Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как открыть издательство

Бизнес-идея открытия издательского дела

  • 1 С чего начать организацию бизнеса на издательском деле
  • 2 Издание книг
  • 3 Издание периодической печати
  • 4 Издание электронных книг
  • 5 Издание мини-игр
  • 6 Сколько денег нужно для старта бизнеса
  • 7 Сколько можно заработать
  • 8 Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса
  • 9 Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса
  • 10 Какие документы нужны для открытия издательства
  • 11 Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса
  • 12 Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса
  • 13 Новичку в издательском бизнесе

Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире.

Годы перестройки внесли свой неблагоприятный вклад в этот процесс, но в настоящее время хорошая книга имеет большое количество почитателей.

Издательский бизнес может быть вполне успешной и прибыльной бизнес-идеей .

Особенность бизнеса заключается в том, что он является интеллектуальным, выполняет просветительские и даже социальные функции.

Человек, решивший начать этот бизнес, будет преуспевать в своей деятельности, если он не только умеет считать деньги, но и хорошо ориентируется в бескрайнем море разнообразной литературы, знаком с издательским рынком, имеет связи с хорошими авторами.

С чего начать организацию бизнеса на издательском деле

Каждый предприниматель должен выбрать свою сферу, особенно если речь идет о некрупном издательстве.

Только большое предприятие может позволить себе роскошь быть универсальным. Важно не ошибиться в выборе своей ниши.

Это может быть специальная, учебная, остросюжетная, детская литература, трудовые книжки или другие спец-бланки как в этой компании.

Самое главное — издатель должен хорошо ориентироваться в выбранном направлении, его материале, знать аудиторию, ее возможности, вкусы и интересы.

Очень важно хорошо знать и законодательство по этому вопросу, особенно авторское право.

Издание книг

Книгоиздание — это очень важное и интересное, но сложное дело. Оно предполагает деятельность по приобретению авторских прав, поиску новых имен.

Возможно привлечение именитых и раскрученных писателей, но их гонорары по карману далеко не каждому издательству.

Выбирая автора, нужно обратить внимание на его читательскую аудиторию, насколько она широка. Чем больше круг потенциальных покупателей, тем больше может быть прибыль.

Участие в работе хорошего профессионального редактора — это залог успеха, так как он сможет отфильтровать слабые произведения, вычислить перспективного писателя.

Если многообещающий автор найден, есть смысл попытаться с ним заключить эксклюзивный договор либо подписать контракт на перспективу.

Это касается не только художественной литературы, но и любой другой. Трендовые авторы есть и в отраслевой литературе.

Работая с авторами, заключая с ними контракты, издательства могут покупать авторские права на издание какого-либо произведения, а затем перепродавать их более крупной издательской компании.

Крупные издательства редко занимаются поиском и продвижением новых талантов, они издают произведения раскрученных авторов.

Начинающие же компании вынуждены этим заниматься, а найдя перспективного писателя, продают его крупной издательской фирме.

Прибыль от продажи автора может быть выше, чем от реализации его книг за год.

Занимаясь издательским бизнесом, нужно разбираться и в работе типографии, но совсем не обязательно иметь свою.

Можно работать с одним или несколькими предприятиями, занимающимися оказанием типографских услуг.

Издание периодической печати

Издание книги достаточно длительный процесс, но она и существует долго.

Совсем другое дело — выпуск периодической печати: газет, разного рода журналов.

Если учитывать специфику печатных периодических изданий, то этот процесс кратковременный, но не менее сложный.

Информация должна быть актуальной и представлена в очень короткий временной период.

Есть огромная масса людей, которые привыкли начинать свой день с чтения газеты, журнала, поэтому тираж имеет значение. Но основную часть прибыли издательства получают за счет размещения рекламы .

Лишь немногие периодические издания могли бы обойтись без нее только благодаря тиражам, но они не упускают свой шанс и так же размещают рекламу.

Рекламодатели предпочитают глянцевые журналы. Эти издания очень популярны.

Если изданием глянцевого журнала занимается профессиональная команда, состоящая из умного редактора, талантливого фотографа, успешного дизайнера и других профессионалов, то высокие прибыли предсказуемы.

Издание электронных книг

Электронная книга — эквивалент бумажного издания. Она читается с использованием гаджетов и представляет собой файл.

Их продажа осуществляется издателями или через интернет.

При организации этого бизнеса не нужно работать с типографиями, книжными магазинами.

Издание мини-игр

Мини-игры — это новый и сравнительно молодой сегмент издательской деятельности.

Все издательские фирмы, занимающиеся их подготовкой, действуют по одному алгоритму: придумывается сюжетная линия, создаются герои, пейзажи, затем к работе подключаются программисты, которые завершают работу.

Игры для гаджетов публикуются в интернет-магазинах и каталогах. Продукция для социальных сетей и сайтов продается игровым порталам, которые в свою очередь выставляют ее на продажу либо дают возможность скачивать бесплатно.

Изданием игр чаще всего занимаются молодые и продвинутые программисты, которые хорошо знают данный сегмент рынка, его интересы и возможности.

Этот вид издательского бизнеса постоянно развивается, имеет хорошие перспективы и достаточно успешен.

Начиная издательский бизнес, необходимо четко сформулировать его концепцию и придерживаться ее.

Сколько денег нужно для старта бизнеса

Решив заняться издательским делом надо учитывать, что книгоиздательство не кредитуется банками, и поэтому нужно будет рассчитывать либо на собственные средства, либо на инвестиции. К тому же, издательская деятельность – бизнес с высокими рисками. В чем они заключаются? В первую очередь не всегда востребованы бывают книги, выпущенные издательством. Также авторы, которым, как правило, выплачивается аванс не всегда выполняют свои обязательства. Легче всего начинать с выпуска кроссвордов, календарей и т.п. Такой бизнес не принесет большой прибыли, но окупиться гораздо быстрее.

Если вы решили открыть небольшое издательство вам будет достаточно 650-700 тыс. рублей. Выпуск электронных и аудиокниг обойдется дешевле.

Сколько можно заработать

Наилучший вариант на сегодняшний день – выпуск небольшого журнала плюс электронные книги. Преимущество в том, что журнал может, кроме всего прочего, получать доходы от рекламы. В среднем же, на книге тиражом 5 000 экз. как правило, можно заработать до 80 000 рублей. Есть еще одна интересная вещь — Print-on-Demand- издание по требованию. Она предполагает издание книги только в том случае, если заказ уже поступил, то есть у издателя не существует никаких рисков, что книга не будет реализована. Система широко используется на Западе, но в России к ней прибегают немногие издательства.

Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса

Если вы будете работать с типографией или крупными издательствами, для бизнеса подойдет то же оборудование, что и для обычного офиса: компьютеры, оргтехника, телефоны, столы, стулья.

Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса

Код ОКВЭД нужно будет указывать в зависимости от того, какой конкретно деятельностью вы будете заниматься. Подойдут следующие ОКВЭД:

22.1 — Издательская деятельность;

22.13 — Издание журналов и периодических публикаций;

74.40 — Рекламная деятельность;

22.15 — Прочие виды издательской деятельности.

Какие документы нужны для открытия издательства

В первую очередь нужно будет зарегистрировать деятельность, выбирая ИП или ООО. Также потребуется пакет документов, связанный с арендой помещения. Еще нужно будет заполнить заявление о регистрации средств массовой информации (если будет выпускаться журнал или другое периодическое издание) в Роскомнадзоре. В этом случае нужно ознакомиться с законодательными документами в области СМИ.

Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса

Оптимальный вариант для бизнеса УСНО. То есть вам придется выплачивать 15 процентов с налогооблагаемой базы «доходы», или 15% с базы «доходы минус расходы».

Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса

Поскольку издательский бизнес относится к высокорискованным, большой конкуренции в нем не наблюдается. К тому же, с 2002 года отменено лицензирование издательской и полиграфической деятельности. Никаких специальных разрешений для ведения бизнеса не нужно, и рынок практически не контролируется государством.

Новичку в издательском бизнесе

Ответить Отменить ответ

Лучшие бизнес-идеи 2020 года

Новый бизнес план доходного дома – 5 отличий на рынке в 2020

andrewmerkulov

🔹 Андрей Меркулов
🔹 Гора IGTV и опыта
🔹 Покупаю и продаю источники дохода
👇 Материалы для подписчиков:

Издательство

Издательский бизнес интересен не только как способ зарабатывания капитала, но и в качестве социального проекта. Если несколько десятилетий назад это направление включало в себя только издательство газет и журналов, то сегодня это и электронная литература, и создание многочисленных информационных приложений для мобильных устройств. Чем интересен этот проект, с чего нужно начинать и на что обратить внимание – вы узнаете из этой статьи.

Читайте также:  Требования к страховым медицинским экспертам ужесточат

Это важно

Если вы решили заняться издательством, определитесь, в каком направлении вы будете работать и для какой целевой аудитории панируете издавать литературу, как будете ее реализовывать. По статистике, наибольшей популярностью в нашей стране пользуется остросюжетная и учебная литература, дальше – детская.

Если вы делаете первые шаги в издательском деле, охватить все направления вряд ли выйдет. В основном, этим занимаются крупные издатели с большим штатом сотрудников и наработанными стратегиями. Идеальным вариантом будет выбрать одно направление, в котором вы лучше всего ориентируетесь.

Популярностью пользуются книги по психологии, кулинарии, эзотерике. Можете выбрать одну нишу и конкретно в ней составить конкуренцию даже крупному издательству.

Несмотря на то, что проект не требует много вложений на начальном этапе, рассчитывать вам нужно на свои финансы. В связи с тем, что этот бизнес имеет много рисков, банки практически не кредитуют его. Ведь книга, выпущенная издательством, не всегда находит своего читателя и может оказаться невостребованной. А автор может не сдать книгу своевременно, увеличив период окупаемости предприятия.

Важный момент и самая сложная задача для новичка – поиск авторов. Известные авторы имеют контракты с крупными издателями, и перебить их затруднительно. Заключая договор с малоизвестными авторами, вы рискуете: книга может «выстрелить», а может обернуться провалом.

В крупные издательства приходят тысячи рукописей (причем к вам, скорее всего, пойдут те, которых уже отбраковали крупные издатели). Выбрать ту, что действительно заслуживает внимания, непростая задача.

Основные этапы

Чтобы грамотно начать бизнес и получать прибыль, обратите внимание на основные этапы его становления.

  1. Определение целевой аудитории и выбор направления.
  2. Создание бренда, логотипа, названия будущего издательства.
  3. Поиск финансов. Если личных накоплений недостаточно, возможно привлечение к проекту частных инвесторов или заключение контракта с крупным издательством. Такие отношения достаточно распространены на рынке, и они выгодны обеим сторонам. Начинающий издатель выступает в качестве подрядчика, выполняя основные работы, получая при этом финансирование, а реализацию литературы осуществляют через дистрибьюторскую сеть. Полученная прибыль делится в соответствии с контрактом.
  4. Регистрация предприятия. Необязательно регистрировать юридическое лицо на начальном этапе, достаточно оформить свидетельство ИП. В этом случае вы сэкономите и на ведении бухгалтерского учета, так как при упрощенной системе налогообложения необязательно вести его в полном объеме.
  5. Подбор персонала. Необязательно начинать деятельность с полным штатом. Основную работу по изданию книги берут на себя типографии. Самая важная кандидатура для вашего бизнеса – редактор, который сможет правильно выбрать нужную книгу для издания. Второй человек, необходимый для продвижения проекта, – специалист по продажам. В его функции входит продвижение книги на рынок. Если есть такая необходимость, в штат сотрудников можно включить: переводчиков, дизайнеров, корректоров.
  6. Создание сайта, где размещается вся информация о деятельности фирмы.
  7. Приобретение права на перевод и заключение соответствующих договоров.

Расходы, которые обязательно вас коснутся при создании издательского бизнеса, – регистрация фирмы, сайта, домена, приобретение прав на перевод, оплата труда специалистов, реклама.

Издательский бизнес сегодня

Современное представление об издательском деле сильно изменилось. Помимо обычной литературы, можно заработать на выпуске электронных книг или аудиокниг.

Электронная литература находится на стадии развития, но уже приобрела популярность, в том числе среди молодежи. Издателю проще реализовать книги такого формата через интернет-магазин. Себестоимость такой книги намного ниже, так как не требуются услуги типографии.

В итоге

Издательский бизнес – одно из самых сложных и непредсказуемых направлений бизнеса. Чтобы браться за него, необходимо четко осознавать, для чего вам это нужно и чего вы хотите добиться. Для быстрой прибыли займитесь изданием календарей, книг с рецептами и кроссвордами. Это не дает больших денег, но окупается быстро и начинает приносить доход в скором времени.

Книгоиздание значительно сложнее, но, если вы найдете свою Джоан Роулинг или Бориса Акунина, результат будет потрясающим.

Как организовать издательский бизнес

Видов частного бизнеса множество – и совсем простых, вроде торговли семечками, и сложных, основанных на инновациях. Но существует особый род предпринимательской деятельности, совмещающий интеллектуальный труд, просветительское благородство и зарабатывание денег. Занимаясь изданием газет, журналов, книг или электронных приложений, можно не только извлекать материальную прибыль, но и получить интереснейший круг общения.

Как и в любом бизнесе, чтобы преуспеть в издательской деле, нужно обладать способностями к коммерции и ориентироваться в ситуации на рынке. Кроме этого, необходимо здраво оценивать свои возможности и понимать сложность этого занятия.

Начинать, как обычно, нужно с регистрации индивидуального предпринимательства или общества с ограниченной ответственностью. Выбор формы хозяйствования зависит от ваших планов. Если вы планируете работать с крупными суммами денег и серьезными организациями, выбирайте ООО. Если собираетесь организовать газету или журнал, достаточно ИП.

Книжное издательство

Книгоиздательство – дело почетное и интересное, но непростое. Прежде всего, вы просто обязаны быть начитанным человеком и хорошо ориентироваться в литературных направлениях и новинках. При этом вам нужно разбираться в тонкостях законодательства и понимать механизмы работы книжного рынка. Еще одна сфера, в которой вы должны разбираться – работа с типографиями.

Но и это еще не все. Чтобы стать успешным книгоиздателем, вам необходимо издавать книги, которые будут охотно покупать. А для этого хорошо бы иметь личные знакомства в писательской среде или, по крайней мере, иметь связи в компаниях, которые могут помочь с получением крупных заказов. Как мы уже говорили, дело это совсем непростое, но не исключено, что вы станете тем человеком, который откроет миру нового гениального (или хотя бы талантливого) писателя, и войдете в историю вместе с ним. Во всяком случае, вы разбогатеете, продавая его книги.

Электронные книги

Современный вариант книги бумажной – электронная книга, вытесняющая привычные издания с помощью планшетов, компьютеров и мобильных телефонов. Пока эта сфера только зарождается, но экономическая модель этого бизнеса понятна даже самым далеким от новейших технологий людям.

Электронные книги издаются в виде файла, который продается читателю через издателя или интернет-магазин. Этот вид бизнеса лишен «прелестей» работы с типографиями, дистрибуции, общения с книжными магазинами или сетями таких магазинов с наценками, увеличивающими цены на книги в несколько раз. В результате этих наценок далеко не каждому по карману становится приобретение книг.

Средства массовой информации

Книгоиздательство – занятие непростое, но не терпящее суеты. Книга издается не один день и остается с нами надолго. Совсем другое дело – газеты и журналы (см. «Как открыть свой журнал: издательский бизнес»). Они недолговечны и издавать их непросто, но для людей, выбирающих динамику, они подходят гораздо больше. В издании средств массовой информации действуют иные принципы, хотя значение тиражей никто не оспаривает. Но основная прибыль извлекается из рекламы на страницах издания. Только немногие, сверхпопулярные издания, вроде «Комсомольской правды», могут позволить себе существовать только за счет огромных тиражей, но и они не гнушаются рекламы. Большая же часть СМИ живет за счёт рекламы. Особенно выгодно в этом смысле журнальное издательство – рекламодатели предпочитают глянец, поэтому большие заработки наиболее вероятны здесь.

Правда, издавать журнал сложнее, чем газету. Требования к текстам более высокие, не обойтись без хорошего фотографа, профессионального дизайнера, думающего редактора. Вы понимаете, что люди, обладающие высоким уровнем профессионализма, вряд ли согласятся работать за символическую зарплату. Не надейтесь, что вам удастся обмануть покупателей и читателей вашего журнала, перепечатывая статьи и фотографии из интернета.

Мини-игры

Совершенно новый вид издательской деятельности – мини-игры для мобильных телефонов и смартфонов, сайтов и социальных сетей. В той сфере также очень важно хорошо ориентироваться на рынке и понимать, чего ждут покупатели. Все компании, издающие мини-игры работают по одной схеме: сюжет – создание персонажей и пейзажей – соединение этих частей с помощью программистов.

Дальнейшее продвижение продукта может разниться. Игру для мобильных телефонов обычно публикуют в интернет-магазинах или каталогах, где пользователи имеют возможность ознакомиться с игрой и скачать её. Если игра предназначается для интернета, её продают в игровые порталы, занимающиеся скупкой игр и предоставлением их покупателям, возможно, бесплатно. Издатели игр почти всегда молодые программисты с амбициями, досконально знающие рынок, что и позволяет им добиваться успехов.

Читайте также:  В каких странах нет пенсии по старости и где пенсия самая большая?

Как открыть свое издательство

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок — издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» — рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой — книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия — страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

Инвестиции

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство — высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства — обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса — все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибьюторскую сеть.

Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа — выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т.д.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская и подростковая и по 7-8% — фантастика и фэнтези, современная проза и бизнес-литература. Из структуры рынка видно, что нехудожественная литература — шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает в основном детские книги, BBPG — только книги по вину, «Армада» — только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов — возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс.

Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков — издателя и автора. Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором. Тандем оказался успешным. А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору — Паоло Коэльо.

Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше — один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один — это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам — человек номер два.

Но я не случайно говорил, что издательский рынок очень специфический. Да, крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем сегодня нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

Дистрибьюция

Больших средств, как я говорил, издание книги не требует. Производство занимает немного времени — от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем три-четыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка — отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибьюторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибьютор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж — в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Читайте также:  Переговоры с должником

Оптимальный выход — заняться продвижением собственной книги самому. Лучше вас этого никто не сделает. Некоторые мои знакомые, пробовавшие себя в издательском бизнесе, оказались весьма успешны благодаря тому, что во главу угла они ставили вопрос реализации: налаживали контакты с ритейлерами, договаривались о поддержке своих книг рекламными материалами и т.д. Убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т.д. К счастью, в отечественной книжной рознице нет практики брать деньги за место на полке, поэтому самостоятельное продвижение будет стоить копейки.

Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Могу сказать по собственному опыту: продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичными экземплярами.

Риски

Главные риски для издателя — авторы, с которыми он работает. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен.

Например, сделало издательство себе имя на одном авторе. С одной стороны, для издателя это хорошо — не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т.д. С другой — издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т.д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10-12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером — автор известный, сюжет интересный, язык хороший. А продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет.

Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

Олег Новиков, издательство «Эксмо»
Источник: Газета «Бизнес»

Издательский бизнес почти с нуля

Автор идеи: Владимир Дворецкий aka Хитрый Чен

Что входит в понятие «Издательский бизнес»

Издательский бизнес начинался с издания книг и газет, но сейчас он этим не ограничивается. Почти всё то, что сейчас называется «шоу-бизнес», выросло из издательского бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что в этой статье в основном имеется ввиду классическое литературное издательство, принципы применимы и к студиям звукозаписи, и к кинокомпаниям, и даже к «контент-провайдерам».

Если отбросить всё лишнее, то издательский бизнес – это:
1. Поиск авторов и покупка авторских прав на произведения авторов.
2. Создание из произведения автора товара.
3. Продажа товара (произведений).
4. Раскрутка и продажа авторов.

Если с первыми тремя пунктами всё ясно практически сразу, то последний требует некоторых комментариев.

В издательском бизнесе есть две бизнес-модели:
1. Продажа товара
2. Продажа авторов

Эти две модели редко когда существуют в чистом виде. Чаще всего они сочетаются. Но вот какая особенность в сочетании этих моделей. Крупные издательства («мейджоры») работают в основном по первой модели – берут раскрученных авторов и штампуют их произведения. Редко когда они раскручивают новых авторов. Мелкие же издательства в основном вынуждены работать как раз с начинающими авторами – ищут таланты и продают их «мейджорам». И иногда продажа автора может принести прибыли больше, чем прибыль от продаж произведений за год.

Почему этот бизнес можно начать с нуля

Сразу скажу, что политика «мейджоров» недоступна для семейного бизнеса (ну, если это только не семья Бориса Николаевича). А вот открыть небольшое издательство можно с минимальным начальным капиталом. Правда, при этом придётся много потрудиться. Если же начальный капитал есть, то можно сэкономить усилия. Впрочем, это относится ко всем стартам.

Для того, чтобы открыть издательство с нуля, вам нужно:

1. Компьютер с выходом в Интернет и хотя бы одним издательским пакетом (для начала может быть даже Word и PDFMaker).
2. Телефон/факс.
3. Один-два человека.
4. Некоторая небольшая сумма денег (на аванс автору и услуги типографии).

Что желательно, но необязательно:

1. Место для временного складирования тиража. При определённой сноровке (или хорошо поставленной логистике) можно обойтись и без него – придержать тираж в типографии с вывозом из типографии прямо к оптовику и т.п. (В гараже книги лучше не хранить). Но на всякий случай, пока логистика не отлажена, место быть должно.
2. Собственный автотранспорт. Для перевозки небольших тиражей вполне подойдёт ВАЗовская четвёрка. Но лично я предпочёл бы либо услуги специализированной кампании, либо доплатить типографии за доставку.

Что не нужно для начинающего издательства

1. Собственная полиграфическая база (у аутсорсера всё равно будет дешевле).
2. Представительский офис (если очень будет нужно произвести впечатление, то переговорные комнаты в
бизнес-центрах сдаются по часам).

Что делать с авторами

Авторов у нас – каждый второй, не считая каждого первого. Поэтому после небольшой рекламной кампании в издательстве появится «самотёк» — присланные произведения. Присылать будут как по электронке, так и обычной почтой (да, такие маньяки ещё остались – печатают на машинке и присылают заказной бандеролью!) И вам потребуется не столько искать авторов, сколько ставить «фильтры». И здесь на первое место выходит личность редактора. Даже Редактора. Это самый главный человек в издательстве. Именно он должен отсечь откровенную халтуру, отфильтровать «середнячков» и выцепить из самотёка потенциальный шедевр.

Как только появляется откровенный талант, его жизненно необходимо посадить на эксклюзивный контракт. Он понадобится, чтобы «перепродать» автора. Если эксклюзивный контракт не подписывается, то хотя бы заключитесь на несколько книг вперёд – сможете неплохо заработать.

Сказанное выше применимо не только к художественной литературе, но и к любой другой – специализированной, литературе по хобби, гороскопы и т.п. Даже среди этих авторов существуют свои звёзды.

Если авторов всё-таки нет

Как сказано чуть выше, такого быть не должно. Но если вдруг случилось – обратите свой взор к классике. Классика неплохо покупается (особенно если близится выход фильма или сериала по классическому произведению, как это было с «Идиотом»). А самое главное достоинство классики – отсутствие необходимости покупки прав.

Как работать с розницей

Главный принцип издательства в работе с розницей – не работать с розницей. Лучше месяц уговаривать оптового клиента и получить заказ на 1000 экземпляров, чем потратить день на точку и, получив отказ в половине случаев, за месяц набрать заказов на 150 экземпляров.

Берите пример с промышленности. Аналогия – 100%. Издательство = завод. Завод редко когда договаривается с розницей. Старайтесь действовать только через оптовиков. А если интересуют данные о продажах в конкретных точках – покупайте данные у тех же оптовиков со своими розничными сетями.

Ссылка на основную публикацию