Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Бизнес: Отмена лицензирования факторинга может привлечь на рынок новых игроков

Факторинг новости рынка

Законодательство факторингу на пользу?

В апреле этого года произошло весьма значительное событие для российского рынка факторинга: в силу вступили поправки в статью 825 ч. II ГК РФ, которые отменили статью 10 Закона «О введении в действие ч. II ГК РФ». Новая редакция предусматривает право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (а это и есть факторинг) в качестве финансового агента, не требуя для этого специализированных лицензий. Как отреагирует на эти изменения рынок факторинга? Пойдут ли изменения на пользу?

До принятия поправок ситуация складывалась так, что на основании статьи 825 ГК РФ договоры факторинга могли заключать банки и иные кредитные институты. Коммерческим же организациям требовалась специальная лицензия на осуществление факторинговой деятельности. Но до текущего момента не были определены как порядок их выдачи, так и орган, уполномоченный выдавать лицензии. Основным законом, регулирующим факторинговые операции, в нашей стране является ГК РФ, а точнее его глава 43 «Финансирование под уступку денежного требования».

Чтобы подробнее разобраться в сути проблемы, попробуем проанализировать несколько законодательных актов, которые действуют на территории РФ и в прошлом противоречили друг другу в вопросе лицензирования факторинга.

Правовая коллизия

Проблема заключалась в несоответствии друг другу норм статьи 825 ГК РФ и Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Финансовому агенту необходимо было получить лицензию на осуществление операций по финансированию под уступку денежного требования. При этом следует отметить, что до сих пор не определен орган, который осуществляет выдачу лицензий. Следовательно, получить лицензию невозможно, потому что просто негде!
Банки и иные кредитные организации оказались в еще более сложном положении, так как имели право заключать договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку подобные сделки кредитные организации вправе совершать в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности».

Вместе с тем Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит каких-либо требований по лицензированию факторинга. В соответствии со статьей 18 указанного закона «федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним». Таким образом , статья 825 ГК РФ не должна противоречить федеральному законодательству о лицензировании.

Лицензирование: плюс или минус?

Коллизия в законодательстве формировала разную правоприменительную практику и, как следствие, вызывала сложности в отношениях между участниками рынка и представителями государственных органов, что значительно ухудшало условия ведения данного вида бизнеса. Во избежание возможных судебных разбирательств коммерческие организации предпочитали предоставлять услуги по финансированию под уступку денежного требования, имея статус кредитной организации.
Причин тому несколько. Во-первых, деятельность банков и кредитных организаций сдерживается экономическими нормативами ЦБ РФ. Во-вторых, это осложняло внедрение новых факторинговых продуктов. В-третьих, появилась противоречивая судебная арбитражная практика в области факторинговых отношений: одни суды признавали легальной деятельность коммерческих организаций, не имеющих статус банка, другие суды не принимали во внимание наличие коллизии в праве. Получается, что в одном случае суд решает — финансовые агенты должны осуществлять деятельность только лишь при наличии банковской лицензии, ссылаясь на статью 825 ГК РФ; в другом случае суд поясняет — лицензия финансовым агентам не требуется, ссылаясь на Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статью ю Закона «О введении в действие ч. II ГК РФ»3.

Исходя из фактов, описанных ранее, можно сделать вывод, что лицензировать факторинговую деятельность нецелесообразно. В пользу этого решения говорит и анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности в РФ, а также практики его применения. Система лицензирования эффективна в том случае, когда она решает задачи защиты прав, свобод и здоровья граждан, обеспечения обороны и безопасности государства или вызвана необходимостью обеспечения безопасности производственных процессов, а эти условия не соответствуют целям финансирования под уступку денежного требования. Кроме того, как показала практика лицензирования отдельных видов деятельности, система не гарантирует возмещения имущественного вреда и не ликвидирует риска его возникновения, поэтому является неэффективной в данной сфере и представляет собой необоснованный барьер для выхода на рынок.

Государственное регулирование

Несомненно, отмена лицензирования является положительным фактором. Но не следует думать, что деятельность в области факторинга не отслеживается государством. Контрольные функции возложены на несколько государственных структур. Работа финансового агента (фактора) сегодня регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового, административного, регулирующего деятельность коммерческих организаций, банковского, уголовного.

Контроль ЦБ — все операции, связанные с денежными расчетами, в том числе операции факторинга, всегда осуществляются через кредитные организации. Последние, в свою очередь, подлежат контролю в рамках действующего банковского законодательства. Следовательно, все денежные расчеты факторинговых компаний контролируются на основании норм действующего законодательства.

Более того, финансовые агенты не привлекают средства физических лиц и не работают с ними — привлечение инвестиций в факторинговый бизнес происходит через кредитные организации. Соответственно, эта деятельность также контролируется в рамках действующего банковского законодательства и не может нанести ущерб широким массам населения.

Налоговый контроль — вся деятельность факторинговых компаний, так же как и деятельность других юр лиц на территории РФ, осуществляется в соответствии с НК РФ, следовательно, за финансовыми агентами установлен жесткий контроль со стороны налоговых органов. Валютное регулирование — факторинговые компании осуществляют свои расчеты по операциям, проводимым на территории РФ в рублях. Однако в случае осуществления экспортно-импортных операций, расчеты по которым проводятся в иностранной валюте, они автоматически подпадают под действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле и проверяются со стороны органов и агентов валютного контроля.

Контроль Росфинмониторинга. В январе 2008 года вступил в силу Закон ? 275-ФЗ4, который был разработан по следующей причине: финансовые агенты, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования, согласно ФАТФ, подпадают под определение «финансовые учреждения».
Следовательно, на них распространяются все базовые требования национального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, на законодательном уровне был разработан своеобразный механизм контроля за факторинговыми компаниями, осуществляющими свою деятельность без банковской лицензии. Анализируя количество и функции проверяющих органов, можно предположить, что этих организаций вполне достаточно для нормального функционирования рынка факторинговых услуг.

Что изменится с новым законом

Введение закона вряд ли сильно отразится на рынке, поскольку его роль — урегулировать нынешнее положение дел в отрасли. Развитие факторинга сравнимо с развитием сетевого ретейла, а влияние закона будет иметь долгосрочный характер и в перспективе нескольких лет возможны следующие события:
Специализация — уже сейчас на рынке вырисовываются очертания специализации компаний-факторов. Четкую специализацию имеют пока некоторые игроки, работающие с малым и средним бизнесом, или наоборот организации, ориентированные только на крупных клиентов. Последняя прослеживается у таких факторов, как Газпромбанк, Альфа-банк и «ВТБ Факторинг». Специализированных компаний, работающих с малым и средним бизнесом, сейчас практически нет, помимо ФК «Лайф» такой проект был только у НФК. Остальные игроки рынка пока не имеют четкого позиционирования.

Новые игроки — в перспективе нескольких лет наш рынок может привлечь зарубежных сетевых игроков, но вряд ли отмена лицензирования сыграет решающую роль в этом процессе. В последнее время они проявляют все больший интерес к российскому рынку, в частности Coface Holding, Trasta komercbanka, FIMBank и IFC.
Наиболее заметным западным «новичком» является Coface Holding, который занимает 6-е место в мировом рэнкинге факторинговых организаций, с объемом купленной дебиторской задолженности €40 млн. Интересен тот факт, что Coface Holding уже работает на российском рынке с 1992 года в качестве страховщика, но факторинговой деятельности не ведет. Другие игроки пока не имеют в России существенной площадки, но это не может служить значительным препятствием для выхода на российский рынок.

Читайте также:  Стоит ли делать фамилию брендом собственного бизнеса

Вероятно и появление новых российских участников, обладающих агрессивной стратегией развития. Но наиболее значимым для рынка станет появление дискаунтера — для факторингового рынка им может стать игрок, продающий invoice discountings.

Вывод бизнеса — у банков появился очевидный соблазн вывести факторинговую деятельность в отдельный бизнес. Однако не стоит ожидать массовых реакций. Перевести факторинговое направление из банка на отдельное юридическое лицо не так просто, поскольку технологии работы кредитной организации сильно отличаются от обычных компаний и для выстраивания этого процесса потребуются инвестиции, как временные, так и ресурсные. Внутренних барьеров здесь несколько. Во-первых, проект перехода в среднем займет год, следовательно, чтобы решиться на этот шаг, необходимо иметь проработанную стратегию развития. Во-вторых, у банков разнится отношение к самому факторингу — многие позиционируют его как дополнительный банковский продукт, то есть еще одну форму кредитования клиентов. Серые схемы — за время существования факторинг заслужил положительную репутацию и не воспринимается на рынке как форма мошенничества. В самом начале развития факторингового бизнеса были замечены случаи использования серых схем и рейдерских захватов, хотя ничего общего с факторингом они не имели, однако определенное недоверие со стороны клиентов данные истории вызывали. Появление на рынке в текущих рыночных условиях мошеннических организаций под маской факторинга маловероятно. Наверное, самое негативное событие (с отменой лицензирования никак не связанное) уже произошло — уход прежнего лидера рынка — компании «Еврокоммерц», которая допустила дефолт, и было вызвано экономической ситуацией и управленческими ошибками.

Все познается в сравнении

В настоящее время мировой рынок факторинга можно разделить на две части: крупнейшие страны, к которым относятся Великобритания, Ирландия, Франция, Италия, США, Германия, Испания, Япония, а также развивающиеся страны, такие как Россия, Болгария, Словения, Латвия. В развитых странах законодательство по факторингу существенно разнится. Например, во Франции и Италии существует государственное регулирование, но банковская лицензия не требуется, в Великобритании рынок регулирует себя сам, а в Германии нужна банковская лицензия для отдельных видов операций.

Великобритания занимает 20% мирового рынка факторинга и является абсолютным мировым лидером, ее факторинговый рынок является своего рода эталоном. Как и во многих развитых странах, значительный объем факторинговых сделок приходится на дочерние компании банков, это вполне объяснимо потребностью факторинговых компаний в финансовых ресурсах, источниками которых являются банки.

Российский рынок факторинга сильно отличается от международного опыта, большую роль здесь играет и возраст самого факторингового рынка, и влияние законодательства. Не стоит также забывать о текущих экономических условиях, в результате которых с рынка ушли независимые факторинговые компании и ряд дочерних компаний банков, что в свою очередь сильно изменило общую картину.

Сложно сделать точные прогнозы о влиянии отмены лицензирования на развитие факторинговой отрасли. Однако тот факт, что факторинг стал заметен и правительство готово идти на встречу как в изменении законодательства, так и в финансовой поддержке, дает большие возможности развития факторинга в целом.

Существенных изменений ожидать не стоит

Саморегулирование рынка

  • универсальные банки, осуществляющие факторинговое обслуживание (имеющие банковскую лицензию);
  • специализированные банки, занимающиеся только факторингом (имеющие банковскую лицензию);
  • независимые факторинговые компании (без лицензии), в том числе дочерние подразделения банков.

Запутанная практика

В соответствии с постановлением ФАС ЗСО от 23.09.08 г. по делу ? Ф04-5750/ 2008(12011-A70-13) было принято следующее решение «. суд при принятии решения по делу пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие у ответчика лицензии на осуществление факторинговой деятельности не влияет на деятельность договора, заключенного ответчиками». На основании этого решения была признана возможность факторинговых компаний осуществлять свою деятельность без специальных лицензий в соответствии с законодательством «О лицензировании отдельных видов деятельности»2, не включающим в себя деятельность по оказанию факторинговых услуг.

Однако не все судебные решения играли в пользу факторов: на основании одного из решений Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2008 г. были спутаны основные понятия «купля-продажа» и «обеспечительный». В результате суд освободил клиента от ответственности по регрессному договору за неисполнение обязательств дебитора по уступленному требованию.

Еще одно интересное решение постановил ВАС РФ. На основании определения от 6 мая 2009 г. ? ВАС-5048/09 договор факторинга не всегда бывает экономически оправдан, в результате чего налогоплательщику отказали в вычете по НДС, уплаченному по договору факторинга, заключенному с банком.

Факторинг

Как малому бизнесу правильно использовать факторинг

Любой бизнес неизбежно сталкивается с кассовыми разрывами: клиенты не всегда оплачивают отгруженную продукцию и оказанные услуги в нужное время, не все игроки работают по предоплате, и многие клиенты закрывают свои долги не сразу. Факторинг — способ быстро получить финансирование под уступку денежного требования и решить проблему управления дебиторской задолженностью предприятия.

Факторинг, кредит или овердрафт?

Главная цель факторингового обслуживания — обеспечить бизнесу возможность заниматься продажами, не отвлекаясь на срочное закрытие кассовых разрывов. Очевидный плюс факторинга в его гибкости и управляемости. Обычно этот инструмент сравнивают с овердрафтом (общая черта — пополнение оборотных средств) или кредитом — по стоимости средств.

В отличие от кредита, факторинг более управляемый, позволяет получать финансирование дозировано, под конкретные поставки товара. Предприниматель и компания сами могут принимать решение о необходимости и количестве денежных средств в зависимости от динамики продаж. Если продажи растут, вы делаете запрос на факторинг, если останавливаются — не делаете.

В отличие от овердрафта, факторинг позволяет учитывать сезонность. Если овердрафт жестко привязан к текущим оборотам по счету, то факторинговое финансирование отвечает меняющимся запросам клиента. В факторинге, также как в овердрафте, используются лимиты, но в отличие от овердрафта эти лимиты подвижны.

В дополнение к финансированию факторинговое обслуживание подразумевает проверку деловой репутации контрагентов, страхование рисков неплатежей и управление дебиторской задолженностью. Этот сервис помогает бизнесу развиваться безопасно, существенно снижая организационные издержки.

Как правильно выбрать фактора?

Привлечь факторинговое финансирование можно либо в банке, либо в специализированной компании. Любой банк регулируется инструкцией ЦБ РФ, а значит, вынужден предъявлять к заемщику повышенные требования, в частности, оценивать их кредитоспособность и наличие достаточных для обеспечения факторинга активов. Все это резко понижает доступность факторинга для сектора малого и среднего бизнеса. Фактически такие компании могут привлечь финансирование от банка только при работе с сетевым ритейлером или с крупной компанией.

Принимая решение в пользу банка или специализированного игрока, стоит обратить внимание на систему риск-менеджмента и оперативности будущего фактора. Факторинг — инструмент для быстрого роста, поэтому потенциальный партнер должен быстро реагировать на запросы вашего бизнеса и стремительно принимать решения.

Например, в нашей компании мы ввели особый механизм лицензирования бизнес-менеджеров. Получив лицензию, они могут единолично принимать решения о подключении нового клиента или об изменении лимита.

Читайте также:  Производство мрамора из бетона

Обращаться в специализированную факторинговую компанию следует предпринимателям, чей бизнес:

  1. Имеет большой поток клиентов и покупателей, большую оборачиваемость капитала.
  2. Подвержен сезонным колебаниям. Работа со специализированным фактором позволит нарастить дополнительные мощности в периоды повышенной бизнес-активности.
  3. Выходит на новые рынки или привлекает новых покупателей. В этом случае специализированная компания поможет вам оценить контрагентов и застраховать вас от рисков неоплаты.
  4. Не готов вводить новую штатную единицу. Факторинговая фирма может взять на аутсорс часть функционала, например, управление дебиторской задолженностью.

Не переплачивайте за услуги

Стоимость факторинговых услуг складывается из комиссии за обслуживание (процент от суммы задолженности, уступленной фактору), комиссии за финансирование (стоимость финансирования за реальное количество дней пользования предоставленными средствами) и фиксированного сбора за обработку каждого документа. В среднем ставка финансирования может варьироваться от 1,6 до 3% от накладной. Также можно полностью застраховать риск неоплаты со стороны дебитора.

Итоговый объем финансирования определяется через оценку компании-клиента, его внешней цепочки поставок, а также путем анализа рыночной конъюнктуры. Любой бизнес клиента индивидуален, и в контексте особенностей ведения бизнеса могут отличаться условия, зависящие от типа дебиторов, поставщиков, покупателей, периода отсрочки по их контрактам, условий по данным контрактам.

Зачем малому бизнесу факторинг?

Факторинговые услуги — это живой инструмент для роста бизнеса. Компания-фактор не просто дает клиентам деньги, но и оптимизирует их коммерческую деятельность за счет оперативного закрытия кассовых разрывов и внедрения инструментов риск-менеджмента. В отличие от банка, специализированная факторинговая компания не просто ждет, когда вы вернете ему долг с процентами, но и становится полноценным бизнес-партнером для своего клиента. Чем больше клиентов у вашего фактора, тем выше его полезность для вас. Некоторые специализированные фирмы ищут для своих клиентов покупателей их продукции по собственной базе и даже помогают с выходом в ритейлерские сети. Мы в «Лайф.факторинг» определили для себя стратегию финансового консультанта: советуем, с кем работать, с кем не работать, мы становимся площадкой между бизнес-партнерами, предоставляя ресурсы, чтобы работа шла гладко и правильно.

Факторинг — простой и эффективный инструмент для поддержки операционной деятельности предприятия и решения проблемы недостаточного уровня ликвидности. За рубежом именно малый и средний бизнес активнее всего пользуется этим инструментом. В России практика пока складывается по-другому, здесь основные пользователи факторинга — крупные игроки.

При этом сегодня факторинг может быть применим в самых популярных отраслях для МСБ. Например, в электронной коммерции. В интернет-торговле есть много подводных камней: какие-то вещи теряют стоимость в связи сезонностью, поэтому надо быстро принять решение, понять взаимные риски и выдать средства «здесь и сейчас».

Другой интересный сегмент — рекламные услуги. Есть агентства, имеющие крупных клиентов, у большинства из которых постоянно возникает отсрочка платежей, в таком случае факторинг может стать хорошим финансовым плечом для небольшой компании, не имеющей возможности самостоятельно закрыть кассовые разрывы.

Евгений Родионов, управляющий партнер «Лайф.Факторинг»

«Бизнес»: Отмена лицензирования факторинга может привлечь на рынок новых игроков

Правительство РФ в апреле этого года приняло решение отменить лицензирование факторинга — финансирования клиентов под уступку требования его долгов. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс должны быть разработаны в июле. Пока таким финансированием занимаются только банки, но после отмены лицензирования факторинг может превратиться в самостоятельное направление бизнеса.

Финансирование за долги
Факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования, иначе говоря — долга. Это вариант финансирования, при котором право требования задолженности переходит от предприятия к финансовому агенту или факторинговой компании. Предприятие, продающее свои товары, например, с отсрочкой платежа, может получить таким образом оперативное финансирование. Покупатель товаров впоследствии расплачивается с факторинговой компанией. Ее комиссия составляет 0,5-5% от суммы финансирования. Кроме того, предприятие за пользование деньгами платит проценты, обычно по ставке рефинансирования плюс 2-4%.

Рынок факторинга в России практически не развит. По данным крупнейшей в мире ассоциации факторинговых компаний Factors Chain International, на 1 июня в России действовало всего семь компаний с общим объемом предоставленного финансирования в 485 млн евро в год. Из этой суммы только 15 млн евро приходилось на международный факторинг. Впрочем, по оценке Национальной факторинговой компании (НФК) «Уралсиб-НИКойл», годовой объем факторинга в 2002 году составлял $164,52 млн, в 2003-м — $378 млн. В прошлом году факторинговые компании профинансировали своих клиентов на $760 млн.
Для сравнения, в 2004 году, по данным ЦБ, объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, составил $80 млрд.

С помощью факторинга предприятия могут решать различные задачи. К примеру, торговый дом «Камея Со» использует факторинг для предоставления отсрочек покупателям. По данным компании «Русская кожа», кассовые разрывы по платежам были огромной проблемой при экспортных поставках. С июня 2002 года компания работает на схеме экспортного факторинга, что позволило ей управлять рисками по экспортным поставкам и иметь постоянный источник пополнения оборотных средств.

Факторинг оккупировали банки
По Гражданскому кодексу, принятому еще в 1996 году, финансированием под уступку прав требования могут заниматься банки, имеющие лицензию ЦБ, а также другие коммерческие организации, обладающие специальной лицензией на этот вид деятельности. Заместитель председателя правления Прадо-банка Анна Шишкина объясняет появление такой нормы в Гражданском кодексе желанием власти «все зарегламентировать в эпоху нецивилизованного рынка». Как ни парадоксально, но за прошедшие с момента введения ГК девять лет государство так и не разработало механизма выдачи специальных лицензий для факторинговых компаний.

Теперь власть решила отменить необходимость получения специальных лицензий. В плане законодательной работы правительства на этот год значится подготовка законопроекта, отменяющего лицензирование факторинга. Поправки в ГК должны быть разработаны в июле. Как только изменения будут внесены в ГК, любая компания, считающая свои ресурсы достаточными для выхода на рынок, сможет попробовать на нем свои силы. Шишкина считает, что отказ от требования лицензировать факторинг — шаг вполне логичный. Начальник отдела международного факторинга Промсвязьбанка Борис Мельников напоминает, что ситуация с факторингом изначально была неоднозначна и лицензирование решили отменить, чтобы упростить компаниям выход на этот рынок.

Ветер перемен
Отмена лицензирования должна способствовать выходу на рынок факторинга небанковских организаций. По оценкам НФК «Уралсиб-НИКойл», это создаст предпосылки для развития новой самостоятельной отрасли финансовых услуг. Хотя факторинг формально не относится к кредитованию, такие компании вынуждены создавать большие резервы при предоставлении услуг. Согласно нормативам ЦБ, в зависимости от финансового состояния клиента резервы могут достигать 100% суммы финансирования. Такие нормы, по мнению специалистов НФК «Уралсиб-НИКойл», тормозят развитие этой услуги. После отмены лицензирования, полагает Шишкина, из некоторых банков, возможно, выделятся самостоятельные факторинговые компании. Они могут также открыться под крылом крупных международных финансовых корпораций. Мельников полагает, что либерализация рынка факторинга вряд ли сильно изменит тарифы на этот вид услуг. Чтобы демпинг заметно повлиял на рынок, новые игроки, по его мнению, должны иметь большие финансовые возможности — для выхода на рынок нужно никак не менее $10 млн.

Специалисты факторинговых компаний отмечают, что этот бизнес подразумевает наличие хорошо отлаженных систем оценки рисков, мониторинга состояния дебиторской задолженности клиента и высокотехнологичного программного обеспечения. Создание подобных систем — это процесс длительный и дорогостоящий. Поэтому участники рынка уверены, что не стоит ожидать массового выхода на рынок компаний, предлагающих полный спектр факторинговых услуг. В НФК «Уралсиб-НИКойл» ожидают обострения конкуренции среди действующих факторинговых компаний, которые будут бороться за качество услуг.

Читайте также:  Бизнес под соусом: как открыть цех по производству майонеза?

ЦЕНА ВОПРОСА
Факторинг — один из самых популярных на Западе инструментов пополнения оборотных средств. При факторинге предприятие-поставщик передает компании документы о поставке (с отсрочкой платежа), подписанные покупателем, и сразу же после этого получает на свой расчетный счет значительную часть причитающихся платежей (70-90%). Остальная часть долга покупателя (за вычетом того, что причитается фактору), перечисляется клиенту после того, как покупатель перечислил фактору всю сумму задолженности. В зависимости от распределения рисков факторинг бывает с регрессом, без регресса и с частичным регрессом. Регресс — это право требования к клиенту, если поставщик не заплатил факторинговой компании. Соответственно, при факторинге с регрессом компания имеет право потребовать с клиента возврата авансового платежа. При безрегрессном факторинге риск неоплаты принимает на себя компания, что повышает и сумму комиссионного вознаграждения, и требования к качеству документов покупателя. Расходы на факторинг складываются как минимум из четырех составляющих: комиссии компании (0,5-5%), процента за предоставление денежных средств (по ставке рефинансирования плюс 2-4%), сборов за обработку документов по поставке ($1-4 за поставку) и сборов за установление лимитов по конкретным дебиторам ($3-60). При безрегрессном факторинге комиссии выше примерно на 1%.

банковский рынок

В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинговых услуг — переуступки платежных требований к юрлицам. Законопроект дает право проведения этих операций любым коммерческим организациям без получения специального разрешения. На первый взгляд принятые поправки нарушают монополию банков в этом секторе. Однако, по мнению самих банкиров, они лишь укрепят свои позиции на многомиллиардном рынке: поправки позволят банкам вывести факторинг в отдельный бизнес, снизив при этом собственные риски.

Вчера депутаты одобрили в первом чтении законопроект, отменяющий лицензирование факторинговых операций. Сейчас, согласно ст. 825 Гражданского кодекса, факторинговую деятельность вправе осуществлять лишь банки и коммерческие организации, имеющие банковскую лицензию. Новые же нормы, по мнению чиновников, позволят российским компаниям повысить собственную ликвидность и увеличить объемы факторингового рынка. По оценке МЭРТ, в случае отмены лицензирования к 2008 году доля факторинга в ВВП может вырасти до 3% по сравнению с 0,5% в прошлом году. При этом инициатива правительства на первый взгляд разрушает монополию коммерческих банков на рынке факторинга, объем которого оценивается сейчас в $6 млрд в год. Поскольку из-за отмены лицензирования доступ на этот рынок будет предельно либеральным, это, по мнению главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, приведет к «криминализации операций с долгами» (см. Ъ от 19 января 2006 года). Поэтому при рассмотрении поправок в правительстве банки пытались препятствовать их дальнейшему прохождению.

Однако теперь банкиры полностью изменили свое отношение к законопроекту. Они уверены, что поправки сыграют исключительно в их пользу. «Да, конкуренция усилится, но резкого прихода новых игроков не будет,— считает начальник отдела лизинговых и факторинговых операций банка ‘Центрокредит’ Елена Уколова.— Факторинг — это высокорискованные операции. Банк или другая организация, предоставляющая эти услуги, обязаны иметь опыт работы в оценке соответствующих рисков. Нужны как минимум специально обученный персонал и программное обеспечение. Плюс большие оборотные средства. Такие затраты доступны немногим».

Факторинговые операции — комплекс услуг, оказываемых финансовыми агентами для управления дебиторской задолженностью поставщиков. В России эти услуги предоставляет большинство банков и несколько компаний по оказанию факторинговых услуг. В 2005 году, по оценке МЭРТ, объем этого рынка составил около $3 млрд. По оценке банкиров — $6 млрд. Более 68% компаний, пользующихся факторинговыми услугами, работает на рынке оптовой торговли, 27,8% — в обрабатывающей промышленности, 5,4% — строительные компании и другие отрасли.

По словам опрошенных Ъ экспертов, после отмены лицензирования банки не только сохранят монополию на этом рынке, но и увеличат свое присутствие на нем. Банкиры намерены выделить факторинговые операции в отдельный бизнес, не опасаясь при этом санкций за отсутствие лицензии со стороны госорганов. «Банки всерьез рассматривают этот вопрос,— заявил Ъ гендиректор компании ‘Транскредитфакторинг’ Алексей Бородулин.— Реализовать это после принятия поправок в ГК будет значительно проще».

По словам участников рынка, выделение факторинга в отдельный вид бизнеса необходимо, поскольку сейчас кредитные риски по факторинговым операциям входят в общую корзину банковских рисков. «Факторинговые операции являются одними из самых высокорискованных сделок, однако в балансах банков они отдельно не выделяются, и это не позволяет инвесторам определить рискованность кредитной политики банков,— считает господин Бородулин.— Учитывая, что ежегодно объем этого рынка увеличивается на 200-300%, ситуация может привести к высокой концентрации кредитных рисков в банковской системе». После же принятия поправок в ГК банки смогут разграничить риски, и, по оценке банкиров, к 2008 году объем рынка достигнет $50 млрд.

Нужно ли получать лицензию на факторинговую деятельность

В редакции 1996 года статья 825 Гражданского кодекса РФ была изложена следующим образом: «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида».

На момент принятия Гражданского кодекса РФ условия лицензирования факторинговой деятельности определены не были. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности.

Вместе с тем, в дальнейшем не был разработан порядок получения лицензии на факторинговую деятельность, не определен лицензирующий орган, в связи с чем фактически требование о наличии лицензии не могло быть реализовано. В связи с этим возникали споры о возможности осуществления факторинга коммерческими организациями.

Суды расходились во мнениях, но в большей части признавали законной факторинговую деятельность, реализуемую коммерческими организациями.

Вместе с тем, в целях снижения риска возникновения споров и признания сделок недействительными факторингом начали в большей степени заниматься кредитные организации.

В дальнейшем Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ данный вопрос также разрешен не был – положениями указанного закона не предусмотрено лицензирование деятельности по оказанию услуг финансовыми агентами.

В апреле 2009 г. спор банков и факторинговых компаний был разрешен за счет принятия Федерального закона от 09.04.2009 N 56-ФЗ, которым вносились изменения в статью 825 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с новой редакцией статьи 825 Гражданского кодекса РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации.

Норма статьи 825 ГК РФ, являясь общей, требовала для своей реализации установления порядка лицензирования данной деятельности и передачи функций по его осуществлению уполномоченному государственному органу.

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также не предусматривают обязанности получения лицензии для осуществления факторинговой деятельности.

В настоящее время отдельная лицензия на факторинговую деятельность не выдается, в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать любые коммерческие организации, в том числе и кредитные.

Если статья была полезна для вас, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям, коллегам и знакомым.

Ссылка на основную публикацию