Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как овладеть навыками гения? Советы Майка Байстера.

Как овладеть навыками гения? Советы Майка Байстера

Что бы вы сказали о человеке, который за пару секунд делит в уме трехзначные числа на двузначные и разгадывает длинное слово с переставленными буквами? Вероятно, что этот человек — гений. На самом деле, способность запоминать и обрабатывать информацию можно в себе развить. О том, как это сделать, пишет в своей книге «Быстрый ум» известный американский математик и педагог Майк Байстер.

Майк Байстер — создатель уникальной системы тренировки мозга под названием брейнетика, которая включает комплекс упражнений, позволяющих самостоятельно проделывать различные интеллектуальные трюки. В результате человек учится лучше использовать потенциал мозга.

Основной тезис книги «Быстрый ум»: любой человек, независимо от уровня его интеллекта и знаний в области математики, может развить в себе способности гения. Подкрепляет этот тезис Майк Байстер историями из своей жизни. Оказывается, что в детстве он был обычным ребенком, средним учеником в классе и с большим трудом запоминал и усваивал информацию. Именно необходимость вынудила его придумать удобную для себя систему запоминания и использования информации, которую он сегодня преподает другим.

В книге «Быстрый ум» Майк Байстер приводит немало методик запоминания и решения интеллектуальных головоломок. Некоторые упражнения достаточно проделать всего один раз, на другие уйдет несколько попыток. В конце концов, если вы хотите укрепить свой мозг, интеллектуальные головоломки необходимо решать постоянно, пишет Байстер, проводя аналогию с физическими упражнениями. Особенно это необходимо делать людям, которые хотят повысить эффективность и научиться с легкостью ориентироваться в потоке данных.

Шесть навыков гения — это внимание, концентрация, запоминание и хранение данных, нестандартное мышление, систематизация и забывание. Остановимся на трех советах, которые, по мнению автора, позволяют лучше усваивать и запоминать информацию.

Как овладеть навыками гения? Советы Майка Байстера

Что бы вы сказали о человеке, который за пару секунд делит в уме трехзначные числа на двузначные и разгадывает длинное слово с переставленными буквами? Вероятно, что этот человек — гений. На самом деле, способность запоминать и обрабатывать информацию можно в себе развить. О том, как это сделать, пишет в своей книге «Быстрый ум» известный американский математик и педагог Майк Байстер.

Майк Байстер — создатель уникальной системы тренировки мозга под названием брейнетика, которая включает комплекс упражнений, позволяющих самостоятельно проделывать различные интеллектуальные трюки. В результате человек учится лучше использовать потенциал мозга.

Основной тезис книги «Быстрый ум»: любой человек, независимо от уровня его интеллекта и знаний в области математики, может развить в себе способности гения. Подкрепляет этот тезис Майк Байстер историями из своей жизни. Оказывается, что в детстве он был обычным ребенком, средним учеником в классе и с большим трудом запоминал и усваивал информацию. Именно необходимость вынудила его придумать удобную для себя систему запоминания и использования информации, которую он сегодня преподает другим.

В книге «Быстрый ум» Майк Байстер приводит немало методик запоминания и решения интеллектуальных головоломок. Некоторые упражнения достаточно проделать всего один раз, на другие уйдет несколько попыток. В конце концов, если вы хотите укрепить свой мозг, интеллектуальные головоломки необходимо решать постоянно, пишет Байстер, проводя аналогию с физическими упражнениями. Особенно это необходимо делать людям, которые хотят повысить эффективность и научиться с легкостью ориентироваться в потоке данных.

Шесть навыков гения — это внимание, концентрация, запоминание и хранение данных, нестандартное мышление, систематизация и забывание. Остановимся на трех советах, которые, по мнению автора, позволяют лучше усваивать и запоминать информацию.

Совет №1: Не пытайтесь запоминать мелочи

Поглощая огромное количество информации, вы нагружаете себя большими объемами умственной работы. Чтобы информация отложилась в памяти, необходимо вовремя отсортировать и упорядочить ее. Иначе вы начнете путаться в фактах и деталях.

Чтобы максимально задействовать способность организации поступающей информации, необходимо заранее подготовить систему ее сортировки. Для начала нужно научиться отделять важные факты, имеющие первостепенное значение, от отвлекающих деталей. Помните о том, что значимые факты обычно повторяются в нашей жизни несколько раз. Другое дело, что они иногда не заметны в потоке незначительных мелочей.

Совет №2: Сочиняйте истории

Благодаря историям и сюжетам информация лучше укладывается в голове. «Связанная история делает вещи запоминающимися — и организуемыми, – потому что позволяет рисовать мысленные картинки и создавать мысленное кино», — пишет Майк Байстер.

Благодаря историям возникает четкая и понятная картинка-образ. История сама по себе является способом организации мыслей и данных, поскольку у нее есть структура — начало, середина и конец.

Повествование играет особую роль для памяти. Способность создавать истории очень важна для ума, и какой бы абсурдной и нелепой ни была сочиненная вами история, она является одной из основных стратегий развития памяти.

Создавая истории, находите связь между информацией, которую нужно запомнить, и вашими увлечениями в жизни. Это может быть что угодно: кулинария, танцы или живопись. Сам Майк Байстер, например, предпочитает связывать информацию с бейсболом.

Совет №3: Найдите единственное слово для каждой мысли

Это один из самых распространенных способов среди ораторов. Он позволяет им выделять из потока информации то, что нужно сохранить в голове, путем обозначения блоков сходной информации одним словом или понятием.

Это весьма полезный инструмент для подготовки к публичным выступлениям. Речь — это собрание идей или мыслей, у нее есть начало, середина и конец. «Ключевой момент в запоминании речи заключается в том, чтобы придумать значимый для вас код, который поможет вспомнить все ее основные мысли», — подсказывает Майк Байстер. Не нужно держать в голове все слова и мысли, достаточно придерживаться логики развития мыслей от начала и до конца.

Данные книги

Майк Байстер «Быстрый ум: Как забывать лишнее и помнить нужное», издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014

Разгоняем ум. Обзор книги Майка Байстера и Кристин Лоберг «Быстрый ум»

Вам нужен быстрый ум? Быстрый. Сверхбыстрый. Космический. Что это вообще такое и как этого достичь?

Читайте также:  Турпоездка и фотосъемка с профессионалом - новый вид малого туризма

Майк Байстер призывает не бояться чисел и тренировать мозг интересными и необычными способами. Даже не ради развития математических способностей как таковых.

Результатами могут стать:

  • изобретательность и сообразительность
  • умение производить впечатление на окружающих и выделяться в толпе
  • более быстрое продвижение по социальной и служебной лестнице
  • умение решать мелкие и крупные проблемы
  • смелость принимать важные решения
  • способность видеть подводные камни и внимательно следить за развитием событий
  • эффективное планирование будущего
  • свободное выступление перед незнакомой аудиторией
  • быстрая адаптация к новым ситуациям и обстоятельствам
  • независимость, уверенность в себе и отличные коммуникативные навыки, наконец.

И это далеко не все. Автор объясняет, как достичь всего этого с помощью небольших интеллектуальных гантелек.

Некоторые задачи и упражнения показались мне надуманными, но в целом книга весьма интересная. Ниже информация, которая показалась мне наиболее ценной:

1. Паттерны

Закономерности везде и повсюду. Автор показывает, как паттерны играют с нашим сознанием и как мы можем использовать их не только для тренировки мозга и особенно памяти, но и для того, чтобы рассмотреть все окружающее под совершенно иным углом.

Паттерн — это слово, которое произошло от французского patron и обозначает просто некий шаблон, тему из повторяющихся событий или объектов.

«Именно паттерны в значительной степени определяют, какое направление мы выберем для себя в мире; они делают нас более осведомленными и проницательными, помогая предвидеть успех или неудачу».

Рисунок на обоях, песенный ритм, молекулы, снежинки, суточный цикл, последовательности чисел — все это паттерны. Но нас больше всего интересуют поведенческие паттерны. Автор рекомендует время от времени заставлять свой мозг отыскивать паттерны в поведении людей и в вещах, которые на первый взгляд никаким закономерностям не подчиняются.

«Практика поиска паттернов в окружающем мире и поведении людей позволяет достичь высокого уровня внимания, она к тому же раскрепощает креативность, оттачивает логику и нестандартность мышления, помогая тем самым находить неожиданные, более эффективные решения. Плюс к тому у вас добавится много свежих тем для разговоров, вы начнете замечать в окружающих людях качества, позволяющие укрепить связи и отношения с ними».

Если вы умеете замечать закономерности в поведении людей (клиентов, коллег, босса, учителей, друзей), то вы всегда сможете предсказать их действия и реакцию на самые разные внешние факторы и скорректировать свои планы, адаптируясь к изменению потребностей и обстоятельств.

«Умение читать окружающих полезно всегда, чем бы вы ни занимались и какие бы цели перед собой ни ставили».

Упражнение

Возьмите двух людей, с которыми вы постоянно общаетесь, и в течение недели не пожалейте сил на то, чтобы обнаружить конкретные паттерны в поведении этих людей. К таким паттернам может относиться что угодно — то, что они обычно носят, как причесываются, что едят, как ходят, какие имеют привычки и т.п. Поставьте перед собой цель — выявить у этих людей по крайней мере три паттерна. К примеру, брат, который всегда говорит: «Не буду тебя задерживать», — когда хочет закончить разговор и повесить трубку. Может быть, ваш начальник каждый день покидает офис ровно в 17:20, а по четвергам почему-то сидит до 17:45.

2. Внимание

Согласитесь, мы легко привыкаем делать что-то, не думая. Думать — это энергозатратное занятие. Именно поэтому вместо того чтобы полностью задействовать потенциал мозга и дополнительно развивать его, мы берем от него лишь необходимое в повседневной жизни. Чтобы по-настоящему думать, необходимо внимание и сосредоточенность.

Вспомните, когда в последний раз вы пытались по-настоящему сосредоточиться. Что вы сделали сейчас — подумали о том, когда в последний раз вы попытались по-настоящему сосредоточиться или просто продолжили читать дальше? Вот вы и попались.

Оттачивать мастерство фокусировки внимания и концентрации предлагается с помощью игр в слова и произведение вычислений в уме, например, деления на 91, возведения в квадрат и т.д. Автор изучил паттерны в этих вычислениях и предлагает свои необычные способы для нахождения ответа.

Упражнение

Сумеете ли и вы обнаружить закономерности?

3. Изначальная осознанность

Как запоминать без зубрежки? Секрет кроется в изначальной осознанности. Очень важно суметь заставить себя думать о действии в тот момент, когда вы его совершаете.

«Вы как будто берете свой мозг за шкирку и заставляете его думать на нужную тему в нужный момент».

Чаще всего, когда вы что-то забываете, на самом деле это не так — вы просто так и не смогли записать эту информацию в мозг. Это происходит, когда вы не помните, выключили ли утюг, куда положили ключи, во сколько надо забрать ребенка из школы, как зовут партнера, с которым вы познакомились вчера на деловом ужине.

Что же делать? Заострять внимание на важном событии ровно в тот момент, когда оно происходит.

Добиться изначальной осознанности можно с помощью запоминающихся ассоциаций.

«Способность сделать любой случайный факт личностно значимым превращает этот факт в нечто реальное, конкретное и незабываемое. Если вы сумеете овладеть искусством формирования ассоциаций везде и всюду, всякое запоминание — а значит, и всякое научение — навсегда станет для вас намного проще».

Если вам несвойственно оставлять ключи на телевизоре, но вдруг пришлось оставить их именно там, чтобы не забыть про них, в этот же момент представьте, что ключи царапают экран телевизора, или что посредине экрана телевизора огромное отверстие для ключа. Теперь вы не забудете, что ключи на телевизоре. Такая вот простая магия ассоциаций.

4. Помнить все

В книге рассказано про семь мнемонических механизмов для запоминания информации (ассоциации, истории, рифмование, акронимы и др).

Самый распространенный способ запоминать информацию — придумать историю. И чем фантасматоричнее она будет, тем лучше.

«Сочинение историй очень важно для памяти и способность придумывать их, какими бы смешными или даже нелепыми они ни казались, представляет собой одну из фундаментальных стратегий запоминания».

Например, вам надо запомнить список дел:

  • купить яблоки
  • заплатить за услуги ЖКХ
  • позвонить насчет установки окна
  • купить учебник сыну
Читайте также:  Как открыть расчетный счет? Подробная инструкция

Вы придумываете такую историю и проигрываете ее в мозгу как кино пару раз:

В огромном красном яблоке вырезано окно, где сидит Уоррен Баффетт и принимает оплату за ЖКХ. Он начинает разговаривать с вами про окна и обещает сам их установить в обмен на учебник.

Дворец памяти

Вы представляете себе большое здание (дворец) и мысленно обставляете его, наполняя внутри таким образом, чтобы обстановка позволяла вам хранить необходимую информацию.

  • Выберите план дворца.
  • Определите маршрут обхода, разместите на нем конкретные места
  • Запомните ваш дворец
  • Пользуйтесь им!

Можно использовать его и для запоминания жизненно важной информации, такой как дни рождения, годовщины, светский календарь и назначенные встречи.

«К примеру, вы могли бы организовать все дни рождения и другие даты в течение года, вообразив двенадцатиэтажное здание, где каждый этаж соответствует месяцу. Январь на первом этаже, декабрь на двенадцатом. На каждом этаже у вас будут мысленные картинки, обозначающие людей и даты их дней рождения».

Пример запоминания с помощью акронима

ОКНО — Окулист, Кино, Новости, Очки (список дел, где каждое слово указывает на что-то, о чем нужно не забыть).

SMART — тоже способ запоминания с помощью акронима.

Про ассоциации здорово написано еще в одной книге про развитие интеллектуальных способностей — «Развитие мозга». В ней мне понравился простейший способ запоминать информацию, используя собственное тело.

4. Игры

В детстве я часто играла в слова — с мамой, с сестрой, с подругами. Из длинного слова составлялись слова, которые содержали бы буквы, которые есть в этом длинном слове. Меня никто никогда не мог выиграть.

В книге описано много игр, которые не требуют никаких подручных средств, только скорость ума и концентрацию внимания.

Очень крутая игра с именами. Суть игры — выписываются две любые букв алфавита, и они служат инициалами. Инициалы могут обозначать литературного или киногероя, известную личность или просто знакомого человека, если остальные игроки тоже его знают. Например:

АВ Анатолий Васильев, Аркадий Вайнер

БЧ Борис Чирков, Борис Чайковский

ВА Вассерман Анатолий

А умеете ли вы алфавитизировать слова? Расставьте буквы по алфавиту:

5. Нестандартное мышление

«Пользуйтесь любой возможностью думать не так, как все, выйти за рамки повседневной рутины или сменить обстановку, поскольку в привычной обстановке вы следуете одним и тем же старым правилам. Всегда, в любом деле старайтесь прокладывать свои пути, получайте верный ответ собственными способами, не обращая внимания на критиков. Позвольте себе устанавливать собственные правила, вместо того чтобы всегда и везде следовать чужим. Это суть нестандартного мышления. Овладев им, вы получите бесчисленные преимущества. Оно изменит ваши жизненные перспективы к лучшему и поможет стать более креативными. Ваша логика, здравый смысл, способность к принятию верных решений и перцептивная интуиция поднимутся на новый уровень, близкий к гениальному».

  • До какого возраста детям нельзя смотреть телевизор и почему мультфильмы типа «губки Боба» вредны для детей
  • Парадокс наезженной колеи
  • Что такое перцептивная интуиция
  • Как забывать информацию
  • Способы быстрого перемножения двухзначных чисел
  • Ссылки на познавательные сайты с интересными статьями и играми для развития интеллекта (на англ. языке)

Можно ли в итоге стать гением, если очень захотеть? Ответ кроется в цитате Калвина Купиджа:

«Ничто в мире не заменит упорства. Талант не заменит — талантливые неудачники встречаются на каждом шагу. И гений не заменит — словосочетание „непризнанный гений“ давно стало именем нарицательным. И образование не заменит — мир полон образованных отщепенцев. Только упорство и решительность всесильны».

Так что, как вы планируете тренировать свой мозг? IQ-тесты? Wikium? Lumosity? Данетки? Учить стихи? Поделитесь в комментариях, как вы развиваете свой интеллект.

Рецензии — 6

Если у книги больше авторов, чем один, то на нашем сайте они выстраиваются по алфавиту, причем не фамилий, а имен, поэтому создается впечатление, что мадам Кристина Лоберг здесь заправляет бал. Это не так, Лоберг — журналистка, которая помогает авторам-непрофессионалам писать книги. А главная скрипка в этой книге — Майк Байстер.

Он известен в США, как человек-арифмометр и создатель авторской системы тренировки мозга, которую назвал «Брейнетика». Как раз с основами этой программы он и пытается познакомить читателей в своей книге. Таким образом, труд Байстера претендует на статус пособия по развитию мозга и тренировки памяти. Претендовать-то он претендует, но получается не совсем так, как ожидает настроенный на быстрые и позитивные изменения своего умственного аппарата, читатель.

А причиной тому формат, выбранный авторами. Возможно, на нем настояла опытная журналистка, которая «знает» как писать популярный нон-фикшн, но, право, не стоило. Дело в том, что вместо сухого, но конкретного учебника, заполненного упражнениями, схемами, а главное, жестко методически структурированного, получилась игривая биография автора с эпизодическими отступлениями «о главном». У читателя так и не выстраивается четкой и последовательной стратегии по освоению предлагаемых упражнений, а это ведет к потери инициативы и разочарованию.

Но все же, чуть подробнее об этом издании. Текст разбит на три большие части. Первая, как и следовало ожидать — вводная, в которой читатель знакомится с основами работы мозга и функционирования памяти. По ходу всей этой части рассыпаны заманчивые обещания, что может дать предлагаемая система, но так, как часть довольно большая, начинаешь раздражаться — да когда же начнется, наконец, обучение?

Начинается оно во второй части, но снова, как я уже писал выше с постоянными отступлениями о том, как автор там или еще где-то демонстрировал свою уникальность и гениальность. Да и часть тоже называется нескромно: «Овладение шестью навыками гения». Если кому интересно, то речь идет о внимании, концентрации, запоминании и хранении данных, систематизации, нестандартном мышлении и забывании. Каждому качеству посвящена отдельная главка, в которой дается пара-тройка упражнений или игр. А мне, кажется, чтобы научить владению такими серьезными навыками нужно не по главке им посвящать, а целые книги.

Читайте также:  Школа мерчандайзинга. Выпуск 2. Навигация в торговом зале

Наконец, третья часть — «Дополнительные инструменты и ресурсы» является своеобразным сборником различных мнемонических ухищрений и лайфхаков, с помощью которых можно удивить друзей и знакомых, продемонстрировав им свою уникальность. Это, наверное, самая интересная часть, но не в плане удивления окружающих, а в том, что именно здесь собраны приемы, которые читатель, если он не потерял интерес, самостоятельно может использовать для развития своих мнемонических способностей. Но, повторюсь, план работы придется разрабатывать самостоятельно, потому что автор сколько-нибудь действенной методики не дает.

Рецензия написана в рамках игры «Несказанные речи«

Если у книги больше авторов, чем один, то на нашем сайте они выстраиваются по алфавиту, причем не фамилий, а имен, поэтому создается впечатление, что мадам Кристина Лоберг здесь заправляет бал. Это не так, Лоберг — журналистка, которая помогает авторам-непрофессионалам писать книги. А главная скрипка в этой книге — Майк Байстер.

Он известен в США, как человек-арифмометр и создатель авторской системы тренировки мозга, которую назвал «Брейнетика». Как раз с основами этой программы он и пытается познакомить читателей в своей книге. Таким образом, труд Байстера претендует на статус пособия по развитию мозга и тренировки памяти. Претендовать-то он претендует, но получается не совсем так, как ожидает настроенный на быстрые и позитивные изменения своего умственного аппарата, читатель.

Быстрый путь к мастерству: как овладеть любым навыком

Пытаетесь овладеть новыми навыками и улучшить имеющиеся?
К сожалению, многим из нас процесс обучения кажется медленным, утомительным и болезненным. Но вот хорошая новость: существуют несколько методов, основанных на знаниях о мозге, которые помогут вам овладеть новыми навыками и отточить их куда быстрее. Вот три из них.

1. Воспользуйтесь «эффектом паузы»
Приобретение навыков — это не событие, это процесс. Если вы действительно хотите овладеть новым навыком, гораздо лучше тратить по немногу времени в течение длительного периода, чем большое количество времени единоразово. Это то, что исследователи называют «эффектом паузы»: развитие навыков происходит лучше, когда обучение разнесено во времени.

Вы, наверное, думаете: «Но подождите, не займет ли это больше времени?» Не обязательно. Поскольку эффект паузы улучшает обучение, растягивание вашего учебного процесса на определенный период времени уменьшает вероятность того, что неделю, или месяц, или год спустя вам придется возвращаться, чтобы освежить что-то в памяти (или начать заново). С конца XIX века психологи (и все, кто когда-либо готовился к экзамену) знали, что одно из самых больших препятствий для обучения — это забывание. Таким образом, как ни парадоксально это звучит, немного больше терпения в краткосрочной перспективе помогает сократить общее время обучения в долгосрочной перспективе.

2. Тренируйте свои базальные ядра
Большинство из нас в процессе работы над своими навыками концентрируются на попытках все понять. Это может показаться достаточно разумным, но наука показала, что хотя понимание имеет важное значение для повышения мастерства (его трудно улучшить, когда вы не знаете, как это сделать), его недостаточно, чтобы овладеть умением. Превращение любых приобретенных знаний в реальный навык требует привлечения части вашего мозга, сильно влияющей на обучение и движение и известной как «базальные ядра».

Существует две вещи, которые вам нужно знать о базальных ядрах. Во-первых, они учатся медленно. В отличие от других областей мозга, таких как неокортекс, который имеет дело с исполнительными функциями мозга и быстро учится, базальным ядрам нужно гораздо больше времени, чтобы впитать новый опыт и информацию. Во-вторых, они учатся, постоянно повторяя поведение. Например, обучая дочь езде на велосипеде, вы можете за несколько минут объяснить, как управлять велосипедом и крутить педали. Но, несмотря на то, что концептуально она понимает, как управлять велосипедом, ее первые попытки, вероятно, будут неудачными. Почему?Потому что катание на велосипеде, как и все навыки, требует тренировки базальных ядер, которым нужно повторение и практика.

По мере того, как вы пытаетесь овладеть навыком, намеренно повторяйте практические занятия: потерпеть неудачу, адаптироваться и повторить попытку. Именно этот процесс позволит вам отработать навык и в конечном итоге добиться компетентности. Ведь когда дело доходит до тренировки базальных ядер, повторение становится ключевым моментом.

3. Не слишком усердствуйте с
концентрацией
Чтобы усвоить способ овладения новыми навыками, нужно учесть один решающий фактор, которому многие из нас не уделяют достаточного внимания: это внимание. Человеческое внимание сложное, и многие факторы влияют на то, насколько внимательны мы можем быть в тот или иной момент. Тем не менее, есть как минимум один способ улучшить вашу способность концентрировать внимание, и он удивительно прост: просто не пытайтесь концентрироваться больше, чем это обычно у вас получается.

Если вы обнаружите, что отвлекаетесь во время обучения, возьмите паузу, а затем разбейте процесс обучения на более короткие сегменты. Это называется «микрообучение», а нейробиолог Джон Медина охарактеризовал эту концепцию «правилом 10 минут». Его исследования показывают, что способность мозга уделять чему-то внимание обычно падает до нуля примерно через 10 минут. Поэтому попробуйте концентрироваться не на развитии навыков, а на многочисленных коротких сессиях. Это поможет вам полностью решить задачу и получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Кроме того, все это гарантирует, что вы будете использовать эффект паузы и избежите дальнейшего забывания.

Эти правила не особенно сложны, но реальность такова, что мы часто ведем себя так, что мешаем мозгу овладеть определенным навыком. Короткие, целенаправленные импульсы повторяющейся практики могут показаться неэффективными, когда вы расписываете все эти учебные занятия в своем календаре. Но с точки зрения вашего мозга это самый быстрый путь к мастерству.
Источник: Дневник успеха

Ссылка на основную публикацию