Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Тема 5 Организация работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности

Налоговый Кодекс РФ предоставляет налоговым органам пра­во принудительного взыскания сумм налогов как за счет денежных средств, так и иного имущества налогоплательщика. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется путем обращения взыска­ния на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа пу­тем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщи­ка, инкассового поручения на списание и перечисление в соответ­ствующие бюджеты, необходимых денежных средств со счетов нало­гоплательщика.

Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федера­ции при недостаточности или отсутствии денежных средств на сче­тах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах нало­гоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура принудительного взыскания налоговым органом на­логов и сборов включает в себя ряд последовательно производимых операций, в том числе обращение взыскание на имущество налого­плательщика как способ принудительного взыскания налогов может быть применен в случае, когда невозможно взыскание за счет денеж­ных средств налогоплательщика и это обстоятельство подтверждено платежным документом, отозванным из кредитного учреждения с отметкой о невозможности его исполнения в связи с отсутствием на счете плательщика денежных средств.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено не­сколько самостоятельных способов взыскания задолженности по на­логам и сборам: взыскание налога за счет денежных средств, находя­щихся на счетах налогоплательщика в банке; взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика; взыскание налога в судебном порядке. По смыслу положений НК РФ каждый из перечисленных способов носит самостоятельный характер и не может применяться одновременно с другими мерами по взысканию задолженности.

Процедура принудительного взыскания задолженности по на­логам:

1. Направление требования об уплате налога, сбора, пени.

1.1. Налоговая инспекция не вправе принимать решение о при­нудительном взыскании сумм задолженности, не направив требова­ние об их уплате налогоплательщику. Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное из­вещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности упла­тить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответ­ствующие пени.

1.2. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, является неисполнение в установленный срок вынесенного налоговым органом и направленного налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 6 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномочен­ному представителю) организации или физическому лицу (его за­конному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получе­ния требования, указанное требование направляется по почте заказ­ным письмом.

1.3. Несоответствие требования положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого в порядке статьи 46 Кодекса.

1.4. Несоблюдение срока направления требования не лишает
налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Фе­дерации требование об уплате налога должно быть направлено нало­гоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование, выставляемое по результатам налоговой проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса Решение о взыскании налога за счет денежных средств принимается после срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истече­ния срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыс­кании, принятое после истечения указанного срока, считается недей­ствительным и исполнению не подлежит. Согласно статье 70 Кодек­са требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления сро­ка уплаты налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисле­ния срока на принудительное взыскание налога и пеней.

1.5. Налоговый кодекс не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов и пеней.

1.6. Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность направления налогоплательщику уточненного требования в случае изменения обязанности по уплате налогов и сборов. Частичная уплата налогов не является обстоятельством, свидетельствующим об изменении налоговой обязанности.

1.7. Требование об уплате налога и соответствующих пеней направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка их принудительного взыскания.

1.8. В случае пропуска срока для взыскания налогов (сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возмож­ность для принудительного взыскания пеней, начисленных на на­званную задолженность.

2. Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения требования налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на его расчетных счетах в банках. Взыскание производится по реше­нию налогового органа путем направления инкассового поручения в соответствующие банки.

2.1. Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств должно доводиться до сведения налогоплательщика в срок не по­зднее 5 дней после его вынесения. Неисполнение данной обязаннос­ти не влечет безусловного признания соответствующего решения налогового органа недействительным.

2.2. Направлению инкассового поручения в банк должно пред­шествовать вынесение налоговым органом решения о взыскании на­лога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

2.3. Налоговая инспекция вправе выставить инкассовое поручение на взыскание задолженности по налогам в пределах сумм, указанных в решении о бесспорном взыскании необходимых денежных средств.

3. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика в судеб­ном порядке.

В случае нарушения налоговым органом установленного пунк­том 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться с заявлением в суд о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

4. Взыскание налога, сбора, пени за счет иного имущества нало­гоплательщика-организации.

4.1. До обращения взыскания налогов (сборов), пеней за счет иного имущества налогоплательщика налоговая инспекция должна принять меры к взысканию задолженности за счет денежных средств, нахо­дящихся на счетах в банках.

4.2. Несоблюдение порядка взыскания задолженности по нало­гам и пеням за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах, является основанием для признания недействительным ре­шения налогового органа, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

4.3. Постановление налоговой инспекции об обращении взыска­ния недоимки за счет иного имущества налогоплательщика может быть обжаловано в арбитражном суде как ненормативный акт.

4.4. У налогового органа отсутствует право обращать взыскание задолженности по налогу и пени на имущество учреждения, закреп­ленное за ним на праве оперативного управления и находящееся в федеральной собственности.

4.5. Налоговые органы обязаны соблюдать требования НК РФ к оформлению постановления о взыскании недоимки за счет имуще­ства организации. В противном случае допущенные нарушения мо­гут стать причиной признания данного постановления недействи­тельным.

Так, в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должна быть указана дата принятия и номер ре­шения руководителя о взыскании налога за счет имущества.

5. Банкротство недоимщика и списание задолженности, без­надежной ко взысканию.

Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется в За­коне о банкротстве (ст. 2) путем указания на его существенные чер­ты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т. е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные плате­жи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспо­собности должника трансформируется в несостоятельность (банк­ротство) только после того, когда арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкрот­ства, в том числе в порядке банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:

а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности;

в) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы (имущество налогоплательщика-банкрота, за счет которого должны погашаться требования кредиторов).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной по основаниям, уста­новленным статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федера­ции, принимается на основании следующих документов:

а) выписки из Единого государственного реестра юридических
лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;

б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задол­женности индивидуального предпринимателя, признанного несостоятель­ным (банкротом), принимается на основании следующих документов:

а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

б) копии решения арбитражного суда о признании должника
банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

в) справки налогового органа по месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию;

г) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9173 — | 7316 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГО-ВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Основные причины возникновения налоговой задолженности: неспособность работать в условиях рыночной экономики, нежелание платить налоги, несовершенство налоговой системы, нефинансирование государственных заказов, и др.

Читайте также:  Производство и продажа шариковых ручек

Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную, специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы [6].

При этом налоговую задолженность стоит рассматривать как понятие «совокупная задолженность, состоящая из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, взыскиваемая службой судебных приставов; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства [7].

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

По мнению начальника отдела департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Мешкова Р. [6], механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную (см. рис. 1).

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [5]. Кроме того, предусмотрен также метод зачета излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Методы и инструменты обеспечительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Недостаточно четкая законодательная проработка процедуры применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора [4]. Например, налоговые органы в 2002 — 2009 гг. данную форму обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов фактически не применяли.

Безусловное требование государства — это обязанность платить налоги, которая распространяется на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы — начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [8].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы — принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности:

  • инкассовые поручения банку на бесспорное списание со счетов налогоплательщика суммы задолженности в бюджетную систему;
  • решение о взыскании за счет имущества путем передачи в службу судебных приставов постановлений налоговых органов, согласно ст. 47 НК РФ, судебных приказов и исполнительных листов;
  • процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Оценим уровень и динамику налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 — Динамика налоговой задолженности юридических лиц в Тюменской области (тыс. руб.)*

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего.

— возможная к взысканию задолженность

— задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

*Источник: данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод: задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 4074829 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивается на 7 — 8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% [5].

В связи с ростом совокупной задолженности по налоговым обязательствам в бюджет Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Результаты реализации механизма урегулирования налоговой задолженности представлены на рисунках 2 и 3.

Из данных представленных на рисунках видно, что за 2010 г. налогоплательщикам направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 10221,5 млн. руб. а за 2009 г. — 9732,2 млн. руб. при этом всего погашено по требованиям 3 722,8 млн. руб. и 3363,9 млн. руб. соответственно. Таким образом, эффективность работы по требованиям об уплате налогов в 2010 г. составила 42,9%, а в 2009 г. 40,5%, т.е. эффективность увеличилась.

Налоговыми органами области за 2010 г. направлено инкассовых поручений на 3715,5 млн. руб., а погашено 1046,2 млн. руб., т.е. эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщиков составила 33,4%, что в 1,8 раза ниже данного показателя, сложившегося за 2009 г.

За 2010 г. направлено банкам 60547 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, что на 27,7% меньше, чем за 2009 г.

Также налоговыми органами Тюменской области за 2010 г. вынесено 18054 постановления о взыскании налога за счет имущества должников в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ на общую сумму 2733,6 млн. руб. По количеству данный показатель больше чем за аналогичный период 2009 г. на 30,1%, по сумме — на 36,8%.

Судебными приставами возбуждено 16 826 исполнительных производств на сумму 2864,5 млн. руб. Эффективность исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ на 01.01.2011 г. составила 15,5%. При этом поступления со счетов судебных приставов составляют всего 26,0 млн. руб. или 0,9% от суммы возбужденных исполнительных производств.

Основную сумму поступлений — 403,3 млн. руб. составляет сумма добровольно погашенной задолженности налогоплательщиками после возбуждения исполнительного производства и после произведения ареста имущества.

Таким образом, в результате принятых налоговыми органами за 2010 г. мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц в бюджетную систему РФ поступило 5233,0 млн. руб., что составило 7,1% от суммы поступивших налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В сравнении с 01.01.2010 г. сумма погашенной задолженности в целом по области снизилась на 3,1%.

Так, в результате применения уведомительно — предупредительной, обеспечительной и принудительной форм реализации механизма урегулирования налоговой задолженности на 1.01.2011 г. по Тюменской области эффективность взыскания составляет 60,3%. При чем, этот результат на 4,7% ниже эффективности сложившейся на 1.01.2010 г. [10].

Методы и инструменты реализации процесса урегулирования задолженности по налоговым обязательствам имеют показательное значение и для оценки эффективности деятельности налоговых органов в данном направлении.

На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Необходимо создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Следующий способ совершенствование работы налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности это создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации — телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности

Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы. Однако эта обязанность не всегда может быть исполнена налогоплательщиком в установленные сроки по причинам как зависящим, так и не зависящим от него. В результате у налогоплательщика формируется задолженность по уплате налогов и сборов.

За период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,5 трлн. руб. В то же время, по сути, любая задолженность может быть урегулирована. К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

добровольное погашение недоимки;
изменение срока уплаты налога и сбора;
взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;
взыскание недоимки за счет имущества;
применение процедур банкротства;
списание задолженности.

Все названные способы применяются в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, законодательством предусмотрены и «смешанные» способы урегулирования задолженности, например ее реструктуризация, когда при условии погашения части задолженности оставшаяся ее часть списывается. Вместе с тем не все перечисленные способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Так, практически не использовался такой способ, как изменение срока уплаты налога и сбора. А списание задолженности юридического лица применялось только в случае его ликвидации или, как уже отмечалось выше, при реструктуризации задолженности.

Изменения в правилах урегулирования налоговой задолженности

Летом 2010 года Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) в Налоговый кодекс были внесены поправки, затронувшие в том числе и практически все указанные выше способы урегулирования задолженности. Поэтому Федеральной налоговой службой разработан и утвержден ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации указанных новых норм НК РФ. Также в связи с принятием указанных поправок существенно изменится порядок работы налоговых органов в сфере урегулирования задолженности.

Читайте также:  Как открыть СТО

Направление требований об уплате налогов по ТКС

В отношении добровольного погашения недоимки изменения коснулись процедуры направления требования об уплате налога. Теперь данное требование может быть направлено по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, срок, в течение которого требование должно быть исполнено, изменен с 10 календарных дней на 8 рабочих дней, что в ряде случаев увеличивает период времени для исполнения налогоплательщиком названных требований.

Законом № 229-ФЗ также предусмотрено, что требования к банку о перечислении налогов в бюджетную систему РФ (в случае неисполнения им обязанности по исполнению платежных документов налогоплательщиков об уплате соответствующих сумм налогов) будут направляться по телекоммуникационным каналам связи, что существенно ускорит их получение кредитными организациями.

Предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов

Другим нововведением Закона № 229-ФЗ, влекущим изменение работы налоговых органов, является конкретизация положений НК РФ о предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, а также инвестиционных налоговых кредитов. Низкая налоговая грамотность граждан Российской Федерации нередко становится причиной возникновения ситуаций, когда налогоплательщик, продав свою недвижимость, с изумлением обнаруживает у себя в почтовом ящике уведомление о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц либо требование об уплате этого налога. Как правило, к моменту получения такого уведомления денег уже нет, они истрачены на приобретение нового жилья, строительство дома, долевое участие в строительстве многоквартирного дома и т. д.

Получить вычет в связи с приобретением жилья и компенсировать затраты, связанные с необходимостью уплаты НДФЛ, гражданин сможет только через год, когда подаст соответствующую налоговую декларацию и заявление о предоставлении имущественного налогового вычета. Особенно остро данная проблема встает у малообеспеченных граждан и многодетных семей, где на счету каждый рубль и налогоплательщик практически находится перед выбором: заплатить налог или накормить детей.

Благодаря изменениям, внесенным Законом № 229-ФЗ, появилась возможность помочь таким людям, не загонять их в угол, а предоставить им отсрочку по уплате налога на срок до одного года. Этого срока должно хватить, чтобы получить налоговый вычет либо просто снизить финансовую нагрузку данной семьи, возникшую в связи со значительными налоговыми начислениями.

В указанных выше ситуациях решение должно приниматься оперативно и механизм его принятия должен быть более простым. Поэтому полномочия по принятию решений о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, Федеральная налоговая служба возложила на территориальные инспекции ФНС России.

Что касается юридических лиц, то, используя механизм изменения срока уплаты налога (сбора), налоговые органы будут способствовать развитию регионов, отраслей и отдельных предприятий. Это мощный экономический инструмент, который при умелом и правильном его использовании позволит получить от предприятий-должников не только оплату налоговых долгов, но и увеличение налоговых отчислений в дальнейшем. Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется по решению налоговых органов на срок до одного года либо на срок от одного до трех лет (по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет) по решению Правительства РФ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов (исключение — НДФЛ, уплачиваемый физическими лицами) принимается Федеральной налоговой службой. Для упрощения процесса подачи налогоплательщиками заявления приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ установлено, что такое заявление подается через управление ФНС России по субъекту РФ. Сделано это для того, чтобы облегчить налогоплательщику процесс сбора и подготовки необходимых документов. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате региональных и местных налогов принимается управлением ФНС России по субъекту РФ.

Решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимается инспекцией ФНС России по месту жительства данного налогоплательщика. А если сумма налога с указанных доходов превышает 100 000 руб., решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства налогоплательщика по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту РФ.

Предоставление инвестиционного налогового кредита

Помимо обращения о предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, налогоплательщик может подать заявление о предоставлении ему инвестиционного налогового кредита сроком до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
выполнение организацией государственного оборонного заказа;
осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Решение о предоставлении налогоплательщику инвестиционного налогового кредита принимается:

по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, — ФНС России;
по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам — органами, уполномоченными на это законодательством субъектов РФ;
по местным налогам — управлениями ФНС России по субъектам РФ.
Отметим, что изменение срока уплаты налога является исключительной, а не безусловной мерой по урегулированию задолженности.

Использовать механизмы предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита необходимо только после детального анализа каждого конкретного заявления и только в отношении налогоплательщиков, для которых изменение срока уплаты налога жизненно необходимо, а также при уверенности в возможности погашения задолженности в установленные сроки. При этом изменение сроков уплаты налогов (сборов) не должно препятствовать осуществлению главной функции налоговых органов — наполнению бюджета РФ.

Изменения в процедурах принудительного взыскания налогов (сборов) и списания задолженности

Изменения, внесенные Законом № 229-ФЗ, коснулись и мер принудительного взыскания налогов и сборов. Данные нововведения направлены прежде всего на повышение налоговой дисциплины. Так, исключено ограничение на срок направления в банки поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика. Налоговым органам предоставлено право обратиться в суд с иском о взыскании налогов в том случае, когда пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика согласно статье 47 НК РФ (в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Законом № 229-ФЗ упрощена процедура принятия налоговыми органами решений о списании задолженности по налогам, пеням и штрафам. Теперь не требуется специального постановления Правительства РФ, порядок признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания утверждается приказом ФНС России. Также расширен перечень оснований для списания задолженности в соответствии со статьей 59 НК РФ. Добавлены такие основания, как:

принятие судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Кроме того, в 2010–2011 годах будет списана безнадежная к взысканию задолженность недействующих юридических лиц, это более 200 млрд. руб. Списание задолженности позволит не только уменьшить совокупные размеры задолженности, отражаемые в отчетности налоговых органов, но и провести инвентаризацию задолженности, а также «расчистить» ЕГРЮЛ путем исключения из него недействующих организаций. Если недействующее юридические лицо после списания задолженности вдруг «оживет», материалы о такого рода «привидении» будут незамедлительно передаваться в правоохранительные органы.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что и в дальнейшем совершенствование законодательства в части взыскания задолженности и реализации процедур банкротства будет способствовать снижению объемов просроченной задолженности.

Колташов Г. В.
Начальник Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

Налоговая задолженность

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Читайте также:  Свой бизнес: как открыть собственное СМИ

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Назначение и права отдела по урегулированию задолженностей

Способы начисления налогов, варианты их оплаты нередко сопровождаются спорами между заинтересованными сторонами. В целях предотвращения появления неплатежей и недоимок практически в каждом отделении ФНС имеется специальная структура. Так, например, несложно выделить, чем же занимается отдел урегулирования задолженности в налоговой. Основная его функция ― выявлять неисполненные обязанности перед бюджетом и принимать меры по своевременному взысканию недостающих средств.

Законодательство об урегулировании задолженности

Сотрудники налоговой инспекции, которые следят за поступлением налогов в сроки и в полном объеме, в своей деятельности опираются на действующее федеральное законодательство. Кроме того, представители ФНС должны быть компетентны в части последних изменений в нормативных актах.

Способы начисления и расчетов с бюджетом подчиняются не только НК РФ, но и прочим многочисленным документам. Сюда входят письма Минфина, ФНС, указы и распоряжения Правительства РФ, инструкции, положения и прочая законодательная база.

Разнообразие регулирующих документов, высокая степень частоты редактирования кодексов требует от сотрудников отдела соответствующей степени компетенции. Заняться проблемой урегулирования существующей задолженности нередко под силу лишь специалистам, знакомым с актуальными изменениями. Кроме того, свои требования и доводы инспекторы обязаны обосновать, однако и плательщики вправе представить собственные доводы и объяснения.

Функции отдела

Подразделение, которое следит за полнотой налоговых поступлений, принимает своевременные решения по работе с плательщиками, рассматривается в ФНС как отдел урегулирования задолженности. Основными его задачами следует считать:

  1. Проведение работ по выявлению непогашенных обязательств, рассмотрение причин неплатежей, анализ структуры и динамики оплаты, принятие эффективных мер по устранению задолженности.
  2. Организация мер по принудительному взысканию задолженности. Урегулирование финансовых конфликтов рядом экономических способов, в том числе применение рассрочки, проведение реструктуризации задолженности, предоставление налоговых кредитов.
  3. Обеспечение своевременного пополнения бюджета налоговыми платежами, в том числе при помощи мер принудительного взыскания по устранению просроченных обязательств.

В ИФНС отдел занимающийся урегулированием задолженности плотно работает с налогоплательщиками. По итогам мониторинга состояния организации или предпринимателя, оценивая предоставленную отчетность и анализируя перечисленные платежи, может быть выявлена недоимка или иные случаи нарушения законодательства.

По результатам проверки плательщикам направляется при необходимости направляется требование об уплате налогов. При наличии разногласий служба ФНС предлагает дать пояснения, внести изменения в отчетность. Для получения более подробной информации в высланном документе указывается телефон инспектора, однако уведомить о действиях по результатам запроса необходимо официально в письменном виде или электронно с использованием ТКС.

Также сотрудники районных инспекций уполномочены проводить действия по принудительному взысканию невыплаченных сумм, в том числе замораживать операции по счетам в Сберанке или иных кредитных учреждений. Для того чтобы избежать вероятной процедуры проведения банкротства, рассматривается возможность по реструктуризации налоговой задолженности.

Компетенция специалистов

Отдел по урегулированию долговых обязательств предъявляет некоторые требования к сотрудникам. Внутри подразделения существует некая иерархия, где ответственным назначается начальник отдела. Выдвижение на должность или увольнение происходит в соответствии с приказом руководства ФНС. Прочих специалистов в отдел принимают после согласования с выбранным начальником.

Ответственность за принимаемые решения лежит на руководителе подразделения. В его же функции входит и управление подчиненными. Требования к сотрудникам участка по урегулированию задолженности включают в себя соответствующий уровень экономического образования и стаж работы. ФНС предоставляет возможность для повышения профессиональной квалификации, также периодически проводятся семинары, где участниками обсуждаются последние изменения законодательства.

Государственному инспектору ФНС необходимо знать ряд актуальных действующих нормативных актов, касающихся не только налогообложения, но и правил ведения бухгалтерского учета. На практике нередко возникают конфликты, связанные непосредственно с выбором метода работы предприятия. Разрешение подобных ситуаций должно происходить в рамках действующего законодательства.

Как происходит взыскание долгов с физлиц — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Ссылка на основную публикацию