предусматривающие взаимодействие в электронной форме при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля.

Что будет с законопроектом № 305620-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» в отношении организации деятельности СРО пожарной безопасности пока неизвестно.

Принят новый закон о лицензировании

4 мая 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – «закон»), который заменит действующий закон о лицензировании.

Законом предусмотрено изменение перечня лицензируемых видов деятельности, установлен принцип бессрочности лицензии, а также вводится ряд других норм, которые могут оказать существенное влияние на бизнес компаний, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Среди наиболее существенных изменений:

1. Вносятся изменения в перечень лицензируемых видов деятельности. Число видов деятельности, в отношении которых лицензирование отменяется, незначительно. Так, отмена лицензирования предусмотрена для перевозок грузов внутренним водным транспортом и железнодорожным транспортом (за исключением опасных грузов), обеспечения авиационной безопасности и др. Применительно к некоторым видам деятельности прямо указано, что лицензирование не требуется в случае осуществления деятельности для собственных нужд (например, техническое обслуживание шифровальных средств). При этом конкретный перечень работ и услуг, для выполнения и оказания которых необходимы лицензии, а также лицензионные требования в рамках лицензируемых видов деятельности будет устанавливаться Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Вводится принцип бессрочности лицензий. Вновь выдаваемые лицензии будут выдаваться без ограничения срока. Лицензии, которые были выданы ранее на виды деятельности, указанные в законе, со дня вступления закона в силу будут действовать бессрочно. Лицензии на виды деятельности, наименование которых изменено, по истечении срока их действия должны быть переоформлены при соблюдении лицензионных требований, при этом переоформленные лицензии также действуют бессрочно.

3. Уточнены основания и порядок проведения проверок в отношении лицензиатов и соискателей лицензий. В частности, определены основания и рамки для проведения внеплановых выездных проверок, при проведении которых будет применяться Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 19 нового закона; установлено, что документарные и внеплановые выездные проверки в отношении соискателей лицензий при подаче ими заявления о выдаче лицензии проводятся без согласования с органами прокуратуры.

4. Закон применяется в отношении некоторых видов деятельности, лицензирование которых осуществлялось ранее в соответствии со специальным законодательством. Это относится, в частности, к оказанию услуг связи, частной детективной и охранной деятельности, образовательной и медицинской деятельности. При этом специальным законодательством могут быть предусмотрены особенности лицензирования (в том числе в части срока действия лицензии, порядка ее предоставления и продления) оказания услуг связи, теле- и радиовещания, частной детективной и охранной деятельности, а также образовательной деятельности.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования в Российской газете 6 мая 2011 года. Нормы о порядке контроля за соблюдением лицензионных требований, касающиеся проверок лицензирующих органов, вступают в силу с 1 июля 2011 г.

В связи с принятием закона потребуется внесение изменений в постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании по отдельным видам деятельности, и внесение изменений в административные регламенты лицензирующих органов.

Компаниям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности, рекомендуем обратить внимание на новые положения закона, а также отслеживать внесение изменений в указанные постановления Правительства РФ и административные регламенты лицензирующих органов, провести внутренний аудит для подготовки к соблюдению лицензионных требований по видам деятельности, лицензируемым в соответствии с новым законом.

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают богатым опытом взаимодействия с лицензирующими органами и готовы оказать правовую поддержку по вопросам лицензирования.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

Ссылка на основную публикацию