Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какие затраты несет компания от неэффективного найма?

Три «не» при квалификации нарушений

Что означают понятия «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств», чем они отличаются и в каких случаях выявляемые нарушения квалифицируются таким образом. А главное, почему растет их количество и что это означает для бюджетной системы страны.

Анатолий Борисович ВИФЛЕЕМСКИЙ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, магистр юриспруденции

Нецелевое использование бюджетных средств

Теория

Принцип целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На практике под такой целью понимают заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Если расходы произведены в рамках этих направлений, то признаются целевым использованием бюджетных средств, если же за пределами них, то нецелевым (НИБС).

Однако в БК РФ есть еще и специальная статья 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», которая содержит определение этого понятия: направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.

В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления. Формулировка «средства, полученные из бюджета» позволяет привлекать к ответственности и лиц, не являющихся получателями бюджетных средств. Понятие «средства, полученные из бюджета» законом не определено, но фактически под такими средствами понимаются, как правило, средства субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями, а также иными некоммерческими и даже коммерческими организациями.

УК РФ в статье 285.1 формально ограничивает возможность квалификации нецелевого использования средств в качестве преступления лишь расходованием бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения ( Определенные утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.), совершенным в крупном размере (крупным размером признается сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей). При этом в определении Конституционного суда РФ от 20 декабря 2016 года № подчеркнуто, что это законоположение применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства. Поэтому, казалось бы, расширительных трактовок быть не должно, ведь перечень получателей бюджетных средств (получателей средств соответствующего бюджета) четко определен в статье 6 БК РФ. Однако органы финансового контроля ( Такой позиции придерживаются органы как внутреннего, так и внешнего финансового контроля (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 года, Классификатор нарушений, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 года № 9ПК).) трактуют положения статьи 285.1 УК РФ расширительно (как и статья 15.14 КоАП РФ) и говорят об уголовном преследовании не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

Практика

На практике нецелевым использованием бюджетных средств считается следующее:

расходование бюджетных средств по государственному или муниципальному контракту при несоответствии использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги цели осуществления самой закупки, а также без подтверждения первичными учетными документами;

  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений;
  • несоблюдение указаний по применению кодов бюджетной классификации РФ;
  • использование средств от приносящей доход деятельности и неперечисление их в доход бюджета;
  • оплата расходов, на обеспечение которых не предоставлены лимиты бюджетных обязательств;
  • оплата расходов, не предусмотренных законом (постановлением) о бюджете;
  • оплата расходов за подведомственное учреждение;
  • расходование бюджетных средств сверх утвержденных решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников, если это не предусмотрено в бюджете;
  • несанкционированное перемещение, перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью казенного учреждения (взносы в уставный капитал юридических лиц, расходы на капитальный ремонт и реконструкцию арендуемых помещений);
  • использование бюджетных средств на строительство объектов, не включенных в перечень объектов капитального строительства (реконструкции) и приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в форме капитальных вложений, утвержденный в установленном порядке, и на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств, выделенных на реализацию государственных (муниципальных) целевых программ, на иные цели;
  • осуществление расходов на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с деятельностью учреждения;
  • расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания государственным (муниципальным) учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности или прямо не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе на оплату труда работников учреждения, не участвующих в выполнении задания, на командировочные и прочие расходы, не связанные с выполнением задания;
  • использование средств субсидий на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание.

Неэффективное использование бюджетных средств: обзор арбитражной практики

Вопросы эффективности использования бюджетных средств всегда имеют большое значение при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что принцип эффективности использования средств, приведенный в ст. 34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Кроме обозначенной статьи, не существует ни одного нормативного документа, дающего ответ на вопрос, что такое неэффективное использование средств. Мало того, ни Минфин, ни законодатели не потрудились разработать и утвердить критерии той самой эффективности. Иными словами, любой проверяющий при проведении контрольного мероприятия определяет степень эффективности или неэффективности использования средств исходя исключительно из собственного понимания названного термина. В статье мы приведем обзор нескольких судебных решений, касающихся контрольных мероприятий, в которых ревизоры устанавливали случаи неэффективного использования средств. Надеемся, что материал будет интересен нашим читателям.

Можно ли применять к бюджетным и автономным учреждениям положения ст. 34 БК РФ?

В силу ст. 6 БК РФ получатели бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, местная администрация, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, требование о соблюдении закрепленного в ст. 34 БК РФ принципа эффективности к ним нельзя применить. К этому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 01.12.2015 № 09АП-42351/2015, 09АП-42588/2015.

Кроме того, в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено: при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Получается, чтобы сделать вывод о неэффективном использовании средств, ревизор должен собрать и приложить к акту документальные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Уплата штрафов и пеней – неэффективная мера воздействия?

По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс. руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс. руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс. руб.).

Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

На основании акта проверки управлением вынесено представление от 07.08.2014 № 50, в котором учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленных проверкой нарушений в течение 30 дней с момента получения представления. Не согласившись с выводами проверяющих, учреждение обратилось в суд.

Читайте также:  Бизнес-идея: создание букетов из плюшевых игрушек

Отказывая в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным вышеуказанного представления, суды опирались вот на что. Установленный ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг, а также судебных расходов не считаются заданным результатом деятельности учреждения, и расходы на данные нужды являются неэффективными.

С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней заплаченные получателем бюджетных средств могут быть признаны неэффективными.

Оплата проезда в служебную командировку с превышением установленных размеров

Учитывая вышеизложенное, отметим, что государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, утвержденными Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.

Например, федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в п. 21 Указа Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, но работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы на служебные командировки возмещаются в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 729).

При проверке правильности возмещения средств при направлении работников в служебные командировки контролеры всегда обращают внимание на соблюдение установленных норм. Так, согласно пп. «в» п. 1 Постановления № 729 расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

  • железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
  • водным транспортом – в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
  • воздушным транспортом – в салоне экономического класса;
  • автомобильным транспортом – в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

Однако необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Следовательно, учреждение вправе превышать установленные нормы с разрешения или ведома руководителя учреждения. Вместе с тем такие расходы могут быть признаны неэффективными.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 № 09АП-55065/2015 рассмотрена жалоба Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее в разделе – учреждение) к Росфиннадзору о признании недействительным предписания от 04.06.2015 № АС-03-24/3438.

Как установлено судом, Росфиннадзор в период с 11.03.2015 по 07.04.2015 провел проверку использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах, в том числе направленных на реализацию федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)» (Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности»), в Учреждении.

В ходе проверки использования средств федерального бюджета в 2013 – 2014 годах Росфиннадзор выявил факты принятия и возмещения расходов работникам за период к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц и делегаций в аэропортах (VIP-залами), а также необоснованного возмещения расходов на проезд к месту работы и обратно лиц, работа которых носит разъездной характер, без утверждения порядка и размеров возмещения расходов по проезду работников локальными нормативными актами учреждения.

Так, при проведении проверки выявлено, что в проверяемом периоде принимались и возмещались расходы работников учреждения на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещались расходы пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).

В связи с вышесказанным Росфиннадзор сделал вывод, что учреждение нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ.

По результатам рассмотрения дела суд сделал вывод, что учреждение в 2013 – 2014 годах нарушило принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ, в части принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами).

При этом суд обратил внимание, что п. 1 Постановления Правительства № 729 предусмотрено возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса.

Таким образом, оплата расходов данной категории должна производиться независимо от категории сотрудников учреждения.

При рассмотрении довода учреждения о согласии вышестоящего органа (Росграницы) на возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно бизнес-классом судом учтено, что направление докладных записок учреждением осуществлялось задолго до направления сотрудников в командировку, а также без приложения подтверждающих документов отсутствия авиабилетов эконом класса, либо невозможности их приобретения. Помимо этого, в докладных записках отсутствуют сведения о командирующем лице, о месте и времени командировки, а также сведения, обосновывающие действительные причины необходимости в осуществлении перелетов бизнес-классом и т. д.

С учетом того, что докладные записки основаны на личном желании руководителя учреждения осуществлять перелеты бизнес-классом, а также с учетом отсутствия документов, подтверждающих невозможность приобретения билетов эконом-класса, что прямо предусмотрено Постановлением № 729, ссылка учреждения на согласие Росграницы судом отклонена.

Таким образом, оплата стоимости как проезда, так и проживания в служебной командировке с превышением установленных норм без приложения подтверждающих документов отсутствия билетов по установленным нормам (по установленной стоимости проживания или в случае проживания не в однокомнатном номере) либо невозможности их приобретения может быть признана неэффективной.

В заключение еще раз отметим: оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Какие затраты несет компания от неэффективного найма?

Если бы каждый руководитель задумывался об этой сумме, затрат временных и денежных у компании стало бы в несколько раз меньше! Давайте попробуем проанализировать, другими словами, просто посчитаем. Ведь цель любого бизнеса в процветании и расширении, а не в потере средств при найме неэффективного персонала, который впоследствии помимо всего прочего будет создавать проблемы, отнимая Ваше драгоценное время, которое могло бы быть посвящено созданию новых проектов, развитию идей по получению прибыли!

Сколько человек участвовало в создании дохода в момент развития компании, и какое количество персонала участвует сейчас в создании дохода?

Посчитайте, какая сумма дохода приходилась на одного человека раньше, и какая сумма дохода приходится на одного сейчас? Выросла ли эта цифра?

Если цифра уменьшилась, есть повод для беспокойства! Или направление бизнеса стало неактуальным, или же дело в подборе персонала?

Теперь предлагаю осуществить другой расчет. Предположим, вы взяли на работу сотрудника, которого уволили в конце испытательного срока (через 3 месяца). В Вашей компании были такие случаи?

Давайте перейдем к расчетам.

  1. Сколько в месяц уходит средств на подачу объявления о найме по одной вакансии? В лучшем случае – 2000 р. Предположим, что за первый месяц Вам удалось найти сотрудника. Затраты: 2000 р.
  2. Зарплата менеджера по подбору персонала (предположим, что только 40% своего рабочего времени он тратит на закрытие вакансии).

20000 * 40% = 8000 р.

Теперь самое интересное! Это время руководителя! Заметим, что руководитель, будучи занятым на собеседованиях с соискателями, ничего другого не производит. Давайте возьмем самый счастливый случай: пусть наш руководитель тратит 10% своего рабочего времени

100000 * 10% = 10000 р.

Теперь посмотрим, что теряет в среднем непосредственный руководитель нового сотрудника! В первый месяц он тратит 25% своего дополнительного рабочего времени на работу с новым сотрудником, второй месяц — 15%, третий — 5%. И значит, в это время Руководитель менее эффективен в своей работе и в выполнении задач, поставленных ему более высоким руководством.
50000 * 25% = 12500 р. — потери в первый месяц испытательного срока.

50000 * 15% = 7500 р. — потери во второй месяц испытательного срока.

50000 * 5% = 2500 р. — потери в третий месяц испытательного срока.

  • Теперь обратимся к затратам всего отдела, состоящего, предположим, из пяти человек. Как получаются затраты? Мировая практика — эффективность отдела из 5 человек, где есть неэффективный сотрудник, падает на 10-15%. Сказать почему? На него перекладывают часть работы, а он её не выполняет и отвлекает при этом других. Каковы же потери от эффективности работающего персонала?
    Считаем:
  • Читайте также:  Практическое руководство организации бизнеса с нуля.

    5чел. * 20000 (зарплата каждого) *10% = 10000 р.

      Пока новый сотрудник проходит у Вас испытательный срок, Вы, наверняка, платите ему зарплату.

    3 месяца * 17000 (минимальная зарплата на испытательный срок) = 51000 р. — зарплата за три месяца испытательного срока. Это еще без учета налога с фонда!

    И насколько эффективно он работает.

    Если, не задумывались — то в идеале эффективность новичка растет таким образом:

    1-ый месяц — эффективность работы — 30%,

    2 — ой месяц — 50%,

    3 — ий месяц — 70%.

    30+50+70 = 50% — итого в среднем Вы получаете производства за один месяц от такого сотрудника.

    Получается, что 25500 р. Вы платите ему пока авансом (даже с минимальной зарплаты).

  • Мы условились, что по прошествии 3-х месяцев, Вы всё-таки осознали, что это не ваш сотрудник и уволили его.
    Так сколько же Вы потеряли на нём?
  • 2000+8000+10000+12500+7500+2500+10000+25500=78000 р. с одного человека.

    А если у Вас таких 10 человек в год?

    78000 * 10 человек = 780 000 р.

      Переходим к следующей цифре, из опыта успешных компаний я знаю, что каждый сотрудник должен производить в 5 раз больше, чем компания тратит на его содержание. В данном примере не буду учитывать налоги.
      17000 р.- уходит из компании на зарплату
      17000 х 5 = 85000 р. (сотрудник должен приносить дохода компании)

    85000 * 50% (средний процент недопроизводства) = 42500 р. — недополучаете дохода с одного сотрудника на исп. сроке в месяц

    А за три месяца? 42500 * 3 = 127 500 р.

    А если таких у Вас было 10 человек за год? 127500 * 10 чел = 1 275 000 р.

    Итого в год, из-за НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕРСОНАЛА (даже если Вы нанимали не Руководителей), Вы теряете порядка 780 000 + 1 275 000= 2 055 000 р.

    Колоссальная сумма.

    Естественно, что тут не брались в расчет налоги, затраты на Интернет, сотовую связь и т.д. И не учитывались, предположим, чувства клиентов при смене менеджера. Или, что может быть, хуже: перетянутые клиенты? Это лишь малая часть! Если еще и учесть, что мы брали среднюю зарплату менеджера среднего звена. А если это главный бухгалтер? Вред, нанесенный бестолковой работой с цифрами, неоценим!

    Как видно из проделанных расчетов из-за НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕРСОНАЛА , Вы можете потерять минимум : 780 000 + 1 275 000= 2 055 000 р. в год!

    Именно из-за боязни потерять эту колоссальную сумму денег руководители обращаются в рекрутинговые агентства! Мы это делаем профессионально, а Вы получаете не только денежную и временную выгоду, но и нужного и эффективного человека в вашей команде! Успехов!

    Примеры неэффективного использования средств

    Примерами несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств являются:

    1. Оплата судебных расходов по делам, принятым не в пользу проверяемого учреждения, вследствие допущенных его работниками нарушений. В Постановлении АС СКО от 02.02.2017 N Ф08-10452/2016 отмечено, что отнесение на проверяемое учреждение соответствующих судебных расходов явилось следствием ненадлежащего исполнения работниками управления своих обязанностей и привело к необоснованным расходам бюджетных средств, что свидетельствует об их неэффективном использовании.
    1. Уплата проверяемым учреждением различных пеней, неустоек и штрафов, иных обязательных платежей, неисполнение договорных обязательств. Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

    Исходя из смысла и содержания ст. 34, 162 БК РФ, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг не считаются заданным результатом деятельности учреждения и расходы на данные нужды являются неэффективными.

    С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней, уплаченные получателем бюджетных средств, могут быть признаны неэффективными расходами.

    1. Кроме того, наиболее часто к неэффективным расходам относят:
    • приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные;
    • содержание имущества, сданного в аренду, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания имущества учредителем не осуществляется. Аналогичная норма установлена для автономных учреждений;
    • неиспользование в течение длительного времени полученных бюджетных средств;
    • авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг при недостижении необходимого результата;
    • наличие значительной просроченной дебиторской задолженности вследствие отсутствия должной претензионной и исковой работы, отсутствие мер по ее взысканию;
    • оплату командировочных расходов сверх установленных размеров. Примером такого нарушения являются случаи принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами);
    • несоблюдение установленной предельной доли расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда по учреждению;
    • плату за аналогичные товары (работы) одним учреждением в один и тот же период времени по разной стоимости;
    • неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствие взысканий неустойки (пеней, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя));
    • осуществление расходов по ремонту, содержанию, а также услуг по охране, уплату налога на имущество нефункционирующих помещений и зданий;
    • расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата, например оплату проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения;
    • приобретение объектов нефинансовых активов при отсутствии потребности в них;
    • длительное время (более года) неиспользование приобретенного имущества;
    • расходование бюджетных средств сверх необходимого (возможного) объема на получение требуемого результата;
    • распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно. Например, металлический гараж находился в разобранном виде и не использовался в хозяйственной деятельности в связи с тем, что для его сборки отсутствовали необходимые площади;
    • приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение;
    • приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества;
    • непринятие в расчет при выделении субвенций остатка средств, сложившегося на начало соответствующего периода;
    • установление завышенных тарифных ставок, разрядов, необоснованных надбавок работникам государственных (муниципальных) учреждений;
    • заключение договоров подряда с физическими лицами на работы (услуги), которые предусмотрены должностными инструкциями штатных работников;
    • расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата, например переплату поставщику вследствие приобретения продукции по завышенным ценам (выше, чем это установлено договорами на поставку);
    • расходование бюджетных средств на изготовление проектно-сметной документации, которая впоследствии в течение длительного времени не используется либо не востребована;
    • длительное (более года) неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;
    • заключение договоров аренды на использование площадей служебных помещений сверх утвержденных нормативов;
    • установление в договорах аренды стоимости 1 кв. м служебных помещений выше уровня рыночных цен;
    • превышение установленного учредителем на соответствующий финансовый год лимита потребления теплоэнергии;
    • необоснованное привлечение коммерческих структур для выполнения функций государственного органа, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения.

    Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

    Найм персонала: сколько стоит для компании один неправильно нанятый сотрудник

    В разговоре с одним из владельцев бизнеса выяснилось, что за 5 лет работы с персоналом (всего в компании 27 человек), при текучке кадров только лишь по 2-м должностям (в основном продавцы и водители) он «испытывал» в год — 10-12 человек. При этом делился, что очень трудно подобрать хороших специалистов на невысокую заработную плату.

    Сумма, которая получилась при умножении и сложении всех чисел, приведенных ниже, ввела его в шок, оказалось, что вся эта масса сотрудников, которые постепенно разрушали его компанию, привела к тому, что сейчас ему вообще трудно выживать! Я уверен, что он не одинок. Мы редко обращаем внимание на эту проблему, считаем, что в этом и состоят проблемы бизнеса. Я хочу, чтобы ваш бизнес процветал и расширялся; чтобы Вы не теряли свои средства, нанимая неэффективный персонал, который впоследствии будет создавать Вам проблемы и забирать всё больше и больше Вашего времени, требуя к себе внимания — Вашего бесценного времени, как руководителя, которое необходимо Вам для создания новых идей расширения вашего бизнеса! Я не хочу, чтобы Вы опускались до уровня менеджера по набору персонала и принимали активное участие в отборе персонала.

    Вы, конечно, можете найти тысячу причин, почему Вам не нужно ничего изменять, но если Вы — высокий руководитель (и доход компании Вас очень волнует) и у вас есть персонал, то, наверняка вы можете честно ответить самому себе на простые вопросы:

    Читайте также:  Бизнес-план парикмахерской эконом-класса с расчетами

    Насколько вырос мой доход за последний год?

    Насколько увеличился мой штат за последний год?

    Каким количеством персонала был создан доход в момент создания компании, и каким количеством персонала создается доход в настоящее время?

    Если поделить доход, полученный в начале, на то количество персонала, которое участвовало в создании этого дохода и затем то же самое сделать с доходом, полученным в настоящее время, то выросла эта цифра или нет?

    Если Вы посчитаете, и эта цифра растет пропорционально увеличению количества персонала, то дальше можете не читать.

    Например, в начале деятельности работало 10 человек, и они создавали доход 10 000$, то есть каждый сотрудник принес компании 1000 долларов в месяц.

    Сейчас работает 16 человек, и доход стал 12 000$, то есть каждый сотрудник принес компании 750 долларов в месяц.

    Вывод, либо персонал неэффективен, либо тема умерла. Вам решать…

    Хотите, посчитаем, сколько Вы, как руководитель компании, теряете своих финансов от найма неэффективного персонала? Я приведу средние цифры по Москве, но каждый может посчитать, исходя из своих реальных цифр.

    Давайте рассмотрим вариант, что в Вашу компанию был нанят простой сотрудник (не руководитель), и он оказался уволенным в конце испытательного срока (через 3 месяца). У Вас были такие случаи, что новые сотрудники не проходили испытательный срок, и Вы их увольняли?

    Перейдем к расчетам.

      Сколько в месяц уходит средств на подачу объявления о найме по одной вакансии? В среднем — 25$. И предположим, что за первый месяц, с одного объявления, не утруждая себя, вы нашли сотрудника.

    Стоимость аренды помещения для найма персонала: где находится рабочее место менеджера по подбору персонала, плюс хоть чуть-чуть пространства для заполнения анкет кандидатами и место для проведения индивидуального собеседования.

    15кв.м (помещение) * 35$ (стоимость 1кв.м в месяц) = 525$

    Зарплата менеджера по подбору персонала (предположим, что только 50% своего рабочего времени он тратит на подбор персонала).

    Сколько стоит время, потраченное руководителем для которого подбирается персонал, на проведение своих собеседований с кандидатами, которых ему предлагает менеджер по подбору персонала? Он тоже втянут в процесс найма, так как ему не безразлично кто будет с ним работать. Вы так же понимаете, что в то время, которое он тратит на собеседования, он не производит то, что должен производить сам. Он становится менее эффективным, он уже не дорабатывает. Оценим оооооочень дешево, предположив, что он только 10% своего рабочего времени тратит на собеседования с кандидатами и на эти же 10% становится менее эффективным.

    Теперь посмотрим, что происходит с руководителем, к которому попал новый сотрудник? Если руководитель, конечно, правильно подходит к испытательному сроку нового сотрудника, то в первый месяц он тратит 50% своего рабочего времени на работу с новым сотрудником, второй месяц — 30%, третий — 10%. И значит, в это время Руководитель менее эффективен в своей работе и в выполнении задач, поставленных ему более высоким руководителем. Но, учтем всё же, что в работу любого руководителя входит работа с новыми сотрудниками, и урежем в 2 раза эти потери.

    800$ * 25% = 200$ — потери в первый месяц испытательного срока.

    800$ * 15% = 120$ — потери во второй месяц испытательного срока.

    800$ * 5% = 40$ — потери в третий месяц испытательного срока.

    Теперь посмотрим, что происходит с сотрудниками отдела из 5 человек, в который попал новый сотрудник. Вы знаете, что в группе люди так или иначе связаны между собой какими-то линиями коммуникации (общения). Попав в новый коллектив, у нового сотрудника, как правило, возникает много вопросов: «А это что?» «А это почему?» «А это куда?» и он задает их направо и налево. Будем считать, что у Вас хорошие сотрудники, и они стараются помочь новичку влиться в коллектив и отвечают на его вопросы, отвлекаясь при этом от своей работы. Мировая практика — эффективность отдела из 5 человек, где есть неэффективный сотрудник, падает на 10-15%. Сказать почему? На него перекладывают часть работы, а он её не выполняет и отвлекает при этом других. Каковы же потери от эффективности работающего персонала?

    5чел. * 500$ (зарплата каждого) *10% = 250$

    Пока новый сотрудник проходит у Вас испытательный срок, Вы, наверняка, платите ему зарплату.

    3 месяца * 300$ (минимальная зарплата на испытательный срок) = 900$ — зарплата за три месяца испытательного срока + 330$ (налог с фонда зарплаты) = 1230$

    И насколько эффективно он работает.

    Если, не задумывались — то в идеале эффективность новичка растет таким образом:

    1-ый месяц — эффективность работы — 30%,

    2 — ой месяц — 50%,

    3 — ий месяц — 70%.

    30+50+70 = 50% — итого в среднем Вы получаете производства за один месяц от такого сотрудника.

    Получается, что 615$ Вы платите ему пока авансом (даже с минимальной зарплаты).

    Мы условились, что по прошествии 3-х месяцев, Вы всё-таки осознали, что это не ваш сотрудник и уволили его.
    Так сколько же Вы потеряли на нём?

    25$+525$+250$+80$+200$+120$+40$+250$+615$=2105$ с одного человека.

    А если у Вас таких 10 человек в год?

    2105$ * 10 человек = 21 050$

    Переходим к следующей цифре, из опыта успешных компаний я знаю, что каждый сотрудник должен производить в 5 раз больше, чем компания тратит на его содержание. Сотрудник получает зарплату, компания платит налоги.

    300$ + 36,8% (налог) = 410,4$ — уходит из компании на зарплату и налог

    410,4$ х 5 = 2052$ (сотрудник должен приносить дохода компании)

    2052$ * 50% (средний процент недопроизводства) = 1026$ — недополучаете дохода с одного сотрудника на исп. сроке в месяц

    А за три месяца? 1026$ * 3 месяца = 3 078$

    А если таких у Вас было 10 человек за год? 3078$ * 10 чел = 30780$

    Итого в год, из-за НЕЭФФЕКТИВНОГО ПЕРСОНАЛА (даже если Вы нанимали не Руководителей), Вы теряете порядка 21050$ + 30780$ = 51830$

    Переходим к продавцам: Сколько стоит компании получить Клиента?

    У всех по-разному, но в среднем затраты компании на продвижение и рекламу составляют 10-14% от дохода (прайсы, выставки, рекламные материалы, буклеты и многое другое, что направленно на продвижение и т.д.).

    Допустим, что часть Клиентов откликнулись на рекламу. Давайте посчитаем, во что обошелся компании один Клиент. Например, доход компании = 20 000$ в месяц, на рекламу Вы тратите — 20 000$ * 14% = 2800$ в месяц. Примем, что каждый месяц количество работающих с Вами клиентов увеличивается на 10.

    Итого, один Клиент в месяц обошелся компании в 280$.

    Теперь допустим, что часть Клиентов привели торговые представители. Считаем, что торговый представитель получает какую-то фиксированную ставку, например 300$ и плюс проценты от закрытых сделок. За что мы платим ему фиксированную ставку? Предположим, что помимо всего прочего, он получает её за увеличение клиентской базы. Допустим, каждый торговый приводит в месяц — 5 новых Клиентов.

    300$ / 5 = 60$ — за каждого Клиента.

    Итак, компании новый Клиент обходится в 60+280=340$

    А сколько Клиентов сбегает к конкурентам из-за некачественной работы торгового представителя?

    А сколько Клиентов торговый представитель уводит с собой при увольнении?

    А сколько косвенного ущерба он Вам приносит, переходя работать в другую компанию (к Вашим конкурентам) и распространяя не очень хорошие отзывы о Вас. Ведь он не может быть не прав?

    Уверен, что Вы понимаете, какую малую часть я взял в расчет, учтите ещё километры факсов и гигабайты Интернета, телефоны и сотовые телефоны, проездные и больничные и т.д. и т.п.
    Итак, если Вы за год поменяли хотя бы 10 торговых представителей, которые увели хотя бы по 5 клиентов, то Вы потеряли как минимум

    10 торговых * 5 * 340$ = 17 000$

    Получается, что если у Вас есть неуверенность в том, что торговый представитель не удержится долго в компании, то вложение в него денег — не рационально.

    Не буду считать упущенную прибыль, а то возникнет желание посчитать, что при вложении денег в недвижимость Вы уже получите 30 % в год. А если вкручивать в свое производство или увеличивать обороты, то вообще идет процент на процент. Хотите, посчитайте на досуге, сколько Вы недополучаете!

  • Руководители — это вообще больная тема — вред, нанесенный бестолковым руководством, восстанавливается в течение года, и цифры, приведенные выше можно умножать на два.
  • Как видно из приведенных выше цифр, 51 830$ Вы можете потерять в год от найма неэффективных сотрудников, а если Вы еще решите потерять хотя бы одного толкового руководителя и поэкспериментировать на парочке бестолковых, то накиньте еще пару десятков тысяч, недополученных средств. Так что, если, теряя порядка 80 000$ в год у Вас уже нет желания что-то изменять, я Вас понимаю — почему это так Вас достало! Но если ничего с этим не сделать, то Вы никогда не заработаете тех сотен тысяч долларов, о которых наверняка мечтаете!

    Я не обещаю манны небесной, что, окончив семинар, консультацию или индивидуальное обучение, Вы тут же, без труда найдете себе персонал, и миллионы будут у Вас в кармане. Я обещаю что, выполняя весь технологический процесс найма, шаг за шагом Вы не допустите в компанию тех, кто разрушает Вашу компанию, и постепенно усердно работая, Вы найдете тех, кто принесет Вам необходимую прибыль, но это труд не одного дня, но результат гарантирован.

    Выбор за Вами. Я надеюсь, что теперь Вы задумались о том, почему Вы не зарабатываете столько, сколько хотите, и каждый раз будете вспоминать, что была возможность это исправить! И Вам всего-то, не хватило немного желания и немного времени для освоения данной технологии, которая помогает руководителям быстрее достигать своих целей!

    Ссылка на основную публикацию